Сознание и интеллектуальное творчество. Проблемы искусственного интеллекта. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Сознание и интеллектуальное творчество. Проблемы искусственного интеллекта.

2017-10-16 359
Сознание и интеллектуальное творчество. Проблемы искусственного интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть три этапа развития мышления (сознания):

– предметно-действенное – когда ребенок разбирает игрушку, чтобы узнать, как она устроена. Называется «мышление руками» (до 2,5лет); мышление образное развивается от 2,5 до 5-6 лет; абстрактно-логическое мышление начинает формироваться, когда человек познает скрытые связи между предметами и явлениями. Природа мудро распорядилась, чтобы дети были как-то защищены на самых ранних стадиях развития, когда у них самих еще нет ресурсов для защиты. Присоединение происходит на эмоциональном и телесном уровне, инстинктивно. Поэтому говорить в чистом виде об интеллекте или высших формах мышления нельзя. Интеллект (разумение, познание) – в истории философии (в идеалистических системах) употребляется для обозначения «чистой» активной силы мышления, принципиально отличающийся своим творческим характером от пассивных чувственных форм познания. Диалектический материализм не выделяет «интеллект» как гносеологическую категорию отличную от понятия «мышление» – как функция мозга. «Интеллект» как синоним мышления, как проблема экспериментальной психологии был выдвинут швейцарским психологом, философом, логиком Пиаже (1896-1980). Согласно его теории интеллект связан с проблемой приспособления (биологическое и социальное). Заслуга принадлежит Пиаже и в развитии экспериментальной психологии: он проанализировал механизм формирования основных психических функций и, в частности, важнейших понятий и принципов человеческого мышления. Свое обобщенное выражение психологические и логические идеи нашли свое выражение в рамках «генетической эпистемологии» – теоретико-познавательной концепции, основанной на генетическом и историко-критическом подходе к анализу знания, в частности, вопросы о междисциплинарных связях психологии, ее месте в системе наук, специфике структурных методов познания и т.д.

Быстрый рост числа научных работников в современных условиях НТР поставил проблему профессионального отбора и подготовки научных кадров определенного профиля с заданными психологическими свойствами (техника тестирования выявляла творческие способности, но и браковала людей, склонных к нестандартному мышлению). Сегодня популярной становится идея о несовпадении интеллекта (измерять который призваны тесты). Разрабатываются новые тесты для определения (с помощью факторного анализа и статистических методов) творческих признаков личности (т.н. дивергентное мышление). В статистических исследованиях американских ученых (Х.Лемон, У.Деннис) ставится цель выявить корреляции между образованием и успешностью работы, возрастом и динамикой. Методика стимуляции группового творчества в США – «брейн-шторминг» – из общей массы суждений и догадок отбирают оригинальные и перспективные. Синектика ставит целью повысить вероятность успеха путем актуализации интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества. Проверка этих методик средствами экспериментальной психологии не позволила установить их заметных преимуществ. Показатели интеллекта, по их мнению, зависят в первую очередь от кратковременной памяти, способности логически рассуждать и словесной ловкости. Таким образом, интеллекта как единой сущности не существует – есть набор независимых и разных типов мыслительных способностей. Поэтому попытки измерить уровень интеллекта как единый показатель – это глубочайшее заблуждение. Человеческий мозг является самым сложным объектом во Вселенной. Профессор психологии Гарвардского Университета Говард Гарднер предлагает измерять «множественный интеллект», состоящий из пяти типов мышления: дисциплинарный тип мышления – предполагает, что человек осваивает хотя бы одно ремесло или профессию; синтезирующий тип – способность интегрировать идеи из разных областей знания в единое целое; креативный тип – способность придумывать новое; уважительный умение ладить с людьми; этический – нести ответственность за собственные действия.

