Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших

2017-10-16 311
Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Объекты исследования


Типовые задачи (вопросы)


 


Свидетель или потерпевший.

Материалы дела, содержа-щие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, пред-ставляющий интерес для следствия.

Сведения об объективных особенностях ситуации вос-приятия свидетелем (потер-певшим) фактов и событий, о которых даются показания.

Данные о взаимоотноше-ниях свидетеля (потерпевше-го) с фигурантами дела, взаимодействии в крими-нальной ситуации.

Данные о полученных по-терпевшим телесных повре-ждениях.


Имеются ли у свидетеля (по-терпевшего) индивидуально-пси-хологические особенности (в том числе особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), которые могли существен-но снижать качество восприятия, запоминания и воспроизведения им важной для дела информации?

Имеются ли у свидетеля (потер-певшего) признаки отставания в психическом развитии, существен-но влияющие на способность пра-вильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?

Учитывая особенности психиче-ской деятельности свидетеля (потер-певшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия вос-приятия, мог ли он правильно вос-принимать обстоятельства дела?

Способен ли свидетель (потер-певший) давать правильные пока-зания в настоящее время?

Мог ли свидетель (потерпев-ший) давать правильные показа-ния об интересующих следствие обстоятельствах?



Юридическая психология


Объекты исследования


Окончание табл. 7

Типовые задачи (вопросы)

Имеются ли у свидетеля (по-терпевшего) какие-либо инди-видуально-психологические особенности (напр., повышен-ная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли сущест-венно повлиять на его способ-ность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?

Какие психологические фак-ты могут свидетельствовать в пользу достоверности показа-ний свидетеля (потерпевшего), а какие – против?


Таблица 8


Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

Объекты исследования

Типовые задачи (вопросы)


Потерпевший.

Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях оде-жды (заключения СМЭ, протоко-лы осмотров, свидетельства).

Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспита-ния, специфическом (сексуаль-ном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, пове-дении в период преступления, а также до и после него.


Выявление признаков отста-вания в психическом развитии, определение влияния отстава-ния на психическую деятель-ность в исследуемый период.

Установление способности адекватно воспринимать внеш-нюю сторону событий.

Установление способности воспринимать внутреннее со-держание действий сексуально-го характера.



Объекты исследования

Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обви-няемого (обвиняемых), его дей-ствиях и поведении, поведении третьих лиц).

Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми).


Судебно-психологическая экспертиза

Окончание табл. 8

Типовые задачи (вопросы)

Выявление индивидуально-психологических особенностей, существенно повлиявших на поведение потерпевшего в пе-риод совершения в отношении него противоправных действий (а также до и после этого).

Установление способности оказывать сопротивление дей-ствиям виновного.

Соответствие содержания по-казаний потерпевшего о его по-ведении в исследуемой ситуации присущим ему индивидуально-психологическим особенностям.

Установление состояния, оказавшего существенное влия-ние на поведение и способность оказывать сопротивление. Выявление особенностей разви-тия и индивидуально-психоло-гических свойств и качеств, спо-собствовавших виктимному по-ведению жертвы



Юридическая психология __________

Экспертиза по фактам Объекты исследования


Таблица 9

гибели (самоубийства) Типовые задачи (вопросы)


 


Любые источники информа-ции, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения:

• о психической деятельности погибшего (его действиях, по-ведении, состоянии, контак-тах и др.),

• об обстоятельствах гибели, причине смерти,

• а также материалы, характе-ризующие погибшего, его со-циальную среду, условия раз-вития, связи и отношения,

• данные, раскрывающие инди-видуально-психологические особенности, систему ценно-стей, склонности, интересы, ус-тановки и т.д.

Такими источниками инфор-мации могут быть:

• показания свидетелей – близ-ких, родственников, друзей, со-служивцев, очевидцев, прочих,

• протоколы следственных дей-ствий,

• заключения экспертиз, справ-ки, истории болезни, другая меддокументация,

• послужные списки,

• протоколы психологического обследования (для военно-служащих),

• приобщенные к делу пред-смертные записки, письма, дневники, рисунки, иные про- дукты творчества.


Установление внешних и внут-ренних факторов суицидального риска.

Установление эмоционального состояния жертвы в период, предшествовавший гибели.

Проведение психологического анализа ситуации, разрешившейся суицидом (явным, неявным).

Установление возможных при-чин суицидального поведения, его связи с конкретными обстоя-тельствами.

Установление причинно-след-ственной связи между определен-ными действиями конкретного ли-ца (или ряда лиц) и психическим состоянием погибшего в период, предшествовавший самоубийству (при подозрении на доведение).

Дополнительные задачи по фактам суицидов несовершенно-летних:

• какие возрастные и индивиду-альные особенности несовер-шеннолетнего могли повлиять на восприятие им ситуации, принятие решения, осознание последствий;

• мог ли несовершеннолетний в полной мере понимать харак-тер и значение своих действий и руководить ими.



Судебно-психологическая экспертиза


Материалы дела и приобщен-ные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, меддокументация, заключения экспертиз, др.).

Таблица 10

Экспертиза по делам о воз Объекты исследования Личность потерпевшего (истца). Ситуация социального взаи-модействия потерпевшего с при-чинителем вреда. Психическое состояние по-терпевшего. Иск о возмещении морального

змещении морального вреда Типовые задачи (вопросы)

Определение качества нега-тивных субъективных пережива-ний потерпевшего и его психиче-ского состояния.

Установление факта изменения психического состояния потерпев-шего в период, последовавший по-сле виновных действий (бездейст-вия) причинителя вреда.

Определение ценностей и от-ношений потерпевшего, наиме-нее устойчивых к психотравми-рующему воздействию.

Установление индивидуально-психологических особенностей по-терпевшего, способствующих уве-личению глубины и интенсивности его субъективных переживаний, как связанных с действиями виновного, так и с изменениями, за ними по-следовавшими.

Определение качественных изменений, произошедших в раз-личных сферах жизнедеятельно-сти потерпевшего с момента воз-действия на него неблагоприят-ных событий.

Установление непосредствен-ных и косвенных последствий действий причинителя вреда, происшедших в жизни потер-певшего и их влияния на его жизнедеятельность.

Установление наличия причин-но-следственной связи изменений психического благополучия потер-певшего с конкретными жизненны-ми обстоятельствами (в т.ч. обуслов- ленными действиями виновного).



Юридическая психология __________

Таблица 11


Экспертиза по делам о пр сделок с п

Объекты исследования

Личности субъектов спор-ного материального правоот-ношения.

Материалы дела и приоб-щенные к ним материалы, со-держащие сведения о психи-ческой деятельности субъек-тов сделки, а также справки, истории болезни, иная меддо-кументация.

Сведения о природе сделки, ее предмете, условиях заклю-чения.

Фактические данные о си-туации спорного правоотно-шения.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.