Рационалистическая и иррационалистическая ориентация в современной философии — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Рационалистическая и иррационалистическая ориентация в современной философии

2017-10-16 662
Рационалистическая и иррационалистическая ориентация в современной философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рационализм (лат. rationalis - разумный, ratio - разум) направление в гносеологии и праксеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).

Исторически первой формой рационализма стала античная натурфилософия. Гносеологически она была основана на той идее, что чувства способны обманывать человека. Постулировалось, что достоверное начало скрыто только в мышлении, однако последнее нуждается в определенной культуре, свободной от мнения (Парменид). У Платона установка на приоритет разума выразилась в обосновании античной геометрии как дедуктивного построения. Последняя оказала значительное влияние на решение многих проблем в астрономии, что привело к созданию одной из самых универсальных систем описания мира Птолемеем. Позже Ньютон показал, что в этих астрономических построениях приоритет отдавался дедуктивной теории, эмпирические же данные не учитывались достаточно полно.

В средневековой философии эта традиция реализовалась в системе дедуктивных знаний. В 14–16 вв. она столкнулась с фактами, указывающими на необходимость революции в представлениях о разуме. Ф. Бэкон провозгласил единственной основой достоверности чувства, усиленные техникой эксперимента. Разум более уязвим, поскольку его построения начинаются с аксиом. Бэконовской традиции эмпиризма в гносеологии противостояла программа обоснования, предложенная Декартом. В первой ее части путем радикального сомнения вскрывались основания разумной деятельности, абсолютно достоверное начало ("я мыслю, следовательно, существую"), во второй – новые ориентации разума, в первую очередь, в отношении естествознания, с широким обоснованием использования математического языка как способа выражения физического знания. В новоевропейской истории традиция представлена именами Спинозы, Мальбранша, Лейбница, Канта и др. Ее устойчивость обеспечивалась не только развитием физико-математического знания, но и попытками перевести социальные идеи с утопического на научно-прогнозируемый уровень. В основании последнего лежало абстрактно-рационалистическое представление о человеке и мировой истории (Гегель).

В середине 19 ст. обнаружилась несостоятельность этой тенденции, классический рационализм стал объектом острой критики, у него появилась альтернатива – иррационализм. Однако, полностью рационализм не был отвергнут. Попытки нового его обоснования осуществлялись марксизмом; структурализмом (идея сверхрационализма); доктриной "интегрального рационализма" Башляра. А.И. Лойко.

Иррационализм (лат. irrationalis – бессознательное, неразумное) философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента.

Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Ницше, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

 

Философия С. Кьеркегора

Философия Кьеркегора по-новому началась осмысливаться только в ХХ веке. Идеи датского философа повлияли на творчество Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Льва Шестова, Жан Поль Сартра, Альбера Камю и многих других философов экзистенциалистской направленности. Кьеркегора по праву можно назвать "предтечей экзистенциализма". Именно Кьеркегором были заложены основные категории экзистенциализма: страх, отчаяние, вина, абсурд и др.

В своих работах Кьеркегор по-своему развивает "старую и достойную внимания философскую терминологию: тезис, антитезис, синтез". Человек есть синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости.

Синтез – это отношение двух членов. Это отношение полагает дух. А отношение, которое относится к самому себе – это есть Я. Вследствие синтеза этих противоположностей Я любого человека всегда пребывает в страхе и отчаянии. И чем выше самосознание индивида, тем глубже эти страх и отчаяние. Только через качественный прыжок к Богу (впоследствии экзистенциалисты, в частности Камю, назвали это "экзистенциалистским прыжком") страх и отчаяние могут быть опосредованы. Только через веру в Бога, а именно, в Христа, человек может быть спасен.

Суть метода Кьеркегора можно выразить формулой, данной Теренцием – "Если познано одно, познано все". Это является единственной возможностью не упустить из виду индивида, в котором, как во всяком существующем субъекте, воплощен дух.

Конечно, это относится не к мелким конкретным отличиям одного индивида от другого, но к познанию сущности человеческой личности, и через это - к познанию всего мира и места человека в этом мире.