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Деятельность личности может выступать в любой сфере (художественной, производственно-технической, политической и т.д.) – там, где создается, открывается, изобретается нечто новое. Творчество можно рассматривать в двух аспектах: психологическом (исследует психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида) и философском. Философское рассмотрение творчества предполагает ответ на вопрос, как вообще возможно творчество, как порождение нового, каков онтологический смысл акта творчества. В разные исторические эпохи философия по-разному отвечала на этот вопрос. Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия бесконечного, вечного и равного себе. Творчество при этом выступает в двух формах (Гераклит, Платон, Аристотель): как божественное – акт рождения (творения) космоса и как человеческое искусство, ремесло. Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции: теистическая, идущая от древнееврейской религии и пантеистическая – от античной философии. Первая связана с пониманием Бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно (неоплатоники, Августин). Вторая тенденция, к которой тяготеет большая часть представителей схоластики, в том числе Фома Аквинский, который в вопросе творчества подходит ближе к античной традиции. Бог Фомы – это добро в его завершенности, это вечный созерцающий самое себя разум, это «… скорее совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной». Поэтому понимание божественного творчества у Фомы близко к пониманию его у Платона. Человеческое творчество выступает в христианстве прежде всего как творчество истории (Августин). В своем творчестве человек как бы постоянно обращен к богу и ограничен им. И поэтому средние века никогда не знали того пафоса творчества, каким проникнуто Возрождение, Новое и Новейшее время. Возрождение рассматривает творчество прежде всего как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу творческого процесса, которая незнакома ни Древности, ни Средневековью, но столь характерна для Нового времени. С конца XV-XVI вв. все явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт человеческого творчества и искать ее смысл и законы ее развития в ней самой (Вико, Бруно и др.). Но понимание творчества еще несет на себе следы Возрождения и Реформации (пантеизм, протестантизм). Философия, формирующаяся под влиянием идей протестантизма (английский эмпиризм), склонна трактовать творчество как удачную, но в значительной мере случайную комбинацию уже существующих элементов (теория познания Бэкона, Гоббса, Локка). Творчество в сущности есть нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчества в XVIII в. создается И.Кантом, в которой он специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения. Творчество лежит в самой основе познания – такой вывод Канта, противоположный платоновскому. Кантовское учение о воображении было продолжено Шеллингом (творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности). Такое понимание творчества во многом обусловило новую трактовку истории, отличную как от ее античного, так и от средневекового понимания. История оказалась при этом сферой реализации человеческого творчества безотносительно к какому-либо трансцендентному смыслу. Эта концепция истории получила наиболее глубокое развитие в философии Гегеля. Понимание творчества в немецкой классической философии как деятельности, рождающей мир, оказало существенное влияние на марксистскую концепцию творчества. Маркс рассматривает деятельность как предметно-практическую, как «производство» в широком смысле слова, преобразующее природный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества. История же таким образом предстает, прежде всего, как совершенствование предметно-практических способов человеческой деятельности, определяющих собой и различные виды творчества. В философии XIX-XXвв. творчество рассматривается в его противоположности механически-технической деятельности (Бергсон, Дильтей). Если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчеркивает духовно-личностную природу творчества. В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция (существование), т.е. как некое иррациональное начало свободы, прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, через который «в мир приходит ничто». Именно экзистенция как выход за приделы природного и социального, вообще «постороннего» мира – как экстатический порыв (экс-тезис) вносит в мир то новое, что обычно называется творчеством. Общим для философии жизни и экзистенциализма в трактовке творчества является противопоставление его интеллектуальному и техническим моментам, признание его интуитивной природы, принятие в качестве носителей творческого начала органически-душевных процессов или экстатически-духовных актов, где индивидуальность или личность проявляется как нечто целостное, неделимое и неповторимое. Таким образом, если для Бергсона творчество выступает как самозабвенное углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, то для Хайдеггера – как экстатическое выхождение за собственные пределы, высшее напряжение для всего человеческого существа. Для Дьюи Джона (1859-1952) американского философа-позитивиста творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенных задач и выхода из опасной ситуации. Творчество научное – деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Проблемы научного творчества разрабатываются философией, психологией и другими дисциплинами. Природа научного творчества раскрывается на основе трактовки науки как ряда сменяющих друг друга и объединенных исторической связью (преемственность) систем знания, опредмечиваемых (понимается процесс материализации в человеческой деятельности информационно-смысловых структур, схем, проектов) в системах деятельности общественного субъекта.

Научное творчество должно рассматриваться как область пересечения трех осей координат: логической (в смысле логики развития науки); социальной (учет социально-экономических особенностей соответствующих эпох); психологической (облик ученого, мотивацию его поведения, тактику мышления и т.д. Одно из наиболее перспективных направлений изучения научного творчества развивается в рамках науковедения, стремящегося синтезировать подходы к творчеству с точки зрения логики, социологии и психологии.

Мировоззренчески-методологический смысл (значение) положения об абсолютной противоположности сознания и материи, идеального и материального состоит: во-первых, в гносеологических (чувственных и понятийных) образах нет самих материальных предметов, нет ни грани вещественности от этих объектов, хотя имеется или может быть получена необходимая для познания информация о них; гносеологические образы отвлечены не только от нейродинамических кодов, лежащих в их основе и заключенных в структурах головного мозга, но и от отражаемых в них материальных объектов; они самостоятельны; это – особый мир, субъективная реальность; во-вторых, на основе репродуктивных образов в сознании формируются конструкты, подлежащее опредмечиванию; благодаря творческой природе сознания создаются идеальные образы, не имеющие прямых прототипов в материальной действительности (способные, однако, обрести впоследствии материальный статус); в-третьих, зависимость индивидуального сознания от материального бытия, понимается его реальная конечность, смертность, в этом отношении его враждебность материальному бытию, непримиримость с конечностью конкретно-сущего

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.