Этнокультурологического исследования — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Этнокультурологического исследования

2017-10-16 487
Этнокультурологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философия и методология

Этнокультурологического исследования

Учебно-методические материалы

профессора Н.С.Черняковой

 

Место этнокультурологии в структуре

Применение общих принципов культурологического анализа

В области этнокультурологии

 

В этнокультурологическом исследовании культура предстает не как мир готовых материальных и духовных продуктов, социальных институтов, ролей или отношений, а как форма деятельности конкретного субъекта – этноса.

То, что составляет специфику предметной области культурологии и ее составной части - этнокультурологии, выходит за пределы готовых, овеществленных форм человеческой деятельности. Культура этноса как реальный способ его жизнедеятельности не существует вне этноса. Поэтому там и тогда, где и когда предметом исследования выступают готовые, овеществленные, автономные по отношению к бытию этноса результаты, условия, предпосылки, социальные институты, отношения и любые иные факторы его реальной жизнедеятельности, потребность в этнокультурологическом анализе не возникает. Многообразные материальные и духовные продукты жизнедеятельности этноса изучают другие науки: этнография, история, лингвистика, фольклористика и т.д.

 

Этнокультурологический анализ всегда является дифференцирующим.

Понятие «культура» специально вводится в познание, наряду с понятием «общество», для отражения отличительных особенностей той деятельности, посредством которой различные субъекты осваивают окружающий мир и осуществляют свое собственное развитие.

Этнокультуролог пытается выявить, понять, объяснить, истолковать то, что отличает этносы как субъекты культуротворческой деятельности друг от друга.

Этнокультурологу важно понять особенности жизнедеятельности различных этносов; выяснить, чем именно способы освоения мира, присущие этносам, отличаются друг от друга и отличают этносы от всех иных субъектов культуры: отдельных индивидов, социальных групп или сообществ.

 

3. Любые продукты культуры выступают для этнокультуролога как знаки и символы, несущие информацию о специфических особенностях «живой», здесь и сейчас (или там и тогда) разворачивающейся (или разворачивавшейся) деятельности конкретного этноса.

Любой результат человеческой деятельности становится объектом этнокультурологического анализа только в той мере, в какой позволяет выявить, обнаружить, продемонстрировать отличительные черты той культуры, продуктом которой он является.

Этнокультурология не подменяет собою другие науки и исследует не сами по себе социальные институты или продукты деятельности этноса, а исключительно – специфику жизнедеятельности этноса как субъекта культуры, проявляющуюся в особенностях этих любых социальных институтов и продуктов его деятельности.

Этнокультуролог всегда помнит, что вне реальной жизнедеятельности этноса существуют лишь опредмеченные, объективированные результаты его деятельности. Эти результаты являются необходимыми условиями и предпосылками осуществления культуротворческой деятельности каждого последующего поколения представителей данного этноса, но не самой деятельностью как таковой.

 

Исследуя своеобразие каждой этнической культуры, этнокультуролог исходит из принципа целостности культуры, рассматривает ее в единстве и взаимосвязи всех компонентов: мировоззренческих представлений, целей, смыслов, ценностных ориентаций, норм, идеалов, средств, методов и т.п.

Практическое руководство принципом целостности культуры означает, что:

· выяснение особенностей той или иной этнической культуры не должно превращаться в элементарное перечисление ее уникальных черт, лишенное понимания взаимосвязей, смысла и значения этих черт в целостном единстве культуры;

· без знания особенностей этнической культуры как целостного единства, невозможно понять смысл отдельных продуктов этой культуры;

· каждый продукт этнической культуры говорит с нами на языке своей культуры, но для того, чтобы понять смысл сообщения, нам необходимо знать язык, на котором оно зафиксировано;

· своеобразие этнической культуры во всех ее специфических особенностях может быть выявлено в любом продукте деятельности этноса только в том случае, когда этническая культура понята в своей целостной сущности.

 

v Например, русскую культуру как целостное явление характеризуют мировоззренческие представления русских о мире и самих себе, цели, которые русские перед собой ставили и ставят, ценностные ориентации, которых русские придерживались и придерживаются, идеалы, к которым русские стремились и стремятся, нормы, которыми русские руководствовались и руководствуются. Отражение целостной системы этих компонентов культуры мы найдем в любом феномене экономической, политической, идеологической, познавательной, художественной, религиозной и любой иной деятельности, осуществлявшейся и осуществляющейся русскими. Что бы ни совершали русские, в каком бы количестве деятельностей себя ни проявляли, они остаются все тем же этносом. И русская культура характеризует присущий только русским способ осуществления любого вида деятельности и принципы взаимосвязи всех видов и типов деятельности, которые русские осуществляют.

 

И духовной культуры этноса

Следует учесть специфику этнокультурологического подхода по сравнению с экономическим, историческим, социологическим или техническим.

Когда этнокультуролог изучает жилище или одежду, пищу или утварь, то его интересуют не технические, технологические или производственно-экономические особенности создания этих материальных продуктов, а образ мыслей, привычки, предпочтения, ценностные ориентации того, кто этим предметом пользовался. Этнокультуролог рассматривает каждую вещь как воплощение основных элементов культуры конкретного этноса:

– целей, которые этнос перед собой ставил, производя или приобретая данную вещь;

знаний, которыми этнос обладал;

– норм, которыми этнос руководствовался;

– ценностных ориентаций, которые этнос воплощал;

– идеалов, к которым этнос стремился и т.д.

