Особенности инструментов государственной экономической политики — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности инструментов государственной экономической политики

2017-10-16 342
Особенности инструментов государственной экономической политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды инструментов Преимущества Недостатки Условия эффективного применения
Администра-тивные Свод правил для заинтересованных лиц, незамедлительность действий Бюрократизм, волокита, коррупция Система контроля за деятельностью чиновников

 

При реализации экономической политики правительство использует весь набор инструментов: правовых, административных, экономических. Невозможно использовать только один какой-либо вид инструментов, так как у каждой группы инструментов свои функции.

Выбор эффективных инструментов для воздействия на экономические объекты еще не означает, что успех экономической политики обеспечен. Необходим также продуманный, тщательно организованный механизм применения этих инструментов.

Механизм государственного воздействия на экономику – определенная последовательность вмешательства правительства в социально-экономические процессы и использования отдельных инструментов регулирования экономики. При разработке механизма применения инструментов учитываются их преимущества, недостатки, возможности

Последовательность применения инструментов регулирования.

Начальный этап государственного регулирования предполагает разработку законодательных актов, предусматривающих применение экономических инструментов и инструментов администрирования. На каждом этапе деятельности органов власти следует предусмотреть систему организационного обеспечения экономической политики. Следует предусмотреть либо создание органов исполнения программы, либо наделение дополнительными полномочиями уже существующих структур. Кроме того, необходимо создание контролирующих структур. Контроль необходим за действиями участников процесса и соответствующих исполнительных органов (рис. 5).

Рис. 5. Механизм реализации государственной экономической политики

Наконец, следует предусмотреть пополнение и использование денежных средств, за счет которых будет реализована программа действий. Следовательно, государственная экономическая политика будет предусматривать:

1. Правовой механизм. Это система разработки, принятия законодательных актов, их совершенствования. После принятия законодательного акта часто затем принимаются дополнения, уточнения.

2. Организационный механизм. Это создание органов исполнительной власти, призванных реализовать, исполнить принятую программу. Для каждого исполнительного органа указываются его обязанности, права, возможности. В отдельных случаях этими полномочиями наделяются уже существующие организационные структуры.

3. Финансовый механизм. Необходимо предусмотреть источники финансирования, определить потребность в денежных средствах, каналы поступления и распределения финансов. Нужно определить степень ответственности за использование денежных средств.

4. Механизм контроля. Контролирующие органы могут создаваться на уровне правового, организационного и финансового механизма. Их задача – обеспечить своевременность и высокий уровень исполнения государственной программы, рациональное использование денежных средств. Контролю подлежат как государственные служащие, так и объекты регулирования, так как на них возлагается финансовая задача по обеспечению государственного бюджета доходами, по использованию

Центральное место в механизме государственного регулирования экономики отводится подбору инструментов воздействия на объекты политики. При выборе инструментов важно учесть возможности, достоинства и недостатки тех или иных инструментов.

Эффективность применения инструментов определяется не только тем, насколько удачно эти инструменты подобраны, но и тем, какими способами эти инструменты будут применяться. Для этого необходимо изучать и обобщать опыт других стран в области государственной экономической политики.

Методы государственного регулирования эконо мики способы достижения целей в экономике, решения конкретных задач. Порядок, принципы, последовательность применения определенных инструментов – один из методов государственной экономической политики.

В долгосрочном периоде государство применяет такие методы как прогнозирование, программирование, планирование.

Прогнозирование – составная часть государственного регулирования экономики, призванная выявить основные тенденции социально-экономического развития в будущем с целью определения программы действий в настоящем.

Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и выбором действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает прохождение следующих этапов:

1) постановка целей и задач;

2) составление программы действий (проектирования);

3) выявление необходимых ресурсов и их источников;

4) определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них;

5) фиксация результатов планирования (в виде определенных документов).

Между планированием и прогнозированием существует тесная связь. Планирование как программа действий на будущее учитывает возможные тенденции развития. Задача планирования – использовать положительные тенденции для получения желаемых результатов, заложить в планах преодоление отрицательных прогнозов.

В последнее время стало применяться индикативное планирование.

Индикативное планирование разработка плановых показателей (индикаторов развития), имеющих рекомендательный характер для хозяйствующих субъектов; разработка механизма исполнения этих показателей через систему стимулов и инструментов воздействия.

Индикативное планирование – один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами. Основной функцией индикативного планирования является координация, учет экономических интересов каждого участника (бизнеса, правительства, населения).

Планирование, как правило, носит комплексный, обобщающий характер. Частным случаем планирования является программирование.

Программирование экономического развития – разработка и реализация планов и программ развития экономики, ее отдельных сфер, решения проблем. Программы предусматривают мероприятия, сроки, исполнителей, финансирование и пр. Удобство программ в том, что они могут быть целевыми, предусматривающими определенные ожидаемые результаты. Программно-целевой метод применяется по разным направлениям (сельское хозяйство, здравоохранение, инновации, образование, досуг и пр.). Каждая программа будет предусматривать, как правило, задачи изменения параметров экономической и социальной сферы (развитие животноводства, снижение заболеваемости, обеспечение жильем, стимулирование инвестиций и пр.).

Государственное регулирование экономики – деятельность органов власти по воздействию на процессы воспроизводства для достижения определенных общественно полезных социально-экономических целей и задач.

Литература

1. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / коллектив авторов; под ред И.Е. Рисина. М.: КНОРУС, 2014. – 240 с.

2. Воробьева И.П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / науч. ред. Ю.С. Нехорошев. – Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. – 292 с.

3. Государственное регулирование экономики: Учебник/И.С.Цыпин, В.Р.Веснин - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 296 с.

4. Кушлдин, В.И. Государственное регулирование экономики. – М.: Экономика, 2016. – 495 с.

5. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С. Г. Капканщиков. – 5-е изд., стер. – М.: КноРус, 2015. – 518 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.