Конфликт и протестное движение — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Конфликт и протестное движение

2017-10-16 313
Конфликт и протестное движение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3

Социальная система общества

Обсуждаемые проблемы:

Социальная стратификация

Социальная мобильность

Семья и брак

Социальное взаимодействие

Конфликт и протестное движение

Социальный контроль

Как вы думаете, почему?

Мужчинам запрещают появляться в дорогих ресторанах без гал­стука.

В арабских странах одеяние женщин скрывает не только тело, но и его очертания.

В Англии XIV в. парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя.

Майор не имеет права носить форму полковника.

Современные деловые люди носят костюмы, ранее являвшиеся спортивными.

В западном обществе не модно подчеркивать принадлежность к элите, а в нашем обществе — модно.

Даже две похожие роли профессора — преподаватель и настав­ник — предполагают разное отношение к студентам.

Ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, по­ступая так намеренно.

12. Приведите конкретные примеры или опишите ситуации, когда:

1. Низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный.

2. Личные качества отступают на второй план перед на­циональными.

13. Интервью, проведенное Коулом и Лежоном в конце 60-х гг., с американскими женщинами, живущими на пособие показало:

чем ниже социальное положение человека, тем чаще он жалуется на сбои в здоровье и считает себя неудачником в жизни.

Как вы думаете, можно ли подобную закономерность перенести на наше общество? Ничего, кроме жизненного опыта, при ответе вам не потребуется. Если затрудняетесь с ним, проведите небольшой оп­рос своих знакомых.

 

14. Какие из приведенных ниже статусов можно считать прирожденными?

Возраст.

Пол.

Профессия.

Национальность.

Раса.

Партийность.

Объясните, почему?

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структу­ре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы.

Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демокра­тичнее.

Политические потрясения, государственные перевороты, соци­альные революции, войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.

Звание академика поначалу является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый.

Смешанный статус обладает чертами и приписываемого, и дости­гаемого.

Если на занятие той или иной должности накладываются соци­ально-демографические ограничения, то она тем самым перестает служить в качестве достигаемого статуса.

Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, в наиболь­шей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом.

Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, кото­рые соответствуют правильному исполнению статусной роли.

В неформальных организациях, в малых группах не существует зримых различий в статусных символах.

В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом.

Высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие.

Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним, тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность, тем жестче держится межстатусная дистанция.

Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике.

Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущест­ва социального статуса.

Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими таланта­ми обладает человек.

16. Правда ли, что...?

Никто не в силах изменить пол, расу и национальность.

Мужчина — прирожденный статус.

Русский — приписываемый статус.

Биологическая национальность может быть вытеснена социально приобретенной.

Возраст не является прирожденным статусом.

Король — достигаемый статус.

Дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца сыну, являются прирожденными.

Сын, дочь, сестра, брат, племянник, дядя, тетя, бабушка, дедушка, кузен — прирожденные статусы.

Сын является достигаемым и прирожденным статусом.

17. Известно, что титулы возникли давно. Вы знаете такие титу­лы, как князь, барон, граф.

1. Какие еще титулы существовали прежде?

2. Какие титулы сохранились до наших дней?

3. Какие титулы появились в XX в.?

Каким термином можно заменить слово «титул»?

Кто такие?

Нижний — высший класс.

Дальние потомки по мужской линии.

Чиновники.

Вайшии.

Верхний — средний класс.

Обитатели подвалов.

Шудры.

Потомственные дворяне

Что такое?

Крайние формы социальной обделенности.

«Общественный пирог».

Чрезмерное неравенство.

25. В чем заключается цель, или окончательная задача, борьбы с:
относительной бедностью,

абсолютной бедностью?

26. Используя соответствующие главы и параграфы учебника А. И. Кравченко «Обществознание» для 10—11 классов, попытайтесь закончить приведенные ниже предложения:

В России со второй половины XVIII в. утвердилось...

Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожден­ными потому, что...

Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку...

