Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-10-16 | 313 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Тема 3
Социальная система общества
Обсуждаемые проблемы:
Социальная стратификация
Социальная мобильность
Семья и брак
Социальное взаимодействие
Конфликт и протестное движение
Социальный контроль
Как вы думаете, почему?
Мужчинам запрещают появляться в дорогих ресторанах без галстука.
В арабских странах одеяние женщин скрывает не только тело, но и его очертания.
В Англии XIV в. парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя.
Майор не имеет права носить форму полковника.
Современные деловые люди носят костюмы, ранее являвшиеся спортивными.
В западном обществе не модно подчеркивать принадлежность к элите, а в нашем обществе — модно.
Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник — предполагают разное отношение к студентам.
Ролевой набор формирует набор социальных отношений.
Многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, поступая так намеренно.
12. Приведите конкретные примеры или опишите ситуации, когда:
1. Низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный.
2. Личные качества отступают на второй план перед национальными.
13. Интервью, проведенное Коулом и Лежоном в конце 60-х гг., с американскими женщинами, живущими на пособие показало:
чем ниже социальное положение человека, тем чаще он жалуется на сбои в здоровье и считает себя неудачником в жизни.
Как вы думаете, можно ли подобную закономерность перенести на наше общество? Ничего, кроме жизненного опыта, при ответе вам не потребуется. Если затрудняетесь с ним, проведите небольшой опрос своих знакомых.
14. Какие из приведенных ниже статусов можно считать прирожденными?
Возраст.
Пол.
Профессия.
Национальность.
Раса.
Партийность.
Объясните, почему?
Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы.
Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.
Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.
Звание академика поначалу является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый.
Смешанный статус обладает чертами и приписываемого, и достигаемого.
Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает служить в качестве достигаемого статуса.
Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом.
Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли.
В неформальных организациях, в малых группах не существует зримых различий в статусных символах.
В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом.
Высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие.
Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним, тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность, тем жестче держится межстатусная дистанция.
Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике.
Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса.
Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими талантами обладает человек.
16. Правда ли, что...?
Никто не в силах изменить пол, расу и национальность.
Мужчина — прирожденный статус.
Русский — приписываемый статус.
Биологическая национальность может быть вытеснена социально приобретенной.
Возраст не является прирожденным статусом.
Король — достигаемый статус.
Дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца сыну, являются прирожденными.
Сын, дочь, сестра, брат, племянник, дядя, тетя, бабушка, дедушка, кузен — прирожденные статусы.
Сын является достигаемым и прирожденным статусом.
17. Известно, что титулы возникли давно. Вы знаете такие титулы, как князь, барон, граф.
1. Какие еще титулы существовали прежде?
2. Какие титулы сохранились до наших дней?
3. Какие титулы появились в XX в.?
Каким термином можно заменить слово «титул»?
Кто такие?
Нижний — высший класс.
Дальние потомки по мужской линии.
Чиновники.
Вайшии.
Верхний — средний класс.
Обитатели подвалов.
Шудры.
Потомственные дворяне
Что такое?
Крайние формы социальной обделенности.
«Общественный пирог».
Чрезмерное неравенство.
25. В чем заключается цель, или окончательная задача, борьбы с:
относительной бедностью,
абсолютной бедностью?
26. Используя соответствующие главы и параграфы учебника А. И. Кравченко «Обществознание» для 10—11 классов, попытайтесь закончить приведенные ниже предложения:
В России со второй половины XVIII в. утвердилось...
Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными потому, что...
Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку...
После появления детей союз двух супругов превращается в...
Итак, социальное взаимодействие складывается из...
В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно...
27. Дано суждение:
«Молодежь начинают бояться и ненавидеть, искусственно противопоставлять ее «взрослому» обществу. А это чревато серьезными социальными взрывами. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного строя». (Лисовский ВТ. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социол. исслед. 1998. № 5. С. 98-104.)
О каком разрыве поколений и конфликте «отцов» и «детей» идет здесь речь? В чем заключается сущность данного явления? Аргументируйте свою позицию.
Что такое?
Патриархальное рабство.
Дворянская честь.
Родословие.
Портреты предков.
Предания.
Титулы и ордена.
Благородное происхождение.
Родовой герб.
