Когнитивный и практический компонент — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Когнитивный и практический компонент

2017-10-21 183
Когнитивный и практический компонент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кафедра -«общеврачебной практики № 1 с курсом геронтологии и гериатрии»

Селективная дисциплина – « Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак»

Специальность -051301- «Общая медицина»

Объем учебных часов – всего 90 часов

Аудиторные часы: 60, из них лекции – 6, практические занятия - 52

Самостоятельная работа студента: 30 часов

Курс – 5

Семестр – IX-X

 

 

Год


Рабочая программа для студентов 5 курса по специальности «Общая медицина» составлена:

доцентом кафедры «Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак» Калиевой Г.А.

 

Рабочая программа составлена согласно инструктивному письму № 6 на основании образовательнойпрограммы ОМ 2013 г. по специальности 051301 - «Общая медицина» и на основании разработанной коллективом КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова «КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БАКАЛАВРОВ по специальности В5 051301 «Общая медицина»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Общая врачебная практика № 1, протокол заседания кафедры №1 от 27 августа 2016 г., зав. кафедрой профессор Исаева Б.Г.

 

Рабочая программа обсуждена на совместном заседании Комитета образовательных программ по направлениям подготовки Внутренние болезни и Врач общей практики …..........2016 Протокол №

  Председатель КОП ВОП к.м.н., доцент Карибаева Д.О. ___________________________

 

Общие сведения

1.1 Наименование вуза -Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

1.2 Кафедра – кафедра «Общая врачебная практика №1»

1.3 Дисциплина - селективная дисциплина «Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак».

1.4 Специальность: 051301 – Общая медицина

1.5 Объем учебных часов – 90 (60+30) часов

1.6 Курс и семестр изучения -5 курс, IX-X семестр

Введение

Общая врачебная практика являются основополагающей для общей медицины дисциплиной. Основной задачей преподавания по данной дисциплине является обучение студентов общим принципам профилактики, диагностики, лечения и динамического наблюдения наиболее распространенных состояний в работе врача общей практики с учётом возрастных и физиологических особенностей течения заболеваний, основанных на принципах доказательной медицины. В работе врача общей практики большое значение имеет профилактическое направление, а также раннее выявление и лечение заболеваний, определяющих здоровье нации. Среди заболеваний, определяющих здоровье нации наряду с сердечно-сосудистыми следует отметить и онкозаболевания. И если в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями наметилась положительная динамика в сторону уменьшения смертности, то этотго нельзя сказать по отношению с онкологическими заболеваниями.

В настоящее время проблемами первичного звена здравоохранения являются запущенные случаи заболеваний, высокая смертность от управляемых заболеваний, недоступность консультаций профильных специалистов, низкий уровень профилактических осмотров.

Профилактика и ранняя диагностика являются значительно более эффективными методами борьбы с онкологическими заболеванием, чем длительное и, зачастую, дорогостоящее лечение. Своевременная диагностика онкологических заболеваний увеличивает шансы на излечение с сохранением удовлетворительного качества жизни пациентов. Огромная роль в профилактике и ранней диагностике принадлежит врачам общей практики, семейным врачам, терапевтам, и другим докторам неонкологических специальностей, ведь именно они, в большинстве случаев, имеют возможность распознать заболевание на самых ранних стадиях и направить пациента для дальнейшей диагностики и лечения к профильным врачам онкологам.

Ранняя диагностика злокачественных новообразований зависит от онкологической настороженности врачей ПМСП и их знаний, дальнейшей тактики в отношении больного. Основной задачей ВОП в его работе по профилактике онкологической патологии является своевременное распознавание и лечение предопухолевых состояний, на фоне которых развивается рак (факультативный, облигатный предрак), а также ранняя диагностика злокачественных новообразований. Обучение онконастороженности и динамическому наблюдению за состояниями, предшествующими онкопатологии – вот основная цель, которой хоть в какой-то мере будет способствовать предлагаемая изучению селективная дисциплина «Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак».

2.2. Цель дисциплины: подготовка бакалавра медицины, способного оказать не только диагностическую помощь больному при наиболее широко распространенных состояниях в их типичных проявлениях, а также в зависимости от возраста и физиологического состояния, но выявлять именно на ранней стадии многие заболевания, в том числе и онкологические. Огромная роль в профилактике и ранней диагностике принадлежит врачам общей практики, семейным врачам, терапевтам, и другим докторам неонкологических специальностей, ведь именно они, в большинстве случаев, имеют возможность распознать заболевание на самых ранних стадиях и направить пациента для дальнейшей диагностики и лечения к профильным врачам онкологам. Основной задачей ВОП в его работе по профилактике онкологической патологии является своевременное распознавание и лечение предопухолевых состояний, на фоне которых развивается рак (факультативный, облигатный предрак), а также ранняя диагностика злокачественных новообразований.

