Автоматизированных информационно-справочных систем в процессе прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматизированных информационно-справочных систем в процессе прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС

2017-10-16 511
Автоматизированных информационно-справочных систем в процессе прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализ сведений об использовании программных средств показывает, что на практике применяются прежде всего типовые программно-технические средства информатизации, разработанные во ВНИИПО. Наибольшим спросом пользуются такие программные средства, как «Экспертиза», АИС ПБ, АИСС «Право», БД «HIFEX Bank», АРМ «Кадры», АРМ «Техника», АРМ «Гарнизон» и др. Кроме того, значительное количество программных средств разработано и разрабатывается специалистами подразделений ГПС либо сторонними организациями по заказам этих подразделений.

Максимальное использование цифровых информационных технологий необходимо в целях оперативного управления силами и средствами гарнизонов пожарной охраны крупных городов при поступлении сообщений о пожарах и организации их тушения. В настоящее время разработан базовый комплекс автоматизированной системы связи и оперативного управления. В г. Москве эта система функционирует под названием АСУ-01 с 1974 года. Принципы построения и функционирования этой системы следующие.

В состав АСУ-01 входят функциональные системы нижестоящего уровня: оперативно-диспетчерского управления (СОДУ), оперативно-диспетчерской связи (СОДС), информационно-справочная пожарной безопасности (ИССПБ).

Интеллектуальным ядром АСУ-01 является СОДУ, которая обеспечивает сбор, хранение данных о пожарах, наличии пожарной техники в частях и автоматизированное решение задач по высылке пожарной техники на пожары (формированию оптимального состава техники и маршрутов ее следования).

Технической базой СОДУ являются локальная компьютерная сеть, комплекс передачи информации, терминальное оборудование на рабочих местах диспетчера и в службах, светоплан города, информационное табло коллективного пользования с отображением наличия и состояния пожарной техники в частях. Комплекс передачи информации включает вычислительную технику и средства связи ЦУСС и пожарных частей города.

Система оперативно-диспетчерской связи включает системы телефонной и радиосвязи, которые обеспечивают прием сообщений о пожарах, связь между ЦУСС и пожарными частями, спецслужбами города, охраняемыми объектами и личным составом, находящимся в местах тушения пожаров.

Информационно-справочная система пожарной безопасности содержит сведения о составе и дислокации пожарных частей в гарнизоне, их оснащении пожарной техникой и ее состоянии, охраняемых объектах, транспортных магистралях в городе и их состоянии, статистические данные о пожарах и т.д.

В городах с небольшим населением и малым количеством пожарных частей экономически выгодно иметь АРМ для оперативного управления силами и средствами пожарной охраны. Ниже приведен состав и назначение АРМ «Диспетчер», разработанное ВНИИПО.

Задачи, решаемые АРМ, сгруппированы в три подсистемы: Мобилизация, Информационное обеспечение служб пожаротушения, Работа с базой данных.

Подсистема Мобилизация содержит комплексы задач: Выезд, Строевая записка, Оповещение, Сбор личного состава, Привлечение сил и средств.

Комплекс Выезд обеспечивает решение задач: Заявка, Обстановка, Передислокация, Техника, Корректировка техники.

Задача Заявка автоматизирует прием первичных и дополнительных сообщений о пожаре, формирование и корректировку проекта приказа на выезд подразделений пожарной охраны и пожарной техники. После обработки сообщения о пожаре на экран выводится проект приказа, в котором определены наиболее рациональный состав пожарной техники для тушения пожара на объекте и ее распределение по пожарным подразделениям гарнизона. При недостатке пожарной техники в боевом расчете на экран выдается сообщение об этом с указанием количества и типов недостающей техники.

