Лекция № 3:Методологические основы и дидактические принципы построения системы дистанционного обучения. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Лекция № 3:Методологические основы и дидактические принципы построения системы дистанционного обучения.

2017-10-16 964
Лекция № 3:Методологические основы и дидактические принципы построения системы дистанционного обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ»

Лекция № 1. Развитие системы дистанционного образования в России и за рубежом.

План лекции:

1. Развитие дистанционного образования в России.

2. Перспективы и сложности развития дистанционного образования в России.

Ключевые понятия: дистанционное обучение, дистанционное образование, система дистанционного обучения.

 

1. Развитие дистанционного образования за рубежом.

В настоящее время дистанционное обучение является одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять подготовку кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города или региона. Для организации дистанционного обучения многие образовательные учреждения организуют учебные порталы. Они представляют собой ресурсы, которые содержат учебные материалы, задания для самостоятельного выполнения, тесты для самопроверки и множество других материалов. Все это стало возможно благодаря развитию информационных технологий и Интернет. Но далеко не всегда дистанционное обучение находилось на столь высоком технологическом уровне. Для того что бы лучше понимать сущность и возможности современных технологий нужно изучить процесс становления данной системы, ее развитие. Для начала рассмотрим, что положило начало дистанционному образованию в целом. Так как на начальных этапах оно начало развиваться за рубежом, дадим краткий обзор основных этапов. Развитие дистанционного образования за рубежом Начальный этап развития дистанционного образования наметился в середине 19 века в Европейских странах. В частности, активное участие принимало Соединенное Королевство и Лондонский Университет. Основоположником дистанционного обучения считается Исаак Питман. В 1840 году он начал обучать студентов стенографии в Объединенном Королевстве. Тогда это делалось с помощью отправки писем по почте. Именно этот год считается годом создания первого образовательного курса для дистанционного обучения. В 1836 году в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет. Он позволял студентам из других городов сдавать экзамены, при условии, что они учились в аккредитованных высших учебных заведениях. Таким образом, Университет давал возможность получить высшее образование на расстоянии. Это направление оказалось востребованным и быстро обрело популярность. Поэтому в 1858 году возможность сдавать экзамены была предоставлена студентам из других стран. При этомбыло неважно в каком учебном заведении они получали образование. Этот опыт обучения стали перенимать другие учебные заведения. Стали создаваться колледжи, которые осуществляли обучение по почте, в соответствии с программой университетов. В 1850 году в Германии Густав Лангеншайд опубликовал так называемые «обучающие письма», которые позволяли учить язык всем желающим. В Америке так же предпринимались первые шаги в развитии дистанционного обучения. В 1873 году Анна Элиот Тикнор начала разработку систему обучения для женщин, которая осуществлялась с помощью почтовых отправлений. В ее основе лежала английская программа «Общество поддержки домашнего обучения». Так же программа обучения по почте стала появляться в университетах в некоторых штатах. В газетах стали публиковать учебные материалы для рабочих добывающих отраслей, правила по технике безопасности и много другой информации, необходимой для правильной организации труда. Такие публикации стали очень популярны. Это привело к тому, что в 1891 году создали специальный курс, который стал моделью программы обучения по почте. Она охватывала разнообразные предметы. Уже в 1982 году в Университете Чикаго было создано первое отделение дистанционного обучения. В течении нескольких лет преподавание по почте появилось еще в нескольких учебных заведениях в разных штатах. Примерно в это же время, в 1911 году, стали появляться курсы дистанционного обучения в Австралии. Они проводились на вузовском уровне в Квинслендском университете. Так же было организовано обучение по почте для детей, которые проживают далеко от школы. За довольно короткий срок система дистанционного обучения распространилась по множеству стран. В том числе сюда входила возможность обучения для школ и технических училищ. На этом этапе обучение осуществлялось в рукописном варианте. Учебники издавались в бумажной форме и доставлялись с помощью почтовых отправлений. Издания в то время не отличались высоким качеством печати и бумаги. На втором этапе книги стали более качественными, в них появились цветные иллюстрации. Так же материалы дополнялись аудио и видеозаписями. Этот этап относят к 1969 году, когда в Великобритании появился Открытый университет. Третий этап связан с активным развитием информационных технологий. Сюда относится работа с электронной почтой, возможность использования телеконференций, работа с графикой и мультимедиа. Иными словами, на современном этапе развития общение между преподавателем и студентом устроено максимально технологично и удобно.