«Социальное дно».
37. Изучили два типа семей — благополучные и неблагополучные. В первых дети выросли нормальными, а во вторых — преступниками. В благополучных семьях употребление подростками спиртных напитков — редкость, в неблагополучных такое случается часто, и, наверное, к этому могли бы привыкнуть. Тем не менее от социологов факты распития подростками спиртного чаще скрывали неблагополучные родители, а благополучные, не боясь за свой имидж, рассказывали все начистоту. Странно, ведь всегда считалось, что стремление «выглядеть неплохо» свойственно больше благополучным. (Социол. исслед. 1993. № 10. С. 58.)
Как бы вы объяснили эти факты?
38. Внимательно прочтите вопрос из анкеты ВЦИОМ (Огонек. 1989. № 48) и распределение ответов:
Вопрос. Что бы вы могли сказать о доходе вашей семьи?
Живем за гранью бедности 2,6%
Едва сводим концы с концами 31,1%
Экономим и живем более или менее прилично 52,7%
Живем без особых материальных забот 10,1%
Затрудняюсь ответить 3,5%
Поработаем с этой информацией.
1. Против каждой строки, за исключением последней, поставьте социальную группу, класс, к которому, по вашему мнению, принадлежит данная категория респондентов.
2. Против каждой строки проставьте обозначения, соответствующие типам бедности (абсолютная или относительная), зажиточности, богатства.
39. В среднем человек меняет:
мебель — один раз в 10 лет (данные итальянских экспертов),
профессию...
квартиру…
работу...
место жительства...
Попробуйте заменить многоточия конкретными цифрами. Вам помогут элементарные жизненные познания. В помощь привлекайте взрослых.
Кто такие?
Неприкасаемые.
Отверженные.
Верхний — высший класс.
Брахманы.
Служилое дворянство.
Эстрадная звезда.
Кшатрии.
41. Закон естественного отбора действует и в природе, и в обществе. В первый же год 80% птенцов страуса погибает. Зато оставшиеся сильнее и лучше приспособлены к реальности. В первый же год 85% вновь образованных предприятий разоряется. Так происходит во всех странах мира. Зато оставшиеся работают лучше и эффективнее.
Закон планомерного отбора нарушает естественный ход событий и в природе, и в обществе. Хотя результаты необязательно всегда отрицательные. В одних случаях они лучше, чем в природе, в других — хуже.
Дайте развернутый комментарий, который позволит сравнить законы, царящие в естественном и социальном мире.
42. Социальная пирамида устроена так:
Чем выше слои, тем больше привилегий.
Чем больше привилегий, тем труднее их получить.
Чем выше ступенька, тем больше на подступах к ней барьеров.
Чем больше привилегий, тем больше желающих их добиться.
Чем выше ступенька, тем меньше на ней мест для желающих.
Чем выше ступенька, тем жестче отбор претендентов.
Чем ценнее блага, тем они дефицитнее.
Чем дефицитнее блага, тем меньшему числу желающих они достанутся.
Чем ценнее блага, тем больше желающих их получить.
Чем больше желающих, тем острее конкурентная борьба за их обладание.
Чем выше конкуренция, тем жестче правила отбора.
Чем жестче правила отбора, тем сильнее и способнее прошедшие наверх.
Чем сильнее и способнее те, кто оказался наверху, тем меньше шансов вытеснить их у тех, кто только взбирается наверх.
Попробуйте продолжить этот анализ, задействовав в своих рассуждениях такие факторы, как титулы, образование, возраст, доход и далее по выбору.
43. Как вы думаете, относятся следующие действия к социальному взаимодействию или нет?
Один попросил прикурить у другого.
Один спросил у другого, который час.
Пошел дождь, и все раскрыли зонтики.
Проехала машина и облила прохожих грязью.
Вы заплатили продавцу за покупку.
44. Найдите в художественной или справочной литературе примеры сватовства, помолвки, первого свидания, ухаживания.
45. Известно, что действие принадлежит только одному человеку, а социальное взаимодействие — двум.
А как быть с понятием «совместное действие»? Здесь явно участвуют двое или более человек. Тем не менее, оно называется действием. Не противоречит ли это исходному определению? Дайте свои комментарии.
Объясните, почему?
Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества.