 

 

2.3. Задачи дисциплины: сформировать у обучающихся и закрепить

Знания в выявлении и интерпретации клинических проявлений, выявлении малых признаков предопухолевых заболеваний с учетом их локализации и предшествующего лечения, поиск диагностических методов подтверждения; динамическое наблюдение, мониторинг симптомов, указывающих на элементы атипии. Знание классических предраковых состояний. Недопустимость применения лечебных мероприятий, способствующих росту опухолевых заболеваний. Своевременное направление на консультацию к онкологу.
сформировать у обучающихся и закрепить
Практические навыки   Развить и закрепить онконастороженность, а также совершенствовать навыки клинического обследования больного. Формировать навыки обоснованного направления на консультацию к онкологу. Формировать навыки заполнения профилактического листа осмотра на предопухолевые заболевания (онколист) в амбулаторной карте. Отбора лиц с предопухолевыми заболеваниями, подлежащих диспансерному наблюдению, навыков заполнения документации. Привитие пациентам норм здорового образа жизни, проведение мер по борьбе с факторами риска: курение, низкая физическая активность
Коммуникативные дальнейшее развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде, организации и управления диагностическим, лечебным и профилактическим процессом в амбулаторных условиях
  дальнейшее развитие приверженности к профессиональным ценностям, таким как альтруизм, сострадание, сочувствие, ответственность, честность и соблюдение принципов конфиденциальности
Адвокат здоровья совершенствовать знания принципов и методов формирования здорового образа жизни человека и семьи
Самосовершенствование   закрепить потребность к самостоятельному непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности; развить и совершенствовать навыки научно-исследовательской работы.

Распределение кредитов и часов по блокам дисциплины

  Общая врачебная практика Всего часов Аудиторные часы СРС Контроль
Лекции Практические занятия
        Экзамен
  Акушерство и гинекология        
  Хирургия        
  Внутренние болезни        

2.4. Конечные результаты обучения. По окончании программы обучения по дисциплине бакалавр медицины должен будет владеть следующими компетенциями:

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Содержание компетенции уровень
Налаживание первоначального контакта с пациентом/родственниками и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения IV
Вовлечение пациента в процесс диагностики и лечения, формирование комплаентности пациента IV
Владение профессиональным отношением к пациенту – ассертивность, гуманность, справедливость, эмпатия, альтруизм, ответственность, честность и соблюдение принципов конфиденциальности IV
Владение профессиональным отношением с коллегами и медперсоналом – ассертивность, справедливость, надежность, продуктивность. Умение налаживать рабочие взаимоотношения с позиций взаимоуважения и достоинства IV
Профессиональное поведение – надежность, ответственность. Самооценка, конструктивная реакция на критику. IV

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Содержание компетенции уровень
Права пациента. IV
Способы защиты прав пациента IV
Знание принципов и методов формирования здорового образа жизни человека и семьи, проведение санитарно-просветительной работы IV
Обязанности пациента IV
Информированность и информирование пациента IV
Врачебная тайна IV

Самообразование и самосовершенствование

Содержание компетенции уровень
Владение навыками по интеграции знаний и умений для обеспечения индивидуального подхода при лечении конкретного больного в учреждениях ПМСП IV
Владение навыками принятия профессиональных решений на основе принципов доказательной медицины в амбулаторных условиях IV
Владение способностью и потребностью к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности IV
Навыки научно-исследовательской работы в учреждениях ПМСП – анализа и обобщения, синтеза достоверных фактов, представление результатов научного исследования (публикации, доклады) IV

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кафедра -«общеврачебной практики № 1 с курсом геронтологии и гериатрии»

Селективная дисциплина – « Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак»

Специальность -051301- «Общая медицина»

Объем учебных часов – всего 90 часов

Аудиторные часы: 60, из них лекции – 6, практические занятия - 52

Самостоятельная работа студента: 30 часов

Курс – 5

Семестр – IX-X

 

 

Год


Рабочая программа для студентов 5 курса по специальности «Общая медицина» составлена:

доцентом кафедры «Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак» Калиевой Г.А.

 

Рабочая программа составлена согласно инструктивному письму № 6 на основании образовательнойпрограммы ОМ 2013 г. по специальности 051301 - «Общая медицина» и на основании разработанной коллективом КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова «КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БАКАЛАВРОВ по специальности В5 051301 «Общая медицина»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Общая врачебная практика № 1, протокол заседания кафедры №1 от 27 августа 2016 г., зав. кафедрой профессор Исаева Б.Г.

