Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-10-16 | 487 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Философия и методология
Этнокультурологического исследования
Учебно-методические материалы
профессора Н.С.Черняковой
Место этнокультурологии в структуре
Применение общих принципов культурологического анализа
В области этнокультурологии
В этнокультурологическом исследовании культура предстает не как мир готовых материальных и духовных продуктов, социальных институтов, ролей или отношений, а как форма деятельности конкретного субъекта – этноса.
То, что составляет специфику предметной области культурологии и ее составной части - этнокультурологии, выходит за пределы готовых, овеществленных форм человеческой деятельности. Культура этноса как реальный способ его жизнедеятельности не существует вне этноса. Поэтому там и тогда, где и когда предметом исследования выступают готовые, овеществленные, автономные по отношению к бытию этноса результаты, условия, предпосылки, социальные институты, отношения и любые иные факторы его реальной жизнедеятельности, потребность в этнокультурологическом анализе не возникает. Многообразные материальные и духовные продукты жизнедеятельности этноса изучают другие науки: этнография, история, лингвистика, фольклористика и т.д.
Этнокультурологический анализ всегда является дифференцирующим.
Понятие «культура» специально вводится в познание, наряду с понятием «общество», для отражения отличительных особенностей той деятельности, посредством которой различные субъекты осваивают окружающий мир и осуществляют свое собственное развитие.
Этнокультуролог пытается выявить, понять, объяснить, истолковать то, что отличает этносы как субъекты культуротворческой деятельности друг от друга.
|
Этнокультурологу важно понять особенности жизнедеятельности различных этносов; выяснить, чем именно способы освоения мира, присущие этносам, отличаются друг от друга и отличают этносы от всех иных субъектов культуры: отдельных индивидов, социальных групп или сообществ.
3. Любые продукты культуры выступают для этнокультуролога как знаки и символы, несущие информацию о специфических особенностях «живой», здесь и сейчас (или там и тогда) разворачивающейся (или разворачивавшейся) деятельности конкретного этноса.
Любой результат человеческой деятельности становится объектом этнокультурологического анализа только в той мере, в какой позволяет выявить, обнаружить, продемонстрировать отличительные черты той культуры, продуктом которой он является.
Этнокультурология не подменяет собою другие науки и исследует не сами по себе социальные институты или продукты деятельности этноса, а исключительно – специфику жизнедеятельности этноса как субъекта культуры, проявляющуюся в особенностях этих любых социальных институтов и продуктов его деятельности.
Этнокультуролог всегда помнит, что вне реальной жизнедеятельности этноса существуют лишь опредмеченные, объективированные результаты его деятельности. Эти результаты являются необходимыми условиями и предпосылками осуществления культуротворческой деятельности каждого последующего поколения представителей данного этноса, но не самой деятельностью как таковой.
Исследуя своеобразие каждой этнической культуры, этнокультуролог исходит из принципа целостности культуры, рассматривает ее в единстве и взаимосвязи всех компонентов: мировоззренческих представлений, целей, смыслов, ценностных ориентаций, норм, идеалов, средств, методов и т.п.
Практическое руководство принципом целостности культуры означает, что:
· выяснение особенностей той или иной этнической культуры не должно превращаться в элементарное перечисление ее уникальных черт, лишенное понимания взаимосвязей, смысла и значения этих черт в целостном единстве культуры;
|
· без знания особенностей этнической культуры как целостного единства, невозможно понять смысл отдельных продуктов этой культуры;
· каждый продукт этнической культуры говорит с нами на языке своей культуры, но для того, чтобы понять смысл сообщения, нам необходимо знать язык, на котором оно зафиксировано;
· своеобразие этнической культуры во всех ее специфических особенностях может быть выявлено в любом продукте деятельности этноса только в том случае, когда этническая культура понята в своей целостной сущности.
v Например, русскую культуру как целостное явление характеризуют мировоззренческие представления русских о мире и самих себе, цели, которые русские перед собой ставили и ставят, ценностные ориентации, которых русские придерживались и придерживаются, идеалы, к которым русские стремились и стремятся, нормы, которыми русские руководствовались и руководствуются. Отражение целостной системы этих компонентов культуры мы найдем в любом феномене экономической, политической, идеологической, познавательной, художественной, религиозной и любой иной деятельности, осуществлявшейся и осуществляющейся русскими. Что бы ни совершали русские, в каком бы количестве деятельностей себя ни проявляли, они остаются все тем же этносом. И русская культура характеризует присущий только русским способ осуществления любого вида деятельности и принципы взаимосвязи всех видов и типов деятельности, которые русские осуществляют.
И духовной культуры этноса
Следует учесть специфику этнокультурологического подхода по сравнению с экономическим, историческим, социологическим или техническим.
Когда этнокультуролог изучает жилище или одежду, пищу или утварь, то его интересуют не технические, технологические или производственно-экономические особенности создания этих материальных продуктов, а образ мыслей, привычки, предпочтения, ценностные ориентации того, кто этим предметом пользовался. Этнокультуролог рассматривает каждую вещь как воплощение основных элементов культуры конкретного этноса:
– целей, которые этнос перед собой ставил, производя или приобретая данную вещь;
|
– знаний, которыми этнос обладал;
– норм, которыми этнос руководствовался;
– ценностных ориентаций, которые этнос воплощал;
– идеалов, к которым этнос стремился и т.д.
