Философского и научного познания. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Философского и научного познания.

2017-10-16 536
Философского и научного познания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Понятие природы и его полисемантический характер. Самоорганизация и развитие природы

2. Природа как среда обитания человека, естественная и искусственная среда в социальной эволюции. Естественная и искусственная среды обитания. Роль природно-географической среды в социальной эволюции.

3. Основные исторические формы взаимодействия общества и природы. Общая характеристика современной экологической ситуации и перспективы устойчивого развития цивилизации.

о О

4. Идея коэволюции в современной культуре. Коэволюционная стратегия как важнейший факто достижения социоприродной стабильности.

Проблемы “общества и природа” всегда входила в число вопросов, изучаемых в курсе философии. Но сегодня эта проблема необычно усложнилась. Исследование этой проблемы предполагает рассмотрение как их самих в качестве сложных динамических систем, так и анализ системы взаимодействия, существующих между ними в процессе их функционирования.

Изучение темы “общество и природа” имеете большое познавательное значение в рассмотрении таких философских вопросов, как материальное единство мира, закономерности развития материи, общественные предпосылки возникновения сознания, роль труда, возникновения и развития человека, общества. Мировоззренческая значимость настоящей темы заключается, во-первых в том, что в ней изучаются этапы и закономерности становления общества и на этой основе раскрываются его наиболее существенные черты. Во-вторых, выяснение диалектики взаимодействия природы и общества, является исходной для научного понимания общества как саморазвивающейся системы, человеческого труда и материального производства, как способа взаимосвязи и взаимодействия общества и природы, уяснения сути современных экологических проблем. Методологическая значимость обуслов-лена тем, что для успешного решения производственных задач специалисту необходимо всесторонне учитывать различные способы, аспекты диалектики взаимодействия природы и общества.

Приступая к рассмотрению данной темы следует обраться, прежде всего, к принципу материального единства мира. В соответствии с ним мир представляет собой определенным образом упорядоченное, связанное целое, включающее в себя системы разного уровня организации. Общество таким образом выступает в форме своеобразной подсистемы объективной реальности, относительно обособленной от природы, ибо предпосылками человеческой истории являются живые человеческие индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни. Именно они (предпосылки) становятся основными условиями и компонентами социальной действительности. Общество – не простая механичес-кая совокупность индивида, поскольку для его характеристики недостаточно совместной жизнедеятельности., которая предполагает использование многообразных предметов и процессов неживой и живой природы. Но эти предпосылки не обладают социальными свойствами. Они приобретают социальные качества лишь тогда, когда включаются в общественные отношения. Общество, таким образом, представляет собой исторически сложившуюся совокупность форм и способов совместной жизнедеятельности людей.

Система «природа - человек - общество» существует как единое развивающееся целое. Понятие «природа» употребляется в трех основных значениях:

1. Природа есть все существующее, весь физический мир в

многообразии его форм;

2. Природа понимается как объект естествознания;

3. Природа - как совокупности естественных и созданных человеком материальных условий его существования.

Человек, общество связаны с природой в первую очередь своим происхождением. Общество возникло из природы в результате длительной ее эволюции, в ходе которой были подготовлены условия для появления человека и человеческого общества. Решающую роль в выделении человека из природы сыграл труд, который стал и основой формирования и совершенствования сознания человека. Возникновение человеческого общества представляло собой скачок, т.е. переход к социальной форме движения материи. Возникнув в природе, человечество и общество в определённой мере обособилось от неё и выступает как новое качество в историческом развитии обективного мира. Так что связь, между обществом и природой есть. Диалектическое единство качественно различных явлений. И всё же общество не сливается с природой, а противостоит её, как качественно отличная система социальных связей.

Основой его развития является не изменение биологического вида человека, а изменение его общественной природы.

1.Природа существует вечно. Поэтому есть вечно действующие законы. Законы же общества являются историческими и возникли вместе с обществом.

2.Законы природы долговременны (закон естественного отбора, закон наследственности), которые начинают действовать с появлением живой природы, законы его развития.

