Конституционные нормы, определяющие правовое положение несовершеннолетних и их реализация — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Конституционные нормы, определяющие правовое положение несовершеннолетних и их реализация

2017-10-16 823
Конституционные нормы, определяющие правовое положение несовершеннолетних и их реализация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование российского законодательства, закрепляющее в себе особые права и обязанности за определенными социальными и иными группами, немаловажно, поскольку в современном мире их адаптация, по всевозможным причинам, носит затруднительный характер. К таким социальным группам надлежит причислить детей.[14] Безусловно, их права и свободы, в современном законодательстве государства, должны быть обязательно проработаны. Вследствие этого, в Российской Федерации возникает проблема формирования правового положения ребенка. Она является особо значимой, и разумеется, закрепление правового статуса ребенка Конституцией, его положения, как самостоятельного субъекта в настоящее время, должна занимать существенное место в законодательстве России.

Правовое положение несовершеннолетнего является совокупностью признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов лица, не достигшего возраста 18 лет[15]. Лишь одним основанием ограничиваются права и обязанности несовершеннолетних, и таковым является возраст, закрепленный в законе, с наступлением которого, происходит возникновение тех или иных прав и обязанностей.

В России, правовое положение несовершеннолетнего характеризуется следующими конституционными принципами:

а) равенством прав и обязанностей;

б) неотчуждаемостью прав и свобод;

в) непосредственностью действия прав и свобод;

г) гарантированностью и специальной защитой прав и свобод;

д) признанием и гарантированием на территории России прав и свобод человека и гражданина согласно «общепризнанным принципам и нормам международного права»;

е) запретом на незаконное ограничение конституционных прав и свобод[16].

Если конкретизировать конституционные нормы применительно к детям, то в первую очередь, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, независимо от его возраста, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает их признание, соблюдение и защиту обязанностью государства, что указано в статье 2 Конституции. Причем, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что указано в пункте 1, статьи 7. Во-вторых, Конституция раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, что указано в пункте 2, статьи 7. Эти программные конституционные установления, являясь нормативными, оказывают общеобязательное регулирующее воздействие на перспективу развития общественных отношений посредством закрепления правовых ориентиров, целевых установок для организации всего правового регулирования и правоприменительной деятельности.

В частности, можно конкретизировать конституционные нормы, непосредственно устанавливающие, что детство находится под защитой государства (статья 38, п.1), и забота о детях и их воспитании – равное право и обязанность родителей (статья 38, п.2); гарантирующих каждому социальное обеспечение для воспитания детей в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца и прочее (статья 39, п.1); обязывающих родителей или лиц, их заменяющих, обеспечивать получение детьми основного общего образования (статья 43, п.4)[17]. Вдобавок, положения несовершеннолетнего, составляющие нормы Конституции РФ, и регламентирующие их права и свободы, а именно: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени, свободу совести, мысли и слова и многие другие, которые затрагивают как взрослых, так и несовершеннолетних. Так, в российском законодательстве, они являются конституционным статусом личности, имеющим непосредственно форму, выражающую «наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений».

Положения несовершеннолетнего, составляющие нормы Конституции Российской Федерации, и регламентирующие их права и свободы, а именно: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени, свободу совести, мысли и слова и многие другие, которые затрагивают как взрослых, так и несовершеннолетних. Так, в российском законодательстве, они являются конституционным статусом личности, имеющим непосредственно форму, выражающую «наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений» [18].

Из этого следует, что правовой статус несовершеннолетнего является одним из специальных статусов, существующих в российской правовой системе, отражающих особенности возраста его носителей. Правовой статус – сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека. Структура правового статуса – это совокупность его элементов, в их взаимосвязи и взаимодействии. Сюда входят система юридических прав и обязанностей, занимающая центральное место, и законные интересы личности, не облеченные в форму субъективных прав и юридических обязанностей; предпосылками которых являются гражданство и общая правоспособность[19].

С помощью нижеуказанных методов, законодатель формирует правовой статус несовершеннолетних:

· ограничение прав несовершеннолетних, в том числе, введение специальных запретов на доступ несовершеннолетних к факторам, негативно влияющим на их здоровье, психологическое и социальное развитие;

· предоставление несовершеннолетним специальных прав, обусловленных возрастом;

· введение льготных режимов пользования правами либо несения обязанностей;

· введение специальных механизмов защиты прав несовершеннолетних[20].