2. Развитие дистанционного образования в России

В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель подразумевала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Эта система предлагала курсы на самых разных уровнях. В 60е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а так же факультеты заочного образования. На начальном этапе дистанционное образование проходило по следующей схеме. В начале курса проводились установочные лекции, присутствие на которых являлось обязательным. Предоставлялось описание курса и выдавались необходимые материалы. На протяжении указанного срока, студент самостоятельно изучал информацию по курсу. При этом, мог созваниваться или переписываться с преподавателем. По итогам года или семестра студенты приезжали в учебное заведение на сессию. Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад. Во многом это произошла из-за кризисных явлений в экономике и политике. Тем не менее и в 90е годы прошлого века в нашей стране были определенные этапы в развитии дистанционного обучения. Так, в 1993 году в России был открыт филиал ЕШКО. Эта программа позволяла удаленно изучать английский язык с помощью кассет. В данной системе предлагались различные уровни изучения языка. По итогам прохождения курса выдавался сертификат. Многих привлекала эта система, так как она была новой, необычной и более интересной, чем изучение языка на курсах. Следующим этапом развития дистанционного образования стало подписание меморандума с ЮНЕСКО. Благодаря этому появилось содействие в развитии дистанционного образования. Это предполагало более серьезную систему образования и основательный фундамент для рассматриваемой сферы. Был открыт МТИ ВТУ. Этот институт предлагал образование по различным дистанционным программам. В 2000 году он получил аккредитацию и продолжает активно развиваться. Институт выдает дипломы государственного образца. Таким образом, новый виток наметился в начале нулевых. В 2004 году множество проектов в дистанционном обучении принесли свои плоды и начали намечаться новые перспективы. Именно в это время стало возможно сделать выводы об эффективности ряда проектов. В 2005 году положительная динамика сохранялась. На данном этапе дистанционное обучение практиковалось не только в учебных заведениях, но и в сфере подготовки персонала крупных компаний. Например, такие компании, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель» и многие другие активно использовали возможности дистанционного обучения. Кроме того, новые технологии применяли для совершенствования работников государственной думы, центрального банка и т. д. В 2005 году Россия смогла выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования. Именно тогда международная ассоциация ADL — AdvancedDistributedLearning сделала официальное заявление о том, что закончены испытания Российской системы дистанционного обучения. Было признано соответствие системы Redclass международному стандарту SCROM 1.2. Таким образом, эта система стала первой, признанной на международном уровне. Указанный стандарт поддерживается всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения. На последующем протяжении дистанционное образование активно развивалось и в настоящее время стало неотъемлемой частью образовательных программ в большинстве учебных заведений. В нашей стране разработано много образовательных систем, которые работают в соответствии с международными стандартами. В частности, большую популярность обрели учебные порталы, видеоконференции, тестирование через Интернет. В целом по стране около 40 % ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения. Так же существует множество курсов в рамках реализации рассматриваемой программы. Активно локализуется зарубежный контент.