Человек – это свобода, поэтому он в себе самом несет свой суд и определяет свою судьбу. Основной принцип кьеркегоровской субъективности это - Entweder - Oder ("или - или"), поскольку человек сам должен сделать свой "выбор". "Мое "или - или" обозначает главным образом не выбор между добром и злом, но акт выбора, благодаря которому выбираются или отвергаются добро и зло вместе. Суть дела ведь не в самом выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывается основание добру и злу".

Кьеркегор выделяет эстетический тип людей, отличительной чертой которых является "не сознательное умственное или душевное развитие человеческой личности, а непосредственность". Самый высший идеал такого человека это – красота физическая. В принципе, это относится ко всей древнегреческой культуре, культуре в высшей степени эстетичной. Однако, в христианстве это грех, и чем выше развитие человека, тем выше он ставит красоту духовную.

 

Философия А. Шопенгауэра

Шопенгауэр разделяет весь окружающий нас мир на волю и представление. "Что есть мир?" – это основной философский вопрос для Шопенгауэра.

В качестве первоначала Шопенгауэр указывает субстанцию, называемую им воля, так как это слово, по его мнению, наиболее верно передает сущность этой субстанции - беспрерывное стремление, хотение, воление. Если угодно, волю можно назвать законом существования мира, его основной причиной и наполнением. Мир есть воля. Основным же свойством воли Шопенгауэр признает объективацию в своих стремлениях, то есть проявление своей сущности посредством взаимодействия различных объектов.

Воля объективируется ступенями.

Самой низкой ступенью объективации Шопенгауэр называет силы природы. Те силы, которые действуют везде и всегда – магнетизм, электричество, гравитация, химические силы. Существование этих сил доступно нам только через их воздействие на материю, и, так как мы имеем в познании лишь результат этого воздействия, то невозможно говорить о причине появления этих сил.

При рассматривании дальнейших ступеней объективации Шопенгауэр выводит интересную закономерность: более высокая ступень объективации может существовать, только подчиняя себе более низкие ступени объективации. При некотором переходе от растений к животным, происходит качественный переворот. Появляется восприятие. Здесь под восприятием будем понимать способность организма (пусть это будет уже организм, а не просто физическое тело, как если бы речь по-прежнему бы шла о притяжении и электричестве) изменять направление своего стремления в зависимости от внешних раздражений. Очень важно, что изменение стремления носит локальный характер и не подменяет конечную цель стремления.

Мир как представление. Под представлением понимается разделение мира на объект и субъект. Такое разделение является следствием появления познания, так как каждое познание предполагает наличие познающего – субъекта и познаваемого – объекта. Описывая основные черты мира как представления, Шопенгауэр особо отмечает взаимосвязь и взаимозависимость объекта и субъекта, говоря, что их существование немыслимо друг без друга. Философ здесь прямо заявляет о нелепости вопроса первичности субъекта или объекта именно потому, что они подразумевают друг друга. Второй особенностью существования мира как представления является то, что время, пространство и материя могут существовать только как формы познания и не присущи воле и ее проявлениям как таковым до познания. Отсюда вытекает важное следствие: все вопросы с оттенком времени, пространства и причинности неприменимы к воле.

Самым первым способом познания является рассудок – свойство мозга сопоставлять воздействующие на организм раздражения с последствиями, к которым они приводят. Рассудком обладают все животные, и именно им они отличаются от растений. Познание рассудком имеет своим результатом либо действительность – познанное верно, либо призрак – то, что рассудок познал неправильно. Рассудок является коррелятом материи, то есть познает причинность в действии раздражения. Бытие материи состоит в ее действии и именно это действие познается рассудком.

Следующий скачок в ступенях объективации воля делает тогда, когда выводит на арену человека с его мощнейшим оружием – разумом. Разум – ключевой элемент познания, отличающий человека от животных. Основное свойство разума – образовывать понятия, то есть переводить познанное в абстрактное состояние, доступное для дальнейшего познания без непосредственного воздействия раздражения. Именно в наличии абстрактного мира человек коренным образом отличается от животных. Шопенгауэр заявляет, что именно из-за наличия разума человек есть высшее создание природы, так как единственный из познающих этот мир способен анализировать его.