После появления детей союз двух супругов превращается в...

Итак, социальное взаимодействие складывается из...

В зависимости от того, позитивным или негативным является от­клонение, все формы девиаций можно...

27. Дано суждение:

«Молодежь начинают бояться и ненавидеть, искусственно противопоставлять ее «взрослому» обществу. А это чревато серьезными социальными взрывами. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхо­ждением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и причес­ку, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных ос­нов развития общества и человека, базисных взглядов на эко­номику и производство, материальную жизнь общества. По­коление «отцов» оказалось в положении, когда передача ма­териального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуют­ся «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принци­пиально иного строя». (Лисовский ВТ. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных со­циологических исследований российской молодежи) // Социол. исслед. 1998. № 5. С. 98-104.)

О каком разрыве поколений и конфликте «отцов» и «детей» идет здесь речь? В чем заключается сущность данного явления? Аргумен­тируйте свою позицию.

Что такое?

Патриархальное рабство.

Дворянская честь.

Родословие.

Портреты предков.

Предания.

Титулы и ордена.

Благородное происхождение.

Родовой герб.

«Социальное дно».

37. Изучили два типа семей — благополучные и неблагополуч­ные. В первых дети выросли нормальными, а во вторых — преступ­никами. В благополучных семьях употребление подростками спирт­ных напитков — редкость, в неблагополучных такое случается часто, и, наверное, к этому могли бы привыкнуть. Тем не менее от социоло­гов факты распития подростками спиртного чаще скрывали неблаго­получные родители, а благополучные, не боясь за свой имидж, рас­сказывали все начистоту. Странно, ведь всегда считалось, что стрем­ление «выглядеть неплохо» свойственно больше благополучным. (Социол. исслед. 1993. № 10. С. 58.)

Как бы вы объяснили эти факты?

38. Внимательно прочтите вопрос из анкеты ВЦИОМ (Огонек. 1989. № 48) и распре­деление ответов:

Вопрос. Что бы вы могли сказать о доходе вашей семьи?
Живем за гранью бедности 2,6%

Едва сводим концы с концами 31,1%

Экономим и живем более или менее прилично 52,7%

Живем без особых материальных забот 10,1%

Затрудняюсь ответить 3,5%

Поработаем с этой информацией.

1. Против каждой строки, за исключением последней, поставьте социальную группу, класс, к которому, по вашему мнению, принад­лежит данная категория респондентов.

2. Против каждой строки проставьте обозначения, соответствую­щие типам бедности (абсолютная или относительная), зажиточно­сти, богатства.

39. В среднем человек меняет:

мебель — один раз в 10 лет (данные итальянских экспертов),

профессию...

квартиру…

работу...

место жительства...

Попробуйте заменить многоточия конкретными цифрами. Вам помогут элементарные жизненные познания. В помощь привлекайте взрослых.

Кто такие?

Неприкасаемые.

Отверженные.

Верхний — высший класс.

Брахманы.

Служилое дворянство.

Эстрадная звезда.

Кшатрии.

41. Закон естественного отбора действует и в природе, и в обще­стве. В первый же год 80% птенцов страуса погибает. Зато оставшие­ся сильнее и лучше приспособлены к реальности. В первый же год 85% вновь образованных предприятий разоряется. Так происходит во всех странах мира. Зато оставшиеся работают лучше и эффективнее.

Закон планомерного отбора нарушает естественный ход собы­тий и в природе, и в обществе. Хотя результаты необязательно все­гда отрицательные. В одних случаях они лучше, чем в природе, в дру­гих — хуже.

Дайте развернутый комментарий, который позволит сравнить за­коны, царящие в естественном и социальном мире.

42. Социальная пирамида устроена так:
Чем выше слои, тем больше привилегий.

Чем больше привилегий, тем труднее их получить.

Чем выше ступенька, тем больше на подступах к ней барьеров.

Чем больше привилегий, тем больше желающих их добиться.