Девиантным может оказаться самый невинный на первый взгляд поступок.
Статусный набор каждого человека неповторим.
Во всех индустриально развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине.
47. В восточных штатах США в начале XX в. заключенных приводили в темных капюшонах. Им не разрешали видеться, они были изолированы и общались только с Библией. Что это, жестокость? Ничего подобного. Американцы считали, что каждый человек может начать все сначала. Нельзя лишать его этого шанса. Но путь исправления тогда проходит легче, когда над тобой не довлеет груз отравленного прошлого.
Дайте комментарий с точки зрения теории социализации.
48. Досуг школьника
Какие факторы определяют структуру досуга школьников? Оказывается, это возраст и пол.
К примеру, среди младших школьников распространены:
чтение художественной литературы,
игры во дворе,
рисование и коллекционирование.
Среди учащихся 4—7-х классов наибольшее время забирают:
чтение художественной литературы,
прогулки и общение с друзьями,
спортивные игры,
рукоделие и занятие в кружках.
У старшеклассников в структуру досуга вошли:
чтение художественной литературы,
прослушивание музыкальных записей,
занятия в спортивных секциях,
посещение школьных факультативов.
При этом девушки больше читают, чаще совершают прогулки, общаются с друзьями, регулярнее смотрят телевизор и ходят в кино.
Юноши чаще занимаются в кружках и спортивных секциях, посещают факультативы, увлекаются музыкой.
(Боженко Л. Ф. Досуг школьника// Социол. исслед. 1990. № 1. С. 87-88. Данные за 1985-1987 гг.)
Вопросы и задания:
1. Определите, что такое структура досуга.
2. Почему с возрастом у школьника не меняется пристрастие к чтению художественной литературы — оно стоит на первом месте среди видов досуга?
3. Почему коллекционирование вышло на первое место именно у младших школьников?
4. В какую сторону с возрастом меняются досуговые занятия?
5. Как бы вы охарактеризовали различия в досуговой деятельности юношей и девушек?
6. А сегодня какие изменения произошли в досуге юношей и девушек: что исчезло, а что новое появилось, структуры их досуга сблизились или еще больше разошлись? Поразмышляйте над темой, которая так хорошо вам знакома. Почувствуйте себя экспертом.
49. Поставьте вместо многоточий одно слово. Подсказки заключены в скобках.
1. Старение снижает сексуальную привлекательность... (мужчины, женщины).
2. С возрастом... (мужчина, женщина) выглядит привлекательнее.
3. Свой возраст обычно скрывает... (мужчина, женщина).
4. Женщина использует косметику, чтобы... (скрыть, показать) свой возраст.
5. Процесс старения драматичнее переживает... (мужчина, женщина).
6. Перекисью водорода или иными средствами обычно белят себе виски... (женщины, мужчины).
7. Под... (женскими, мужскими) качествами обычно подразумевают рассудительность, самоконтроль, надежность, независимость.
8. На следующих должностях, видах работы или деятельности возраст женщины... (имеет, не имеет) значения: диктор телевидения, кассир, кинорежиссер, актриса, балерина, спортсменка, студентка,
почтальон, менеджер, оператор.
50. Беседуют двое. Первый говорит:
— В большинстве современных развитых обществ количество разводов приближается или превышает 30%. И это характерно не только для России. Раньше во всех странах семья была гораздо крепче. Возможно, человечество вступило в эпоху кризиса брака, и в скором времени ему будет найдена эффективная замена.
Второй отвечает:
— Брак и бизнес — очень рисковые мероприятия. Из каждых 100 вновь образующихся предприятий каждый год разоряется от 80 до 90%. Из каждых 100 вновь образующихся семей ежегодно распадается менее 30%. Несмотря на то что уровень потерь в бизнесе в 3 раза выше, никто не говорит о кризисе этого института. Сравнивая то и другое, мы можем сказать, что брак стоит на своих ногах гораздо прочнее, чем бизнес, и никакого кризиса не переживает. Естественная убыль — это санитарная очистка от слабых. Естественный отбор ведет к тому, что в бизнесе и браке выживают только сильнейшие. Это нормальная, вполне здоровая ситуация.
Сопоставьте две точки зрения. С какой из них вы согласились бы? Дайте обоснованную аргументацию своего ответа. Если сможете, оперируйте статистикой и фактами.