При таком подходе каждый продукт материального производства предстает как носитель социокультурной информации о специфическом способе освоения мира конкретным этносом. Это значит, что не сама по себе потребность в пище, а то, как именно эта потребность удовлетворяется, характеризует материальную культуру того или иного этноса: ненцев, ханты, чукчей или якутов.
Этнокультуролога интересует:
– какое место забота о хлебе насущном занимает в жизни данного этноса: готов ли он тратить значительную часть своей жизни на удовлетворение материальных потребностей или считает материальные заботы всего лишь неизбежным злом;
– каким образом этнос добывает средства к существованию: создает своим трудом, зарабатывает или присваивает себе продукты чужого труда;
– какие требования предъявляет к материальным условиям жизни: какой уровень комфорта предпочитает; идет ли речь просто о комфорте или о символах благосостояния и т.д.
Когда этнокультуролог изучает духовную культуру этноса, то его интересует:
– как именно выражает данный этнос свои преставления о смысле жизни, в чем именно этот смысл находит;
– существуют ли в этническом мировоззрении достаточно определенные представления об Истине, Добре и Красоте;
– стремится ли данный этнос к познанию мира, испытывает ли уважение к знающим людям, ценит ли эрудицию, начитанность, просвещенность;
– испытывает ли этнос потребность в эстетическом наслаждении и от чего именно его получает, каковы его эстетические вкусы и предпочтения, что именно в природе, обществе и самом человеке он считает прекрасным;
– обладает ли данный этнос способностью к нравственной регуляции, следует ли нравственным нормам по убеждению или по принуждению, какие нравственные нормы считает абсолютными, какие грехи и проступки – простительными и т.п.
На вопрос: «По каким материальным носителям и формам опредмечивания можно судить о духовной культуре этноса?» - можно ответить: «Все материальные и идеальные продукты и формы устойчивого поведения выступают как носители информации о культуре данного этноса».
|
Раскрывая содержание этих носителей, мы узнаем об основных особенностях культуры этноса, а, узнав эти особенности, – можем раскрыть содержание любого материального и духовного продукта, созданного или принадлежащего данному этносу, или понять причины и содержание его поступков в той или иной ситуации.
Сложность изучения духовной культуры состоит в том, что мы не можем непосредственно, с помощью органов чувств воспринимать идеи, смыслы, цели и любые иные идеальные феномены.
О духовной культуре мы можем судить лишь по материальным носителям и по формам материального воплощения духовного содержания в поступках и результатах деятельности того или иного этноса.
Материальные носители духовного содержания – это языковые тексты, зафиксированные на различных материалах (глиняная табличка, береста, бумага, дискета, кассета и т.п.).
Изучая духовную культуру этноса, необходимо выделить те произведения присущего ему духовного производства: фольклор, произведения художественной литературы, научные сочинения, философские и богословские трактаты, политические программы и т.п., – в которых прямо говорится о присущих данному этносу ценностных ориентациях, идеалах и формах их воплощения. Иными словами – о том, что именно данный этнос считает истинным, добрым и прекрасным, в чем видит идеальное воплощение ценностей, к чему стремится, во что верит, на что надеется и т.д.
Однако не стоит забывать, что изучение того, как именно данный этнос добывает средства к существованию и какое место в своей жизни отводит удовлетворению материальных потребностей, может рассказать о духовной культуре этого этноса ничуть не меньше, нежели изучение того, что говорят или пишут представители данного этноса по поводу смысла жизни и ценностей культуры.
Необходимо найти эмпирический материал, свидетельствующий о степени воплощения в реальных делах, поступках, обычаях, нормах, господствующих нравах словесно выраженных представлений об истинном, добром и прекрасном. Весьма полезными окажутся в этом поиске сведения о политических событиях, экономические сводки, данные статистики и социологических опросов – все то, что позволяет понять, совпадают ли слова и дела изучаемого субъекта культуры, т.е. того или иного конкретного этноса.
К числу наиболее информативных и доступных для изучения материальных воплощений духовного содержания относятся привычные формы поведения (нравы), произведения искусства, ритуалы, праздники.
Наконец, необходимо помнить, что одни и те же материальные и духовные продукты несут в себе различное социокультурного содержание.
|
Например, русская классическая литература может рассматриваться:
1) как идеальный продукт духовного производства, зафиксированный на материальных носителях;
2) как идеальный продукт художественной деятельности отдельных писателей, в котором воплощены особенности их культуры;
3) как условие и средство формирования новых субъектов культуры;
4) как элемент духовной культуры отдельных субъектов, которые превратили процесс чтения, изучения, понимания, осмысления произведений, входящих в русскую классическую литературу, в источник собственного смыслотворчества, вдохновения и эстетического наслаждения.
Философия и методология
этнокультурологического исследования
Учебно-методические материалы
профессора Н.С.Черняковой
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!