Чем выше ступенька, тем меньше на ней мест для желающих.

Чем выше ступенька, тем жестче отбор претендентов.

Чем ценнее блага, тем они дефицитнее.

Чем дефицитнее блага, тем меньшему числу желающих они дос­танутся.

Чем ценнее блага, тем больше желающих их получить.

Чем больше желающих, тем острее конкурентная борьба за их обладание.

Чем выше конкуренция, тем жестче правила отбора.

Чем жестче правила отбора, тем сильнее и способнее прошедшие наверх.

Чем сильнее и способнее те, кто оказался наверху, тем меньше шансов вытеснить их у тех, кто только взбирается наверх.

Попробуйте продолжить этот анализ, задействовав в своих рас­суждениях такие факторы, как титулы, образование, возраст, доход и далее по выбору.

43. Как вы думаете, относятся следующие действия к социально­му взаимодействию или нет?

Один попросил прикурить у другого.

Один спросил у другого, который час.

Пошел дождь, и все раскрыли зонтики.

Проехала машина и облила прохожих грязью.

Вы заплатили продавцу за покупку.

44. Найдите в художественной или справочной литературе при­меры сватовства, помолвки, первого свидания, ухаживания.

45. Известно, что действие принадлежит только одному человеку, а социальное взаимодействие — двум.

А как быть с понятием «совместное действие»? Здесь явно участ­вуют двое или более человек. Тем не менее, оно называется действи­ем. Не противоречит ли это исходному определению? Дайте свои комментарии.

Объясните, почему?

Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого обще­ства.

Девиантным может оказаться самый невинный на первый взгляд поступок.

Статусный набор каждого человека неповторим.

Во всех индустриально развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине.

47. В восточных штатах США в начале XX в. заключенных приво­дили в темных капюшонах. Им не разрешали видеться, они были изо­лированы и общались только с Библией. Что это, жестокость? Ниче­го подобного. Американцы считали, что каждый человек может начать все сначала. Нельзя лишать его этого шанса. Но путь исправ­ления тогда проходит легче, когда над тобой не довлеет груз отрав­ленного прошлого.

Дайте комментарий с точки зрения теории социализации.

48. Досуг школьника

Какие факторы определяют структуру досуга школьников? Ока­зывается, это возраст и пол.

К примеру, среди младших школьников распространены:

чтение художественной литературы,

игры во дворе,

рисование и коллекционирование.

Среди учащихся 4—7-х классов наибольшее время забирают:

чтение художественной литературы,

прогулки и общение с друзьями,

спортивные игры,

рукоделие и занятие в кружках.

У старшеклассников в структуру досуга вошли:

чтение художественной литературы,

прослушивание музыкальных записей,

занятия в спортивных секциях,

посещение школьных факультативов.

При этом девушки больше читают, чаще совершают прогулки, общаются с друзьями, регулярнее смотрят телевизор и ходят в кино.

Юноши чаще занимаются в кружках и спортивных секциях, посе­щают факультативы, увлекаются музыкой.

(Боженко Л. Ф. Досуг школьника// Социол. исслед. 1990. № 1. С. 87-88. Дан­ные за 1985-1987 гг.)

Вопросы и задания:

1. Определите, что такое структура досуга.

2. Почему с возрастом у школьника не меняется пристрастие к чтению художественной литературы — оно стоит на первом месте среди видов досуга?

3. Почему коллекционирование вышло на первое место именно у младших школьников?

4. В какую сторону с возрастом меняются досуговые занятия?

5. Как бы вы охарактеризовали различия в досуговой деятельно­сти юношей и девушек?

6. А сегодня какие изменения произошли в досуге юношей и девушек: что исчезло, а что новое появилось, структуры их досуга сбли­зились или еще больше разошлись? Поразмышляйте над темой, ко­торая так хорошо вам знакома. Почувствуйте себя экспертом.

49. Поставьте вместо многоточий одно слово. Подсказки заклю­чены в скобках.