Высшая степень познания сущего по Шопенгауэру состоит в осознании бесцельности человеческого существования. Освященный этим знанием индивид перестает стремиться, а становится просто пассивным наблюдателем текущей вокруг него жизни. Не правда ли, очень похоже на просветление у буддистов.

 

Философия Ф. Ницше

Среди основных идей выделяется учение, которое Ницше заимствовал непосредственно у Шопенгауэра – это учение о воле как первооснове всего сущего.

Это учение – волюнтаризм – впервые у Шопенгауэра оформляется как самостоятельное направление в философии. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.

"Воля к власти" – это одно из основных понятий ницшеанства. "Воля к власти" выступает у Ницше движущим началом мира.

Космологические принципы у Ницше являются тем фоном, на котором провозглашаются социально-политические и этические принципы, каковые, по мнению автора, приобретут больший вес, если предстанут как проявление вселенских, универсальных, космических сил.

Даже предположение о существовании мира "самого по себе" у Ницше есть "метафизика". Термин "онтология" по отношению к ницшеанству должен быть взят в кавычки. Вся "онтология" Ницше – это по сути только "аксессуары" его философствования.

Теория познания Ницше направлена прежде всего на создание благоприятного фона для проведения им социально-политических и этических принципов. По Ницше, в этом мире, где нет никакого постоянства и устойчивости "вещей", само познание обречено оставаться лишь средством полезной для субъекта выработки фикций, которые позволяют ему выжить и осуществить свою "волю к власти". "Познание работает как орудие власти", - пишет Ницше. Тематика человека как социального существа у Ницше разработана куда более детально, чем его "натурфилософия". Однако здесь важно подчеркнуть, что этика Ницше детерминирована его социально-политическими установками, которые были реальной базой его картины мира.

Социально-политические идеи составляют ядро ницшеанства. "Космология" Ницше, представляющая собой некий комплекс "онтологических", "гносеологических" и "этических" идей (все эти термины приходится брать в кавычки в силу их недостаточной адекватности применительно к ницшеанскому философствованию) есть в конечном счете обоснование его социально-политических идеалов.

Мы выяснили, что важнейшим понятием ницшеанства является "воля к власти".

Остановимся более подробно на идеях и концепциях Ницше. Ницше решительно осуждает господствовавшую в Европе мораль, если, конечно, пытаться превратить ее в универсальное, для всех значимое условие деятельности.

Она - "сумма условий сохранения бедных, полуудачных или полностью неудачных видов человека".

Ницше пишет: "Что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливым и для другого; требование однообразной морали для всех ведет ко вреду для людей высшего порядка; существуют градации между людьми и, следовательно, между видами нравственности".

Это не отрицание морали, а ее релятивизация. Он пишет: "Я объявил войну малокровному христианскому идеалу не в намерении его уничтожить... Продолжение христианских идеалов относится к числу наиболее желательных вещей среди тех, которые имеются..."

Как реакцию на христианскую "мораль рабов" Ницше провозглашает новую "переоценку ценностей", возрождающую "мораль господ" в самой откровенной и жестокой форме.

Сверхчеловек, по Ницше, является субъектом "новой морали". Он пишет: "Красота сверхчеловека явилась мне, как тень. О, братья мои! Что мне теперь боги!" Здесь - отказ от христианства, связанный с истолкованием его генезиса как религиозной санкции "морали рабов". На место христианской религии Ницше ставит миф о сверхчеловеке.

Ницше выступает против демократии, утверждая: "Так с неизбежностью образуется песок человечества: все очень одинаковые, очень маленькие, очень круглые, очень уживчивые, очень скучные". Демократия является для него адекватной формой господства "низкого" человеческого начала. Ницше писал: "...создайте себе понятие народа: для этого вам достаточно никогда не думать о благородном и высоком".

Ницше резко негативно относится к идеям социализма, утверждая, что социалисты "прокладывают посредственным натурам свободный путь", предлагают "додуманную до конца тиранию низших и глупейших".

Если демократизацию Европы Ницше считал неизбежной, то социализм, по Ницше, самое большее, "...может питать надежду просуществовать лишь короткое время крайне террористическими средствами... Поэтому он втихомолку готовится к господству ужаса".