Задача Обстановка обеспечивает автоматизацию регистрации всех работ, проводимых подразделениями при тушении пожара, получения справок по пожарам, фиксацию текущего времени работ, проводимых при тушении пожара, и ведение протокола событий. Диспетчер имеет возможность получить дополнительную информацию об объекте: его характеристику, конструктивные особенности, описание чердачных помещений, подвалов (кабельных тоннелей), о пожароопасных особенностях объекта, местах расположения ближайших гидрантов, сведения о наличии на объекте сильнодействующих ядовитых веществ и др.

Задача Техника предназначена для обработки информации о состоянии пожарной техники «ПТ» в гарнизоне, которая отображается на экране терминала по рубрикам: принадлежность к группе ПТ, состояние ПТ, ПТ в боевом расчете, ПТ на тушении пожара, ПТ на выезде, ПТ в резерве, распределение по типам и количеству ПТ в соответствии с рангом пожара, справка о ПТ по запросу.

Комплекс задач Оповещение обеспечивает подготовку отчетных справок для администрации, органов власти, управления и правоохранительных.

Комплекс задач Сбор личного состава обеспечивает формирование и отображение инструкций и необходимых планов организации сбора личного состава гарнизона при крупных пожарах, порядок формирования резерва, порядок действий подразделений по сигналам гражданской обороны.

Комплекс задач Объект обеспечивает выбор из баз данных необходимых сведений об объектах поиск по их основным характеристикам с использованием различных ключей, получение развернутой информации (текстовой и графической о планах пожаротушения на объектах, справки по основным производствам, зданиям, помещениям, а также исследования возможных путей распространения пожаров с оценкой степени их опасности.

Комплекс задач Водоисточники обеспечивает получение информации об основных водоисточниках (гидранты, водоемы) гарнизона, их адресной, объектовой и геодезической привязке, техническом состоянии и характеристиках.

Комплекс задач Службы жизнеобеспечения обеспечивает справочной информацией о службах технического жизнеобеспечения города, инструкциях по организации их работы при ликвидации пожара, функциональных обязанностях сотрудников этих служб.

Дальнейшее развитие информационных технологий несомненно связано с широким использованием локальных, региональных, ведомственных и глобальных компьютерных сетей и цифровых систем передачи данных, что позволит повысить качество информационного обеспечения ГПС, организовать дистанционное обучение, проведение конференций, применять АСПВБ в составе различного рода интегрированных систем безопасности объектов, в том числе построенных по новейшей технологии «Интеллектуальное здание».

В качестве основных направлений дальнейшего внедрения цифровых информационных технологий в целесообразно рассматривать следующие:

унификацию и интеграцию АРМов специалистов ГПС;

переход к решению оперативно-диспетчерских и иных управленческих задач с использованием сетевых решений на основе технологии открытых систем, при этом в качестве основного объекта разработки и внедрения информационных технологий должны рассматриваться подразделения ГПС;

повышение уровня и качества разработок на основе применения математических моделей, описывающих поведение объекта управления или изменения параметров среды.

В конце XX века ВНИИ ГОЧС подготовил пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), который был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (МВД, Минздрав, Минсвязи) и органами исполнительной власти субъектов РФ. В результате Правительством России было выпущено поручение от 16 июля 1998 г. БН-П4-20705 по вопросу создания ЕДДС в городах РФ.

Во исполнение этого поручения вышел Приказ МЧС России от 25.08.98 № 517, который ввел в действие "Концепцию создания ЕДДС в городах РФ". В соответствии с требованиями названного приказа был разработан ГОСТ Р 22.7.01-99 ЕДДС. Основные положения.

Был также утверждён типовой штатный перечень и типовой табель оснащения ЕДДС. Разработан, издан типографским способом и разослан во все субъекты РФ типовой технический проект автоматизированной системы (АС) ОСОДУ субъекта РФ. В его развитие разработаны типовые технические задания и технические проекты на создание АС ОСОДУ для 5 категорий городов (в соответствии с "Градостроительным кодексом РФ") и сельского района.

Названные проекты стали нормативно-технической основой для создания таких автоматизированных систем в республиках, краях и областях России. Для облегчения создания таких систем было также разработано типовое программное обеспечение, которое было передано во все региональные центры для последующего распространения.

