Законодательство Республики Беларусь в сфере борьбы с терроризмом — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Законодательство Республики Беларусь в сфере борьбы с терроризмом

2017-10-21 383
Законодательство Республики Беларусь в сфере борьбы с терроризмом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В законодательстве Республики Беларусьтерроризмопределяется как социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 3 января 2002 г. №77-З «О борьбе с терроризмом» (далее — Закон № 77-З) [33].

Борьба с терроризмомявляется неотъемлемой частью деятельности государственных органов, иных организаций и граждан по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь. Целью борьбы с терроризмом является создание и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от актов терроризма и иных преступлений, направленных на достижение целей терроризма, который гарантирует сохранность жизни и здоровья граждан, реализацию ими прав и свобод, стабильный общественный порядок, исключает противоправное влияние на принятие решений государственными органами и законное осуществление политической или иной общественной деятельности, а также обеспечивает недопущение провокации международных осложнений, войны, дестабилизации внутреннего положения иностранных государств.

Для достижения указанных целей в Республике Беларусь создана действенная система борьбы с терроризмом, являющаяся составной частью системы обеспечения национальной безопасности и представляющая собой совокупность сил и средств взаимодействующих субъектов борьбы с терроризмом.

В соответствии со ст. 6 Закона № 77-З,субъектами борьбы с терроризмом являются субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом, и субъекты, участвующие в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

- органы государственной безопасности Республики Беларусь;

- органы внутренних дел Республики Беларусь;

- Служба безопасности Президента Республики Беларусь;

- Министерство обороны Республики Беларусь;

- органы пограничной службы Республики Беларусь.

Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются государственные органы и иные государственные организации, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Общее руководство борьбой с терроризмом и ее обеспечение осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.

Координация деятельности субъектов борьбы с терроризмом проводится в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь [33].

Обеспечение деятельности координирующих органов субъектов борьбы с терроризмом возложено на Комитет государственной безопасности Республики Беларусь.

Следует отметить, что ни один государственный орган, являющийся субъектом борьбы с терроризмом, не добьется успеха в деле борьбы с терроризмом без содействия граждан Республики Беларусь. В ст. 9 Закона № 77-З указано, что государственные органы и иные государственные организации, не являющиеся субъектами борьбы с терроризмом, участвуют в государственном реагировании в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственные органы, иные организации и граждане должны оказывать содействие субъектам борьбы с терроризмом, выполнять их требования и соблюдать правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

Сообщение гражданами государственным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности является долгом каждого и поощряется государством [33].

К законодательству Республики Беларусь в сфере борьбы с терроризмом относятся:

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З [45];

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З [44];

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З [18];

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З [42];

Закон Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 10 июля 2012 г. № 390-З [36];

Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» от 3 января 2002 г. № 77-З [33];

Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» от 4 января 2007 г. № 203-З [35];

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4января 2014 г. № 122-З [37];

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 658 «Об утверждении Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь» [38];

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2012 г. № 1129 «Об утверждении Положения о порядке предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и лекарственных средств при проведении контртеррористической операции и перечня государственных органов и иных государственных организаций, являющихся субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции» [39].

В рамках сотрудничества по борьбе с международным терроризмом Республика Беларусь является участником всех основных универсальных договоров по данной проблематике, разработанных под эгидой ООН.

Беларусь поддержала принятие в 2006 г. Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Данная стратегия является, по сути, первым глобальным документом, содержащим общий стратегический подход к борьбе с терроризмом на основе комбинированных национальных, региональных и международных усилий государств-членов.

Начиная с 2009 г., Беларусь участвует в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, объединяющей 85 государств. Инициатива, носящая добровольный характер, направлена на развитие в участвующих странах инфраструктуры учета и физической защиты ядерных и других радиоактивных материалов, возможностей обнаружения и расследования фактов контрабанды названных материалов, повышение защиты гражданских ядерных объектов.

На региональном уровне в сфере борьбы с терроризмом активное развитие получило сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств. Государствами-участниками СНГ сформирована нормативная правовая база по данной проблематике, включая подписанный в Минске в 1999 г. Договор о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом. Координация взаимодействия компетентных органов государств СНГ по борьбе с терроризмом осуществляется специализированным отраслевым органом Антитеррористическим центром государств – участников СНГ, созданным в 2000 году.

В качестве государства – члена Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)Беларусь участвует в деятельности данной Организации по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, иными угрозами безопасности. Формами такой деятельности в рамках ОДКБ являются взаимодействие национальных антитеррористических органов и специальных подразделений, проведение регулярных учений по борьбе с наркотрафиком, нелегальной миграцией, киберпреступностью.

