Терапия искусством или Арт-гештальт в работе с детьми — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Терапия искусством или Арт-гештальт в работе с детьми

2017-10-16 564
Терапия искусством или Арт-гештальт в работе с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В данной статье предпринимается попытка раскрыть возможности работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения в русле гештальт-подхода с использованием средств арт-терапии.

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арт-терапии в образовании, в социальной сфере и других областях.

Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арт-терапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека, прежде всего, проявляются в виде образов. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью. Ребенок в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия. / 1./

Преимущество процесса арт-терапевтических техник в том, что они оказывают воздействие на психику: развивают фантазию и изобразительные способности детей, позволяют заглянуть в их внутренний мир, чтобы научиться их поддерживать, понимать их душевные переживания, работать с их психологическими конфликтами. /3/.Дети, страдающие от душевных или эмоциональных проблем, до предела наполнены противоречивыми побуждениями, для которых они не находят выражения, либо находят, но неподходящие. Освобождение через рисование – хорошая поддержка для детей. Лично для меня в этом опыте главным является не прямая реакция или творческая переработка конфликта, а возможность освободиться от негативного напряжения, которое так или иначе блокирует мои мысли и чувства.

Поскольку дети очень часто многое держат в себе, эта работа помогает им «выплеснуться наружу». Так ребенок, нападающий на своих сверстников, когда у него неприятности дома, считается нарушителем. Ярость и злость, – совершенно нормальные чувства, каждый, так или иначе, их испытывает. Поэтому проблематично не само их существование, а то, как мы с ними справляемся. Посредством средств арт-терапии я показываю детям, как они могут выразить свои чувства, не вытесняя их и не выплескивая на других. При арт-терапии есть возможность работать с агрессивными моментами, злостью, виной... В рисунках все эти моменты могут быть выражены никого не раня, не обижая.

Ярость, например, можно нарисовать. Каждый берет свой цвет, который ассоциируется у него с яростью. Затем начинаем рисовать. Начинаем сначала с движения плечевым суставом, затем от живота, двумя руками прочь от себя. Кстати, можно выпускать ярость, сопровождая действие каким-нибудь звуком или шипением. Штрих от рисующего сопровождается громким выдохом, возвратные движения рук – громким вдохом.

Примером может служить описание рисунка Ольги (14 лет). После того, как я предложила ей изобразить свой гнев, ее рисунок содержал несколько светлых ярких цветных пятен, окруженных очень жирной черной каймой. Когда я попросила рассказать мне о рисунке, она сказала: «Гнев окружает меня. Он подавляет добрые чувства, и они не могут выйти наружу». Это заключение точно отражало ее поведение. В жизни люди редко замечали ее добрые чувства, они видели только депрессию и угрюмое настроение. Этот рисунок был первым шагом к тому, чтобы начать разбираться в ситуациях, которые заставляли ее сердиться, и помочь ей найти некоторые способы выражать чувство гнева таким образом, чтобы дать возможность проявиться и добрым чувствам.

Рассмотрим гештальт-терапевтическое понимание того, какие пути работы существуют. По гештальт-теории клиент наблюдается в процессе прохождения цикла опыта. Гештальт-терапевт исследует с клиентом прерывание цикла опыта и осуществляет терапевтическое вмешательство на конкретном уровне: либо чувственном, либо мобилизации энергии, либо осознавании.

Психокоррекционная работа с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, включают в себя работу с телом, эмоциональной сферой и образом себя в прошлом, настоящем и будущем.

Работа с телом имеет особое значение, т.к. у детей, попавших в стрессовую ситуацию часто наблюдается ситуация избегания любых телесных контактов, подавляются все ощущения, связанные с телом.

Работа с эмоциональной сферой связана в первую очередь с нейтрализацией страхов, обсуждением реакций и мыслей, связанных с травмирующей ситуацией.

Работа с образом "Я" направлена на снятие запрета, на дальнейшее существование, на поднятие самооценки, на формирование проекта своего "светлого будущего".

Эффективным является переживание всех чувств и эмоций, которые возникают в травматических ситуациях, т.е. необходимо дать возможность выйти наружу всем негативным чувствам и эмоциям. К наиболее негативным чувствам, возникшим после пережитой психотравмы, можно отнести следующие:

Страх травмы себя и близких, родных людей; остаться одному; что подобное событие может повториться снова.

Тоска из-за того, что происходило.

Вина за то, что не смог помочь; что событие произошло по его вине; что он своим поведением спровоцировал ситуацию насилия.

