Лекция 4: философия глобального эволюционизма. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Лекция 4: философия глобального эволюционизма.

2017-10-16 408
Лекция 4: философия глобального эволюционизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Системно-эволюционная парадигма в современной философии естествознания.

2.Динамизм бытия: движение и развитие, их понимание в науке и философии. Становление диалектики как философской теории развития в единстве онтологического, гносеологического и логического аспектов.

3.Современные дискуссии о статусе диалектики в философии и особенности социальной диалектики.

4.Идеи эволюции в неорганической природе. Взаимосвязь диалектики и синергетики, их роль в осмыслении эволюционных процессов.

5.Эвристическое значение идеи глобального эволюционизма в объяснении динамики мира и проблемы развития современной научной картины мира.

Предельно широкий подход к пониманию материи, сохраняя методологическое значение в современных условиях, предполагает обращение к таким атрибутивным характеристикам материального мира, как его системно – структурная, динамическая и пространственно – временная организация. Вхождение этой идеи в научный контекст, сопровождалось в истории естествознания многочисленными трудностями. В ХХ в. во многом определено направление научного поиска в областях физики, микромира космологии, биологии, химии, экологии и других сферах научного познания. Значительный вклад в разработку представлений о структурной организации Универсума наряду с философией и естествознанием сегодня вносит системная методология, представленная в современной науке системным подходом, общей теорией систем и системным анализом. Системно-структурная организация Универсума может быть обозначена с помощью таких философских категорий как «система», «элемент», «структура», «часть», «целое», отображающих разные аспекты взаимосвязи отдельных фрагментов материального мира. Категория «система» фиксирует отграниченную и организованную целостность, в рамках которой связи между множеством относительно самостоятельных взаимодействующих частей (элементов) по ряду параметров превосходят связи с элементами других целостностей. Категория «система» содержательно связана с понятием «элемент». Еще Аристотель определял элемент в качестве неделимой первоосновы вещи.

Очевидно, что выделение элементов в составе целого носит относительный характер. В динамике системы элементы могут ассоциироваться в определенные относительно самостоятельные группы, называемые подсистемами. Категория «структура» характеризует совокупность внутренних связей объекта, его строение. Под структурой понимается такой способ связи элементов в системе, благодаря которому она обнаруживает свойства, характерные для нее как целостности и качественной определенности. В рамках современной естественнонаучной картины мира выделяют такие подсистемы Универсума как неживая и живая природа. Каждая из них достаточно сложно структурирована и включает в себя различные уровни организации систем, связь между которыми может быть представлена с помощью различных моделей – как линейных, так и более сложных по своей конфигурации.

Развитие науки во второй половине ХХ в. существенно обновило представления о динамическом аспекте материального мира. Это, в частности, получило свое выражение в становлении системно – эволюционной парадигмы в современном естествознании, утверждение которой во многом обязано формированию и развитию современной теории самоорганизации мира. Динамическая организация бытия состоит, таким образом, в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям (материальные, духовные). Движение – изменения, могут происходить по восходящей линии, могут быть поступательными, прогрессивными и соответственно регрессивными, т.е. происходить по нисходящей линии. Прогрессивные, поступательные изменения материальных объектов от простого к сложному и от низшего к высшему называется развитием.

Развитие – высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качественного сочетания к другому, от старого к новому. Развитие не просто изменение, но изменение, связанное с преобразованием во внутреннем строении объекта в его структуре, но и представляет совокупность функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей. Идея развития находит свое отражение в принципе историзма и является одной из самых ведущих во всей истории философии. Идея развития, т.о., составляя основной методологический принцип, впервые получает свое всестороннее обоснование, а само развитие впервые анализируется как естественный процесс, идущий на основе объективных закономерностей. Вопрос о всеобщности развития, о том, является ли развитие всеобщим свойством материи, её атрибутом, служит предметом острой дискуссии. Поскольку вопрос о всеобщности развития имеет важное значение не только в современной науке, но и практике. Проблема всеобщности развития возникает в космогонии при рассмотрении происхождения галактик и звезд; она возникает в биологии при исследовании путей образования живой материи из неживой; она встала в физике в связи с вопросами о возможности изменения во времени универсальных постоянных и об эволюции элементарных частиц. Концепция развития, возникшая в естествознании 19 в., не могла дать научного ответа на вопрос об образовании упорядоченных материальных систем, а вывод заключался в ограниченном, метафизическом понимании материи как совокупности, в конечном счете, неизменных элементов, неспособных к превращениям. Естественно, что развитие приписывалось только случайным возникшим упорядоченным системам, а отнюдь не природе в целом.