Предусматривалось, что создание ЕДДС и ОСОДУ будет осуществляться за счет средств областных и местных бюджетов в два этапа. Первый из них – организационный, предусматривающий утверждение городской администрацией необходимых нормативных документов, второй – технический, связанный с созданием автоматизированной системы.

Создание ЕДДС города предусматривает проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий:

• определение и согласование между администрацией города и городскими службами цели создания, решаемых задач, принципов построения и функционирования ЕДДС, а также состава существующих дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС;

• уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС;

• разработку порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех режимах ее функционирования;

• разработку и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС;

• совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС;

• создание геоинформационной и навигационной систем ЕДДС.

Основными этапами создания ЕДДС являются:

а) организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения, функционирования и развития ЕДДС;

б) технический этап, в течение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства ЕДДС города.

На организационном этапе создания ЕДДС города необходима подготовка следующих документов:

• Положения о ЕДДС города;

• Инструкции по обмену информацией с ЕДДС;

• Плана действий ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС;

• дополнений и изменений в действующие инструкции дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС);

• Технического задания (ТЗ) на создание автоматизированной системы (АС) ЕДДС;

• других регламентирующих документов (при необходимости).

Технический этап создания ЕДДС должен завершиться вводом в штатную эксплуатацию АС ЕДДС в составе узла связи, центра оповещения и геоинформационной системы.

Комплектование личным составом ЕДДС города осуществляется под руководством начальника управления ГОЧС и должно проводиться из лиц, способных оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.

Основными формами обучения должностных лиц ЕДДС являются: тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в соответствующих учебно-методических центрах или на курсах.

С целью унификации и стандартизации проектирования автоматизированных систем ЕДДС все работы должны проводиться под руководством головной организации по созданию АС ЕДДС в субъектах и городах РФ – ВНИИ ГОЧС.

Для разработки необходимого методического, специального программного и информационного обеспечения головной организацией привлекаются научно-исследовательские учреждения заинтересованных министерств (ведомств) РФ.

Головная организация по АС ЕДДС совместно с соисполнителями разрабатывает и рассылает в заинтересованные города РФ типовые технические задания и проекты АС ЕДДС.

Типовая проектная документация АС ЕДДС разрабатывается для каждой группы городов в соответствии с их классификацией, приведенной в "Градостроительном кодексе Российской Федерации" (№ 73 – ФЗ от 7 мая 1998 г).

АС ЕДДС в городах Москва и Санкт-Петербург разрабатываются по отдельным техническим заданиям.

Примечание по классификации городов:

сверхкрупные – с численностью населения свыше 3 млн человек;

крупнейшие – от 1 до 3 млн человек;

крупные – от 250 тыс. до 1 млн человек;

большие – 100-250 тыс. человек;

средние – 50-100 тыс. человек;

малые – до 50 тыс. человек.

Создании ЕДДС в городе это один из путей совершенствования систем связи и передачи данных.

Главная цель в деятельности всех служб экстренного реагирования – оперативное оказание экстренной помощи людям, снижение числа жертв и степени тяжести ЧС. Поэтому в основе деятельности всех служб экстренного реагирования должен быть девиз скорой помощи: "Bis dat, gui cito dat" – "Дважды помог, кто скоро помог".

Для этого нужно иметь соответствующую систему оперативной связи, обмена информацией, управления и действий спасательных сил и средств. Эта система должна обеспечивать:

• своевременность обнаружения ЧС;

• оперативность оповещения служб экстренного реагирования о возникновении ЧС;

• своевременность прибытия спасательных сил и средств соответствующих служб экстренного реагирования на место происшествия;

• высокую скорость обмена первичными данными при оповещении о возникновении ЧС с их последующей регистрацией, анализом и хранением.