З.В обществе развитие происходит значительно быстрее, чем в природе, а вместе с ним меняются некоторые общественные законы.

Понятие природы и отношение человека к ней исторически менялись, будучи тесно связанными с человеческой практической деятельностью, с интересами, ценностями, политикой, идеологией. Иснользуется понятие природы в широком-и узком смысле этого слова. В широком смысле это все существующее, материя, взятая во всем разнообразии ее форм. В узком смысле природа есть совокупность естественных и созданных человеком условий своего- существования.

Для анализа деятельности человека в природе и учета результатов этой деятельности в философии используются понятия "первая природа" и "вторая природа". "Первая природа" - это то, что существовало и существует до, вне и независимо от сознания человека, его деятельности. Это объективная и первичная реальность. Без нее невозможны жизнь и деятельность человека. "Вторая природа" - это "первая природа", измененная человеческой деятельностью на основе его замыслов, плюс то, что создано человеком. Создается "вторая природа" в процессе труда, который сам имеет два аспекта - природный и социальный - и выступает как социальная форма обмена веществ с природой. "Вторая природа" - это единство природного материала и опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности, приобретшей социальное признание. Предметы "второй природы", ставшие реальностью, в свою очередь влияют на человека, предопределяя его дальнейшую жизнь, поступки. "Вторая природа" - это комплексная природно-духовно-социальная реальность. Это - орудия труда, окультуренные поля, города, произведения искусства - вся материальная культура. Это предметы и явления, погруженные во время и пространство человеческого существования, социальное бытие. Чтобы "вторая природа" функционировала, удовлетворяя потребности человека, она должна быть постоянно под контролем его живого труда. В последнее время человек своей производственной деятельностью значительно ускорил развитие процессов обмена веществ и энергии в биосфере Земли, усилив тем самым взаимозависимость стран, человечества и природы.

Отметим основные исторические этапы взаимодействия природы и общества: На первом этапе взаимодействие носит локальный характер, определяясь в первую очередь непосредственными природными условиями творчества. Преобразуются отдельные природные макротела. Доминирует сельское хозяйство, обмен идет в основном готовой продукцией. Место нахождения сырья и производства совпадают. Этот этап охватывает первобытное общество (ранний период) и рабовладельческий, а также феодальный строй (поздний период); На втором этапе социоприродным взаимодействием охватываются большие регионы. Возникает машинное производство, совершенствуются транспортные средства. Происходит усложнение структуры материального производства, связей между странами. Преобразование природы доходит до молекулярного, частично атомного уровня. Производство все больше зависит не только от природных, но и от социальных условий. Этот этап охватывает эпоху становления и расцвета капитализма. На третьем этапе начинается всепланетарный (глобальный) охват природы и выход человеческой деятельности в ближайший космос. Затрагивается уровень элементарных частиц. Растет разнообразие связей между странами. Взаимодействие природы и общества приобретает черты единой целостной системы. Современный этап развития человеческой цивилизации породил так называемые глобальные проблемы, под которыми понимается комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или государства, и решение которых зависит от усилий всех или большинства государств нашей планеты. К ним принадлежат: I) предупреждение и устранение мировой термоядерной войны; 2) рациональное и комплексное/ использование природы (экологическая проблема); 3)социальное развитие и экономический рост в мире; 4) ликвидация на Земле вопиющих проявлений социальной несправедливости - голода и нищеты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.

Становление названных выше проблем именно как глобальных, которые имеют всемирный характер, связано с интернационализацией экономического развития всей общественной жизни. Глобальность экономических проблем все отчетливее выявляет взаимозависимость знаний и оценок, науки и искусства, производства, стран и народов, природы и общества. Задача, стоящая перед человечеством, - найти выход из экологического кризиса. В 60-е годы Б. Коммонер очень сжато сформулировал "четыре закона экологии", которые следует знать и учитывать в своей деятельности каждому: 1) все взаимосвязано; 2) все должно куда-либо деваться; 3) все имеет какую-то стоимость; 4) природа знает что лучше. Из этого вытекает, что экологическая культура личности должна рассматриваться как синтез знаний, убеждений и практических экологических действий, т.е. Главное сегодня - проникнуться чувством ответственности за свою судьбу и судьбу грядущих поколений, трезво оценить эту ситуацию, в которой оказалась цивилизация, понять неотложность решения названных проблем. Необходим психологический перелом, новый интеллектуальный прорыв политиков, ученых, конструкторов в деле налаживания международного диалога, сотрудничества в решении глобальных проблем.