51. В приведенных ниже высказываниях речь идет об одном и том же явлении, но раскрытом с разных сторон.
За рубежи России вывезены и осели в иностранных банках десятки миллиардов долларов, по закону принадлежащих государству, но нет механизма, с помощью которого их можно вернуть.
От роста преступности задыхается все общество. Известны имена большинства главарей преступных группировок, но нет механизма, при помощи которого их можно привлечь к уголовной ответственности.
Нарождающееся фермерство просит денежной помощи у государства, и оно готово ее оказать, но нет механизма доведения этих средств до конкретного адресата, и они оседают в бездонных карманах чиновников.
Эти фрагменты позаимствованы из российской прессы середины 90-х гг. Везде употребляется одно и то же слово — «механизм».
Что оно означает?
О чем здесь идет речь — о социальных, экономических или политических механизмах? Ответ аргументируйте.
52. Даны два определения:
1. X — это люди, вынужденно покинувшие свою страну.
2. У — это люди, добровольно покинувшие свою страну.
Из перечисленных ниже социально-демографических понятий вам предстоит выбрать те, которые подходят каждому определению (их может быть по нескольку для одного определения).
Социально-демографические группы | Социально-демографический статус | |
X | У | |
маргиналы | ||
эмигранты | ||
мигранты | ||
туристы | ||
беженцы | ||
путешественники | ||
диссиденты | ||
иностранцы | ||
переселенцы | ||
дипломаты |
53. К определенному возрасту человек накапливает социальный опыт. Он складывается из наблюдений за тем, как различные группы населения ведут себя в тех или иных ситуациях, какое место они занимают в общественной иерархии, какие социальные роли выполняют, как они трудятся и отдыхают. Есть такой опыт и у вас.
Попробуем построить на его основе логические умозаключения.
Пример:
Женщины имеют тенденцию вступать в брак раньше мужчин.
Затраты на питание в семейном бюджете бедных, в процентном исчислении, выше, чем у богатых.
А теперь придумайте 5-6 похожих закономерностей, описывающих те или иные социальные группы, скажем женщин и мужчин, молодежь и пожилых, бедных и богатых.
Назовите иначе.
Мать в законе.
Отец в законе.
Падчерица.
Пасынок.
Кузен.
Тесть.
Свекор.
Крестная мать.
Сваха.
Сноха.
Золовка.
55. Почему в США использование закрытой информации о своих и чужих клиентах для успешной игры на фондовой бирже по серьезности приравнивается к такому преступлению, как убийство? В чем заключается его экономический и социальный вред?
Почему?
Отсутствие санкций и реальной ответственности лишает нормы закона принудительной силы.
Можно заставить не поступать плохо, но невозможно заставить стать хорошим.
Принуждение эффективно, если что-то сдерживает, но оно бессильно, если речь идет о созидании.
57. Мы с удовольствием призываем других не мусорить, выклю
чать свет, экономить деньги, журим их за проступки, которые сами
же и совершаем, когда нас никто не контролирует. Почему внешний
контроль дается человеку легче, чем внутренний?
58. Два типа дуэли
На Земле множество различных культур. Культура определяет образ жизни и манеру поведения людей. Даже такие детали, как способ проведения дуэли.
Сравните два типа дуэли:
1. Дуэль дворян в России.
2. Дуэль ковбоев в Америке.
Обе они происходили в XIX в., но как различаются- между собой!
Опишите характерные детали той и другой.
Сделайте выводы, особенно о различиях в правилах поведения.
Как они связаны с ценностями того и другого народа?
Как они связаны с образом жизни двух народов?
Как они связаны с разными социальными группами, ведь одно дело дворяне, а другое — пастухи?
Свои выводы и рассуждения оформите в виде небольшого сочинения.
59. Чем различаются досуг, свободное время, увлечение, хобби?
Кто такие?
Средний — средний класс.
Средне- и малоквалифицированные рабочие»
Нижний — средний класс.
«Белые воротнички».
Поместное дворянство.
Нижний — низший класс.
67. О нищете и прожиточном минимуме (Моск. комсомолец. 1993, 25 ноября.)