1. Старение снижает сексуальную привлекательность... (мужчи­ны, женщины).

2. С возрастом... (мужчина, женщина) выглядит привлекательнее.

3. Свой возраст обычно скрывает... (мужчина, женщина).

4. Женщина использует косметику, чтобы... (скрыть, показать) свой возраст.

5. Процесс старения драматичнее переживает... (мужчина, жен­щина).

6. Перекисью водорода или иными средствами обычно белят себе виски... (женщины, мужчины).

7. Под... (женскими, мужскими) качествами обычно подразумева­ют рассудительность, самоконтроль, надежность, независимость.

8. На следующих должностях, видах работы или деятельности возраст женщины... (имеет, не имеет) значения: диктор телевидения, кассир, кинорежиссер, актриса, балерина, спортсменка, студентка,
почтальон, менеджер, оператор.

 

50. Беседуют двое. Первый говорит:

— В большинстве современных развитых обществ количество разводов приближается или превышает 30%. И это характерно не только для России. Раньше во всех странах семья была гораздо крепче. Возможно, человечество вступило в эпоху кризиса брака, и в скором времени ему будет найдена эффективная замена.

Второй отвечает:

— Брак и бизнес — очень рисковые мероприятия. Из каждых 100 вновь образующихся предприятий каждый год разоряется от 80 до 90%. Из каждых 100 вновь образующихся семей ежегодно распада­ется менее 30%. Несмотря на то что уровень потерь в бизнесе в 3 раза выше, никто не говорит о кризисе этого института. Сравнивая то и другое, мы можем сказать, что брак стоит на своих ногах гораздо прочнее, чем бизнес, и никакого кризиса не переживает. Естествен­ная убыль — это санитарная очистка от слабых. Естественный отбор ведет к тому, что в бизнесе и браке выживают только сильнейшие. Это нормальная, вполне здоровая ситуация.

Сопоставьте две точки зрения. С какой из них вы согласились бы? Дайте обоснованную аргументацию своего ответа. Если сможете, оперируйте статистикой и фактами.

51. В приведенных ниже высказываниях речь идет об одном и том же явлении, но раскрытом с разных сторон.

За рубежи России вывезены и осели в иностранных банках десят­ки миллиардов долларов, по закону принадлежащих государству, но нет механизма, с помощью которого их можно вернуть.

От роста преступности задыхается все общество. Известны име­на большинства главарей преступных группировок, но нет механиз­ма, при помощи которого их можно привлечь к уголовной ответст­венности.

Нарождающееся фермерство просит денежной помощи у госу­дарства, и оно готово ее оказать, но нет механизма доведения этих средств до конкретного адресата, и они оседают в бездонных карма­нах чиновников.

Эти фрагменты позаимствованы из российской прессы середины 90-х гг. Везде употребляется одно и то же слово — «механизм».

Что оно означает?

О чем здесь идет речь — о социальных, экономических или поли­тических механизмах? Ответ аргументируйте.

52. Даны два определения:

1. X — это люди, вынужденно покинувшие свою страну.

2. У — это люди, добровольно покинувшие свою страну.

Из перечисленных ниже социально-демографических понятий вам предстоит выбрать те, которые подходят каждому определению (их может быть по нескольку для одного определения).

 

Социально-демографические группы Социально-демографический статус
X У
маргиналы    
эмигранты    
мигранты    
туристы    
беженцы    
путешественники    
диссиденты    
иностранцы    
переселенцы    
дипломаты    

53. К определенному возрасту человек накапливает социальный опыт. Он складывается из наблюдений за тем, как различные группы населения ведут себя в тех или иных ситуациях, какое место они за­нимают в общественной иерархии, какие социальные роли выполня­ют, как они трудятся и отдыхают. Есть такой опыт и у вас.

Попробуем построить на его основе логические умозаключения.

Пример:

Женщины имеют тенденцию вступать в брак раньше мужчин.