Природная среда, бесспорно, является одним из постоянных и необходимых условий развития общества и она, конечно, влияет на развитие общества, - она ускоряет или замедляет ход развития общества. Но ее влияние не является определяющим влиянием, т.к. изменения общества происходят несравненно быстрее, чем изменения и развитие природной среды. Для сколько-нибудь серьезных изменений природной среды требуются миллионы лет, тогда как для серьезных изменений общественного строя достаточно несколько тысячелетий. Из этого следует, что природная среда не может служить главной, определяющей причиной общественного развития, ибо то, что остается почти неизменным в продолжение десятков тысяч лет, не может служить главной причиной развития того, что переживает коренные изменения в продолжении сотен лет. Не природа, а материальное производство есть постоянная основа возникновения, существования и закономерного прогрессивного развития человеческого общества.Значит ли это, что с возникновением общества природа вообще перестает оказывать на развитие общества, какое бы то ни было воздействие? Природные условия играют в материальной жизни общества, во-первых, роль естественного богатства средствами существования (плодородные почвы, обилие рыбы в водах, дичь, злаковые растения и т.д.), во-вторых, роль естественного богатства средствами труда (энергия воды, полезные ископаемые и т.д.). Первый вид имеет решающее значение на низших ступенях общественного развития, второй - на более высоких.

Естественно, природная среда оказывает влияние: 1) на размещение промышленности (ландшафт местности, наличие полезных ископаемых, климатические условия, которыми обусловлены физико-технические параметры оборудования с уклоном в «северный» или «южный» вариант, наличие вод); 2) на производительность труда. При прочих равных условиях производительность труда выше там, где естественные комплексы более благоприятны для жизни и труда человека, где залежи полезных ископаемых более удобны для разработки, где лучше естественные средства сообщения. Рациональное размещение производительных сил всегда было и будет важным фактором развития производства, повышения производительности труда; 3) на характер жилища, одежды, быта и здоровья человека.

Воздействие общества на природную среду определяется характером общественного строя, и в первую очередь уровнем развития способа материального производства, достижениями науки и техники. Законы общественного развития определяют цели и характер воздействия на природу. Не характер естественной среды определяет характер социальной среды, а наоборот, характер социальной среды определяет характер естественной среды, вовлекаемой в сферу трудовой деятельности человека и соответственно оказывающей влияние на жизнь общества. Во взаимодействии общества с природой активной стороной всегда выступает человек. Из этого следует вывод о том, что степень господства человека над природой зависит не только от уровня развития производительных аил, но и от соответствующих общественных отношений, которые обуславливают силу и степень воздействия человека на природу. При этом совокупность природных факторов, влияние на исторический процесс, изменяется с прогрессом общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что связи и взаимодействия общества и природы весьма многослойны, довольно сложны, противоречивы. Природный материал не просто «втягивается» в предметную деятельность и получает в ней функциональный характер, но и еще обособляется, образуя квазиестественные связи и состояния. Все это свидетельствует о том, что человек живет в определенной социально-природной среде, которая все время расширяясь, постепенно выходит за пределы нашей планеты. Отметим основные исторические этапы взаимодействия природы и общества;. На первом этапе взаимодействие носит локальный характер, определяясь в первую очередь непосредственными природными условиями творчества. Преобразуются отдельные природные макротела. Доминирует сельское хозяйство, обмен идет в основном готовой продукцией. Место нахождения сырья и производства совпадают. Этот этап охватывает первобытное общество (ранний период) и рабовладельческий, а также феодальный строй (позднийпериод); На втором этапе социоприродным взаимодействием охватываются большие регионы. Возникает машинное производство, совершенствуются транспортные средства. Происходит усложнение структуры материального производства, связей между странами. Преобразование природы доходит до молекулярного, частично атомного уровня. Производство все больше зависит не только от природных, но и от социальных условий. Этот этап охватывает эпоху становления и расцвета капитализма: Третий этап связан с эрой господства науки и с оскуднением мира религиозных чувств. Человек отказывается от преодоления природных элементов в собственном существе и обосновывает к природе строго утилитарный характер (машинное производство, совершенствуются транспортные средства и т.п.). Новое время порождает феномен науки. Природа становится объектом научного исследования, «испытания». Познавательное отношение к природе сменяется деятельностным. Выдвигается тезис покорения природы, власти, господства над ней, которых можно достичь посредством знаний, науки. «Знание - сила» (Ф.Бэкон) - основная методологическая установка этого времени.

