Консультирование отношений родитель – подросток — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Консультирование отношений родитель – подросток

2017-10-16 940
Консультирование отношений родитель – подросток 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конфликт в отношениях родителей и детей – что это такое? Сразу приходит на ум расхожая ассоциация – это «вечный конфликт». Однако смысл этой фразы не в том, что конфликтные отношения между подростком и родителем будут длиться вечно, иначе ситуация была бы безнадежной. Имеется в виду лишь то, что, достигая определенного возраста, дети и родители особенно часто конфликтуют, и так происходило всегда и во все времена. Конфликт имеет свои причины, стадии развития и, что особенно приятно, завершение. Психологический словарь дает определение конфликта – как противодействия несовместимых или кажущихся таковыми сил.

Консультирование родительско – детских отношений является одним из важнейших направлений в консультировании.

Семья, имеющая дело с проблемой, - эта малая группа, решающая проблему. Естественно, что при принятии ею решения происходят те же процессы, что и в любом небольшом коллективе, а именно:

Установка на проблему. Как отдельные члены семьи и семья в целом отнесутся к проблемной ситуации? Неспособность опознать проблемную ситуацию – явление довольно распространенное в семейной жизни. Родители и дети часто воспринимают ситуацию как неудовлетворительную, а не как проблемную. В результате они не делают того, что делают обычно, пытаясь решить какую-то проблему: уточнить ее, собрать информацию, которая могла бы оказаться полезной для ее решения, попытаться придумать варианты решения проблемы и т. д. Установка на проблему, на активное отношение к ней является важнейшим результатом психологической консультации.

Информационное обеспечение решения проблемы. Это вторая стадия решения проблемы. Психологические исследования показывают зависимость успешности решения проблемы от того, насколько конкретно члены семьи представляют себе проблему, с которой они столкнулись, каково их представление о своей семье и есть ли проблемы внутрисемейной коммуникации. Именно в семейной проблеме психолог обнаруживает стимул к решению коммуникационных проблем, и она же создает мотивацию, заинтересованность в коррекции процессов коммуникации.

Мотивационное обеспечение решения семейных проблем. Существует устойчивая связь между успешным решением проблемы и наличием мотивации. Психолог должен уделить этому большое значение, а также обратить внимание на возможность противоречивых мотивов.

Родители, которые приводят своих детей на консультацию к психологу, порой не догадываются, что источником неурядиц в их семье, больших и маленьких часто является не подросток, а они сами.

Проблемы, которые декларируются родителем при обращении к консультанту не всегда именно те, с которыми приходится потом работать.

Внешние причины конфликта могут быть всевозможные – как правило, родители жалуются на:

– недисциплинированность ребенка (вечно опаздывает, не выполняет своих обещаний)

– постоянно лжет, либо вообще отказывается отвечать, когда его спрашивают,

– пассивность, отсутствие интереса к близким, сверстникам, к учебе, ко всему,

– откровенная грубость,

– берется за дело и не заканчивает его, не может проявлять терпение и усидчивость;

– угрозы самоубийства или саморазрушающее поведение и т.д.

 

При подробном знакомстве с проблемой выявляются несколько наиболее часто встречающихся психологических причин непонимания и конфликтов родителей и подростков, которые часто не осознаются самими участниками конфликта, что и приводит их за помощью к психологу.

Если ребенок поздно возвращается домой, замыкается в себе, не идет на контакт или его поведение резко изменилось, родителям стоит задуматься, каковы причины этих изменений. Когда ребенок подвержен гиперопеке со стороны родителей и слышит от них противоречивые требования, в его поведение закладываются неясные ограничения, и он иногда не знает, как адекватно реагировать на ситуацию. Часто, когда родителей нет рядом - это оборачивается серьезной эмоциональной травмой, так как у ребенка нет навыка собственного отреагирования на события, он все ощущает как бы через призму родительского отношения и, чувствуя потерю родительской любви и поддержки, становится совершенно дезадаптированым. В такой ситуации у ребенка развивается чувство вины, он думает, что сам является причиной потери любви к нему. В результате чувство никчемности безнадежности и недостойности любви вызывают болезненный эффект и являются причиной конфликта.

Подросток находиться в периоде быстрых внешних и внутренних изменений. В этот период родители помогают подростку с помощью информирования о самых разных сторонах жизни: сексуальное просвещение, выбор профессии, перспективы дальнейшей жизни, возможности разрешения конфликтов и т. д. Неспособность родителей справиться с этой ролью делает ребенка уязвимым перед возможными трудностями и тем самым способствует развитию внутрисемейного конфликта.