Особенностью конституционно-правового статуса ребенка является то, что его права и законные интересы, во многих случаях реализуются через его законных представителей[21]. Следовательно, состоятельность семьи, а также социальные и другие гарантии ее упрочнения, предопределяют вероятность полноценной реализации своих прав, ребенком. Так, состоятельность семьи подразумевает не только материальное положение, но также и духовное, и нравственное.

Наряду с этим, правовое государство также, занимается созданием конкретных правовых механизмов, которые обеспечивают равновесие как публичного, так и частного интересов, приближающих ребенка, наравне с другими индивидами, к фактической реализации большинства правовых возможностей, предоставляя более слабым, незащищенным группам субъектов социальную и правовую защиту со стороны государства.

В то же время, названные механизмы должны быть единообразно развиты и закреплены на уровне отраслевого законодательства, в нормах права каждой конкретной отрасли. В таких механизмах нуждаются, прежде всего, дети[22].

Фактически единственным федеральным институтом, осуществляющим механизмы защиты прав детей, является институт Уполномоченного по правам ребенка.

Самые актуальные вопросы, которые поднимаются заявителями, следующие:

1) предоставление жилья (улучшение жилищных условий детей-сирот, многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов) – более 300 обращений (практически треть всех заявлений);

2) вопросы к организации работы органов опеки и попечительства (лишение родительских прав, оформление опеки, отнятие детей) – чуть менее 200 обращений или 18,4 процента;

3) принудительное исполнение судебных решений (алименты, определение порядка общения, предоставление жилья) – 125 обращений (11,5 процентов);

4) претензии по организации медицинской помощи детям – практически 120 обращений (чуть менее 11 процентов);

5) организация учебного процесса, предоставление мест в дошкольных учреждениях, реорганизация учебных заведений – 70 обращений (6,4 процента).

Также есть очень малочисленные по количеству обращений, но очень значимые темы: установление инвалидности несовершеннолетним детям, определение порядка общения с детьми при межнациональных браках с участием иностранных граждан и конфликтные ситуации межличностного характера в образовательных организациях.

Защита интересов несовершеннолетних является необходимой, в силу того, что возраст детей, не позволяет в полной мере осуществлять принадлежащие им права, а также приводить в действие правовые средства их защиты. Гражданин Российской Федерации в праве самостоятельно осуществлять, в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет, что непосредственно указано в ст. 60 Конституции.

При рассмотрении семейного законодательства можно отметить, что ребенок в России имеет определенную систему прав, для его полноправной жизни в обществе. Наряду с этим, реализация прав ребенка имеет множество проблем практического и теоретического характера, которые образовались в результате разных обстоятельств. К примеру, есть серьезные недочеты в правовой регламентации прав ребенка. Так, не в полном объеме применяются отдельные положения нормативных правовых актов в сфере прав ребенка, также, нет единого подхода к вопросам реализации прав детей.

Оснований такого неутешительного положения детей в России несколько. В частности, это невыполнение обязанностей родителями, в отношении своих детей. Также, это небезупречность действующего законодательства, а также бездеятельный подход к выполнению своих обязанностей, безразличие работников различных муниципальных и государственных органов и учреждений, влекущие за собой неисчислимое нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних во всех слоях их жизнедеятельности, что в особенности имеет отношение к социально незащищенным детям, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, чье будущее находится во власти таких органов и учреждений что является довольно таки серьезными проблемами.

Проблемы детей имеют федеральное значение. Тем не менее, в механизм реализации прав детей не включается юридическая служба, необходимая прежде всего для защиты.

В апреле 2008 года был принят Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», необходимый для урегулирования единого механизма управления имуществом несовершеннолетних граждан, обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей, посредством законного представительства и содействия дееспособных лиц.[23] Впрочем, положения данного нормативного акта, сказываются на защите прав и интересов несовершеннолетних не так положительно, как хотелось бы. Более того, новые законы закрепляют статус отстраненности государства от непосредственного решения проблем детей, как имеющих, так и не имеющих родительского попечения. К несчастью, Закон об опеке и попечительстве избавил от усилий и субъектов РФ, ограничив в том числе их расходные обязательства. В итоге, защита и обеспечение прав детей выполняется в основном за счет их родителей. Реализация прав детей, оставшихся без попечения родителей, теперь осуществляется за счет самих детей, а не преимущественно за счет государства.

Таким образом, Закон об опеке и попечительстве принят в полном противоречии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В данный закон не было внесено никаких изменений в связи с принятием Закона об опеке и попечительстве, что свидетельствует об отсутствии системности в вопросах регулирования правоотношений с участием несовершеннолетних, обеспечения гарантий их прав[24].