Основные направления совершенствования систем обнаружения ЧС:

• минимизация времени на всех этапах проведения мероприятий по ЧС;

• преемственность при совершенствовании системы обнаружения ЧС;

• высокая надежность и качество каналов связи, предназначенных для информационного обеспечения системы обнаружения;

• высокая скорость передачи сообщений по каналам связи при оповещении о ЧС и проведении мероприятий по ее ликвидации.

Предупреждение и ликвидация ЧС являются актуальными задачами администраций субъектов РФ, органов местного самоуправления, существующих территориальных и муниципальных служб и требуют их совместных действий в рамках территориальных и местных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Территориальные и местные подсистемы РСЧС включают в себя: силы, средства и системы управления. Резервы повышения эффективности реагирования можно разделить на два больших класса. К первому из них относятся факторы, определяющие готовность, профессионализм и техническое оснащение аварийно-спасательных сил, ко второму – факторы, влияющие на качество управления действиями этих сил и средств в ЧС.

В настоящее время при угрозе или ликвидации ЧС важную роль играют дежурные и диспетчерские органы территориальных и муниципальных служб (дежурно-диспетчерские службы), находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие решения для проведения необходимых экстренных мер. На многих объектах экономики и социальной инфраструктуры также организовано круглосуточное дежурство.

Более чем в 500 населённых пунктах России уже созданы и эффективно работают единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), функционирующие в рамках ОСОДУ муниципальных образований и субъектов РФ. ЕДДС предназначены для приёма от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС и координации совместных действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС) и создавались, как правило, при соответствующих органах управления по делам ГОЧС.

В то же время действующая система центров управления силами (ЦУС), центральных пунктов пожарной связи (ЦППС) управлений ФПС, а также пунктов связи пожарных отрядов (ПСО) и частей (ПСЧ) представляет собой отработанную десятилетиями организацию эффективного взаимодействия с населением по телефонному номеру "01" и оперативного управления подразделениями ФПС в борьбе с пожарами.

В связи с преобразованием ФПС создались благоприятные условия для дальнейшего развития ЕДДС с учётом возможностей ЦУС (ЦППС, ПСО, ПСЧ).

Проведенный анализ показывает, что хотя задачи ЕДДС и ЦУС различны, их диспетчерские функции сильно дублируют друг друга. Диспетчерские службы ГОЧС и ФПС принимают сообщения от населения и взаимодействуют с другими службами жизнеобеспечения, используют телекоммуникационные узлы с аналогичными функциями, автоматизированные системы с однотипными базами данных о территории, объектах экономики, населении и т.д. Параллельное и независимое их развитие ложится дополнительным финансовым бременем на бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты. Создание интегрированных ЕДДС по вопросам ГОЧС и ФПС позволит экономить значительные финансовые средства на основе минимизации их структур и исключения дублирования однотипных функций.

Цель такой интеграции – снижение общих расходов на содержание и развитие этих систем, повышение оперативности и эффективности их функционирования.

Принципиальным отличием ЕДДС от других органов повседневного управления РСЧС (пунктов управления, центров управления в кризисных ситуациях и др.) является наличие в ее структуре объединённой диспетчерской службы, предназначенной для приема сообщений о ЧС от населения и организаций и их оперативного доведения до пожарно-спасательных подразделений и заинтересованных ДДС. Диспетчерская служба обеспечивает единое информационное пространство в ОСОДУ, позволяющее повысить оперативность и эффективность реагирования на ЧС.

Приказами МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428 и от 2 декабря 2002 г. № 553 определены основные направления развития единых дежурно-диспетчерских служб с учётом изменения статуса телефонного номера "01" как номера экстренного вызова пожарных и спасателей (ЕДДС "01"), а также сроки опытного функционирования ЕДДС "01".

В состав типовой ОСОДУ города, наряду с ЕДДС "01", входят дежурно-диспетчерские службы экстренного реагирования ("02", "03", "04"), жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства, наблюдения и контроля окружающей среды, а также диспетчерские службы потенциально опасных объектов.

