Классификацию дидактических игр по характеру игровых действий — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Классификацию дидактических игр по характеру игровых действий

2017-10-16 859
Классификацию дидактических игр по характеру игровых действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игры-путешествия Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое- через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.
Игры-поручения Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры-предположения Игры-предположения: «Что было бы..?», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент, например, игра «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки В основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Как известно, содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир, в них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. («Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Путешествие», «Сундучок с секретом» и другие).
Игры-беседы Игры-беседы (диалоги) - основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей, воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение, развивает умение участвовать в беседе. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе», «Что случилось с нами..», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали» и др.
Подвижно-дидактические игры Подвижно-дидактические игрысодержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях - «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие», «Отгадай загадку - покажи отгадку» и другие.

 

Приложение Г

 

Картотека игр

«Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.
Ход игры:
В комнате разложены предметы – «препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Передай хорошее настроение»
Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.
Ход игры:
Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

«Волшебные очки»
Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры:
воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

«Как надо заботиться»
Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.
Ход игры:
дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

«Колечко красоты»
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Ход игры:
сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Круг честности»
Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
Ход игры:
дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

«Птенцы»
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры:
воспитатель: - Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

«Муравьи».

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры:
воспитатель (рассадив детей вокруг себя).
«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».
Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«Снежный ком»
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.
Ход игры:
Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу

«Ласковое имя»
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Ход игры:
«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

«Не выпустим шарик из круга»
Цель: Формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:
Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается воздушный шарик. Задача — любыми способами, но, не разъединяя рук, удержать шарик в воздухе как можно дольше.

«Помоги слепому дедушке»
Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.
Ход игры:
Количество игроков — не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры — до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами

«Только хорошее»
Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
Ход игры:
Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

«Цвета эмоций»
Цель: развитие воображения, выразительных движений.
Ход игры:
Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая — отгадывать.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Ход игры:
Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2–3 минуты):
- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
Игры на повышение сплоченности группы
Щепка на реке

Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу. Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной вытянутой руки. Все дети – это вода одной реки. Тёплая, понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети, начиная с какого-либо края). Они сами решают, как они будут двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д. Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно передавали.

Слон

Все участники, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время (можно не ограничивать) должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине.

Паровозик

Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки – у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать предмет, который ведущий помещает в комнате после того как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.

 

Колдуны в деревне

Отряд делиться на колдунов и жителей деревни. Колдуны могут заколдовывать жителей каким-либо движением (положив руку на плечо, обняв и т.д.). Заколдованный замирает и не двигается, пока его не расколдуют. Расколдовывать может другой житель, крепко обняв или поцеловав в щечку. Таким образом, задача колдунов «заморозить» всю деревню, а задача жителей – помешать этому.

Крокодильчики

Игроки делятся на 2 команды, одна из которых загадывает слово (существительное, явление или фразу, или др.). Из другой команды выбирается человек, которому говорят загаданное слово. Этот игрок, используя мимику и жесты (без слов) должен объяснить своей команде слово. Отгадав слово, команды меняются местами.

Йоги

Все разбиваются на пары. Ведущий говорит команды. Например, «рука-голова», плечо-бедро» и т.д. Играющие должны приклеиться этими частями тела друг к другу. Затем даются новые команды, при условии, что старые остаются в силе. Надо как можно дольше продержаться и не упасть. Побеждают настоящие йоги.

Мне в тебе нравиться

Участники сидят по кругу и по очереди говорят своим соседят, что им в них нравиться. Обязательное условие – называть что-то из внешности соседа, что-то материальное, а не черты характера. После прохождения круга ведущий объявляет, что теперь то, что вам понравилось в соседе, вы должны поцеловать.

Путанка

Проведение: все становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо рас­путаться. В результате распутывания должен получиться круг.

 

Приложение Д

Дидактическая игра «Капельки настроения»

Дидактическая игра «Подбери эмоцию»


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.