Наше министерство вместе с другими ведомствами разработало методику определения прожиточного минимума. Это набор товаров и услуг, которые нужны человеку, чтобы он просто выжил. Мы ежемесячно публикуем этот показатель.
Это действительно очень жесткий показатель. Но у нас жизнь такая. Если сделать его «мягче», то за чертой бедности окажется половина населения. И мы просто не сможем использовать этот показатель в практических целях. Не сможем построить систему социальной поддержки самых обездоленных. Потому что невозможно помогать всем сразу. Ведь даже при нынешней методике определения минимального жизненного уровня у нас в России 27% населения оказывается за критической чертой.
Вопросы:
1. О каком министерстве идет речь в приведенном фрагменте?
2. Что такое прожиточный минимум?
3. Что включает в себя система социальной поддержки?
4. Почему министерству выгодно, чтобы показатель был жестким?
5. А выгодно ли это населению?
68. Ученые выяснили: между противоправным поведением и Я-концепцией существует тесная связь. Самооценка подростков-правонарушителей ниже, чем у подростков, не нарушающих законы. Противоправное поведение, возможно, является способом компенсации неадекватной Я-концепции юных правонарушителей. Одно из объяснений заключается в том, что, обладая низкой самооценкой, они следуют девиантным моделям поведения, чтобы уменьшить чувство неприятия самого себя. Когда поведение таких подростков соответствует низкому мнению о самих себе, чувство самоуничижения уменьшается. Желая восстановить самоуважение, они присоединяются к девиантным группам, где получают одобрение, в котором им отказывает остальная часть общества.
Вы познакомились только с одной точкой зрения. Но существуют и другие подходы. Один из них придется дать вам. При этом необязательно заглядывать в специальную литературу. Просто используйте свой жизненный опыт, людей из своего окружения. Наверняка вам попадались люди с отклоняющимся поведением. Как вы думаете, почему они себя так вели и чем мотивировали свои действия?
69. Согласны вы с этими суждениями или нет? Свою позицию обоснуйте.
Рабство — исторически первая система социальной стратификации.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются ;такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.
Причинами горизонтальной мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др.
Делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.
Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия.
70. График и часы работы являются серьезными источниками противоречий между ролью работы и ролью семьи в жизни человека. Вторая половина дня, занятая работой, и сменность самой работы могут вызвать проблемы при выполнении семейных обязанностей, особенно когда в семье есть маленькие дети. Работающие женщины в большей степени сталкиваются с этими проблемами, с конфликтом между работой и своей ролью в семье. Объясните, почему так происходит.
71. Из приведенных ниже социальных процессов выберите те, которые относятся к социальному взаимодействию:
а) вы покупаете продукты,
б) вы слушаете лекцию,
в) вы смотрите телевизор,
г) вы стоите в очереди.
Объясните, почему?
Паника случается там, где есть толпа.
Нормы — стражники ценностей.
Хотя большая часть людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, таких людей нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами.
92. Внимательно познакомьтесь с текстом.
«Традиционная многопоколенная патриархальная семья поставляла обществу, во-первых, многочисленную рабочую силу (высокая рождаемость), во-вторых, дешевую рабочую силу (малоквалифицированную и непритязательную). Патриархальная семья базировалась на трех китах - натуральное хозяйство (значит, работа не выходя за ограду деревни), главенство мужчин над женщинами, главенство старших над младшими.
Три крупных процесса привели к разрушению старой и возникновению новой, нуклеарной семьи: промышленная революция, предоставившая работу обоим родителям, феминистское движение, освободившее женщин от домашнего рабства и вытолкнувшее их в производство, политику, образование, освободившее женщину от диктата мужа, молодежное движение, эмансипировавшая молодежь от диктата старших.
Нуклеарная семья дала обществу малочисленную, но квалифицированную рабочую силу. Сократилось число детей в семье, т. к. воспитывать - нет бабушек, растить - значит не работать (опять сидя дома), дать высокое образование многим дорого, одному-двум - вполне по силам двум работающим родителям. Уменьшилось количество, но увеличилась ценность ребенка. Родители больше от него ожидают и больше в него инвестируют. Воспитывающие активные, достигающие индивиды. Значит, у них выше уровень притязаний, поэтому они личности. Отсюда вертикальная мобильность, активизация политических процессов, рост социальных движений протеста, тяга к образованию, бизнесу».