Учитывая, что ЦУС (ЦППС) УФПС республик (краёв, областей) обслуживают административные центры субъектов РФ, ЕДДС "01" в этих городах целесообразно создавать на базе территориальных органов управления по делам ГОЧС. Создаваемый таким образом ЦУКС субъекта РФ совмещает функции ЕДДС города – административного центра субъекта РФ и оперативной дежурной службы (пункта управления, центра управления в кризисных ситуациях) органа управления па делам ГОЧС субъекта РФ. Таким образом, ЦУКС субъекта РФ может создаваться за счет средств консолидированного бюджета – городского и субъекта РФ.

Реализация проекта ОСОДУ "01" включает в себя два этапа:

• организационный, в течение которого решаются организационно-управленческие вопросы построения, функционирования и развития ОСОДУ;

• технический, в течение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства автоматизированной системы (АС) ОСОДУ.

На организационном этапе создания ОСОДУ "01 осуществляется подготовка следующих документов:

• положения об ОСОДУ, утверждённого постановлением администрации;

• соглашений об обмене информацией между ЕДДС субъекта РФ и ведомственными ДДС, утверждённых руководителями органов управления: по делам ГОЧС и соответствующих ведомственных служб;

• дополнений и изменений в действующие инструкции ДДС (в части их взаимодействия с ЕДДС);

• других регламентирующих документов (при необходимости).

Технический этап начинается с разработки технического задания на создание АС ОСОДУ, а завершается её вводом в эксплуатацию.

С целью повышения оперативности и эффективности функционирования ОСОДУ в ЧС субъектов РФ, с учётом изменения статуса телефонного номера "01" (ОСОДУ "01"), разрабатываются соответствующие автоматизированные системы ОСОДУ "01".

АС ОСОДУ "01" предназначены для информационного обеспечения оперативного управления ликвидацией последствий пожаров, природных и техногенных катастроф, а также подготовки вариантов соответствующих управленческих решений.

В состав АС ОСОДУ "01" входят следующие структурные подсистемы - комплексы средств автоматизации:

• КСА ЦУКС органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ;

• КСА взаимодействия (КСАВ) территориальных ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС) субъекта РФ с КСА ЦУКС;

• КСА ЕДДС "01" города – административного центра субъекта РФ и его муниципальных образований;

• КСАВ муниципальных, ведомственных ДДС, диспетчерских служб потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения;

• КСА оперативных дежурных служб (ОДС) поисково-спасательной службы и пунктов связи пожарных частей (ПСЧ) гарнизона;

• мобильные КСА (МКСА) поисково-спасательных отрядов (ПСО) и караулов ФПС, развернутые на специальных и пожарных автомобилях.

Для АС ОСОДУ выбрана звездообразная топология, в которой КСА ЦУКС является центром, а всем остальным КСА и КСАВ обеспечивается организация радиальных связей непосредственно с КСА ЦУКС (с реализацией при необходимости транзита через КСА ЦУКС, если КСА и КСАВ ведут информационный обмен между собой).

Основными структурными элементами АС ОСОДУ являются КСА стационарных объектов, которые строятся на базе современных унифицированных аппаратно-программных средств с максимально возможным использованием архитектуры локальных вычислительных сетей. Структурными элементами АС ОСОДУ являются также мобильные КСА (МКСА), устанавливаемые на автомашинах, построенные на основе специализированных ПЭВМ и предназначенные для работы на стоянках и на ходу.

С целью эффективного решения поставленных задач в составе АС ОСОДУ должны создаваться соответствующие функциональные и обеспечивающие системы нижестоящего уровня.

При этом целесообразно ввести следующие определения:

• функциональная система АС ОСОДУ – система, предназначенная для решения специализированных задач управления мероприятиями по экстренному реагированию на ЧС и требующая разработки специального программного и информационного обеспечения;

• обеспечивающая система АС ОСОДУ – система, создаваемая из покупных программно-технических средств и предназначенная для обеспечения определенных типовых процессов управления.