Республика Беларусь является членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Данная региональная организация, созданная по типу ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), призвана обеспечить эффективную интеграцию государств-членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ и стандартами других международных организаций.

Перечислим и универсальные международные договоры по борьбе с терроризмом, участником которых является Республика Беларусь:

1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963).

2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970).

3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971).

4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973).

5. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979).

6. Конвенция о физической защите ядерного материала (1980).

7. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1988).

8. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988).

9. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ (1988).

10. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991).

11. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997).

12. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999).

13. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005).

В результате исследования вопросов третей главы круосов йработы, сдела ряд теоретических выводов.

1. За более чем полувековую историю Организации Объединенных Наций было разработано достаточно большое количество документов, заложивших правовую основу для международного сотрудничества в области противодействия терроризму. Однако угроза терроризма и по сей день остается актуальной. Многое еще предстоит сделать, поскольку далеко не все государства – члены ООН присоединились к основным международным антитеррористическим конвенциям либо еще не ратифицировали уже вступившие в силу соглашения.

2. Считаем целесообразным в рамках ООН проводить деятельность по подготовке модельного законодательства. Модельные (типовые) законодательные акты в сфере противодействия терроризму, а также по вопросам борьбы с преступностью в целом, могли бы стать образцом (моделью) для национального правового регулирования конкретной области общественных отношений.

3. Борьба с терроризмом в Республике Беларусь является неотъемлемой частью деятельности государственных органов, иных организаций и граждан по обеспечению национальной безопасности.

Целью борьбы с терроризмом является создание и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от актов терроризма и иных преступлений, направленных на достижение целей терроризма, который гарантирует сохранность жизни и здоровья граждан, реализацию ими прав и свобод, стабильный общественный порядок, исключает противоправное влияние на принятие решений государственными органами и законное осуществление политической или иной общественной деятельности, а также обеспечивает недопущение провокации международных осложнений, войны, дестабилизации внутреннего положения иностранных государств.

4. Для решения задач по предупреждению, выявлению, пресечению и минимизации последствий актов терроризма, в том числе актов международного терроризма в Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. Кроме того, Республики Беларусь является участником всех основных универсальных договоров по данной проблематике.

 

Заключение

 

В результате исследования темы курсовой работы, сделан ряд теоретических выводов.

1. Предлагаем под международным терроризмом понимать посягающее на международный правопорядок применение физическим лицом (гражданами, организацией) насилия, направленного на достижение международно-противоправовых целей путем устранения лиц, не являющихся непосредственными жертвами нападения, насилия; посягательство на жизнь, здоровье, свободу физических лиц; действия, направленные на разрушение путем взрыва, поджога или иным способом использования транспортных средств, общественных и жилых помещений и других материальных объектов.

2. В связи с тем, что терроризм сам по себе и отдельные его виды так или иначе носят политический характер и направленность, имеют целью оказать влияние на деятельность и решение органов власти или международных организаций и их политических лидеров, считаем необоснованным выделение политического терроризма, как отдельного (особого) вида.

3. Учитывая, что терроризм по своему характеру и способу практического проявления всегда связан с насилием, угрозой насилия или применения других крайних мер принуждения и жестокости, считаем необоснованным включение в его систему и «экономического терроризма».

4. В настоящее время вполне правомерно выделение «информационного терроризма», при осуществлении которого происходит прямое воздействие на психику и сознание людей через средства массовой информации, сеть Интернет, в целях устрашения массы населения для формирования нужных террористам мнений, направленных на поддержку соответствующей террористической деятельности и прямое участие в ней.

5. Считаем целесообразным в рамках ООН проводить деятельность по подготовке модельного законодательства. Модельные (типовые) законодательные акты в сфере противодействия терроризму, а также по вопросам борьбы с преступностью в целом, могли бы стать образцом (моделью) для национального правового регулирования конкретной области общественных отношений.

6. Борьба с терроризмом в Республике Беларусь является неотъемлемой частью деятельности государственных органов, иных организаций и граждан по обеспечению национальной безопасности.

Целью борьбы с терроризмом является создание и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от актов терроризма и иных преступлений, направленных на достижение целей терроризма, который гарантирует сохранность жизни и здоровья граждан, реализацию ими прав и свобод, стабильный общественный порядок, исключает противоправное влияние на принятие решений государственными органами и законное осуществление политической или иной общественной деятельности, а также обеспечивает недопущение провокации международных осложнений, войны, дестабилизации внутреннего положения иностранных государств.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.