В законодательстве заложен особый механизм обеспечения и защиты прав ребенка. Однако, данный механизм, в актах различных отраслей законодательства закреплен неодинаково.

«Изменения последнего десятилетия XX века отодвинули проблему детства на второй план, в связи с большим объемом глобальных и плохо поддающихся решению вопросов «взрослого мира. Традиции института семьи становятся менее актуальными в современной культуре, в результате чего происходит разрушение среды формирования ребенка».[25] Государство также самоустраняется от решения проблем детства, оставляя их родителям несовершеннолетних, которые не в состоянии сами справиться с существующими проблемами, следствием чего является большое количество социальных сирот.

Механизм содействия в реализации и защите прав несовершеннолетних является составным элементом их правосубъектности, поэтому его неправильное функционирование в нарушение прав или законных интересов несовершеннолетних должно приводить к специальным правовым последствиям. Кроме того, и сам механизм должен быть обеспечен ответственностью лиц, приводящих его в действие. Для реального обеспечения участия несовершеннолетних в конкретных правоотношениях такой механизм необходимо единообразно и последовательно закрепить в нормах ГК РФ и иных актах гражданского, семейного, жилищного законодательства, законодательства об опеке и попечительстве.

Как видится, следует создать единую систему федеральных государственных органов – органов опеки и попечительства, которая должна действовать на основании норм федерального законодательства и представлять собой систему защиты прав несовершеннолетних, как имеющих попечение родителей, так и лишенных такого попечения.

Также необходимо унифицировать применение ст. 37 Гражданского кодекса, представляющей собой институт контроля за сделками, влекущими уменьшение имущества несовершеннолетних[26]. В настоящее время данная статья в отношении одних сделок применяется как общая, в отношении других как специальная, что не может считаться правильным. В законе необходимо закрепить последствия несоблюдения ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также совершения иных сделок в отношении имущества несовершеннолетних, в результате которых нарушаются права и законные интересы ребенка вследствие злоупотреблений и неправомерных действий его законных представителей, содействующих лиц. Данные последствия должны обеспечивать полное восстановление нарушенных прав ребенка. В противном случае применение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 6-П лишает механизм содействия всяческого правового смысла, так как интересы недееспособных и частично дееспособных лиц полностью игнорируются.

Теоретически, конституционно-правовой статус ребенка складывается из положений Конвенции о правах ребенка (согласно статье 15 Конституции РФ), норм Конституции, которые не только непосредственно направлены на охрану детства, но и определяют основы конституционного строя, права и свободы человека и конкретизируют отраслевое законодательство. Конституция РФ здесь является стержнем, включающим в себя положения и принципы Конвенции с учетом своих не только национальных, но и социально-экономических, политических и идеологических особенностей. Конституция должна определить будущее подрастающего поколения, при этом определяя другие отрасли законодательства в отношении несовершеннолетних, или предложив единый нормативный акт, нормы которого регулировали бы правоотношения с участием несовершеннолетних.

Практически значимой проблемой является вовлечение несовершеннолетних в предпринимательскую деятельность, что возможно только при создании особого режима такой деятельности. Для этого требуется более точно определить свободные доходы несовершеннолетнего, к которым отнести заработок, стипендию и иные аналогичные доходы, полученные несовершеннолетним от применения своего труда, а также доходы, полученные от сделок, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно. Кроме того, необходимо разрешить несовершеннолетнему распоряжаться и имуществом, приобретенным на указанные доходы. На законодательном уровне нужно определить виды деятельности, которыми несовершеннолетний в силу своих психофизических особенностей не вправе заниматься[27].

Таким образом, в Конституции Российской Федерации, правовое положение несовершеннолетних раскрыто не полностью, а лишь определяет правовую основу человека, где его права и свободы являются высшей ценностью, регламентирующие права и свободы человека и гражданина и непосредственно определяет защиту и охрану детей и детства[28]. Но при этом в Конституции Российской Федерации статус несовершеннолетнего является подразумевающейся частью, т.е. составляющим элементом общечеловеческого статуса гражданина России.

Несомненно, решение многих проблем детей как граждан, субъектов права можно осуществить только с помощью последовательного и системного правового подхода, необходимого и в законотворческом процессе, и в правоприменении, и в процессе соблюдения законоположений[29]. Именно поэтому так важен комплексный подход к решению проблем реализации прав несовершеннолетних с целью совершенствования механизма участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях, обеспечения защиты прав детей действенными правовыми средствами.


 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.