Затраты на питание в семейном бюджете бедных, в процентном исчислении, выше, чем у богатых.

А теперь придумайте 5-6 похожих закономерностей, описываю­щих те или иные социальные группы, скажем женщин и мужчин, мо­лодежь и пожилых, бедных и богатых.

Назовите иначе.

Мать в законе.

Отец в законе.

Падчерица.

Пасынок.

Кузен.

Тесть.

Свекор.

Крестная мать.

Сваха.

Сноха.

Золовка.

55. Почему в США использование закрытой информации о своих и чужих клиентах для успешной игры на фондовой бирже по серьез­ности приравнивается к такому преступлению, как убийство? В чем заключается его экономический и социальный вред?

Почему?

Отсутствие санкций и реальной ответственности лишает нормы закона принудительной силы.

Можно заставить не поступать плохо, но невозможно заставить стать хорошим.

Принуждение эффективно, если что-то сдерживает, но оно бес­сильно, если речь идет о созидании.

57. Мы с удовольствием призываем других не мусорить, выклю­
чать свет, экономить деньги, журим их за проступки, которые сами
же и совершаем, когда нас никто не контролирует. Почему внешний
контроль дается человеку легче, чем внутренний?

58. Два типа дуэли

На Земле множество различных культур. Культура определяет образ жизни и манеру поведения людей. Даже такие детали, как спо­соб проведения дуэли.

Сравните два типа дуэли:

1. Дуэль дворян в России.

2. Дуэль ковбоев в Америке.

Обе они происходили в XIX в., но как различаются- между собой!

Опишите характерные детали той и другой.

Сделайте выводы, особенно о различиях в правилах поведения.

Как они связаны с ценностями того и другого народа?

Как они связаны с образом жизни двух народов?

Как они связаны с разными социальными группами, ведь одно де­ло дворяне, а другое — пастухи?

Свои выводы и рассуждения оформите в виде небольшого сочи­нения.

59. Чем различаются досуг, свободное время, увлечение, хобби?

Кто такие?

Средний — средний класс.

Средне- и малоквалифицированные рабочие»

Нижний — средний класс.

«Белые воротнички».

Поместное дворянство.

Нижний — низший класс.

67. О нищете и прожиточном минимуме (Моск. комсомолец. 1993, 25 ноября.)

Наше министерство вместе с другими ведомствами разра­ботало методику определения прожиточного минимума. Это набор товаров и услуг, которые нужны человеку, чтобы он просто выжил. Мы ежемесячно публикуем этот показатель.

Это действительно очень жесткий показатель. Но у нас жизнь такая. Если сделать его «мягче», то за чертой бедности окажется половина населения. И мы просто не сможем ис­пользовать этот показатель в практических целях. Не сможем построить систему социальной поддержки самых обездолен­ных. Потому что невозможно помогать всем сразу. Ведь даже при нынешней методике определения минимального жиз­ненного уровня у нас в России 27% населения оказывается за критической чертой.

Вопросы:

1. О каком министерстве идет речь в приведенном фрагменте?

2. Что такое прожиточный минимум?

3. Что включает в себя система социальной поддержки?

4. Почему министерству выгодно, чтобы показатель был жест­ким?

5. А выгодно ли это населению?

68. Ученые выяснили: между противоправным поведением и Я-концепцией существует тесная связь. Самооценка подростков-правонарушителей ниже, чем у подростков, не нарушающих законы. Противоправное поведение, возможно, является способом компенсации неадекватной Я-концепции юных правонарушителей. Одно из объяснений заключается в том, что, обладая низкой самооценкой, они следуют девиантным моделям поведения, чтобы уменьшить чувство неприятия самого себя. Когда поведение таких подростков соответствует низкому мнению о самих себе, чувство самоуничижения уменьшается. Желая восстановить самоуважение, они присоединяются к девиантным группам, где получают одобрение, в котором им отказывает остальная часть общества.

