Главный специалист по психологической работе — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Главный специалист по психологической работе

2017-10-16 706
Главный специалист по психологической работе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»,

Емельянова Елена Владимировна,

Заместитель директора по научной и методической работе МУ ЦПППН «Толерант»

Кризисная интервенция

Кризис – это решающий, поворотный момент в жизни каждого человека. Согласно толковому словарю слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов перевода. Оно означает: тяжелое состояние, перелом, шанс. Мудрость языка указывает на самое главное: шанс дается на переломе, когда мы должны что-либо изменить, причем немедленно.

В течение жизни человек переживает самые разные кризисные состояния. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни.

Что же провоцирует кризис в жизни человека? Различают две причины: внешний локус провоцирующего фактора (различные жизненные события, ситуации) и внутренний локус провоцирующего фактора (причины кризиса носят внутрипсихический характер).

 

Кризисы внешнего локуса провоцирующего фактора включают в себя:

1. Ситуационный кризис: явно не зависит от человека, вовлеченного в него. Например: травма, пожар в доме.

2. Кризис перемен: например, нежелательная беременность, пенсия, новая работа, переезд в другой город, поступление в институт.

3. Депривационный кризис: это – кризис утрат (горе), например: смерть близких людей, развод родителей, расставание и т.д.

4. Интеграционный кризис: это – кризис, связанный с позитивными изменениями в жизни человека, тем не менее, часто вызывающие стресс. Это объясняется длительным напряжением при освоении новых задач и обязанностей. Например: вступление в брак, рождение ребенка, новые друзья, выздоровление от длительной болезни.

 

Кризисы внутреннего локуса провоцирующего фактора включают в себя:

1. Кризисы развития (возрастные кризисы): кризис рождения, кризис становления Эго, кризис пуберанта, кризис идентифекации, кризис середины жизни, кризис пожилого возраста.

2. Болезнь как кризис.

3. Кризис отношений: ревность, пристрастия, любовь как зависимость, конфликты и т.д.

4. Кризисные состояния души: мучительный уровень негативных эмоций (агрессия, страх, стресс, чувство вины, печаль депрессия), чувствительность, саможалость.

5. Экзистенциальный кризис: это – кризис, связанный с поиском смысла жизни, одиночеством, экзистенциальным страхом смерти.

6. Морально-этические кризисы: кризис выбора между личностным ростом и отказом от собственных потребностей; между тем, что считал правильным и отказом от собственного жизненного опыта.

7. Психические кризисы: это – кризисы, связанные с пограничными состояниями и психическими расстройствами. Решением этих кризисов занимается медицина.

Пусковой механизм кризиса и реакции на него специфичен для каждого человека. Это значит, что незначительное событие может вызвать очень сильную реакцию (по типу «последней капли»). Поэтому консультант должен избегать преждевременных оценок причины кризиса, отличать истинную причину от провоцирующего фактора и помнить, что кризис происходит тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы.

Кризис ограничен во времени. Он, так или иначе, приводит к тому или иному решению или исходу и обычно не продолжается более 6 недель. Во время кризиса человек вынужден отказаться от привычного образа действий, мыслей, и предрасположен к усвоению новых установок.

Работать с чувствами при кризисе также важно, как работать с проблемой. Работа с клиентом в значительной степени должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Это означает, что консультант должен стимулировать выражение чувств клиентом, являясь при этом зеркалом его чувств («Я вижу, что вы очень рассержены»; «Мне кажется, что вы чувствуете себя виноватым»). Ни в коем случае нельзя принижать качество чувств, выражаемых клиентом. Если клиент чувствует ярость, или ужас, или сильную тревогу, будет ошибкой сказать: «Я вижу, что вас что-то беспокоит».

Хотя один кризис всегда отличается от другого, любой из них имеет 5 стадий протекания:

1. Нормальная. На этой стадии еще используются привычные способы решения проблем и поведения, используются знакомые ресурсы. По-прежнему сохраняется гибкость в подходе к проблеме, а напряжение и релаксация сбалансированы.

На этой стадии человек успешно противостоит стрессу. Если же этого недостаточно для разрешения проблемы, то наступает вторая стадия.

2. Предкризисное состояние характеризуется растущим ощущением неуверенности и душевного дискомфорта. Возникает ощущение необычности происходящего, сопровождающееся внутренним стеснением, оцепенением мыслей и скованностью. Как следствие - заторможенность, ощущение фрустрации и страха, ощущение безысходности при неудачной попытке решения проблемы старыми способами и уменьшение поведенческой гибкости. На данной фазе напряжение превышает релаксацию.

На этой стадии человек готов к встрече с консультантом и восприятию новых идей. Если встреча с консультантом происходит именно в этот момент, то при консультации мы имеем дело с проблемой принятия решения. Если человек не проходит через это, то наступает следующая стадия.

3. Собственно кризис характеризуется переживанием состояния сильного внутреннего конфликта, разлада. Наблюдается эмоциональная и умственная дезорганизация, возможна депрессия, суицид, криминальное поведение – в зависимости от типа реагирования: депрессивного либо агрессивного. Именно этой стадии сопутствует феномен дезинтеграции – крушение самооценки, представлений о своем месте в обществе и в жизни. Возникает ощущение исчерпанности ресурсов, страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами.

Если мы работаем с клиентом в этой стадии, то работа ведется в русле кризисной интервенции. Следующая стадия:

4. Возникновение новой формы. Клиентом еще ощущается некоторая беспомощность из-за сомнения и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение, намечается цель, осознаются новые возможности и происходит освоение новых моделей решения проблемы.

На этой стадии консультация ведется в русле консультирования по принятию решения.

И, наконец:

5. Стадия комфорта. Ситуация для клиента прояснилась, наметились пути выхода и интегрированы новые модели решения проблем. Как следствие - появляется чувство уверенности, возвращается хорошее самочувствие, происходит укрепление самооценки.

Человеческая жизнь протекает как цепочка из переживаний кризисов разной силы и продолжительности, выхода из них и проживания периода благополучия. И именно в период благополучия созревают зерна будущего кризиса, т.е. назревает необходимость перемен.

И здесь можно вернуться к тому, с чего начиналась наша тема : переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.