Природа есть объект разумного (научного) исследования: во-первых, она есть сонмище бездушных сил, которые надо покорить на пользу человека, - во-вторых, физических кругозор расширяется; в-третьих, знание структуры и законов природы достигает головокружительной глубины. На четвертом этапе начинаются всепланетарный (XX в.) охват природы и выход человеческой деятельности в ближайший Космос. Взаимодействие общества и природы приобретает черты единой, глобальной целостной системы. Все это свидетельствует о том, что человек живет в определенной социоприродной среде, которая все более расширяясь, постепенно выходит за поеделы нашей планета ритмам^, поскольку люди занимались преимущественно аграрным хозяйством. Традиционные общества, не знавшие машинного производства и научно-технического прогресса, не нарушали природного равновесия глобально^ Они могли столкнуться с экологическими кризисами, но лишь в локальных масштабах. Такие случаи, связанные с неправильной обработки^ земли или ирригацией, можно найти в истории культуры. Но в целом в традиционных обществах существовало экологическое равновесие, т.е. отношение с природой были гармоничными. Человек не противопоставлял себе природе, он был гармоничен и соразмерен ей. В мифологии это отражалось в персонификации природы: т.е. существовало представление, что за каждым явлением природы стоит то или иное божество. Невозможно было искать некие закономерности в волеизъявлениях различных одухотворенных сущностей. В мифологическом сознании отношения человека и природы представали как субъект-субъектные (одним субъектом является сам человек, а другим - дух, олицетворяющий то или иное природное явление). При этом философы и культурологи отмечают, что именно такое понимание отношений человека и природы не давало возможности развиваться чисто научному подходу. Наука исходит из рассмотрения природы как объекта. Только в этом случае можно говорить об объективных законах, управляющих развитием мира. Для того чтобы относиться к природе как объекту, следовало исключить из нее всевозможные мифологические существа. Единственной цивилизацией, исключившей Бога из природы, была иудейско-христианская цивилизация. Бог создает природу, но потом уже не существует в ней, его в природе нет. Именно такое понимание природы позволяет появиться науке как особой форме рационального знания.

Итак, общество прошло четыре этапа во взаимодействии с природой: мифологическая либо языческая, аскетическая, научно- утилитарная и инстинктивно-физиологическая. Ко второй половине XX в. в образованных слоях наций (германо-католической, германо-протестантской и российской культурным зонам) установилось два отношения к природе: Одно - старое: утилитарно-научное. На всю природу устанавливается взгляд как на дойную корову. К счастью, такое отношение начинает постепенно смягчаться к более новым: бессознательно-эгоистически-физиологической любовью к природе, иногда с привнесением эстетики. Второе - отношение несравненно более активное, всё яснее понимая возможности счастливой и творческой связи с природой, осознания перед ней (природой) нашего Долга и горькой общей вины: Мир для всех един! Таким образом, природная среда оказывает влияние: на размещение промышленности; на производительность общественного труда; на характер жилища, одежды, быта и здоровья человека; на возникновении и специфические черты надстроечных явлений, в том числе политические надстройки н а социально-психологический облик общества, т.е. на его менталитет.