Вы познакомились только с одной точкой зрения. Но существуют и другие подходы. Один из них придется дать вам. При этом необя­зательно заглядывать в специальную литературу. Просто используйте свой жизненный опыт, людей из своего окружения. Наверня­ка вам попадались люди с отклоняющимся поведением. Как вы дума­ете, почему они себя так вели и чем мотивировали свои действия?

69. Согласны вы с этими суждениями или нет? Свою пози­цию обоснуйте.

Рабство — исторически первая система социальной стратификации.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются ;такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.

Причинами горизонтальной мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные переворо­ты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др.

Делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.

Формой стратификации, предшествующей классам, являются со­словия.

70. График и часы работы являются серьезными источниками противоречий между ролью работы и ролью семьи в жизни человека. Вторая половина дня, занятая работой, и сменность самой работы могут вызвать проблемы при выполнении семейных обязанностей, особенно когда в семье есть маленькие дети. Работающие женщины в большей степени сталкиваются с этими проблемами, с конфликтом между работой и своей ролью в семье. Объясните, почему так происходит.

71. Из приведенных ниже социальных процессов выберите те, ко­торые относятся к социальному взаимодействию:

а) вы покупаете продукты,

б) вы слушаете лекцию,

в) вы смотрите телевизор,

г) вы стоите в очереди.

Объясните, почему?

Паника случается там, где есть толпа.

Нормы — стражники ценностей.

Хотя большая часть людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, таких людей нельзя считать абсолютно законо­послушными, т. е. социальными конформистами.

92. Внимательно познакомьтесь с текстом.

«Традиционная многопоколенная патриархальная семья поставляла обществу, во-первых, многочисленную рабочую силу (высокая рождаемость), во-вторых, дешевую рабочую силу (малоквалифицированную и непритязательную). Патри­архальная семья базировалась на трех китах - натуральное хозяйство (значит, работа не выходя за ограду деревни), гла­венство мужчин над женщинами, главенство старших над младшими.

Три крупных процесса привели к разрушению старой и возникновению новой, нуклеарной семьи: промышленная революция, предоставившая работу обоим родителям, фе­министское движение, освободившее женщин от домашнего рабства и вытолкнувшее их в производство, политику, обра­зование, освободившее женщину от диктата мужа, молодеж­ное движение, эмансипировавшая молодежь от диктата стар­ших.

Нуклеарная семья дала обществу малочисленную, но ква­лифицированную рабочую силу. Сократилось число детей в семье, т. к. воспитывать - нет бабушек, растить - значит не работать (опять сидя дома), дать высокое образование мно­гим дорого, одному-двум - вполне по силам двум работаю­щим родителям. Уменьшилось количество, но увеличилась ценность ребенка. Родители больше от него ожидают и боль­ше в него инвестируют. Воспитывающие активные, достигаю­щие индивиды. Значит, у них выше уровень притязаний, поэ­тому они личности. Отсюда вертикальная мобильность, акти­визация политических процессов, рост социальных движений протеста, тяга к образованию, бизнесу».

Вопросы:

1. Переход от какого типа общества к какому здесь описан?

2. Что вы могли бы добавить к этому описанию?

93. К какому типу поведения — девиантному или делинквентному — относятся?

1. Уклонение от налогов.

2. Уклонение от алиментов.

3. Мздоимство.

94. Социологи провели исследование и выяснили следующее: (Социол. исслед. 1992. №9.)

«Отсутствие рецидива среди выпускников-пятиклассников спецшкол для трудных детей - это не только результат мало­летства (в конце концов, они могут быть повторно направле­ны в спецшколу, что тоже является рецидивом). Дело в том, что часто подросткам достаточно краткосрочного пребывания в закрытом учреждении, чтобы сделать для себя определен­ные выводы. При длительном пребывании подростков в спецшколе многие из них «набираются» соответствующего негативного опыта, поскольку рядом находятся лица с серьез­ным делинквентным опытом. Поэтому необходим дифферен­цированный подход к определению сроков пребывания в спецшколе с учетом психологических особенностей и степени девиантности. И еще одно. В спецшколе принята система вос­питания «здесь и сейчас», т. е. недопущение девиаций в са­мой спецшколе, и очень мало внимания уделяется системе «там и завтра». Это создает серьезные трудности для подрост­ков, покидающих ее стены».