При таком подходе каждый продукт материального производства предстает как носитель социокультурной информации о специфическом способе освоения мира конкретным этносом. Это значит, что не сама по себе потребность в пище, а то, как именно эта потребность удовлетворяется, характеризует материальную культуру того или иного этноса: ненцев, ханты, чукчей или якутов.

Этнокультуролога интересует:

– какое место забота о хлебе насущном занимает в жизни данного этноса: готов ли он тратить значительную часть своей жизни на удовлетворение материальных потребностей или считает материальные заботы всего лишь неизбежным злом;

– каким образом этнос добывает средства к существованию: создает своим трудом, зарабатывает или присваивает себе продукты чужого труда;

– какие требования предъявляет к материальным условиям жизни: какой уровень комфорта предпочитает; идет ли речь просто о комфорте или о символах благосостояния и т.д.

Когда этнокультуролог изучает духовную культуру этноса, то его интересует:

– как именно выражает данный этнос свои преставления о смысле жизни, в чем именно этот смысл находит;

– существуют ли в этническом мировоззрении достаточно определенные представления об Истине, Добре и Красоте;

– стремится ли данный этнос к познанию мира, испытывает ли уважение к знающим людям, ценит ли эрудицию, начитанность, просвещенность;

– испытывает ли этнос потребность в эстетическом наслаждении и от чего именно его получает, каковы его эстетические вкусы и предпочтения, что именно в природе, обществе и самом человеке он считает прекрасным;

– обладает ли данный этнос способностью к нравственной регуляции, следует ли нравственным нормам по убеждению или по принуждению, какие нравственные нормы считает абсолютными, какие грехи и проступки – простительными и т.п.

На вопрос: «По каким материальным носителям и формам опредмечивания можно судить о духовной культуре этноса?» - можно ответить: «Все материальные и идеальные продукты и формы устойчивого поведения выступают как носители информации о культуре данного этноса».

Раскрывая содержание этих носителей, мы узнаем об основных особенностях культуры этноса, а, узнав эти особенности, – можем раскрыть содержание любого материального и духовного продукта, созданного или принадлежащего данному этносу, или понять причины и содержание его поступков в той или иной ситуации.

Сложность изучения духовной культуры состоит в том, что мы не можем непосредственно, с помощью органов чувств воспринимать идеи, смыслы, цели и любые иные идеальные феномены.

О духовной культуре мы можем судить лишь по материальным носителям и по формам материального воплощения духовного содержания в поступках и результатах деятельности того или иного этноса.

Материальные носители духовного содержания – это языковые тексты, зафиксированные на различных материалах (глиняная табличка, береста, бумага, дискета, кассета и т.п.).

Изучая духовную культуру этноса, необходимо выделить те произведения присущего ему духовного производства: фольклор, произведения художественной литературы, научные сочинения, философские и богословские трактаты, политические программы и т.п., – в которых прямо говорится о присущих данному этносу ценностных ориентациях, идеалах и формах их воплощения. Иными словами – о том, что именно данный этнос считает истинным, добрым и прекрасным, в чем видит идеальное воплощение ценностей, к чему стремится, во что верит, на что надеется и т.д.

Однако не стоит забывать, что изучение того, как именно данный этнос добывает средства к существованию и какое место в своей жизни отводит удовлетворению материальных потребностей, может рассказать о духовной культуре этого этноса ничуть не меньше, нежели изучение того, что говорят или пишут представители данного этноса по поводу смысла жизни и ценностей культуры.

Необходимо найти эмпирический материал, свидетельствующий о степени воплощения в реальных делах, поступках, обычаях, нормах, господствующих нравах словесно выраженных представлений об истинном, добром и прекрасном. Весьма полезными окажутся в этом поиске сведения о политических событиях, экономические сводки, данные статистики и социологических опросов – все то, что позволяет понять, совпадают ли слова и дела изучаемого субъекта культуры, т.е. того или иного конкретного этноса.

К числу наиболее информативных и доступных для изучения материальных воплощений духовного содержания относятся привычные формы поведения (нравы), произведения искусства, ритуалы, праздники.

Наконец, необходимо помнить, что одни и те же материальные и духовные продукты несут в себе различное социокультурного содержание.

Например, русская классическая литература может рассматриваться:

1) как идеальный продукт духовного производства, зафиксированный на материальных носителях;

2) как идеальный продукт художественной деятельности отдельных писателей, в котором воплощены особенности их культуры;

3) как условие и средство формирования новых субъектов культуры;

4) как элемент духовной культуры отдельных субъектов, которые превратили процесс чтения, изучения, понимания, осмысления произведений, входящих в русскую классическую литературу, в источник собственного смыслотворчества, вдохновения и эстетического наслаждения.

 

 

 

 

Философия и методология

этнокультурологического исследования

Учебно-методические материалы

профессора Н.С.Черняковой

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.