Однако, научно-технический прогресс, реализовавшийся как особый путь развитиштривел к нарушению баланса во взаимодеиствия общества и природы. Сегодня человечество переживает глубочайший кризис из всех, что были в истории. Кризис обусловлен объективными явлениями планетарного масштаба, специалисты выделяют десятки неотложных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Они связаны с отношением между человечеством и природой: теплоотдача в окружающую среду, выбросы вредных веществ и т.д. Это то новое, что внес XX век в существо проблемы - колоссальный рост масштабов антропогенного воздействия на природу.

Современный этап настоятельно требует новой ценностной установки во взаимоотношении природы с обществом: поскольку природа - это уникальное и универсальное вместилище человека и всей его культуры, а это требует ответственного отношения к ней, гармонизации этого отношения именно потому, что человек является частью природы, связан с ней непосредственными узами, зависим от нее. Таким образом, происходит переоценка ценностей - переход от идеи абсолютного господства над природой к идее гармонизации их отношений. Основной акцент в понимании природы как среда обитания человекасмещается в сторону социальной природы и её онтологической направленности в качестве результата техногенного вмешательства в естественное течение событий природного мира. Главной проблемой в этом смысле стала проблема взаимоотношения в системах «Человек-природа», «Общество-природа». По мере развития природная среда превращается в биосферу, техносферу, «ноосферу».

Понятие «биосферы» многозначно: как совокупность всех организмов; как область современной жизникак система «организм-среда обитания»; как система «живое и неживое».

Основой составляющей биосферы во всех перечисленных интерпретациях является живое существо. По всему объему оно составляет небольшую часть биосферы, однако оно охватывает всю биосферу, создает и изменяет её. Существует общая перспективная идея гармонизации отношений. природы и общества - это идея ноосферы и коэволюции.

Понятие ноосферы было предложено в 20-е годы XX столетия французским ученнымиЛеруа и Тейяром де Шарденом и развито в серьезную научную концепцию В.И.Вернадским. В соответствии с его взглядами, мысль уже превратилась в явление планетарного масштаба. Как возникновение биосферы преобразовала геосферу, так возникновение ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согласованный путь коэволюции человека и природы. Ноосфера - сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором развития. Согласно Вернадскому, ноосфера - это этап в эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Главная цель концепции ноосферы - определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между природой и обществом. Деятельностная сторона понятия «ноосфера» при этом предполагает высокую меру ответственности человека за характер протекания основных эволюционных процессов планеты. Это означает необходимость согласования развития цивилизации с развитием прежде всего биосферы, что выражается в требовании Коэволюции (в смысле согласованной, совместной эволюции и человека и природы), выраженной в виде экологического императива.

Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешних условиях, которые должны носить характер целенаправленного изменения параметров биосферы.

Содержание понятия «коэволюция» связано с теорией «ноосферы», изучающей условия, при которых изменения характеристик биосферы происходит в направлении расширения взаимодействия с человеком. Но вся деятельность не должна нарушать условий коэволюции, выводить биосферу на тот режим необратимой эволюции, который может грозить человеку исчезновением его как вида. Возникновение техносферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропогенных нагрузок не меняют методологических принципов, которые лежат в основе любой эволюционной теории. В.И.Вернадский первый осознал и пытался осуществить синтез естественных и общественных наук для более правильного анализа глобального воздействия человека на природную среду. Ноосфера генерирует не просто позитивные знания в форме понятий, передаваемых при помощи сугубо научных пояснений, художественных приемов, произведений искусства, в ней они формализуются в истины (абсолютные или относительные), которыми потенциально все очередное живущее поколение людей, но прежде каждый отдельный человек могут, могут и должны пользоваться ежедневно в процессе своей жизнедеятельности, регулируя свое поведение, а так же обмениваясь информацией, распространяя ее в рамках информационного общества. Вследствие этого между человеком и ноосферой происходит постоянный обмен информацией (в виде научных статей, книг, учебников, законопроектов, открытий и изобретений, художественных произведений, истинность и полезность которой определяется экспертами, пользователями и историей. К сожалению не вся помещаемая информация (примерно 50%) сегодня подходит под стандарт истины (абсолютной или даже относительной). Поэтому так важно очищать ноосферу от ложной и негативной информации.