В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные наро­ды, в другом — сами растворялись в них.

Истории известны мирные и военные формы взаимодействия на­родов.

Чем различаются?

Девиантность и делинквентность. Аутсайдер и маргинал.

97. Попробуйте закончить фразу:

Излюбленным местом прогулок подростков, по моим наблюдени­ям, является...

98. Ответьте на вопросы:

Если вместе с вами живут брат или сестра-подросток, то на какие основные причины конфликтов между ними и родителями вы може­те указать?

Что является основными причинами конфликтов между братьями и сестрами в семье?

Кто такие?

Профессионалы.

Зажиточные.

«Старые богатые».

«Новые богатые»

Наследники.

Миллионеры.

Финно-угорские племена.

Мультимиллионеры.

Угнетаемые.

100. Согласны вы с этими суждениями или нет? Свою пози­цию обоснуйте.

Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают.

Цыгане, где бы они ни скитались, сохранили свои традиции, а русские часто легко усваивали чужое.

К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

101. Американский ученый и публицист С. Норткот Паркинсон, автор знаменитых сочинений по управлению, так описал семейный этикет:

«Когда семейство викторианской эпохи рассаживалось вокруг обеденного стола, соблюдалось одно правило: стар­шие говорят, младшие слушают. Некоторые темы в разговоре не затрагивались, отдельные вопросы обсуждались по-фран­цузски, но младшим было чему поучиться. Более того, у них была возможность осознать собственное невежество и нау­читься выражать свои мысли более связно. В наши дни раз­глагольствуют дети, а слушают родители - пользы никакой и ни для кого, а вред вполне очевидный». Таков его взгляд на вещи. А каков ваш? Ответьте письменно.

Чем различаются?

Поломанные судьбы и искалеченные души.
Домашнее хозяйство и домохозяйство.
Жизненный цикл индивида и жизненный цикл семьи.
Супруги и молодожены.

Расовая и национальная нетерпимость.

105. К группе прародителей демографы относят людей старше 50 лет.

К группе родителей относятся лица производительного возраста от 15 до 50.

Производительное население — мужчины в возрасте 15-64 года и женщины 15-59 лет (для Европы). В каком значении употребляется термин «производительный возраст»?

106. Что общего между следующими понятиями и чем они разли­чаются?

Конфликт.

Драка.

Разборка.

Дуэль.

Ссора.

Диспут.

Война.

Битва.

107. Известно, что психолог изучает психологические отноше­ния, а социолог — социальные. Есть еще социальный психолог, ко­торый изучает социально-психологические отношения. Как их не пе­репутать и точно знать, где какие отношения?

Изобразим отношение в виде линии с двумя точками по концам или представим себе, что перед нами железная дорога с двумя конеч­ными станциями.

Если на концах линии находятся два человека (А и В), то это пси­хологические отношения.

Если на концах линии находятся два статуса, то это социальные отношения.

Если на концах линии расположены две роли, то это социально-психологические отношения

Вы еще не знаете, что за человек стоит перед вами, но уже отно­ситесь к нему настороженно. К примеру, потому что он пьян, бомж и т. п. Это социальное отношение. Оно не зависит от личных качеств другого человека или ваших собственных.

Вы не обращаете внимания на статус пьяного или бомжа и относитесь к ним сочувственно. Это психологическое отношение. На пер­вом месте стоят личные качества другого человека либо ваши собст­венные.!

Бомжи давно ночуют в вашем подъезде и не наносят никакого вре­да. Хорошие знания их статуса и личных качеств соединились в одно целое — социальную роль. Она обнаружилась только в ваших частых контактах (ведь роль — динамическая характеристика статуса).