3. Перспективы и сложности развития дистанционного образования в России

Основным недостатком является то что в настоящий момент недостаточно хорошего электронного контента. Необходимо постоянно работать над новыми возможностями, потому что в этом заинтересованы крупные компании. В целом, в крупных городах нашей страны дистанционное обучение стало довольно популярно и люди охотно занимаются по этой схеме. Что касается регионов, то здесь существуют проблемы в виде культурных барьеров, неразвитой инфраструктуры. Это связано с тем, что люди недостаточно активно используют Интернет, и само развитие сетевых технологий находится на невысоком уровне. Кроме того, жителем небольших городов непривычно использовать подобные технологии. Тем не менее, именно регионы являются перспективным рынком, потому что жители смогут позволить себе обучение в учебных заведениях больших городов [1, c. 99]. По данному вопросу существует много мнений и вариантов развития. В целом, в настоящее время статистика говорит о примерно одинаковом соотношении студентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, обучающихся по дистанционном курсам. Сейчас наблюдается высокий темп роста рынка информационных технологий. Они активно внедряются практически во все сферы деятельности. В этой связи, предприятия заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров. Таким образом, потребность в образовании растет и дистанционные программы обучения имеют много перспектив для развития. Необходимо комбинировать традиционные методы обучения и инновационные системы. В настоящий момент перспективным направлением является корпоративный сектор, центры переподготовки кадров и повышения квалификации. Что касается высших учебных заведений и колледжей, то здесь тоже перспективно реализовывать дистанционные курсы. Студенты выбирают эту форму обучения, если работают, имеют семьи и хотят совмещать это с получением образования. Так же очень часто студенты дневной формы имеют возможность учиться параллельно на отделении дистанционного обучения. Таким образом, часть дисциплин может быть перезачтена и студент получит две специальности за короткий срок [2, c. 30]. В настоящее время популярность дистанционного образования продолжает расти. Применение таких технологий позволяет обучаться не покидая своего города, имеет более низкую стоимость. Так же появилась возможность для жителей регионов, где недоступен ряд специальностей, которые есть в крупных городах. Студенты имеют возможность более гибко подходить к процессу обучения, а так же общаться с преподавателем по необходимым вопросам. Все эти положительные стороны открывают множество перспектив развития дистанционного обучения в нашей стране.

Модели управления качеством

С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Во второй модели методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000.

Тестирование знаний путем проведения контрольных мероприятий является важным и необходимым элементом учебного процесса, однако в системе управления качеством результаты тестирования играют лишь вспомогательную роль. Действительно, тестирование непосредственно не указывает на причины и источники появления изъянов, оно является выборочным в отношении изучаемого материала и направлено преимущественно на оценку знаний и в меньшей мере на выявление умений обучаемых. Кроме того, на экзаменах и зачетах выявляется итоговый уровень полученных знаний и, если он недостаточен, то для соответствующих индивидов этот уровень оказывается окончательным, исправление возможно уже только по отношению к последующим поколениям студентов.

Поэтому интерес представляет вторая модель управления качеством образования на основе контроля не только знаний обучаемых, но и процессов обучения, их организации и применяемых средств. Другими словами, положения стандартов ISO 9000 при соответствующей интерпретации могут быть полезно использованы и в сфере образования. Поэтому в основу управления качеством в образовании целесообразно положить вторую модель.

3. Понимание качества людьми различных слоев общества и интересов

Традиционный вывод, по-видимому, такой: качество понимается по-разному людьми различных интересов. Любая система дистанционного образования включает в себя много разных элементов и процессов, и степень важности, придаваемой этим разным компонентам, зависит от того, люди какой группы интересов интерпретируют качество. В действительности, «качество» означает разное для разных обозревателей и групп интересов; и приоритеты всех разные (OECD, 1989).

Стьюарт-Смит (Stewart-Smith, 1994) считают, что качество стало предметом обсуждения для различных групп -- высокой политической материей. Основные группы, связанные с качеством в дистанционном образовании, -- это правительство (правительственные министерства и ведомства), профсоюзы, предприниматели, менеджеры в институтах дистанционного образования, педагоги (ученые, преподаватели) и студенты.

Правительство. У правительства двоякая роль. С одной стороны, правительство может законодательно создавать определенный базис для качества дистанционного образования, как это сделано, например, в Германии. С другой стороны, правительство, как замечает Стьюарт-Смит (Stewart-Smith, 1994), отвечает за обеспечение образования и должно быть уверено, что за вложенные деньги получит количество и качество. Более того, если правительственные учреждения собираются покупать образовательные продукты, им придется оценить качество продукта с точки зрения прибыли.

Предприниматели. Для предпринимателя как покупателя продукта дистанционного образования или как спонсора отдельного студента программа дистанционного образования -- это инвестиция вобучение. Следовательно, чем выше качество программы, тем больше организация имеет прибыли отсвоих инвестиций.

Профсоюзы. Профессиональные союзы и ассоциации стремятся поддерживать принятые профессиональные стандарты и могут также иметь отношение, по крайней мере, косвенное, к качеству дистанционного образования через системы аккредитации и через этические нормы или хорошую деловую практику.

Контролеры качества. Международные стандарты (ISQ 9000-04) создали новый подход к качеству в дистанционном образовании. В системе ISQ качество системы дистанционного образования (института) устанавливают и регламентируют внешние контролеры посредством документов и инструкций.