На рубеже XX-XXI веков предметом всеобщего внимания стало сложное явление, оказывающее влияние на весь мир. Оно получило название «глобализация». Поскольку первыми в нынешних условиях его начали изучать американские теоретики, то в его осмыслении преобладает их видение этого противоречивого процесса. А они подчеркивают в нем формирование нового типа мирохозяйственных связей на принципах вестернизации, распространение их (порой принудительное) во все регионы планеты. При этом для них определяющее значение в глобализации имеет мировая паутина Интернета, что свидетельствует об господстве идеалистической парадигмы в осмыслении современных социальных процессов западными теоретиками. Между тем глобальная роль Интернета свидетельствует о том, что материальный процесс формирования мирохозяйственных связей теперь получил подкрепление в виде духовного фактора укрепления этих связей. Современные проявления глобализации вызвали мощное международное движение антиглобалистов. Они концентрируют внимание на острых социальных противоречиях нынешней глобализации. Во-первых, неравномерность экономического развития разных регионов планеты приводит в новых условиях к обострению отношений эксплуатации между богатым «Севером» и экономически угнетаемым «Югом», к усилению межрегионального социально-территориального разделения труда. Во- вторых, глобализация в тенденции носит антинациональный характер, существенно ослабляет суверенитет национальных государств. Тесно связанный с нынешней глобализацией экономический передел мира (наиболее яркие его проявления - образование Европейского союза, с одной стороны, и агрессия США и ряда НАТО против Югославии, Ливии, Сирии, Ивака, с другой) породил духовно-культурный передел мира, экспансию американской масс-культуры во все страны мира, в том числе в Россию, Республику Беларусь и другие страны СНГ. Между тем диалектический подход к глобализации требует видеть и ее противоположную составляющую. Правы те, кто утверждает, что возможность глобализации заложена уже в единстве человека как вида. Но в действительность глобализация начала превращаться только тогда, когда производительные силы потребовали формирования устойчивых мирохозяйственных связей. Поэтому ее начало связано не с захватом колоний, а с их переделом, ибо ее целью была не точечная эксплуатация уникальных природных богатств (золото, серебро, пряности), а формирование максимально широкого рынка сбыта. Можно даже предположить, что сегодня мы имеем дело только с переходным периодом к глобализации, а собственно глобализация наступит одновременно с ликвидацией социальной эксплуатации (эксплуатации человека человеком) в планетарном масштабе.

Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным моментам: происходит очень быстрое истощение природных ресурсов человечества; слишком быстро загрязняется окружающая природная среда, что приводит к катастрофическим последствиям; чрезмерно быстро увеличивается численность населения.

Большинство современных проблем приняло глобальных характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальными могут быть названы следующие проблемы: надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты; экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными странами; военная опасность.

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60-70-е гг. ХХв., когда был создан Римский клуб - неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист А.Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени. В 1968., г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу иследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов - численности населения и загрязнения среды. Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение.Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо придет к глобальной экологической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчет на ЭВМ показал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половине XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась щобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности. Способность природы ассимилировать (усваивать) вредные отходы производства далеко не безграничны. Осознание этих процессов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран. В 1960г. возникла общественная организация под названием Римский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечества.