Вопросы:
1. Переход от какого типа общества к какому здесь описан?
2. Что вы могли бы добавить к этому описанию?
93. К какому типу поведения — девиантному или делинквентному — относятся?
1. Уклонение от налогов.
2. Уклонение от алиментов.
3. Мздоимство.
94. Социологи провели исследование и выяснили следующее: (Социол. исслед. 1992. №9.)
«Отсутствие рецидива среди выпускников-пятиклассников спецшкол для трудных детей - это не только результат малолетства (в конце концов, они могут быть повторно направлены в спецшколу, что тоже является рецидивом). Дело в том, что часто подросткам достаточно краткосрочного пребывания в закрытом учреждении, чтобы сделать для себя определенные выводы. При длительном пребывании подростков в спецшколе многие из них «набираются» соответствующего негативного опыта, поскольку рядом находятся лица с серьезным делинквентным опытом. Поэтому необходим дифференцированный подход к определению сроков пребывания в спецшколе с учетом психологических особенностей и степени девиантности. И еще одно. В спецшколе принята система воспитания «здесь и сейчас», т. е. недопущение девиаций в самой спецшколе, и очень мало внимания уделяется системе «там и завтра». Это создает серьезные трудности для подростков, покидающих ее стены».
В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них.
Истории известны мирные и военные формы взаимодействия народов.
Чем различаются?
Девиантность и делинквентность. Аутсайдер и маргинал.
97. Попробуйте закончить фразу:
Излюбленным местом прогулок подростков, по моим наблюдениям, является...
98. Ответьте на вопросы:
Если вместе с вами живут брат или сестра-подросток, то на какие основные причины конфликтов между ними и родителями вы можете указать?
Что является основными причинами конфликтов между братьями и сестрами в семье?
Кто такие?
Профессионалы.
Зажиточные.
«Старые богатые».
«Новые богатые»
Наследники.
Миллионеры.
Финно-угорские племена.
Мультимиллионеры.
Угнетаемые.
100. Согласны вы с этими суждениями или нет? Свою позицию обоснуйте.
Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают.
Цыгане, где бы они ни скитались, сохранили свои традиции, а русские часто легко усваивали чужое.
К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.
101. Американский ученый и публицист С. Норткот Паркинсон, автор знаменитых сочинений по управлению, так описал семейный этикет:
«Когда семейство викторианской эпохи рассаживалось вокруг обеденного стола, соблюдалось одно правило: старшие говорят, младшие слушают. Некоторые темы в разговоре не затрагивались, отдельные вопросы обсуждались по-французски, но младшим было чему поучиться. Более того, у них была возможность осознать собственное невежество и научиться выражать свои мысли более связно. В наши дни разглагольствуют дети, а слушают родители - пользы никакой и ни для кого, а вред вполне очевидный». Таков его взгляд на вещи. А каков ваш? Ответьте письменно.
Чем различаются?
Поломанные судьбы и искалеченные души.
Домашнее хозяйство и домохозяйство.
Жизненный цикл индивида и жизненный цикл семьи.
Супруги и молодожены.
Расовая и национальная нетерпимость.
105. К группе прародителей демографы относят людей старше 50 лет.
К группе родителей относятся лица производительного возраста от 15 до 50.
Производительное население — мужчины в возрасте 15-64 года и женщины 15-59 лет (для Европы). В каком значении употребляется термин «производительный возраст»?
106. Что общего между следующими понятиями и чем они различаются?
Конфликт.
Драка.
Разборка.
Дуэль.
Ссора.
Диспут.
Война.
Битва.
107. Известно, что психолог изучает психологические отношения, а социолог — социальные. Есть еще социальный психолог, который изучает социально-психологические отношения. Как их не перепутать и точно знать, где какие отношения?
Изобразим отношение в виде линии с двумя точками по концам или представим себе, что перед нами железная дорога с двумя конечными станциями.
Если на концах линии находятся два человека (А и В), то это психологические отношения.
Если на концах линии находятся два статуса, то это социальные отношения.
Если на концах линии расположены две роли, то это социально-психологические отношения
Вы еще не знаете, что за человек стоит перед вами, но уже относитесь к нему настороженно. К примеру, потому что он пьян, бомж и т. п. Это социальное отношение. Оно не зависит от личных качеств другого человека или ваших собственных.
