Нематериальные ресурсы и активы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Нематериальные ресурсы и активы

2017-10-16 281
Нематериальные ресурсы и активы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нематериальные ресурсы – это составная часть потенциала предприятия, способная обеспечивать экономическую пользу на протяжении относительно продолжительного периода. Отличительными чертами этих ресурсов является отсутствие материальной основы получения доходов и неопределенность размеров будущей прибыли от их использования. Понятие «нематериальные ресурсы» используется для характеристики объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность – это юридическая категория, которая применяется для (рис.3.7):

- определения результатов творческого труда человека (произведения науки, техники, искусства и других видов деятельности);

- обозначения принадлежности таких результатов творческого труда соответствующим субъектам творческой деятельности;

- закрепления за этими субъектами личных неимущественных и имущественных прав, связанных с разработкой и использованием созданных ими интеллектуальных продуктов.

Нематериальные ресурсы – объекты интеллектуальной собственности
Объекты промышленной собственности
Объекты, которые охраняются авторским правом и сопредельными правами  
Другие (нетрадиционные) объекты интеллектуальной собственности
- изобретения -полезные модели - промышленные образцы - знаки для товаров и услуг -значение происхождения товара - фирменное наименование - способы защиты от недобросовестных конкурентов
- товары в сфере науки, литературы и искусства - компьютерные программы - базы данных - топологии интегральных микросхем - права исполнителей, производителей фонограмм и организаций речи    
- рационализаторские пропозиции - «Ноу-хау» - коммерческие тайны

 


 

Рис. 3.7. Объекты интеллектуальной собственности

В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (1883 г.) к объектам этой собственности принадлежат изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения товаров, а также способы защиты от прекращения недобросовестной конкуренции. Стокгольмская конвенция (1967 г.) включает в понятие «интеллектуальная собственность» права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительной деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научных открытий, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований и коммерческих обозначений, защиты против недобросовестной конкуренции, а также все другие права интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Понятие «промышленная собственность» понимают в широком смысле и применяют не только в отношении промышленности и торговли, но также и в отношении сельскохозяйственного производства, добывающей промышленности и всех продуктов промышленного или природного происхождения. Изобретение – это результат творческой деятельности человека в любой отрасли технологии. Объектами изобретения могут быть продукт (устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений и животных) и способ (процессы выполнения действий над материальным объектом с помощью других объектов). Следовательно, изобретением может быть лишь конкретный продукт или способ. Полезная модель – это результат творческой деятельности человека, объектом которой может быть конструктивное решение устройства или его частей. Полезные модели отличаются от других объектов промышленной собственности тем, что их предметом является только конструктивное решение устройства (пространственная композиция, взаимное расположение элементов, форма). По законам Украины полезная модель отвечает условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой. Промышленным образцом называется результат творческой деятельности человека в отрасли художественного конструирования. Объектом такой деятельности может быть форма, рисунок, цвет или их сочетание, определяющие внешний вид промышленного изделия и предназначены для удовлетворения эстетических и эргономических потребностей. Промышленный образец может быть объемным (модель), плоским (рисунок) или комбинированным. По своей сути промышленный образец – это новое художественно-конструктивное решение изделия, в котором достигается единство технических и эстетических свойств.

Товарными знаками считаются оригинальные обозначения, с помощью которых товары и услуги одних лиц отличают от однородных товаров и услуг других. Главная задача товарного знака заключается в идентификации товара и его производителя на рынке. Товарный знак при этом выполняет одновременно две функции: рекламирования товара и гарантирования качества.

Объектами знака для товаров и услуг могут быть:

– словесные (слова, сочетания букв, лексический образ);

– изобразительными (изображения живых существ, разнообразных предметов, фигур любых форм, цветных пятен и т. п);

– объемными (трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур);

– с использованием других обозначений или их комбинаций, выполненных в любом цвете или сочетании цветов.

Основными требованиями к знакам для товаров и услуг является: а) их новизна; б) оригинальность; в) охоронопридатність.

Указание происхождения товара как объект промышленной собственности может быть двух видов: простое и квалифицированное.

Простое указание происхождения товара – это любое словесное или изобразительное (графическое) обозначение, которое прямо или опосредованно указывает на географическое место происхождения товара. При этом под географическим местом понимают любой географический объект с официально определенными пределами: страна, регион как часть страны, населенный пункт, местность и тому подобное. Целью регистрации указания происхождения товара является защита такого наименования, предотвращения его использованию для других товаров.

Фирменное наименование – это устойчивое обозначение предприятия или отдельного лица, от имени которого осуществляется производственная или иная деятельность, которое используется для распознавания предприятий среди других. В отличие от знаков для товаров и услуг, которые делают возможным идентификацию конкретных товаров и услуг данного предприятия, фирменное наименование указывает на предприятие как таковое, без каких-либо ссылок на товары и услуги, которые он поставляет на рынок, и характеризует репутацию и положение предприятия.

Рационализаторское предложение – это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано. Рационализаторскими считаются предложения по усовершенствованию применяемой техники (машин, агрегатов, устройств), изготовляемой продукции, способов контроля, наблюдения и исследования, техники безопасности, а также предложения, способствующие повышению производительности труда, эффективному использованию энергии, оборудования, материалов. По своей сути рационализаторские предложения и изобретения, являются техническими решениями, но отличаются от последних степенью новизны. Рационализаторское предложение является новой техники и технологии, которая используется на данном предприятии, независимо от того, известное техническое решение в других местах. Экономическое значение рационализаторских предложений заключается в том, что они повышают технико-технологический уровень производства на предприятии. При условии быстрых темпов научно-технического прогресса все чаще появляются новые технологические процессы и более совершенное оборудование. В связи с этим периодически возникает потребность модернизации действующего оборудования и совершенствования технологических процессов, что и является объектом рационализаторских предложений.