Впервые за все время существования человечества перед ним встала проблема выживания. Если в 40-50-е годы XX века миром была осознана угроза термоядерного самоуничтожения, то в последующие десятилетия к ней добавилась угроза экологической катастрофы, которая особенно опасна тем, что обладает свойством постепенности, плавности, относительной незаметности своего наступления. Человечество в основной массе до сих пор не осознало всю глубину и опасность глобального характера развертывающегося экологического кризиса. Общество вырастает из природы и не может отменить действие её законов. Специалисты утверждают, что это в полной мере относится к действию второго начала термодинамики: невозможно существование систем, свободных от роста энтропии. Справедливость этого положения проявляется хотя бы в том, что невозможны полностью безотходные технологии, стопроцентная утилизация отходов, как и в целом получение только одних позитивных результатов без негативных последствий. Природа ставит человеку в его деятельности определенные пределы. Пока антропогенная деятельность человека носила локальный характер, с этими пределами можно было не считаться. Когда она приобретает глобальный характер, эти пределы становятся важнейшим императивом дальнейшего развития. На этой основе возникает важнейшее понятие экологического императива, суть которого состоит в том, что нарушения равновесия природы могут повлечь за собой неконтролируемые изменения биосферы, способные сделать дальнейшее существование человека на Земле невозможным. Человечество должно выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживанием человечества, гармонизации его отношений с природой. Мир для всех един! Конечно, трудности, объективно сложившиеся в современном информационном мире, ухудшение качества окружающей среды, не могут служить оправданием апатии и бездуховности общества, не могут рассматриваться как конец развития человеческой цивилизации. Сегодня нельзя игнорировать отношения общества к природе и соотношение биологического и социального в человеке. Не может быть общество прогрессивным, если оно превращает природу в мертвую пустыню. И о каком прогрессе можно говорить, если растет количество наследственных заболеваний, ухудшается генофонд человечества, техника самым разрушительным образом воздействует на здоровье людей?

Каковы границы поступательного развития общества? Будет ли оно бесконечным или когда-то достигнет предела? Эти вопросы не являются умозрительными, абстрактно-логи%ическими. Тенденции развития современного человечества таковы, что вызывают глубокую тревогу и озабоченность не только по отношению к отдаленным, но и ближайшим перспективам. Высказывается даже мысль, что человечество.достигло пика своего развития, за которым последует его деградация. Сейчас трудно сказать, насколько основателен столь пессимистический прогноз на будущее человечества. Хотя, в принципе, в научной литературе выделяют три варианта гибели или прекращения земной жизни: прекращение жизни в результате ее естественной деградации, естественной смерти. Реализация этого варианта - перспектива очень отдаленная. Во всяком случае многие ученые считают, что это может произойти только через несколько миллионов лет; прекращение жизни в результате космической катастрофы. Например, в результате столкновения Земли с космическим телом типа кометы или астероида. Возможность подобного не исключена. Но со времени зарождения жизни на Земле - около 3,8 млрд. лет тому назад - Космос щадит нашу планету. Но вероятность столкновения повышается; прекращение жизни в результате неразумной деятельности людей. Так военная или экологическая катастрофа может привести к гибели не только человека, но и всего живого. Сегодня вопрос о конечности земной жизни наполняется конкретным содержанием и смыслом. Современное человечество оказалось в ситуации, когда конечность или относительная бесконечность жизни определяется сознательным выбором людей, правительств, государств, ученых и т.д. лишь процесс разложения старых общественных форм, на смену которым уже появляются новые, вбирая в себя все ценное и прочное, что было у предшественников. То, что мы называем «периодами упадка» или «упадочными явлениями», всего лишь разложение данного явления, а отнюдь не упадок исторического процесса в целом. Здоровые, прогрессивные силы, закономерно вырастающие из потребностей общественной жизни, рано или поздно пробивают себе дорогу, сметая со своего пути реакцию и отжившие формы общественного бытия людей. И здесь самым важным является то, каким образом, преодолевается тот или иной общественный недуг.

Из всего вышеизложенного можно сделать выводы: единство природы и общества заключается не только в их материальности, но и в том, что человек, как и другие виды животных, путем длительной эволюции вышел из природы. Важнейшим фактором формирования человека является труд. В истории развития труда был найден «ключ к пониманию всей истории общества»; вместе с формированием человека формировалось и человеческое общество, но разв<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.