В состав функциональных систем АС ОСОДУ входят:

• автоматизированная диспетчерская система (АДС), предназначенная для сбора от населения и организаций информации о пожарах, природных и техногенных катастрофах, а также для оперативного управления пожарно-спасательными силами и средствами;

• система поддержки принятия решений (СППР), предназначенная для информационного обеспечения принятия управленческих решений по экстренному реагированию на ЧС;

• система подготовки управленческих документов (СПУД), предназначенная для подготовки формализованных организационно-распорядительных и отчетно-информационных документов;

• автоматизированная система консультативного обслуживания (АСКО) населения и организаций, предназначенная для оказания информационно-справочной помощи через Интернет по вопросам обеспечения безопасности.

В состав обеспечивающих систем АС ОСОДУ входят:

• информационно-навигационная система (ИНС), предназначенная для определения местоположения и состояния мобильных пожарно-спасательных сил и средств;

• автоматизированная система оповещения (АСО), предназначенная для оперативного и надежного формирования и доведения сигналов и информации оповещения до должностных лиц, а в необходимых случаях – до населения в зонах ЧС;

• система обеспечения эксплуатации (СОЭ), предназначенная для защиты конфиденциальной информации и средств её обработки, а также решения задач обеспечения надёжной эксплуатации АС ОСОДУ;

• интегрированная подсистема связи и передачи данных (ИССПД), необходимая для обмена информацией между органами управления и включающая две подсети:

- стационарную опорную сеть связи и передачи данных, создаваемую с использованием проводной связи;

- мобильную сеть связи и передачи данных, организуемую с использованием радиоканалов.

С целью обеспечения возможности интеграции АС ОСОДУ в состав автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС, снижения общих финансовых затрат на их создание МЧС России осуществляет единую научно-техническую политику по разработке и внедрению таких систем. Необходимость такой политики определяется рядом факторов.

Так, сообщения, поступающие в АДС, несут первичную информацию о ЧС и, в необходимых случаях, станут основой для формирования в СПУД формализованных донесений о ЧС в соответствии с табелем срочных донесений МЧС России. Для повышения оперативности приема-передачи этих донесений, их автоматического включения в базы данных вышестоящих и взаимодействующих органов управления ДС и СПУД должны формировать выходную информацию по единым стандартизованным протоколам, с использованием единой системы классификации и кодирования информации АИУС РСЧС.

В большинстве крупных ЧС вышестоящими органами управления РСЧС может быть затребована фактографическая, картографическая, фото- и видеоинформация о сложившейся обстановке и действиях сил и средств. Необходимые расчеты должны быть при этом выполнены на основе единых методик. Должен обеспечиваться единый подход к приёму и анализу разнородной мониторинговой информации, прогнозированию обстановки в ЧС и ее обобщению на основе сертифицированных методик.

Решения по информационно-навигационной системе должны обеспечивать отслеживание не только местных, но и приданных сил и средств оказания помощи в ЧС из соседних субъектов РФ (регионов). Однако без единых унифицированных стандартов эту задачу решить невозможно.

Включение ЕДДС в единую систему связи и передачи данных МЧС России вызывает необходимость унификации и стандартизации технических решений. В частности, должны обеспечиваться прием сообщений от населения по единому в России номеру "01" (в будущем - по общеевропейскому номеру экстренной помощи "112") и единая система телефонной нумерации МЧС России. Для радиоподвижной связи одним из важнейших вопросов является наличие единого диапазона частот по территории России, которое позволит любому мобильному объекту МЧС включиться в местную систему радиосвязи.

Единство научно-технической политики МЧС России разработки и внедрения АС ОСОДУ обеспечивается:

• разработкой и доведением до всех субъектов РФ типовых технических заданий и технических проектов на создание АС ОСОДУ, а также типового специального программного обеспечения (СПО) ЕДДС "01";

• чёткой централизованной организацией разработки технорабочих проектов АС ОСОДУ и их внедрения в субъектах РФ;

• жестким контролем за выполнением поставленных МЧС России требований к АС ОСОДУ "01", их сертификацией.