Критерии качества во всех упомянутых различных группах принадлежат к экзотерическим (внешним) факторам. Их трактовки качества особенно важны, когда возникает необходимость во всеобъемлющей структуре для принятия решений и выработки ряда инструкций по качеству для дистанционного образования, которые могут быть заказаны, например, правительством. Однако, поскольку образовательные институты действуют на разных учебных рынках ивразных условиях, очевидно, что «оптимальное качество» для конкретного института будет определяться больше эзотерическими (внутренними) факторами, обусловленными практиками от дистанционного образования. Последние имеют доступ кинформации «споля», создающей основу для тщательного, исчерпывающего и целенаправленного определения качества для своих институтов.

Администрация. С точки зрения администрации, качество представляет собой очень важные активы. Администрация (директорат, президент, группа управления) обычно измеряют качество обучения, основываясь начисле студентов, закончивших курс, средних оценках, прибыльности и тому подобных показателях. Внастоящий момент качество -один из основных объектов стратегии институтов дистанционного образования.

Педагоги. Обращает факт, что большинство исследований качества в дистанционном образовании фокусируется на мнениях менеджеров и консультантов, которые относятся к системе дистанционного образования как к предприятию. Чего не хватает в исследованиях качества в дистанционном образовании, так это представлений учителей о качестве. Их восприятие качества может быть сугубо академическим или узконаправленным, т. е. они рассматривают качество в свете отдельной дисциплины. Однако есть и общие факторы, влияющие на качество в дистанционном образовании, если вспомнить о работе, проделанной преподавателями или тьюторами дистанционного образования.

Потребители, студенты. Продукт становится качественным, когда он ценен для потребителя. Этот признак, по видимому, является универсальным для большинства подходов к определению слова «качество» и связан он с удовлетворением потребителя. В конечном счете, студенты в системах дистанционного образования находятся в самом лучшем положении для оценки качества любой программы дистанционного образования. Они покупают, используют и воспринимают не только физические продукты, но также осязаемые и неосязаемые услуги, такие, как маркетинг, консалтинг, поведение тьюторов и тому подобное. Их суждения о качестве индивидуальны и субъективны, основаны на их личных нуждах, потребностях, желаниях и опыте. У них может быть различный уровень собственного опыта, когда им приходится определять качество отдельной учебной программы. Тем не менее, их суждения -- решающие для будущего любой учебной программы, поскольку студент-потребитель -- это тот, кто делает инвестиции в виде денег, времени и сил. Согласно философии ТКМ целью любой успешной учебной программы является удовлетворение потребителя, который должен ощущать, что получил хорошее возмещение за свои инвестиции. Удовлетворенный потребитель продолжает учиться и платить за обучение и рекомендует программы своим коллегам и друзьям. Поскольку всегда будут существовать различия в оценке качества разными людьми, администрации следует быть особенно чуткой к коллективному мнению. Различные индивидуальные суждения могут быть причиной персональной обратной связи или корректирующих действий, но негативная или критическая оценка, данная группой, должна послужить толчком для более масштабных действий по улучшению качества.

Наиболее важные компоненты качества. Респонденты оценили несколько критериев как очень важные иважные. Наблюдается высокая степень согласия между различными группами вотношении сравнительной важности различных компонентов качества вдистанционном образовании. Письменные учебные материалы занимают первое место, помнению всех заинтересованных сторон; анавтором - работа преподавателей в целом и домашние задания. Естественно, сами преподаватели оценили свою работу идомашние задания выше, чем любая другая группа. Оказалось, что администрация институтов дистанционного образования считает компонент «курс в целом» менее важным, чем другие группы. Либо администрация действительно недооценивает значение структуры, содержания и системы учебных программ в целом, либо считает «курс в целом» чем-то предопределенным, стандартным и, следовательно, придает этому компоненту меньшее значение, чем студенты. Администрация и преподавательский состав явно больше выделяют коллективные факторы, такие, как общие цели курса, взаимоотношения между преподавателями истудентами имногосторонность выбранных средств массовой информации. Студенты, напротив, больше выделяют индивидуальные факторы, такие как соотношение образовательной программы иперсональных целей, соответствующий уровень ипродолжительность курса, возможность гибкого графика учебы.