Многие взрослые считают детскую любовь безусловной. Погруженные в повседневную заботу, родители часто не замечают, как эксплуатируют эту безусловность. Отложить давно запланированный поход на стадион: «Ты что не видишь, папа устал, пойдем в следующий раз». Не защитить подростка от несправедливости взрослых: «Не смей говорить плохо о Марии Ивановне, - учитель лучше знает, что тебе нужно делать». Не разделить с ребенком его радость: «Да, интересные стихи написал, потом расскажешь». Эти ситуации схожи в одном, - они заставляют ребенка искать поддержки и понимания в другом месте, у других людей, вне семьи. Предательство и вызванное им недоверие, в свою очередь, делает для ребенка возможным не принимать на себя ответственности за то, что происходит внутри семьи.

Перекладывание ответственности за ситуацию в семье на плечи ребенка-подростка тоже опасно в не меньшей степени. Такие ситуации возникают в семьях, где ребенок используется в качестве «щита», которым прикрывается кто-то из взрослых, отпущен «в свободное плавание» или вынужден брать на себя роль «маленького взрослого». В этом случае, по вполне понятным причинам, возложенная на плечи ребенка ноша часто оказывается ему не под силу. В результате, возникает неуверенность, стресс, депрессия, физическая усталость, угасает интерес к своей жизни.

Семейное консультирование это особый вид консультирования, который часто предполагает консультирование обоих сторон конфликта с целью полноценного понимания и решения проблемы. Для понимания основных этапов консультации можно взять общие принципы консультирования.

«Присоединение» - установка раппорта и присоединение консультанта к клиентам.

Сбор информации о проблеме клиента.

Подробное исследование истории взаимоотношений родителя и подростка.

Исследование непосредственно конфликта с точки зрения двух сторон.

Более подробное детальное изучение событий, непосредственно связанных с конфликтом, сбор информации об альтернативных вариантах поведения для клиента и более глубокая личностная рефлексия.

Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов. Нужно уточнить у клиента, чем является данная проблема именно для него, как именно он переживает ее, и что именно для него было бы решением данной проблемы. При тестировании ресурсов нужно выяснить, что до сих пор помогало клиенту справляться с данной ситуацией, в каких ситуациях или при каких обстоятельствах данная проблема казалась легче, что в прошлом помогало клиенту справляться с подобными проблемами.

Проведение собственно консультирования.

Обсуждение с участниками консультирования положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения.

Совместный поиск новых шаблонов поведения.

Планирование конкретных изменений в тактике поведения клиента и подведение итогов.

«Экологическая проверка» – клиентам предлагается представить себя в сходной ситуации через 5 – 10 лет.

«Страхование результата» – домашнее задание, приглашение на повторную консультацию для обсуждения полученных результатов.

При проведении консультации психолог консультант должен учитывать особенности каждого клиента и попытаться:

– помочь самовыражению клиента и осознанию границ своей личности,

– дать возможность клиенту самостоятельно делать выводы о своей роли в конфликтных отношениях,

– рассказать клиенту о том, что изменение в его поведении повлечет за собой изменения в поведении другой стороны,

– чутко реагировать на не проработанные, неясные для клиента моменты в обсуждении конфликтных отношений.

Но, не редко мотивации к изменению отношений с подростком или родителем противостоит инерция старых отношений и привычек. Из консультации в консультацию не происходит никакой динамики и становится очевидным, что клиент не в состоянии, либо не хочет ничего менять. В этом случае консультант может использовать обычную для консультирования практику работы с зависающим клиентом. Психолог также может заключить устный контракт, в котором, как правило, оговариваются:

– цель встречи,

– частота и продолжительность контактов с клиентом,

– конфиденциальность встреч.

Такой договор должен содержать не только обязательства со стороны клиента, но также должны быть очевидны те выгоды, которые он получит вследствие выполнения вышеназванного договора.

Можно сказать, что родители – это не просто мужчины или женщины. Это особый вид клиента, который испытывает бурю чувств не всегда положительных и чем более требователен он к себе, тем скорее стремится возложить ответственность за свои проблемы на консультанта. Поэтому существует ряд важных моментов, о которых не должен забывать консультант при взаимодействии с родителями.

Достаточно часто родители «приводят подростка за руку» на прием к психологу-консультанту в абсолютной надежде после беседы получить его обратно измененным «в лучшую сторону».

Осознание того, что построение гармоничных отношений с собственным ребенком – это обоюдный процесс, и что для этого необходима длительная работа, часто бывает болезненным. Особая деликатность и профессионализм может потребоваться психологу-консультанту, чтобы донести это до мамы или папы, не обидев, не обвинив их, не спровоцировав защитную реакцию.

Но здесь, как и в других видах консультирования практически невозможна механическая, навязанная помощь. Для того чтобы получить результат, необходимо в первую очередь заручиться поддержкой родителя и подростка. Только их откровенная готовность к сотрудничеству со специалистом и друг с другом может принести ожидаемые плоды. На первом этапе консультирования, чтобы избежать негативного влияния и взаимных обвинительных реакций может быть целесообразно, проводить отдельные консультации родителя и ребенка.