Ницше считал социализм невозможным, потому что "собственников всегда будет более чем достаточно, что помешает социализму принять характер чего-то большего, чем приступ болезни: и эти собственники как один человек держатся той веры, что "надо иметь нечто, чтобы быть чем-нибудь", и это старейший и самый здоровый из всех инстинктов... Иметь и желать иметь больше, рост, одним словом, - в этом сама жизнь".

Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием, и в определенном смысле прав неокантианский историк философии Виндельбанд, усмотревший в философии Ницше протест против угнетения личности. Однако нельзя закрывать глаза на то, что Ницше не признавал за каждым человеком права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества для него – стадо, в массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности. Во многих отношениях фашистским идеологам, использовавшим философию Ницше в своих целях, вовсе и не нужно было "извращать смысл" воззрений Ницше (хотя налицо были и тенденциозное редактирование поздних работ Ницше его сестрой, и практика избирательного цитирования его сочинений).

 

Философия марксизма

Марксизм – теоретико-мировоззренческая система революционных взглядов рабочего класса, представляющая законы развития общества и обобщающая опыт классовой борьбы народных масс против эксплуатации.

Исторически марксизм зародился и в основном сформировался в 1840-е в Германии. Теоретическими источниками марксизма являются немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Основными целями марксизма является борьба против капитализма, свершение социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, необходимой для построения коммунизма. Программным документом марксизма является "Манифест Коммунистической партии" Маркса К. и Энгельса Ф., основными задачами которого были разработка научного пролетарского мировоззрения, программы, стратегии и тактики революционной борьбы пролетариата.

Марксизм состоит из трёх органически взаимосвязанных частей: диалектического и исторического материализма (марксистская философия), политической экономии и научного коммунизма. Марксистская философия является наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, теоретическим обоснованием пролетарского мировоззрения. Марксистская политическая экономия возникла как результат диалектико-материалистического анализа капиталистической экономики, что позволило Марксу К. в работе "Капитал" раскрыть суть капиталистической эксплуатации, доказать неизбежность гибели капиталистического общественного устройства и перехода к более высокой коммунистической формации. Важнейшей движущей силой прогрессивного общественного развития является борьба классов, а способом перехода от одной общественно-экономической формации к другой – социальная революция. Марксистская теория научного коммунизма исследует закономерности перехода к коммунистическому обществу, который осуществляется посредством пролетарской революции, установления диктатуры пролетариата, строительства общества, гармонически сочетающего свободу общества и свободу индивида. Борьба за построение коммунизма осуществляется под руководством коммунистической партии, организующей революционную практику пролетариата на основе научной теории общественного развития.

Своеобразной идеологической реакцией на распространение марксизма в рабочем движении стал ревизионизм. В философии ревизионизм стремился заменить диалектический материализм субъективным идеализмом, в области политической экономии в качестве альтернативы марксизму создаётся теория организованного капитализма, доказывающая органическое единство капитализма и социализма и отрицающая необходимость социалистической революции. На этой основе отрицается диктатура пролетариата и развивается идея классового сотрудничества и гармонии классовых интересов. Ревизионистские идеи ослабляют революционную борьбу пролетариата, вносят раскол в рабочее движение.

Дальнейшее развитие (ленинский этап, ленинизм) марксизм получил в трудах Ленина В.И., который применил основные положения марксизма для анализа капитализма на его высшей и последней стадии – стадии империализма. Работы Ленина В.И. стали теоретическим обоснованием программы свершения пролетарской революции и построения социализма в России. Марксизм развивался в соответствии с практикой строительства социализма в странах социалистического лагеря в программных документах коммунистических партий, мирового коммунистического движения, в трудах теоретиков и идеологов коммунизма.