Менее важные компоненты. Компоненты, которые можно рассматривать, как экстенсивные факторы поотношениюккоореспондентному обучению, такие как работа преподавателей иобратная связь через компьютер, новые обучающие медиа, обучение при личном контакте и взаимодействие между студентами и преподавателями посредством телеконференций вовсех группах считаются менее важными. Вообще говоря, и администрация, и преподаватели считают «экстенсивные компоненты» дистанционного образования менее важными для качества, чем вышеупомянутые стержневые факторы. Преподавание и сервис также занимают высокие позиции всписке компонентов качества. Этот результат неудивителен, так как факторы реального сервиса конкретны изаметны, и они обычно высоко ценятся в исследованиях качества вобразовании. Студенты ипреподаватели считают преподавание лицом клицу при дистанционном обучении более важным, чем представители других групп. В свете этих результатов, администрация придает экстенсивным компонентам дистанционного образования меньшее значение, чем студенты. Кроме того, использование новой технологии кажется менее важным, даже если новая образовательная технология-- очень актуальная тема. Интервьюируемые полагали, что компоненты образовательных программ в их собственных институтах дистанционного образования, т. е. факторы стандартной корреспонденткой модели, были наиболее важными с позиции общего качества. Причиной этого может быть тот факт, что нистуденты, нибольшинство преподавателей не имеют опыта в применении новой технологии вобласти дистанционного образования.

4. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда

Качество помогает добиться хорошей репутации и имиджа корреспонденткой школы, что в свою очередь, привлекает больше студентов на курсы. Качество - один из ключевых аспектов деловой конкурентоспособности оно помогает обеспечивать высокий процент выпускников, снижает количество отсеявшихся, имея в качестве результата удовлетворенных студентов, которые могут в будущем захотеть научиться чему-то еще. Считается, что в развитии и поддержании качества в институтах дистанционного обучения ключевую роль играет «Управление всеобщим качеством». Оно также снабдило администрацию подходящими моделями, методами, инструментами и методиками в области дистанционного образования, с учетом сложности систем дистанционного образования. Новаторством было то, что оно сфокусировалось на ответственности. Определение качества больше основывается не на том, что кажется подходящим администрации, а на потребностях, ожиданиях и предпочтениях потребителей-студентов.

Конкурентоспособность выпускников на рынке труда отражают показатели:

1. продолжительность времени трудоустройства на работу по специальности после окончания обучения;

2. количество человек, получивших работу по специальности в общей численности обученных при дистанционном обучении.

Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.

 

Тема 19: Дистанционное образование обучающихся с ОВЗ.

План лекции:

1. Адаптированная образовательная программа.

2. Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Информационно-образовательная реабилитационная среда.

5. Современные информационно-коммуникационные технологии для образования лиц с ОВЗ.

Ключевые понятия: лица с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа, информационно-образовательная реабилитационная среда.

 

Повышение процента людей, имеющих ограничения в связи с состоянием здоровья (в результате тяжелых болезней и различных травм) привело к увеличению числа инвалидов среди населения трудоспособного возраста и молодёжи. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире проживает около 650 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования может помочь преодолеть эти ограничения и дать возможность реализации себя как личности в современном обществе, дать уверенность в себе и стать активным членом общества.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5 «Право на образование») гарантируется право каждого человека на образование. В пункте 4 Закона 273-ФЗ сказано: «в Российской Федерации создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированные образовательные программы в профессиональной образовательной организации реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

· с нарушениями зрения;

· с нарушениями слуха;

· с ограничением двигательных функций.

Профессиональное образование для лиц с ОВЗ может быть организовано в таких учебных заведениях, где создаются специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

Для создания специальных условий необходимо создать в образовательной организации информационно-образовательную реабилитационную среду для инвалидов и студентов с ОВЗ.

Информационно-образовательная реабилитационная среда – это совокупность общедидактических и специальных информационных технологий, дистанционных образовательных технологий, информационно-технических средств обучения, учебно-методического обеспечения направленных на повышение эффективности и доступности образовательного процесса для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Основные функции информационно-образовательной реабилитационной среды для студентов-инвалидов: коммуникативная, образовательная, развивающая, компенсаторная, социализирующая.

