Взаимодействие вожатого с детьми — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Взаимодействие вожатого с детьми

2017-10-16 937
Взаимодействие вожатого с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из самых часто встречающихся педагогических проблем в лагере, особенно в первые несколько дней пребывания, является завоевание авторитета перед отрядом и умелое его использование. Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.

Очень часто бывает, что из-за пассивного поведения вожатого в начале смены, чревато полной потерей контроля над детьми и всеми вытекающими отсюда последствиями.

Очень важно не добиваться подчинения ребят любыми методами, используя повышение голоса (хотя совсем без этого - не обойтись), не при каких случаях не применять физическое воздействие. Это не даст ничего кроме озлобленности и замкнутости по отношению к тебе, и очень трудно будет тогда добиться каких-либо результатов в работе.

Детям надо дать понять, что их отдых в лагере напрямую и, в первую очередь, зависит от вожатых. Надо объяснить им, что отряд – это единое целое, временная семья, которая сохранит связи и взаимоотношения возможно на многие годы.

В начале смены, очень важно закрепить дисциплину и добиваться уважения к себе как к вожатому, хотя подлинный авторитет возможно завоевать у детей гораздо позже и только тогда, когда появятся совместные цели и интересы со всем отрядом. Необходимо в правильных пропорциях сочетать воспитание «кнутом и пряником» и не забывать, что каждый ребенок – это личность и индивидуальность и осуществлять работу с учетом этих правил.

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.

Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении и должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе. Нельзя «воевать» с детьми, вожатый должен всеми способами уходить от конфликта. Вожатый, он же воспитатель, никогда не имеет права обижаться на детей, взрослый человек может легко обидеть ребенка недостаточным вниманием. Своим вожатым каждый ребенок должен считать вас, а не только ваши любимцы, постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Не надо вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир, важнее заслужить это приглашение.

Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» вожатых дешевый авторитет.

Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Степень откровенности и правдивости с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Дети очень чутко чувствуют фальшь, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, для детей очень существенны и игнорировать это будет большой ошибкой. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться, вспомните себя в детстве.

Вожатый! Дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Результат будет выражаться в тепле и привязанности к тебе детей, в любви и в уважении.


Ненавязчиво, но настойчиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами (это касается любого возраста):

  • по утрам необходимо чистить зубы, умываться;
  • мыть руки надо, если вы вышли из туалета, перед каждым приемом пищи, после спорта, трудового десанта, а вообще, чем чаще, тем лучше;
  • вечером, перед сном, следует мыть ноги;
  • мыться в душе следует хотя бы раз в три дня;
  • одеваться надо по погоде, чисто и опрятно, не забывать расчесываться;
  • грязную одежду можно складывать в мешок (подарок родителям в родительский день), можно попробовать самостоятельно постирать;
  • расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах);
  • все дырки, прорехи, оторванные пуговицы можно пришить с помощью нитки и иголки, все когда-то учились с нуля;
  • промокшие вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф;
  • если таких вещей много, натяните веревку рядом с корпусом;
  • уборку в палатах надо производить дважды в день (подметание), ну а влажную уборку проведут уборщицы;
  • не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи, если вам кажется, что ребенок болен, обязательно отвести его в медпункт;
  • если дети на три недели оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому – помните об этом.

 

 

Помни о нормах поведения c детьми:

Вы приехали в лагерь,- не для того чтобы дети для вас, а вы для детей.

Дети вам не должны, а вы им обязаны - на основании вашего добровольного заявления о приеме на работу.

Ничего не требуйте категорично – найдите слова убеждения, разумности и необходимости. Требуйте мягко, но твердо.

Главное - обеспечить сохранность жизни и здоровья детей, а творческая и личностная реализация уже потом.

Не перекладывай ответственность за детей и работу на других.

Постарайся все решать по-доброму, спокойно и без угроз -Вначале используй внутренние ресурсы, а уж потом переходи к более кардинальным мерам, значимым лицам, постепенно до получения нужного результата.

Вожатый в лагере для детей - и Мама, и Папа, и Бабушка, и Дедушка, и Брат, и Сестра, и Друг, и Учитель …

Правильно понять - чего от вас ожидают, правильно отреагировать – это залог успеха в общении и в работе.

Пользуйся опытом общения и работы с детьми, используй свой опыт и опыт других.

Больше разговаривай с детьми, размышляй вместе с ними, анализируй, храни детские секреты, не давай оценки и советы.

Трепетно относись к моменту доверия - это многого стоит.

Используй в общении с детьми -юмор, шутки, а не обидные для детей сравнения.

Не повторяй ни своих, ни чужих ошибок - учись на чужих ошибках.

