Раздел 1. Теоретические аспекты организации игр с правилами в дошкольном возрасте — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Раздел 1. Теоретические аспекты организации игр с правилами в дошкольном возрасте

2017-10-16 1175
Раздел 1. Теоретические аспекты организации игр с правилами в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… Раздел 1. Теоретические аспекты организации игр с правилами в дошкольном возрасте…………….……………………………….………… 1.1. Понятие и сущность игр с правилами………………………… 1.2. Педагогическое значение дидактических игр в развитии дошкольника…………………………………………………………………. 1.3. Формирование нравственных качеств у детей в игре………… 1.4. Классификация дидактических игр…………………………….   Раздел 2. Методические основы руководства играми с правилами в дошкольном возрасте………………………………………………………. 2.1. Дидактические игры……………………………………………. 2.2. Подвижные игры………………………………………………... Раздел 3. Практические рекомендации по организации игр с правилами в разных возрастных группах…………………………………………………   ВЫВОДЫ …….…………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..   6 8 10 13 16 18      

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок стремится познать все через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру у ребенка формируются первые представления об окружающем мире. В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обуславливается её потенциальными возможностями, местом и ролью как основой, ведущей деятельности.

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Проблема воспитания нравственных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций.

Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались философы, ученые, педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стояли Ф. Фребель, М. Монтессори. Особое внимание дидактической игре уделяли отечественные педагоги К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др.

Игры с правилами – вид игр, имеющих наибольший эффект в старшем дошкольном возрасте, поскольку подразумевает волевой компонент – соблюдение правил игры. Один из элементов дидактической игры является правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в измененных обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. В игре происходят важнейшие изменения психики детей, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми.

Уточнилось содержание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям и природе. Определилась методика формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста. В основе методики лежит механизм нравственного воспитания, но последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей.

Проблема воспитания нравственных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания нравственных поступков (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения.

В курсовой работе раскрывается влияние игр с правилами на нравственные качества личности ребёнка. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на современном этапе в дошкольном образовании отмечается увлеченность методиками раннего обучения, технологизацией педагогического процесса. Однако, все признают ведущую роль игры в дошкольном детстве. Дети в играх копируют поведение взрослых, отображая как положительные моменты прогресса нашего общества, так и негативные. Отношения между детьми становятся более жесткими. Поэтому так важно уточнить содержание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям и природе через игровую деятельность.

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.

Цель курсовой работы -изучение влияния игры с правилами на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Объект исследования -процесс организации игр с правилами с детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования – игра с правилами как средство развития нравственных качеств дошкольников.

Согласно указанной цели были поставлены следующие задачи:

· изучить научно-методическую литературу по данной теме;

· раскрыть понятие и сущность игры с правилами;

· ознакомится со взглядами выдающихся педагогов о роли игры с правилами в воспитании ребёнка;

· раскрыть методику проведения игр с правилами в дошкольном возрасте;

· разработать картотеку игр с правилами с детьми разных возрастных групп.
Методы исследования:

· теоретические (поиск и анализ научно-методической литературы);

· практические (составление картотеки игр с правилами, проведение игр с правилами во время практики).

Методологическая основа исследований: методики формирования взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста (Л. А. Пеньевской, А. М. Виноградовой, И. С. Деминой, Л, П. Князевой, Л. П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т.В. Черник и др.); роль обучающих игр (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева, В.Г. Веракса, Н.В. Губанова и др.).

Дидактические игры

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

1 младшая группа. Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Поскольку, они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило.

2 младшая группа. Дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму, и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными отношениями, приучают детей слышать слово и соотносить его с конкретной игрушкой, действием.

Особенности руководства: у детей младшего дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, наглядность для них действует сильнее, чем слово, поэтому,

1) целесообразное объединение правил с показом игрового действия (воспитатель показывает и объясняет);

2) сюрпризный момент должен стоять на первом месте в организации игр.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали радостное настроение у детей, учить играть детей, не мешая друг другу, постепенно подводили к тому, что играть в вдвоем интереснее. В проведении игр нужна активность воспитателя, в ходе игры воспитатель использует вопросы, даёт советы и предложения, поощряет детей, контролирует их действия.