 

Рабочая программа обсуждена на совместном заседании Комитета образовательных программ по направлениям подготовки Внутренние болезни и Врач общей практики …..........2016 Протокол №

  Председатель КОП ВОП к.м.н., доцент Карибаева Д.О. ___________________________

 

Общие сведения

1.1 Наименование вуза -Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

1.2 Кафедра – кафедра «Общая врачебная практика №1»

1.3 Дисциплина - селективная дисциплина «Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак».

1.4 Специальность: 051301 – Общая медицина

1.5 Объем учебных часов – 90 (60+30) часов

1.6 Курс и семестр изучения -5 курс, IX-X семестр

Введение

Общая врачебная практика являются основополагающей для общей медицины дисциплиной. Основной задачей преподавания по данной дисциплине является обучение студентов общим принципам профилактики, диагностики, лечения и динамического наблюдения наиболее распространенных состояний в работе врача общей практики с учётом возрастных и физиологических особенностей течения заболеваний, основанных на принципах доказательной медицины. В работе врача общей практики большое значение имеет профилактическое направление, а также раннее выявление и лечение заболеваний, определяющих здоровье нации. Среди заболеваний, определяющих здоровье нации наряду с сердечно-сосудистыми следует отметить и онкозаболевания. И если в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями наметилась положительная динамика в сторону уменьшения смертности, то этотго нельзя сказать по отношению с онкологическими заболеваниями.

В настоящее время проблемами первичного звена здравоохранения являются запущенные случаи заболеваний, высокая смертность от управляемых заболеваний, недоступность консультаций профильных специалистов, низкий уровень профилактических осмотров.

Профилактика и ранняя диагностика являются значительно более эффективными методами борьбы с онкологическими заболеванием, чем длительное и, зачастую, дорогостоящее лечение. Своевременная диагностика онкологических заболеваний увеличивает шансы на излечение с сохранением удовлетворительного качества жизни пациентов. Огромная роль в профилактике и ранней диагностике принадлежит врачам общей практики, семейным врачам, терапевтам, и другим докторам неонкологических специальностей, ведь именно они, в большинстве случаев, имеют возможность распознать заболевание на самых ранних стадиях и направить пациента для дальнейшей диагностики и лечения к профильным врачам онкологам.

Ранняя диагностика злокачественных новообразований зависит от онкологической настороженности врачей ПМСП и их знаний, дальнейшей тактики в отношении больного. Основной задачей ВОП в его работе по профилактике онкологической патологии является своевременное распознавание и лечение предопухолевых состояний, на фоне которых развивается рак (факультативный, облигатный предрак), а также ранняя диагностика злокачественных новообразований. Обучение онконастороженности и динамическому наблюдению за состояниями, предшествующими онкопатологии – вот основная цель, которой хоть в какой-то мере будет способствовать предлагаемая изучению селективная дисциплина «Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак».

2.2. Цель дисциплины: подготовка бакалавра медицины, способного оказать не только диагностическую помощь больному при наиболее широко распространенных состояниях в их типичных проявлениях, а также в зависимости от возраста и физиологического состояния, но выявлять именно на ранней стадии многие заболевания, в том числе и онкологические. Огромная роль в профилактике и ранней диагностике принадлежит врачам общей практики, семейным врачам, терапевтам, и другим докторам неонкологических специальностей, ведь именно они, в большинстве случаев, имеют возможность распознать заболевание на самых ранних стадиях и направить пациента для дальнейшей диагностики и лечения к профильным врачам онкологам. Основной задачей ВОП в его работе по профилактике онкологической патологии является своевременное распознавание и лечение предопухолевых состояний, на фоне которых развивается рак (факультативный, облигатный предрак), а также ранняя диагностика злокачественных новообразований.

 

 