Стыд за то, что случилось; за то, что он не реагировал так, как бы желал, и не делал того, что следует.

Гнев на то, что случилось, и на того, кто был причиной этого; на несправедливость и бессмысленность происходящего; за пережитый стыд и обиды; за отсутствие понимания другими людьми; за безрезультативность попыток объяснить им свое состояние.

Разочарование в себе и других, в жизни.

Беспомощность за то, что ничего не смог сделать для себя или своих родных.

Сожаление из-за того, что чего-то не сделал, но что мог бы сделать.

Грусть из-за травм и утрат.

Кроме этого, в работе с ребенком важным моментом служит концепция «незавершенных действий», которая является одной из центральных в гештальт-терапии. Ее смысл заключается в следующем:эмоционально незавершенныеситуации содержат чувства и эмоции, переживания, которые не были выражены и завершены в прошлом. Индивидуумы остаются с незавершенными ситуациями, если они не смогли выразить чувства разочарования, гнева, горя, печали. Возмущения, которые возникали во время прошлого и в отношениях со значимыми другими людьми – родителями, родственниками, влюбленными, супругами. Перлз считал, что невысказанное возмущение относится к наиболее частому виду незавершенных действий. «Незавершенность» может так же возникнуть от невыраженной любви, неразрешенной неразделенной вины, не принятых в прошлом действий. В гештальттерапии считается, что личность имеет тенденцию возвращаться к незавершенным действиям, переживаниям, эмоциям. Одним из путей, которым индивидуум пытается ассимилировать и завершить значимые незавершенные ситуации, заключается в возвращении к ним снова и снова. В гештальт-терапии описаны отдельные действия, ведущие к завершению ситуации: прощение, прощание и благодарность. / 6/.

Поэтому, в работе с детьми я очень часто обращаюсь к таким способам завершения как:

– через возвращение к старым действиям;

– обращаясь к параллельным обстоятельствам в настоящем, благодаря проживанию личностью подобных ситуаций, возникающих в настоящем;

– или возвращаясь к прошлым действиям, ситуациям в фантазии.

 

Мне кажется, что следует учитывать в терапии искусством три важных момента: /11/.

Первый. Умение изображать – это одна из форм независимости, которая все больше развивается с возрастом ребенка. А раз я творец – то могу творить снова и снова.

Второй. Изображение открывает возможность самоизлечения. Благодаря изображению я ближе знакомлюсь с собой, и одновременно могу переосмысливать события. Акт, выносящий внутреннее во внешний мир, очищает его до некоторой степени от напряженности и энергетической статики, выводит из бездействия, закрытости к осмысленному действию.

Третий. То, что в самом продукте изображения становиться видимым и понятным для других людей внутренний мир индивида.

Настоящий материал в этом процессе – внутренний мир. Его взаимодействие с создаваемой на бумаге картиной, картиной, которая принадлежит внешнему миру. В буквальном смысле, внешний мир представляет бумагу для контакта, а я – какую-то часть своего внутреннего мира, какую-т часть себя. Рисунок же на бумаге – это и есть в чистом виде работа на границе контакта, контакта внешнего и внутреннего мира. Изображение заставляет концентрироваться и осознавать что я изображаю, что я думаю, чувствую, чего хочу, чего боюсь… погружаясь на уровень более глубокий, нежели уровень мимолетных изменчивых форм внешнего мира, которые я могу лишь наблюдать.

Очень существенно, как обходиться с тем, что показывают о себе дети и подростки, когда делают свой внутренний мир видимым. Мы должны быть очень внимательны в оценке, когда ребенок доверяет нам свою проекцию внутренней жизни. Это могучий и взрывоопасный материал. Я, к примеру, стараюсь обозначить словами, что вижу, а не даю интерпретацию или объяснение этого. Последние, могут быть для меня вспомогательным средством для размышлений о том, каким образом мне простраивать дальше свою работу с ребенком. Принцип, который я использую в дальнейшей работе с ребенком, взят мной из гештальт-терапии, которая была разработана Ф. Перлзом. Он исходит из того, что все проявления бессознательного, например, сон, являются частью самости. Неврозы возникают из того, что «незавершенные» части отщепляются и вытесняются, например, конфликт. Чтобы сделать эту часть бессознательного доступной, завершить и интегрировать ее, необходимо побывать поочередно всеми этими частями, провести диалог от имени каждой части, действовать и переживать в этой роли. Такое инсценирование «внутренней трагедии» делает возможным эти отщепленные части личности сделать снова своими собственными, овладеть ими, прийти к завершению. В этом смысле картины и все продукты творчества можно рассматривать так же, как сон.