Вы не обращаете внимания на статус пьяного или бомжа и относитесь к ним сочувственно. Это психологическое отношение. На первом месте стоят личные качества другого человека либо ваши собственные.!
Бомжи давно ночуют в вашем подъезде и не наносят никакого вреда. Хорошие знания их статуса и личных качеств соединились в одно целое — социальную роль. Она обнаружилась только в ваших частых контактах (ведь роль — динамическая характеристика статуса).
Выше были проиллюстрированы социальные, психологические и социально-психологические отношения. Попробуйте точно так же проиллюстрировать экономические и политические отношения.
Что такое?
Этноцентризм.
Агросектор.
Предубеждения.
Бытовая разновидность этноцентризма.
Этнические конфликты.
Ассимиляция.
Национальные чувства.
Кто такие?
«Новые русские >>
Цыгане.
Богословы.
«Новые бедные».
Убогие.
Охранники.
Этносы.
Духовные лидеры.
113. Согласны вы с этими суждениями или нет? Свою позицию обоснуйте.
Нация свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.
У бедных худшие стартовые условия в жизни, и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы.
Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией.
Если у животных нет стариков как самостоятельной группы, то нет и такого явления, как поколение.
Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей.
Объясните, почему?
Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность вы не выбираете.
Не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими.
Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятия.
По мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нем убывают биологические черты и нарастают социально-политические.
Бедные не являются экономически самостоятельной категорией.
115. Демонстративное поведение — это действия напоказ. Оно так глубоко укоренилось в нас, что появляется там, где вроде бы не должно быть, а именно в экстремальных ситуациях. Одна из них — самоубийство. Статистика свидетельствует, что из каждых 4 попы ток самоубийства только одно реальное, остальные — демонстративные.
Вопросы:
Как вы думаете, какова цель демонстративных самоубийств?
Различаются ли истинные цели реального и демонстративного самоубийств?
Различаются ли способы и формы поведения в реальной и демонстративной попытках самоубийства?
116. Е. Семенова. «Обладатели прожиточного максимума» ( Аргументы и факты. 2000. № 14. С.4. )
«Москва - город для богатых. Держим почетное место в Европе по ценам. Но каков спрос, таково и предложение. Больше всего «обеспеченных материально» живет именно в Москве -60-80% от числа всех российских «миллионщиков» вообще!
Сколько их?
Но это цифры общие. А вот что говорит Марина Красиль-никова, зав. отделом уровня жизни ВЦИОМ: «Наше общество так дифференцировано, что реально богатство сосредоточено в руках очень малой группы. Тех «богатых», что попадают в опросы, - 10% - невозможно однозначно причислить к элите, это всего лишь самые состоятельные из низшего среднего класса. Настоящие же «капиталисты» составляют 1-2% общества».
Что у них есть?
РОНСА провело опрос на фирмах и предприятиях, среди верхнего и среднего руководящего звена, чтобы понять, по каким параметрам можно почти с полной уверенностью причислить человека к клану «богатеньких буратино». Итак, у 35% опрошенных было 2 и более машин в семье, 40% имели хотя бы одну иномарку возрастом до 7 лет. 87% отдыхают летом за границей, 12% делают это два раза в год: зимой - на горнолыжном курорте, летом - на море. 27% живут в квартирах, где на каждого члена семьи приходится 1,3 комнаты. У 6% есть загородные дома. Нет, не дачи, а настоящие дома - отапливаемые, с канализацией, водопроводом и каминами. Дизайнерскую одежду предпочитают 37% опрошенных, 52% - владельцы комплектов из драгметаллов и камней, 79% постоянно носят с собой сотовые телефоны и пейджеры. Но - что более существенно - у 47% есть более одного источника дохода! Хочешь жить - умей вертеться.
Замужем и женаты 35% состоятельных москвичей. А из оставшихся 65% «одиноких волков» 38% - разведенные! Причем больше одного ребенка в семьях встречается лишь у каждого шестого из обеспеченных родителей. Впрочем, даже эти вполне благополучные.респонденты указали, что зарплата у них начинается с отметки 800 долларов.
Кем они работают?
Пе
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!