IV фактор - коммуникативная компетентность юриста. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

IV фактор - коммуникативная компетентность юриста.

2017-10-16 465
IV фактор - коммуникативная компетентность юриста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коммуникативная компетентность предполагает сле­дующие качества личности:

. способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

. проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потреб­ности, мотивы поведения, состояние психики;

. доброжелательное, вежливое отношение к людям, уме­ние слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

. свободное, гибкое владение вербальными и невербаль­ными средствами общения;

. умение в конфликтных ситуациях проводить адекват­ную ситуации стратегию коммуникативного поведения, ме­нять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

. способность к сотрудничеству, достижению компромис­сов, соглашений;

. развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

. адекватную самооценку;

. чувство юмора.

Качествами, существенно затрудняющими коммуника­тивные процессы, снижающими их результативность, являются:

. замкнутость (аутия), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); лег­коранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликт­ность, агрессивность;

. эмоциональная неустойчивость, импульсивность;

. слабое владение вербальными и невербальными средст­вами общения.

V фактор - организаторские способности. Организа­
торские способности позволяют юристу, независимо от рода
его профессиональной деятельности, оказывать управляющее
воздействие на различных субъектов, с которыми приходится
вступать в диалог в процессе профессионального общения.


Юридическая психология

Поэтому юрист, особенно управленческого звена, поми­мо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

. активность, инициативность, находчивость, распоряди­тельность;

. смелость, решительность, настойчивость, целеустрем­ленность, умение выделять главное, прогнозировать последст­вия принимаемых решений;

. самостоятельность;

. чувство ответственности за свои действия и поступки;

. организованность, собранность, аккуратность в работе. Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства:

. коммуникативная компетентность;

. нервно-психическая устойчивость;

. адекватная самооценка;

. высокая мотивация достижения успеха.

Качествами, существенно снижающими организатор­ские возможности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

После всестороннего изучения опыта профессионально-психологического отбора, накопленного в некоторых государ­ственно-правовых ведомствах, близких по характеру работы своих сотрудников к профессиональной деятельности проку­рорских работников, а также на основе специально проведен­ного исследования В.В. Романовым была скомплектована бата­рея тестов, в которую в качестве основных вошли следующие психодиагностические методики: шкала прогрессивных мат­риц Дж. Равена; 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кет-тела (16PF); стандартизированный метод исследования лично­сти (СМИЛ) - адаптированный Л.Н. Собчик вариант Минне-


Психология профессиональной деятельности юриста

сотского многофакторного личностного опросника (MMPI); в качестве дополнительных: цветовой тест М Люшера; опрос­ник «Уровень субъективного контроля» А.М. Эткинда и др. (опросник УСК); тест «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (MODE).

В ходе проведенного исследования психологические критерии профессиональной пригодности, выявленные с по­мощью отобранных тестов, сопоставлялись с объективными критериями оценки прокурорских работников (всего с при­менением указанных тестов было обследовано 349 прокурор­ских работников - 319 мужчин и 30 женщин в возрасте от 22 до 56 лет). В последующем были проанализированы личные дела всех указанных лиц. Материалы личных дел, а также факт назначения на руководящую должность в группе проку­рорских работников из резерва для выдвижения позволили разделить всех обследованных на четыре группы профессио­нальной пригодности:

1-я группа - высокий уровень профессиональной эф­фективности, полное служебное соответствие, высоковероят­ный прогноз профессиональной успешности;

2-я группа - средний уровень профессиональной при­годности (в основном соответствует требованиям прокурор-ско-следственной специальности);

3-я группа - кандидат частично соответствует требова­ниям прокурорско-следственной специальности (может быть принят на работу при большом числе вакантных мест);

4-я группа - низкий уровень профессиональной эффек­тивности, несоответствие кандидата служебному предназна­чению, прогноз его профессиональной неуспешности.

Рассмотренные выше факторы профессиональной при­годности, различные сочетания (симптомокомплексы) соот­ветствующих им психологических качеств личности находят отражение в соответствующей профессиограмме, в которой важное место занимает психограмма личности. С помощью профессиограммы психологическая служба в состоянии дать достаточно объективную оценку любому кандидату на ва­кантную должность.


Юридическая психология

В большинстве правоохранительных органов психоло-гическая служба является структурным элементом кадровых аппаратов. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед службой, использование достижений практической психоло-гии в работе с кадрами (персоналом, личным составом). Рас-смотрим основные направления такой работы.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.