«Ноу-хау» («знать как сделать») – это защищенные охранными документами и не опубликованные знания или опыт технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или другого характера, которые могут быть практически использованы в научных исследованиях и разработках, при изготовлении, реализации, эксплуатации конкурентоспособной продукции, обеспечивая преимущества владельцу. К «ноу-хау» относятся также не запатентованные по разным причинам изобретения. Объектами «ноу-хау» могут быть разнообразные пособия, спецификации, формулы, рецепты, знания и опыт в сфере маркетинга, оформлении упаковки продукции и тому подобное. Важным признаком «ноу-хау» является конфиденциальный характер тех знаний и опыта, на получение которых предприятие, как правило, тратит значительные средства и время.

Коммерческая тайна – это сведения, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые не являются государственными тайнами, и разглашение которых может нанести ущерб интересам предприятия. В общем понимании коммерческую тайну составляет совокупность производственно-хозяйственной, финансово-экономической и научно-технической информации о деятельности предприятия, разглашение которой может привести к экономическим убыткам.

Нематериальные активы – это категория, возникающая вследствие владения правами на объекты интеллектуальной собственности или на ограниченные ресурсы и их использования в хозяйственной деятельности с получением дохода.

В состав нематериальных активов включают:

1) права, которые появляются вследствие владения предприятием:

– патентами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

– свидетельствами на знаки для товаров и услуг, наименования места происхождения товара, фирменное наименование;

2) права, возникающие вследствие владения предприятием объектами авторского права (произведения науки, литературы, искусства, компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных микросхем) и смежных прав (права производителей фонограмм и организаций вещания);

3) права на использование созданных на предприятии нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности (рационализаторских предложений, ноу-хау, коммерческих тайн и тому подобное);

4) права на пользование земельными участками и природными ресурсами;

5) монопольные права и привилегии на использование редких ресурсов, включая лицензии на осуществление определенных видов деятельности;

6) организационные расходы на создание предприятия;

7) права, которые появляются вследствие заключенных предприятием с другими организациями лицензионных соглашений на использование объектов интеллектуальной собственности.

Принцип юридической защиты объектов интеллектуальной собственности довольно прост: запрещается использование нематериальных активов без разрешения их собственника или их подделка. Однако формы правовой защиты очень разнятся между собой в зависимости от типа активов. Право собственности на изобретения, полезные модели и промышленные образцы удостоверяются патентами.

Патентом называется выданный государственным органом (патентным ведомством) охранный документ, который подтверждает право его владельца на соответствующий объект промышленной собственности. Патент обеспечивает его владельцу:

– исключительное право использовать изобретение (полезную модель, промышленный образец) по своему усмотрению;

– право запрещать третьим лицам использовать изобретение (полезную модель, промышленный образец) без разрешения владельца;

– возможность передавать на основании договора право собственности на изобретение (полезную модель, промышленный образец) любому лицу, которое становится правопреемником владельца патента;

– право дать любому лицу разрешение (выдать лицензию) на использование изобретения (полезной модели, промышленного образца) на основании договора;

– право подать в патентное ведомство для официальной публикации заявление о предоставлении любому лицу разрешения на использование запатентованного изобретения (полезной модели, промышленного образца).

Правовая охрана знаков для товаров и услуг, указание происхождения товара и фирменного наименования осуществляется на основании их государственной регистрации. На зарегистрированный знак для товаров и услуг (указание происхождения товара, фирменное наименование) выдается свидетельство. Свидетельство обеспечивает его владельцу: исключительное право пользоваться и распоряжаться знаком по своему усмотрению; право запрещать другим лицам использовать знак без разрешения правообладателя; право дать любому лицу разрешение (выдать лицензию) на использование знака на основании лицензионного договора.

«Ноу-хау», рационализаторские предложения, которые являются собственностью предприятия, не имеют специальной правовой защиты. Порядок их защиты определяется руководством предприятия. За разглашение информации о «ноу-хау» и коммерческие тайны предусматривается суровая (вплоть до уголовной) ответственность.

Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна или через их использование самим собственником или предоставлением с его разрешения такого права другой заинтересованной стороне. Такая передача права использования осуществляется в форме лицензионного соглашения. Лицензией называется разрешение использовать техническое достижение или иной нематериальный ресурс в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. Лицензионное соглашение – это договор, в соответствии с которым собственник изобретения, промышленного образца, полезной модели (лицензиар) передает другой стороне (лицензиату) лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, «ноу-хау», товарные знаки.

За использование объекта лицензионного соглашения лицензиат уплачивает лицензиару определенное вознаграждение. На практике используют несколько видов расчетов за лицензии. Наиболее распространены периодические отчисления в течение действия лицензионного соглашения и единовременные выплаты. Периодические отчисления (роялти) устанавливаются в виде финансовых ставок к объему чистой продажи, к себестоимости производства или в расчете на единицу лицензионной продукции. Единовременное вознаграждение за право пользования объектом лицензионного соглашения называется паушальною выплатой. Паушальный платеж является, по сути, фактической ценой лицензии. Он осуществляется единовременно и не зависит от будущих объемов производства и сбыта лицензионной продукции.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.