Выше были проиллюстрированы социальные, психологические и социально-психологические отношения. Попробуйте точно так же проиллюстрировать экономические и политические отношения.

Что такое?

Этноцентризм.

Агросектор.

Предубеждения.

Бытовая разновидность этноцентризма.

Этнические конфликты.

Ассимиляция.

Национальные чувства.

Кто такие?

«Новые русские >>
Цыгане.

Богословы.

«Новые бедные».

Убогие.

Охранники.

Этносы.

Духовные лидеры.

113. Согласны вы с этими суждениями или нет? Свою пози­цию обоснуйте.

Нация свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовла­дения и феодализма.

У бедных худшие стартовые условия в жизни, и они чаще начина­ют трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы.

Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией.

Если у животных нет стариков как самостоятельной группы, то нет и такого явления, как поколение.

Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей.

Объясните, почему?

Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность вы не выбираете.

Не всех живущих в абсолютной бедности следует называть ни­щими.

Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятия.

По мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народ­ности к нации, в нем убывают биологические черты и нарастают со­циально-политические.

Бедные не являются экономически самостоятельной категорией.

115. Демонстративное поведение — это действия напоказ. Оно так глубоко укоренилось в нас, что появляется там, где вроде бы не должно быть, а именно в экстремальных ситуациях. Одна из них — самоубийство. Статистика свидетельствует, что из каждых 4 попы ток самоубийства только одно реальное, остальные — демонстра­тивные.

Вопросы:

Как вы думаете, какова цель демонстративных самоубийств?

Различаются ли истинные цели реального и демонстративного са­моубийств?

Различаются ли способы и формы поведения в реальной и демон­стративной попытках самоубийства?

116. Е. Семенова. «Обладатели прожиточного максимума» ( Аргументы и факты. 2000. № 14. С.4. )

«Москва - город для богатых. Держим почетное место в Ев­ропе по ценам. Но каков спрос, таково и предложение. Больше всего «обеспеченных материально» живет именно в Москве -60-80% от числа всех российских «миллионщиков» вообще!

Сколько их?

Но это цифры общие. А вот что говорит Марина Красиль-никова, зав. отделом уровня жизни ВЦИОМ: «Наше общество так дифференцировано, что реально богатство сосредоточе­но в руках очень малой группы. Тех «богатых», что попадают в опросы, - 10% - невозможно однозначно причислить к элите, это всего лишь самые состоятельные из низшего сред­него класса. Настоящие же «капиталисты» составляют 1-2% общества».

Что у них есть?

РОНСА провело опрос на фирмах и предприятиях, среди верхнего и среднего руководящего звена, чтобы понять, по каким параметрам можно почти с полной уверенностью при­числить человека к клану «богатеньких буратино». Итак, у 35% опрошенных было 2 и более машин в семье, 40% имели хотя бы одну иномарку возрастом до 7 лет. 87% отдыхают ле­том за границей, 12% делают это два раза в год: зимой - на горнолыжном курорте, летом - на море. 27% живут в кварти­рах, где на каждого члена семьи приходится 1,3 комнаты. У 6% есть загородные дома. Нет, не дачи, а настоящие до­ма - отапливаемые, с канализацией, водопроводом и ками­нами. Дизайнерскую одежду предпочитают 37% опрошен­ных, 52% - владельцы комплектов из драгметаллов и кам­ней, 79% постоянно носят с собой сотовые телефоны и пейджеры. Но - что более существенно - у 47% есть более одного источника дохода! Хочешь жить - умей вертеться.

Замужем и женаты 35% состоятельных москвичей. А из ос­тавшихся 65% «одиноких волков» 38% - разведенные! При­чем больше одного ребенка в семьях встречается лишь у каж­дого шестого из обеспеченных родителей. Впрочем, даже эти вполне благополучные.респонденты указали, что зарплата у них начинается с отметки 800 долларов.

Кем они работают?

Пе


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.