АС ОСОДУ "01" должны создаваться на основе унифицированных и стандартизованных программно-технических решений, утверждённых МЧС России. Именно типовые проекты должны обеспечить создание единого информационного пространства по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС на местном, территориальном, региональном и федеральном уровнях РСЧС, сопряжение АС ОСОДУ "01" с АИУС РСЧС.

С целью организации типового проектирования автоматизированных систем ОСОДУ "01" приказом МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428 определена головная организация по данному вопросу – ВНИИ ГОЧС и его основной соисполнитель – ВНИИПО. Головная организация по развитию АС ОСОДУ совместно с соисполнителями централизованно разрабатывает и рассылает в заинтересованные органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления типовые технические задания и проекты АС, представляет предложения по созданию опытных участков отработки программно-технических решений.

Практика показывает, что затраты на разработку проекта автоматизированной системы (включая разработку специального программного и информационного обеспечения) составляют не менее 50 % от стоимости всей системы. Таким образом, при централизованном типовом проектировании АС ОСОДУ в каждом муниципальном образовании может быть сэкономлено не менее половины тех средств, которые пришлось бы затратить при самостоятельной ее разработке.

В МЧС России основой для разработки технических заданий и проектов автоматизированных систем являются:

• ГОСТ 34.602-89. Техническое задание на создание автоматизированной системы;

• ГОСТ 34.201-89. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем;

• ГОСТ 34.601-90. Автоматизированные системы. Стадии создания;

• РД 50-34.698-90. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

Предложенная ВНИИ ГОЧС структура типового технического проекта АС ОСОДУ включает в себя следующие основные разделы:

• ведомость типового технического проекта;

• пояснительная записка к типовому техническому проекту;

• ведомость покупных изделий;

• перечень входных документов;

• перечень выходных документов;

• перечень заданий на разработку строительных, электротехнических разделов проекта, связанных с созданием системы;

• описание автоматизированных функций;

• описание постановок задач (комплекса задач), чертежи форм документов;

• план расположения технических средств;

• ведомость оборудования и материалов;

• локальный сметный расчет;

• проектная оценка надежности системы.

Типовая проектная документация на АС ОСОДУ "01" разрабатывается для каждой группы населённых пунктов в соответствии с их классификацией, приведенной в "Градостроительном кодексе Российской Федерации" (крупнейшие города с численностью населения от 1 до 3 млн человек; крупные города с численностью населения от 250 тыс. до 1 млн человек; большие города с численностью населения 100-250 тыс. человек; средние города с численностью населения 50-100 тыс. человек; малые города и поселки с численностью населения до 50 тыс. человек).

Такие типовые проекты разработаны и разосланы во все региональные центры для их последующего распространения в субъектах РФ.

В соответствии с указанием МЧС России от 21 июля 2003 г. № 270 "Об организации создания специального программного обеспечения (СПО) единых дежурно-диспетчерских служб", ВНИИ ГОЧС и Ассоциацией АМЕДС разработано типовое СПО ЕДДС "01". Следует отметить, что здесь впервые в практике МЧС России проект был профинансирован совместно целым рядом субъектов РФ с учетом их равной финансовой доли.

Централизованная организация разработки технорабочих проектов АС ОСОДУ в субъектах РФ и последующего внедрения, создание АС ОСОДУ "01" субъектов РФ в рамках единого проекта позволит:

• реализовать единую научно-техническую политику МЧС России и администраций субъектов РФ по созданию общего информационного пространства по вопросам ЧС на конкретной территории, его включения в информационные пространства МЧС России и субъекта РФ;

• существенно уменьшить расходы органов исполнительной власти РФ, органов местного самоуправления на развитие комплексов средств автоматизации (КСА) ЦУКС, КСА городских и районных ЕДДС на основе типового организационного и технического проектирования;

• развивать специальное программное и информационное обеспечение АС ОСОДУ на основе долевого участия субъектов РФ, городов и районов, что существенно уменьшит финансовые затраты каждого из них;

• организовать централизованную подготовку операторов-диспетче-ров и эксплуатационного персонала АС ОСОДУ;

• обеспечить значительные финансовые скидки на поставляемые программно-технические средства с учетом их массовой поставки;

• использовать такие современные формы финансирования создания АС ОСОДУ, как товарные денежные кредиты, лизинг и другие.