Психолог должен очень мягко и корректно донести информацию о возрастных особенностях подростка до родителей, особо отметив то, что это говорится не с целью обвинить их, либо заставить опустить руки (ничего все равно не изменишь), а для того, чтобы помочь родителям тоньше проанализировать поведение своего ребенка. Основные особенности переходного возраста:

В это период подросток пробует различные поступки, чтобы выразить свою жизненную позицию. Дети, которые в этот период не стремятся к независимости и расширению границ влияния скорее исключение.

Одним из основных камней преткновения во взаимоотношениях взрослых и детей является подростковая агрессивность. Истоки ее следует искать там, где берут начало все индивидуально-типологические особенности личности, - в раннем детстве. По данным социологических исследований, проведенных учеными Санкт-Петербурга, в семьях, где с детьми обращаются жестоко, риск вырастить человека с криминальным будущим в 9-10 раз выше, чем в благополучной, заботливой семье.

В этом возрасте ребенок пытается найти свое место в жизни. Часто возникают затруднения с выбором идентификации, что в свою очередь приводит к внутреннему кризису, который может выражаться в следующих проявлениях:

– регрессия к инфантильному уровню со стремлением отсрочить обретение взрослого статуса;

– смутному, но устойчивому состоянию тревоги: оно порождено сочетанием физической зрелости и социальной незрелости подростка и часто приводит к эмоциональной неустойчивости, демонстративности, вспыльчивости, импульсивности и неуравновешенности;

– чувству изоляции и опустошенности: подросток избегает близких отношений и тесных контактов из-за боязни утратить в них собственную эго-идентичность, что приводит к стереотипным и формальным отношениям с окружением;

– ожиданию чего-то такого, что может внезапно изменить жизнь: преобладанию магического мышления, надежде на «чудо»;

– страху перед общением;

– боязни противоположного пола;

– враждебности и презрению к существующим общественным ролям: подросток не может эффективно использовать свой потенциал в работе или учебе; любая деятельность требует личной вовлеченности, а он стремиться защититься от нее, что проявляется в неспособность сосредоточиться или в увлеченности с головой чем-то одним с пренебрежением к другому;

– презрение к отечественному и переоценка всего иностранного;

– поиску «негативной» идентичности, стремлению стать «ничем» как единственному способу самоутверждения; индивид стремиться найти эго-идентичность, прямо противоположную той, которой отдают предпочтение значимые другие, и выражает презрение и враждебное отношение к предлагаемым вариантам.

Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть со стороны на его проблемы и жизненные сложности. Он обсуждает с ними те стороны взаимоотношений с подростком, которые, порождая конфликт, не осознаются и не контролируются. Целью такого взаимодействия становится изменение взглядов на собственного ребенка и характер взаимоотношений с ним. Клиент получает возможность посмотреть на собственную роль в конфликтной ситуации с другой точки зрения и в соответствии с новым видением изменить свое отношение к данной проблеме.

Психолог – консультант доносит до родителей, что гораздо эффективнее выразить негативное отношение к поступку ребенка, не затрагивая его личность. Мама обращается к сыну: «Опять ты не помыл посуду – и в кого ты только уродился – руки не тем концом вставлены». Это пример негативной оценки личности. В то же время можно выразить отношение к проблеме по - другому: «Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне сегодня вымыть посуду». Здесь используются сразу два психологических приема общения:

– оценивается не личность, а поступок,

– позитивный настрой. Позитивное утверждение действует эффективней, чем запрет (порицание) и, благодаря этому, благотворно сказывается на психике подростка.

При любом виде консультации психолог должен помнить, что родитель и ребенок – это две автономные личности, которые развивались по своим законам и, следовательно, процесс их взаимодействия обусловлен личностными особенностями, а также жизненными ценностями, взглядами и установками, каждой стороны и относиться уважительно к этим особенностям.

 

Литература

1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотера­пия. Л., 1989.

2. Эйдемимллер Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999.

3. Возрастные особенности психического развития детей/ Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. М.: Педагогика, 1982.

4. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

5. Змановская Е.В. Девинталогия: Психология отклоняющегося поведения, М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.142.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989.

7. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. М., 1988.С.127-145.

8. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Т. По лабиринтам души подростка. Минск, 1991.С.38-47. Мир детства: Подросток. Под.ред.А.Г.Хрипковой. М., Педагогика, 1989.

9. Овчарова Р.В. Баярд Р.Т., Баярд Д. Г. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991.

10. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., Просвещение, 1996.

11. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

12. Психология подростка. Полное руководство// Под ред. Реана А.А.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С.322.

13. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. М.: Зладос, 1998.

14. Хорни К. Невроз и развитие личности. Собр.соч. в 3 томах, том3.М., 1997.

15. Шуман С.Г. Родительские тревоги: Из опыта работы психолого-педагогической службы. М.: Педагогика, 1989.

Аношкина Юлия Юрьевна,


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.