Не бойся признавать свои ошибки перед детьми. Это укрепит твой авторитет, проверено опытом.

Лично показывай пример -правильного поведения и общения.

В случае необходимости, попроси помощи более опытных педагогов, людей, которым ты доверяешь, или воспользуйся их советом.

Не позволяй ни кому - в вашем присутствии оскорблять или унижать ребенка.

Не заигрывай с детьми- дешевый авторитет – плохой помощник в работе Дети всегда отличают настоящее от фальшивого.

Жаргонные, матерные, сленговые, оскорбительные слова- не для общения с детьми. Дети подумают, что их использование - это хорошо и нормально.

Не задавай бестактные вопросы – прояви культуру и образованность, а иначе ты рискуешь получить соответствующий ответ, а других поставить в неловкое положение.

Мальчики и девочки не одно и то же! -строить отношения с ними нужно по-разному, методы и приемы кардинально отличаются.

Нет хороших и плохих детей - просто все мы разные и не похожие и по достоинству оценить эти разности наша задача.

Время меняет нас - наши представления, идеалы, планы, педагогические подходы к детям, к проблемам и к запросам. Прислушивайся к происходящему, адекватно реагируй на происходящие процессы.

Дети не ленивы- отказ детей от участия в жизни и работе лагеря - это скорее боязнь ошибиться, быть неуспешным, осмеянным. Найдете причину - измените следствие.

Твоя задача- не переделывать детей по своему образу и подобию - помочь стать ему самим собой наша задача.

Вспоминай себя - в возрасте твоих ребят. Ты всегда ли соответствовал предъявляемым требованиям?

Согласовывай обещания не с желаниями, а со здравым смыслом и своимивозможностями.

Будь интересным - покоряй детей, удивляй, поражай, заряжай своей энергией, учи и учись сам.

 

 

Взаимодействие напарников

 

Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия - не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и «спасать» ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите.

Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу «умереть на работе». Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема), разумно распределяйте работу. В большинстве случаев, чем удачнее сложена работа напарников-вожатых тем дружнее отряд и тем лучше настроение у детей, и смена проходит под знаком любви и согласия.

Главное правило, которое желательно использовать – УВАЖЕНИЕ. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны друг с другом.

От первого контакта, разговора в первый вечер во многом зависит успешность работы на смене. Не старайтесь казаться лучше, чем вы есть: за 21 день совместного проживания и работы все равно всё станет явным, так что смело говорите о своих достоинствах, недостатках и вредных привычках и постарайтесь вызвать такое же доверие у напарника.

Особенности отношений.

  • Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее!
  • Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим. Но нельзя забывать, что если вы становитесь «добрым» вожатым, вашему напарнику придется стать «злым», а это не всегда приятно.
  • Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.
  • На вожатские планерки ходить по очереди!
  • Ситуация: один вожатый не может уложить шумную палату спать. Надо ли второму вожатому ему помочь? (с одной стороны, этим он подорвет его авторитет, с другой, если он не вмешается, дети не улягутся)
  • Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах)
  • Договориться о мелочах, и важных вещах, кто проводит зарядку, кто ведет огоньки, выходные дни, подготовка к мероприятиям (конечно идеальный вариант – всё по очереди, но бывает, что удобно по-другому).
  • Если напарник что-то делает неправильно (по вашему мнению) или как-то обижает, надо это высказать, обсудить, отбросить свое Я и найти возможность устранить конфликт тем самым сохранить атмосферу на отряде.
  • Важно распределение обязанностей. Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых!!! Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.

Напарник - это ваш брат или сестра, и защитник, и опора, и надежда, и жилетка в которую всегда поплакаться можно! Если вы с ним в первый день не обсудили план действий во время приезда детей, не обсудили набор игр, в которые будете играть в первые дни, и как вообще построите свою работу, то тогда это надо сделать максимально быстро в первые часы первого дня. И если уж ваши мнения не совпадают, то никак не стоит перед детьми выяснять кто прав. Так что не забывайте: роднее напарников никого нет и ссориться с ними не надо. Все ваши разногласия легко решить и, скорее всего, принятое решение не сильно повлияет на работу с отрядом, так что не стоит разводить споры и ссоры на ровном месте.

 

 

Кодекс настоящего напарника

1. Кто бы ни был человек - он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли смена хорошей. А потому - люби его.

2. Стремись к пониманию напарника, его мыслей и порывов.

3. Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях - им не за чем знать, что что-то у их вожатых пошло не так. Для детей вы - лучшие и самые дружные, они гордятся вами.

4. В вожатской, при закрытых дверях и задернутых шторах, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарникам о распределении обязанностей на отряде, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций.