И каждая часть, каждая ситуация в рисунке, является творением самого ребенка. Ни один выбор образа не случаен... Каждый аспект картинки является частью личности, но такой частью, которая до некоторой степени им не осознается и проецирована на другие объекты. Что означает проекция? Проекция означает, что мы утратили, отвергли части своего существа и проецировали их в окружающий мир, вместо того, чтобы обладать ими как собственным потенциалом. Мы выплеснули часть самих себя в мир, и таким образом в нас возникли провалы и пустоты. Если мы хотим вновь обрести эти части самих себя, нам необходимо использовать особые методики, с помощью которых мы способны вторично освоить «отринутые переживания».

Соединение гештальт-терапии и техник арт-терапии мне показались наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с детьми, имеющим поведенческие и эмоциональные нарушения. Особенно интересно для меня использование проективных методик в терапевтических целях. Я рассматриваю их как материал, высвобождающий, стимулирующий выражение того, что у человека внутри.

Мне кажется очень удачным, применение в создании рисунков красок, которые обладают специфической терапевтической ценностью. Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. Дети получают удовольствие, когда они пишут красками. Они часто не имеют возможности возобновить этот опыт после того, как перестают посещать ясли и детский сад. Им нравится писать красками, и часто я предлагаю им, чтобы они просто изобразили краской что-нибудь, а я тем временем буду ждать и смотреть, что происходит. Эффективным приемом является составление рассказа о том, что они изобразили.

Семилетняя Люба нарисовала небо с облаками и большой летящий самолет. Когда она закончила, мы говорили о том, что она нарисовала. Обратили внимание на пятно из краски на одном из окон. «Это моя мама»,— сказала она. Я попросила ее рассказать о том, куда направлялась ее мать. «Моя мама находится в самолете. Она улетает от меня, а я не хочу, чтобы она улетела». Тогда открылся ее страх быть покинутой. Этот страх, который был связан с разводом родителей, переездом и разлукой с отцом, а также другими близкими, должно быть, привнес многое в привычку Любы хныкать и ее потребность находиться постоянно рядом с матерью. Когда я обеспечила выход ее чувствам и предоставила ей возможность убедиться в том, что эти чувства принимаются всерьез, удалось произвести на Любу огромное впечатление. Я посвятила этому несколько занятий, давая ей возможность сконцентрироваться на своих чувствах, предлагая ей рассказывать различные истории, рисовать картинки или разыгрывать сценки, в которых она изображала себя покинутой, или, заставляя ее сочувствовать по этому поводу маленькому медвежонку и спрашивая ее, что она может сделать.

Поскольку оттенки, цвет и жидкая консистенция красок соответствуют состоянию чувств, я иногда прошу ребенка нарисовать картинку о том, как он чувствовал себя в тот или иной момент или как он чувствует себя, когда печален или весел. По-видимому, детям легче всего изображать свои чувства красками. Когда они берут пастель или фломастер, они могут представлять всё в более наглядной и характерной форме.

Часто дети стремятся рисовать места, отражающие чувства, прямо противоположные тем, которые они испытывают в настоящее время. Воображаемые сцены с замками и принцессами, рыцарями и красивыми убежищами в горах обычны в этих случаях. Когда детям помогают рассказывать о чувствах, представленных этими картинами, открывается дверь к выражению их противоположных чувств. Я иногда прошу детей нарисовать место, которое во времена детства запомнилось как прекрасное, или место, которое они знают и считают прекрасным, реальное или полагаемое таковым.

Проведены многочисленные исследования, /5/ которые достоверно показали, что дети, способные к игре воображения, имеют более высокий показатель интеллекта (IQ), легче преодолевают трудности, а развитие способности к воображению улучшает их адаптационные возможности и процесс обучения.

Обычно процесс фантазирования, то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает, а также узнать, чего ожидать от него в будущем, исходя из перспективы в его фантазиях. В этой связи мы создаем условия, способствующие фантазированию, и используем фантазию, как терапевтическое средство.

Ребенок сопровождает фантазией поведение, приемлемое для себя. Фантазия становится способом выражения того, что в реальности вызывает у него беспокойство.

Я отношусь к фантазиям ребенка серьезно, считая их выражением его чувств. Поскольку другие люди, как правило, не слышат, не понимают или не принимают его чувств, так же поступает и он сам.

Направленные фантазии в основном проводятся при закрытых глазах, но они могут возникать и при открытых. Иногда мы выражаем фантазии в рисунках. Ниже мною описаны два примера подобной работы.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.