Принципиально иная концепция развития – диалектико – материалистическая была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Опираясь на диалектику Гегеля, они разработали общую теорию процесса развития и одновременно применили открытие ими закономерности к обществу. Идея универсального движения и изменения (1813 Логика) угадана до её применения к жизни (биология) и к обществу. Идея универсального движения и изменения, изложенная Гегелем (1813) была развита марксизмом. Сущность общей концепции развития, т.о., можно коротко охарактеризовать следующим образом: Любой материальный объект не извечен и не бывает неизменным. Он способен к качественным превращениям, он возникает и существует в течении конечного времени; любой объект нельзя рассматривать как абсолютно простой, он обладает структурной и внутренней активностью; любой объект нельзя рассматривать как абсолютно замкнутый, как изолированный индивид. Он всегда взаимодействует с другими объектами, входит в ту или иную систему (системы). Его свойства зависят не только от его структуры, но и от условий, существующих в системе; материальную систему нельзя рассматривать как просто конгломерат составляющих её частей, она обладает большей или меньшей целостностью, зависимостью свойств и «поведения» её частей и элементов от структуры системы в целом, от её внутренней организации; существование системы есть непрерывное самовоспроизведение её структуры, её внутренних связей и взаимодействий, совершающихся в ней многообразных процессов, цикличность внутренних процессов и определяет свойства системы как целостного. Процесс самопроизведения системы вместе с тем предполагает её взаимодействие с внешним миром; любая «живущая» система, вообще говоря, является открытой; однако цикличность процессов в системе относительна. Процесс воспроизведения приводит к постоянному накоплению необратимых качественных изменений. Происходит «раздвоение» единого, поляризация ранее однородных частей системы, формирование материального носителя новых связей и взаимодействий. Нарождающееся качественно новое состояние системы вступает в противоречие со старой структурой. Внутренние противоречия, постепенно нарастая, вызывают нарушение относительного соответствия частей сие темы; вместе с тем созревают условия, необходимые для разрешения противоречий. Борьба находящихся в неразрывном единстве противоположностей определяет направление развития системы, неизбежность её качественного изменения структурной перестройки. Другими словами, развитие есть процесс, характерный для естественной целостной открытой системы и стоящий в последовательности изменения его структурных состояний, выступающих как её различные исторические этапы.

История астрономии, начиная с 30-х г.г. 20 в. показывает, что развитие в диалектическом смысле слова присуще не только высокоорганизованным системам (органическому миру, обществу), но и всей природе. Сущность современных научных воззрений на мегамир заключается в том, что и этот мир представляет собой последовательность развивающихся целостных систем различного уровня – звезд, звездных скоплений, скоплений галактик, мегагалактики. Важно отметить при этом, что основным состоянием материи как в космическом пространстве, так и в недрах звезд является плазма; в этом состоянии микросистемы нельзя рассматривать как замкнутые, они обнаруживают активность, тенденцию к образованию новых связей и отношений. Таким образом, главная трудность для принятия концепции развития оказалось устраненной в результате революции в физике (60-е г. ХХв.) квантовая теория материи привела к современной революции в астрономии, сущность которой заключается в фактическом обосновании и последовательном проведении идеи развития (синергетика). В настоящее время, концепция развития связана с пониманием о нелинейном, необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем. Через разработку концепции биосферы и ноосферы В. Вернадского, идей неравновесности термодинамики (школа И. Пригожина), синергетики, современной космологии, развитие системных и кибернетических подходов, идей глобального эволюционизма в науку и философию во второй половине ХХв. прочно вошла и концепция историзма и уникальности саморегулирующихся систем, их способности к изменению, хаотичности, необратимости, нелинейности, непредсказуемости и многовариантности развития.

Итак, глобальный эволюционизм представляет собой принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших, прежде всего, обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сфера действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Принцип глобального эволюционизма является одной из фундаментальных составляющих современной научной картины мира и тех методологических стратегий, которые позволяют трактовать неорганические, органические и социокультурные системы как сложно структурированные и развивающиеся системы. Эта концепция сложилась и получила достаточно широкое признание в последней трети XX столетия. Системный подход – методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов систем разных типов и классов, многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся, биологических, психологических, социальных и т.д. систем. Основные принципы системного подхода состоят в следующем: во–первых, основным признаком системы является её целостность. Это означает, что свойство системы не сводятся к простой сумме её отдельных элементов, а обладает новым, особым качеством, которое обусловлено не столько свойствами отдельных элементов системы, сколько свойствами её структуры (то есть исследования структуры общества); во–вторых, элементы структуры, называемые так же подсистемами, сами могут развиваться как системы (основные сферы жизни общества); в–третьих, системный подход предполагает рассмотрение общества как открытой системы, т.е. системы взаимодействующей со средой обитания (природные, социальные); в–четвертых, системный подход признает целенаправленный характер поведения системы в целом, так и отдельных её элементов. Процесс становления этой системно – эволюционной и философской методологической парадигмы состоит (условно) из трех относительно автономных этапов.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.