Средняя группа. В этом возрасте необходимо уделить внимание д/и направленным на закрепление и обобщение, имеющихся знаний у детей, умению использовать приоритетные знания на практике.

Воспитатель принимает участие в играх, остаётся и учителем и участником игры, стремится вовлечь всех играющих детей в игру, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарища, т. е интересуется процессом всей игры. По мере накопления опыта детьми воспитатель начинает играть второстепенную роль, но при возникновении проблем, снова включается в неё.

1. Правила игры объясняются педагогом перед началом, и показывается с помощью пробного хода, воспитатель предупреждает неправильные действия детей и внимательно следит за выполнением правил.

2. В ходе игры воспитатель задаёт вопрос наводящего и проблемного характера, делает реплики, даёт совет, поощряет.

3. На этом возрастном этапе педагог, постепенно ориентируясь на индивидуальные особенности детей, может давать оценку игровых действий игры.

Старшая группа: Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детейдостигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся:

1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;

2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;

3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнения игровых правил.

При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "В следующий раз будем играть ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.

Подвижные игры

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравствен­ным поведением детей.

· Подбор игр. Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенст­вованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усво­енных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, как пра­вило, для детей младшего возрастадоступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движе­ние по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли ("Солныш­ко и дождик" - одна роль, "Кот и мыши" - две роли и т.д.).

· Знакомство с новой игрой. Младшая группа: целесооб­разнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры, иг­ровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчи­вать движения, и требованиями к их выполнению.

Средняя- старшая группа: способны понять и запомнить содержание и правила игры че­рез их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.

· Создание условий для игры. В младших группах пособия, используемые в иг­ре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. При проведении игры с детьми среднего и старшего воз­раста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поста­вить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальней­шем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.

· Распределение ролей. Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет иг­рающих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их зада­ча - не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.

В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепен­но, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водя­щего ребенку, используя прием назначения. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать на­грузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В средней группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего по­ручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водяще­го, можно прибегнуть к выбору считалки. Как правило, де­тям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.

В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: "Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет пра­вильно ловить, кто ни разу не попался?". И т.д.

Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель бе­рет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым зна­чительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.

· Руководство в ходе игры. В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества по­вторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначе­ния водящими детей с разным уровнем развития движений.

Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших груп­пах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.

· Подведение итогов. Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водя­щего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двига­тельной задачи.

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту детской игры, крайне важно серьезно подойти к организации и содержанию игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.

 

 

Раздел 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГР С ПРАВИЛАМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, незаменимое средство пополнения ребен­ком знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Создание условий для проведения игр
Для проведения подвижных игр и упражнений в каждом дошкольном учреждении необходимо иметь разнообразное физкультурное оборудование, которое может быть установлено как на участке (на групповых площадках), так и в групповых комнатах. Оно широко применяется при проведении организованных физкультурных занятий и подвижных игр, а также стимулирует самостоятельную двигательную деятельность детей.
Для проведения игр и игровых упражнений желательно иметь достаточное количество различных пособий и игрушек: флажки, погремушки, шарики, цветные ленты, скакалки, шнуры длинные и короткие, кружки, ведерки, крышки от пластиковых бутылок. Все это позволяет разнообразить игры и игровые упражнения, изменить условия выполнения двигательных заданий в них.
Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования, пособий являются необходимыми условиями для правильной организации проведения подвижных игр.
Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, ведь в играх воспитывается коллективизм, проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость и сообразительность.

Справедливо народная мудрость утверждает, что «Человек познается в беде, а ребенок в игре». Как мы уже отмечали выше, в процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Потому что раскрепощаются сдерживающие центры, более естественно проявляются психические и физические умения.
Методика проведения подвижных игр.
Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Игра считается одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию ребёнка.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Современное общество нуждается необходимостью нравственной воспитанности каждого человека. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований.

Проанализировав и обобщив теоретический и методический материал, мы разработали «Картотеку игр с правилами для детей дошкольного возраста»(Таблица 1).