Директивой МЧС России от 17 февраля 2003 г. № 33-473-5 органам управления по делам ГОЧС субъектов РФ рекомендовано организовать централизованное создание АС ОСОДУ "01".

Предполагается, что создание (развитие) АС ОСОДУ "01" должно осуществляться на основе трёхсторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве по созданию (развитию) АС ОСОДУ "01" между заказчиком, исполнителем-координатором и генеральным подрядчиком работ.

В качестве заказчика АС ОСОДУ "01" может выступить администрация субъекта РФ или, по её поручению, соответствующий орган управления по делам ГОЧС.

Исполнителем-координатором работ по АС ОСОДУ "01" определен ВНИИ ГОЧС, который является гарантом соответствия создаваемой системы требованиям, предъявляемым МЧС России. Такой выбор обусловлен следующим:

• Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1992 г. № 968 и приказом МЧС России от 20 марта 1996 г. № 176 ВНИИ ГОЧС определён головной организацией по научному сопровождению работ, связанных с гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией ЧС;

• с 1998 г., в соответствии с приказом МЧС России от 25 августа 1998 г. № 517, для унификации и стандартизации проектирования автоматизированных систем ЕДДС ВНИИ ГОЧС выполняет функции головной организации РФ по созданию АС ЕДДС. Этим институтом разработаны ГОСТ Р 22.7.01-99 "Единые дежурно-диспетчерские службы. Основные положения", типовое программное и информационное обеспечение, комплекс типовых технических проектов на создание АС ОСОДУ;

• Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. № 619 "О присвоении ВНИИ ГОЧС статуса федерального центра науки и высоких технологий" на ВНИИ ГОЧС возложены задачи по разработке технологий управления территориальными, городскими и муниципальными комплексами предупреждения и ликвидации ЧС, информационной поддержки принятия решений в случае аварий, катастроф и стихийных бедствий;

• с целью проведения единой научно-технической политики приказом МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428 "Об утверждении концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах РФ" ВНИИ ГОЧС определён головной организацией по развитию АС ОСОДУ с учётом преобразования ФПС и изменения статуса телефонного номера "01" как номера экстренного вызова пожарных и спасателей.

Исполнитель-координатор выполняет на договорной основе следующие основные работы по созданию (развитию) АС ОСОДУ "01" в конкретном субъекте РФ:

• разработка концепции, технического задания (ТЗ) и технического проекта развития АС ОСОДУ с учётом изменения статуса телефонного номера "01" как номера экстренного вызова пожарных и спасателей;

• разработка программ и методик приёмочных испытаний АС ОСОДУ "01" и её компонентов;

• участие в приёмочных испытаниях АС ОСОДУ, её компонентов для контроля выполнения требований ТЗ;

• обучение пользователей АС ОСОДУ;

• сбор и анализ статистических данных по качеству функционирования сданных в опытную и постоянную эксплуатацию компонентов АС ОСОДУ;

• обеспечение сертификации АС ОСОДУ и её компонентов в системе сертификации МЧС России.

Генеральный подрядчик работ по созданию АС ОСОДУ субъекта РФ выполняет следующие основные работы:

• разработка рабочей документации АС ОСОДУ, адаптация и развитие её специального программного и информационного обеспечения (СПИО);

• поставка программно-технических средств, выполнение монтажных и пуско-наладочных работ;

• проведение приёмочных испытаний АС ОСОДУ и её отдельных компонентов;

• обучение эксплуатационного персонала AС ОСОДУ;

• гарантийное и послег


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.