Современные информационно-коммуникационные технологии для образования лиц с ОВЗ включают:

1. традиционные виды технологий (компьютеры, веб-браузеры, текстовые процессоры, электронные доски и мобильные телефоны со встроенными функциями повышения доступности);

2. ассистивные технологии (аудиофоны, программы для чтения с экрана, адаптивные клавиатуры, дополнительные коммуникационные устройства);

3. доступные носители и форматы (гипертекстовый язык описания электронных документов HTML, видеоматериалы с субтитрами, DAISY – система доступной цифровой информации и книги в этом формате).

В системе среднего профессионального образования при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. При этом дистанционное обучение выступает в роли не только надежной альтернативы традиционному образованию, но и уникальной системы интеграции, где студенты могут участвовать в учебном процессе, не присутствуя на занятиях в образовательном учреждении. В настоящее время такая форма обучения используется на заочном отделении нашего колледжа.

В связи с вводом в профессиональное образование программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по некоторым специальностям (в нашем колледже это специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт), такая форма обучения становится актуальной, где в зависимости от ограничений физического здоровья студенты могут выбрать подходящую для них форму обучения.

Термин «дистанционное обучение» часто используется как синоним «дистанционного образования», однако они не идентичны.

Дистанционное образование представляет собой систему и процесс предоставления учебных материалов для студентов. В последнее время данный вид образования произвел революцию в связи с активным развитием в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и превратился в уникальный и комплексный феномен обучения и преподавания.

Дистанционное обучение характеризуется как:

1) разделение преподавателя, студента и учебных материалов в пространстве и во времени;

2) взаимодействие (педагог - обучаемый - материалы) с помощью одной или нескольких технологий (это не только электронные технологии).

Система дистанционного обучения (ДО) может обеспечить:

1. выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для студента;

2. прочное усвоение знаний;

3. контакт преподавателя с обучаемым по мере необходимости, если он работает и контактирует с преподавателем;

4. индивидуализацию обучения.

Использование дистанционных курсов профильного направления позволит существенно улучшить качество знаний студентов-инвалидов и уменьшить их учебную нагрузку. Замена урочной формы на самостоятельные занятия, проективные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества обучаемых с ОВЗ. Дистанционную форму эффективно применять и в целях ликвидации пробелов в навыках и умениях или углубления знаний обучаемых, часто пропускающих занятия по состоянию здоровья, а также в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения при удаленности от учреждения образования.

Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором обучаемым предоставляется учебный материал, осуществляется взаимодействие с преподавателем при использовании технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями.

Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории лиц с ОВЗ.

Основная роль информационных и телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении – это обеспечение учебного диалога между преподавателем и обучающимися в ходе образовательного процесса, осуществляемого на расстоянии.

Технология обучения в виртуальной образовательной среде базируется на использовании ресурсов сети Интернет. Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения. Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

Несомненным преимуществом является и модульный принцип, который положен в основу дистанционного обучения. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям обучаемого с ОВЗ.

Для реализации дистанционного курса педагогу необходимо сформировать структуру типового дистанционного курса, в модели которого должны присутствовать следующие блоки:

1. Блок содержания курса (лекции, инструкции для слушателей, источники, глоссарии).

2. Блок контроля:

o текущий (контрольная работа, веб-квест, резюме, статья, ситуационный анализ, тест, консультации on-line);

o итоговый (круглый стол, проектная работа, дистанционный урок).

3. Организационный блок (форум знакомств, документация учебного процесса, текущие объявления).

4. Блок средств коммуникаций для индивидуального и группового обучения (форум, e-mail, ICQ, wiki-wiki, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.).

5. Блок подведения итогов (рефлексия после изучения каждого модуля и в конце курса).

Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 – проведение курса, и блок 5 – фиксирование результатов.

Для реализации дистанционного обучения преподаватель должен знать образовательный сегмент сети Интернет, ориентироваться в педагогических сетевых сообществах, иметь навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знать и уметь применять педагогические технологии дистанционного обучения, уметь преподавать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.

В условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на преподавателя возлагаются следующие функции работы со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ:

· организация учебной и исследовательской деятельности с использованием ИКТ;

· организация работы по созданию те


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.