Таблица 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.
Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма.
Игра для малыша – это не только забава. Играя, ребёнок приобретает знания, умения, навыки, культивирует удовольствие и радость. Это целый мир, в котором он живёт, формирует способности, даже не догадываясь об этом. Б. Никитин в книге «Интеллектуальные игры» писал: «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям, « купается » в нём ваш ребёнок. И надо сделать это быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».
Цель моего исследования состояла в изучении влияния игры с правилами на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Для её достижения необходимо было решить ряд задач.

Первая задача исследования состояла в изучении научно-методической литературы по данной теме. В процессе её решения мы проанализировала работы и А.С. Макаренко, У.П. Усовой, Р.И. Жуковской др. и пришли к выводу, что нравственными качествами дошкольников являются: доброта, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность, дисциплинированность, гуманность, патриотизм и гражданственность, коллективизм, диалогичность. Гуманность представляет собой сочувствие, сопереживание, отзывчивость.

Коллективизм - нравственное качество дошкольника, основанное на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Вторая задача исследования состояла в раскрытии понятия и сущности игры с правилами. Проанализировав различные источники, я пришла к выводу, что игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания. Игра с правилами – явление сложное и многогранное. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей и основным средством воспитания и обучения детей.

Третья задача исследования заключалась в ознакомлении со взглядами выдающихся педагогов о роли игры с правилами в воспитании ребёнка. Были проанализированы работы А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Е. О. Смирновой, У. П. Усовой, Е. И. Тихеевой и др. Это позволило сделать вывод: учёные подчеркивали важную роль игр с правилами, которые позволяли педагогу расширять практический опыт детей, закрепить их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе

Четвёртая задача - раскрыть методику проведения игр с правилами в дошкольном возрасте. Нами было подробно описаны методические рекомендации по проведению дидактических и подвижных игр для разных возрастных групп.

Что позволило разработать картотеку игр с правилами, направленную на развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи решены, цель курсового исследования достигнута.

 

 


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989. - 264 с.

2. Лысюк Л.Г., Карпова С.Н. «Игра и нравственное развитие» Москва, 1991.

3. Барсукова Л. С. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие по специальности «Дошкольное образование».Москва, 2014. – 94с.

4. Петерина С.В., Студник Т.Д. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 1986. - 215 с.

5. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 1993. - 243 с.

6. Сантурян Н. М. Консультация для воспитателей: Формирование духовно- нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру. Электронный ресурс, 2016. Режим доступа: http://solnyshko.68edu.ru.

7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

8. Кричигина Е.В. Материал на тему: Формирование нравственных качеств через игру. Картотека игр.- Электронный ресурс, 2016. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad.

9. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1986.

10. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

11. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978.

12. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992.

13. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Методика проведения подвижных игр: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.

14. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. -М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 196с.

15. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008. – 126с.

16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Из­дательский центр «Академия», 2009. - 416 с.

17. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. М.: Просвещение, 1982. - 275 с.

18. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991. Запорожец А. В. Мир детства. Дошкольник. М.: Педагогика, 1987. 416 с.

 

Приложение А

Приложение Б

 

Приложение В

 

Приложение Г

 

Картотека игр

«Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.
Ход игры:
В комнате разложены предметы – «препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Передай хорошее настроение»
Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.
Ход игры:
Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

«Волшебные очки»
Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры:
воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

«Как надо заботиться»
Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.
Ход игры:
дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

«Колечко красоты»
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Ход игры:
сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Круг честности»
Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
Ход игры:
дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

«Птенцы»
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры:
воспитатель: - Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

«Муравьи».

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры:
воспитатель (рассадив детей вокруг себя).
«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».
Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«Снежный ком»
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.
Ход игры:
Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу

«Ласковое имя»
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Ход игры:
«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

«Не выпустим шарик из круга»
Цель: Формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:
Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается воздушный шарик. Задача — любыми способами, но, не разъединяя рук, удержать шарик в воздухе как можно дольше.

«Помоги слепому дедушке»
Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.
Ход игры:
Количество игроков — не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры — до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами

«Только хорошее»
Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
Ход игры:
Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловя


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.