5. В то же время не забывай, что твой напарник - только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается, более того, не стоит на смене делать так, чтобы его личная жизнь стала твоей личной жизнью, ибо тогда он перестанет быть тебе напарником, а лишь с напарником можно работать на одном отряде.

6. Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям.

7. Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям, и он об этом помнит.

8. Дай напарнику отдохнуть, не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, а тихо сядьте и обсудите ситуацию.

9. Сделай так, чтобы твой напарник всегда знал, где ты находишься, ибо ему может понадобиться твоя помощь.

10. Если к середине смены вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ!


Идеальные напарники – лидер и исполнитель. Но сработаться могут и два лидера, которые просто разделят сферы влияния, и даже два исполнителя, которые будут четко следовать инструкциям. Конечно, в отряде, который возглавляют два лидера, будет куда интересней, чем под руководством двух исполнителей, но хорошо и комфортно детям может быть и в том, и в другом случае.

Если Вы новичок, то не стоит рваться вперед. Ваш напарник может быть не самым лучшим вожатым, но он, несомненно, больше вас знает о жизни в лагере, и, поскольку он работает не впервые, значит его работа была оценена по достоинству. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш напарник, учитесь у него. Не стоит пытаться доказать ему, что вы тоже на что-то способны. Общение вожатых – это не состязание. Если вы и в самом деле хороший вожатый, это будет видно по вашей работе.

Не старайтесь отбить лидерство, проявляйте инициативу тогда, когда твердо знаете, что поступаете правильно. Если не уверены – посоветуйтесь с напарником. Ничего страшного, если свою первую смену в лагере вы будете работать «с оглядкой» на напарника. За это время вы наберетесь достаточно опыта и знаний, чтобы в следующий раз проявить себя.

Главное правило опытных вожатых, которым в напарники достался новичок – не дави авторитетом! Не стоит выпячивать свой профессионализм, следить за каждым шагом и постоянно, даже по мелочам, объяснять, что и как делать. Напарник – не «пионер», его не надо воспитывать. Во-первых, взрослого человека перевоспитать не так-то легко, а во-вторых, подобный чрезмерный контроль усложняет вам жизнь. Грамотно налаженные рабочие отношения с напарником облегчают работу, вы же, контролируя каждый его шаг, взваливаете себе на плечи еще одну обязанность.

Если у вашего менее опытного напарника не получается что-то делать, не стоит ругаться и настаивать, проще взять эту обязанность на себя, особенно если вы можете с ней справиться лучше, взамен отдав ему что-то из того, что делали ранее вы.

К сожалению, далеко не всегда возникает дружба и взаимопонимание между вожатыми. Как бы не сложились отношения с напарником, надо помнить основной постулат вожатского общения: при возникновении конфликтов ваши отношения никак не должны отражаться на детях. Для них вы всегда должны оставаться друзьями, все конфликты и недоразумения оставляя за дверьми вожатской. Если наладить отношения не получается никак, следует свести общение к минимуму, максимально разделив сферы влияния.

Обида между напарниками не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм лагерной жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более, что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересною вожатого своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ре­бятишки чуть ли не каждый день дарят свои рисунки и поделки или даже посвящают стихи.

Недопонимания между напарниками, а еще хуже высказывания приводят к возникновению совершенно невыно­симой конфликтной атмосферы. Дети обычно остро чувствуют напряженность между вожатыми в отряде, поэтому они стара­ются так или иначе помирить взрослых, или отдаляются от них.

"ЗАПРЕЩЕННЫЕ"

Темы для разговора в присутствии детей!

  • выяснение отношений между вожатыми;
  • обсуждение детей;
  • обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
  • решение вопросов личного характера.

Внимание! Запомните:

Как только в пределах видимости появится хотя бы один ребенок, вы с напарником становитесь одной командой, понимающей друг друга.

Логика развития лагерной смены.

Что нужно взять в лагерь вожатому.

- банные и умывальные принадлежности

- комплект спортивной одежды

- комплекты на теплую и холодную погоду

- зонт или дождевик

- головной убор

- обувь: 2 пары спортивной обуви, легкая обувь, сланцы.

- купальник, плавки

- фонарь

- реквизит для номера (костюмы, инструменты, технику)

- канцелярия, сюрпризы, призы и подарки для детей

 

Утро регистрации.

Вожатым заранее выдают списки отряда. Выглядеть нужно опрятно, с родителями общаться предельно вежливо. Нужно:

- собрать документы детей и пообщаться с родителями

- посадить всех в автобус, неоднократно пересчитывая

- знакомиться и играть в дороге с детьми

- провести расселение по комнатам

- проверить, чтобы все дети получили свои вещи

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.