С распадом мировой системы социализма и Советского Союза идеи марксизма, хотя и утратили свою идеологическую монополию, в модернизированной форме остаются идейно-теоретической основой деятельности коммунистических партий. В России первыми познакомились с идеями марксизма русские эмигранты (Герцен А.И., Бакунин М.А. и др.). За рубежом были созданы первые русские марксистские организации: русская секция I Интернационала, затем группа "Освобождение труда". Кроме них, распространению идей Маркса К. способствовали публицисты-народники (Михайловский Н.К., Даниельсон Н.Ф.). С выходом в свет русского перевода "Капитала" (27 МР 1872) марксизм стали изучать в рабочих кружках. С 1883 марксистские организации появляются в России - студенческие (группа Димитра Благоева "Партия русских социал-демократов") интеллигентские, рабочие. На идеологической основе марксизма формируются "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" и РСДРП. Часть увлекавшейся марксизмом интеллигенции в 1900-е эволюционирует к либерализму и идеализму. Жизнь показала утопичность множества положений марксизма, и социализм рухнул в СССР и в др. странах.

 

Неомарксизм и постмарксизм

Неомарксизм – совокупность марксистских и марксистки ориентировочных течений, характеризующихся критическим отношением, как капитализму, так и к «реальному социализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии.

Настоящим ядром «неомарксизма» - и в организационно-практическом и в идейно-практическом планах – явилась Франкфуртская школа, которая сложилась в конце 20 – начале 30-х годов на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. В ее состав вошли М. Хоркхаймер, Т.В. Адорно, Ф. Поллок, Г. Маркузе, Э. Фромм и др. После Второй мировой войны они продолжили свою работу в Институте, где вокруг них сформировалось новое поколение сторонников «неомарксизма» - А. Шмидт, Ю. Хабермас, А. Валмер и др. Различные варианты этого течения сложились и в других странах – Франции, Италии, США, Англии, Венгрии, Чехословакии и др. Среди «неомарксистов» наиболее популярны имена французов А. Лефевра и Ж.-П. Сартра, американского социолога Р. Миллса, итальянца Э. Пачи, польского ревизиониста Л. Колаковского, главы чешских ревизионистов К. Косика и др. Представителями данной школы был провозглашен курс, направленный на обновление марксизма – течения, ревизующее марксизм-ленинизм. Своего рода классикой «неомарксизма», является книга Г. Лукача «История и классовое сознание»(1923). Кроме данной книги в числе основополагающих «неомарксистских» трудов фигурирует работа К. Корша «Марксизм и философия» (1924).

Первое, что предлагают сделать «неомарксисты» – это отказаться от положения марксизма о всемирно-исторической роли пролетариата в качестве субъекта социалистической революции и могильщика капитализма.

Второе – субъектом революции могут стать лишь те, кто еще не стал рабом «одномерного сознания». К ним они относили расовые, национальные и религиозные меньшинства США; критически мыслящую интеллигенцию и студенчество капиталистических стран; отсталые и нищие народные массы «третьего мира».

В-третьих, в соответствие с суждением Маркузе об одномерности, социальной революции должны предшествовать «революция человека» (его великий отказ участвовать в игре капиталистического потребительского общества, отказ признавать своими те потребности, которые индустриальное общество навязывает всем), отказ от «одномерного сознания», которое навязывается каждому средствами массовой информации, от тех норм господствующей морали, которые интегрируют людей в это общество и, наконец, индивидуальный бунт каждого, кто с помощью понимания подлинного марксизма разгадал коварный, прикрываемый демократическими правилами игры механизм буржуазного господства.

Неомарксисты утверждали, что нашли единственно эффективный – третий путь, между эгалитаризмом (идея всеобщего социального равенства), потребительским западным обществом и реально существующим социализмом. Для этого, по их мнению, надо покончить с увеличением эгалитаризма и больше заниматься морально-политическим просвещением масс в духе идей «неомарксизма». Третий путь неомарксистов, по существу сводится к моральной и культурной революции, которая упразднила бы разложившуюся идеалистическую систему либерализма и заменила бы ее новой культурно-идеологической надстройкой со здоровой жизнеутверждающей этикой. Такая революция дала бы, на их взгляд, западному обществу новое дыхание. Идеализм подобных соображений предполагал моральное обновление на базе системы производственных отношений, основанных на частной собственности.

Также неомарксисты предполагали усилить миссионерскую роль католической церкви для морального и духовного возрождения, в результате чего, должна возродиться сила раннего христианства и западно-европейские народы вновь поднимутся на духовную высоту. В том числе, одной из своих идей они выдвигали учение о «культурной борьбе» или «культурной войне», утверждая, что издревле существует культурная модель общества, которая, начиная с эпохи раннего христианства, уступала место нынешней идеологии, но сейчас эта модель в возрожденном виде, призвана вновь занять свое место в мире. В религиозно-философской области, неомарксизм одновременно способствовал усилению антирелигиозных антиидеалистических тенденций; в религиозно-этической области – преодолению пуританского риторизма в сфере взаимоотношений между полами, а также принципов протестантской этики и индивидуального труда и личной ответственности вообще. В общественно-политической области он способствует углублению антибуржуазных и антииндивидуалистических умонастроений.

Неомарксисты призывают народы «не отрезать себя от всеобщего», «повышать богатство человека», «углублять свой собственный гений» и т.п.

По мнению неомарксистов, в основе всех исходных, изначальных философских понятий теории познания, лежит механизм овеществления, фетишизации результата всякой человеческой деятельности, в том числе мыслительной и познавательной. Другими словами, то, что философы, начиная с античности, принимали и до сих пор принимают за «абсолютное первое», «изначально данное» и т.п., всегда раскрывается при правильном подходе, как результат социально обусловленного «овеществления» и связанной с ним «фетишизации».

 

Философия позитивизма

Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 – 1857).

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

- классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

- махизм;

- неопозитивизм;

- постпозитивизм.

Махизм нередко называют «второй формой позитивизма». Его создателями считаются Э. Мах (1836 – 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма – в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название – эмпириокритицизм). Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

- во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;

- во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

Популярным и распространенным в первой половине и середине ХХ в. направлением философии был неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизма были: философы «Венского кружка» (М. Шлик – основатель; его последователи – Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах); представители Львовско-Варшавской школы (А. Татарский, Я. Лукасевич); Б. Рассел (1872 – 1970); Л. Витгенштейн (1889 – 1951).

Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой).

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина – конец ХХ в.). Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 – 1994), Т. Кун (р. 1992).

Позитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.

Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

- как возникает новая теория?

- как она добивается признания?

- каковы критерии сравнения научных теорий. Как родственных, так и конкурирующих?

- возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?

Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии.

Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

- проблема фальсификации (следует ли отказывается от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);

- проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);

- проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

- проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);

- проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.

 

Махизм

Махизм – в узком смысле — совокупность философских воззрений австрийского физика и философа Э. Маха; в широком смысле — субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, разработанное в начале 20 века в работах Э. Маха, Р. Авенариуса (Швейцария) и их учеников, а также в работах К. Пирсона (Великобритания) и П. Дюгема (Франция). В некоторых отношениях близки философские взгляды А. Пуанкаре (Франция) и В. Оствальда (Германия). В России сторонниками махизма были В. Чернов, П. Юшкевич, В. Базаров, А. Богданов и другие, пытавшиеся «примирить» марксизм с махизмом.

Хотя основные теоретические положения М. разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом, широкое распространение М. связано с деятельностью Маха. Это объясняется тем, что его работы возникли в качестве непосредственной реакции на кризис классической механистической физики; Мах выступил с претензией объяснить этот кризис и предложить программу выхода из него.

Основу субъективно-идеалистического учения Маха составляет его теория экономии мышления и выдвигаемый им идеал «чисто описательной» науки. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по М., необходимость «приспособления» организма к фактам. Тоже содержание Авенариус выражает в «...принципе наименьшей траты сил». Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об «описании» как идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов науки М. считает понятие причинности. Вместе с механистической интерпретацией причинности М. отбрасывает само понятие причинности, предлагая заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.

Методологические принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории познания. Свой критический анализ ньютоновских понятий массы, абсолютного пространства он связывает с философским тезисом о мнимости понятия субстанции, вещи, о мнимости проблемы отношения субстанции и её свойств.

Требование необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до выделения основных «элементов», которые непосредственно, чувственно даны и лежат в основе всего познания, будучи некоторым пределом разложения эмпирического опыта. Как понятие «вещи», так и понятие «Я» являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений).

Махистское «снятие» дуализма физического и психического было в дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими направлениями современной философии, течениями «нейтрального монизма» и другими философскими школами (неореализм, Б. Рассел).

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.