2.3. Задачи дисциплины: сформировать у обучающихся и закрепить

Знания в выявлении и интерпретации клинических проявлений, выявлении малых признаков предопухолевых заболеваний с учетом их локализации и предшествующего лечения, поиск диагностических методов подтверждения; динамическое наблюдение, мониторинг симптомов, указывающих на элементы атипии. Знание классических предраковых состояний. Недопустимость применения лечебных мероприятий, способствующих росту опухолевых заболеваний. Своевременное направление на консультацию к онкологу.
сформировать у обучающихся и закрепить
Практические навыки   Развить и закрепить онконастороженность, а также совершенствовать навыки клинического обследования больного. Формировать навыки обоснованного направления на консультацию к онкологу. Формировать навыки заполнения профилактического листа осмотра на предопухолевые заболевания (онколист) в амбулаторной карте. Отбора лиц с предопухолевыми заболеваниями, подлежащих диспансерному наблюдению, навыков заполнения документации. Привитие пациентам норм здорового образа жизни, проведение мер по борьбе с факторами риска: курение, низкая физическая активность
Коммуникативные дальнейшее развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде, организации и управления диагностическим, лечебным и профилактическим процессом в амбулаторных условиях
  дальнейшее развитие приверженности к профессиональным ценностям, таким как альтруизм, сострадание, сочувствие, ответственность, честность и соблюдение принципов конфиденциальности
Адвокат здоровья совершенствовать знания принципов и методов формирования здорового образа жизни человека и семьи
Самосовершенствование   закрепить потребность к самостоятельному непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности; развить и совершенствовать навыки научно-исследовательской работы.

Распределение кредитов и часов по блокам дисциплины

  Общая врачебная практика Всего часов Аудиторные часы СРС Контроль
Лекции Практические занятия
        Экзамен
  Акушерство и гинекология        
  Хирургия        
  Внутренние болезни        

2.4. Конечные результаты обучения. По окончании программы обучения по дисциплине бакалавр медицины должен будет владеть следующими компетенциями:

КОГНИТИВНЫЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

«Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак».

  Компетенция уровень
Гинекология  
Применяет знания Анатомии, гистологии, физиологии женских половых органов норме и патологии, в их числе молочных желёз и шейки матки V
Патоморфологии мастопатий. Ранние признаки озлакочествления образований молочной железы. III
Дополнительные диагностические методы для уточнения природы опуолевого образования. III
Используемые методы лечения образований молочных желез III
Предраковые заболевания шейки матки, клинические признаки, дополнительные диагностические критерии (взятие мазка на гистологическое исследование, кольпоскопия), используемые методы лечения. Профилактические меропрятия по предовращению развития рака шейки матки III
Показания к направлению к мамологу (онкологу)  
Умеет Проводить физикальное обследование молочных желёз, в их числе пальпацию. Пальпация регионарных лимфатических узлов IV
Осмотр шейки матки на зеркалах III
Взятие мазка на гистологическое исследование III
Интепретировать результаты гистологического исследования IV
Пользоваться кольпоскопом III
  IV
Диагностирует и лечит (III- IV) или предполагает (I- II) Мастопатии III
Эрозии шейки матки III
  III
  II
  III
  II
Выполняет Пальпация молочных желёз, регионарных лимфатических узлов V
Осмотр шейки матки на зеркалах III
Взятие мазка из шейки матки III
  III
Хирургия  
Применяет знания Анатомии, гистологии, физиологии прямой кишки, предстательной железы, возрастных особенностей V
Патоморфологические изменения в прямой кишке при развитии опухолевых заболеваний. Ранние признаки малигнизирующих опухолей прямой кишки. Возрастные патоморфологические изменения предстательной железы, гиперплазия предстательной железы. Ранние клиническо-диагностические признаки рака предстательной железы, маркёры рака предстательной железы. III  
Диагностические методы, используемые в качестве скрининга для раннего выявления рака прямой кишки и предстательной железы. III  
Показания для направления на консультацию к онкологу-урологу, онкологу-проктологу III  
Умеет Пальпировать предстательную железу III
Пальцевое исследование прямой кишки III
Интепретировать онкомаркёры рака предстательной железы III  
Диагностирует и лечит (III- IV) или предполагает (I- II) Рак толстого кишечника III
Рак прямой кишки III
Рак предстательной железы III
Выполняет Пальпацию прямой кишки III
Пальпацию предстательной железы III
Внутренние болезни  
Применяет знания Анатомии, гистологии, физиологии органов дыханияв норме и патологии; возрастных особенностей V
В классификации опухолевых заболеваний лёгких III
Наиболее распростоанённые предраковые заболевания лёгких III  
Факторы риска формирования рака лёгкого, наиболее действенные меры борьбы с ними. V
Умеет Проводить обследование больного с патологией бронхо-легочной системы и выявлять основные синдромы поражения легких: кашлевой, обструктивный, уплотнения легочной ткани (инфильтрата), дыхательной недостаточности V
Интерпретировать результаты лабораторных методов исследования у больного с патологией легких IV
Интерпретировать данные исследования функции внешнего дыхания – спирометрии. Выявлять обструктивный, рестриктивный и смешанный типы нарушения дыхания и их степень V
Выявлять симптомы «тревоги»: кровохарканье, длительный субфибрилитет, длительный ничем некупируеваемый кашель, похудание IV
Интерпретировать данные рентгенологического обследования органов грудной клетки, знать показания и методы проведения данного исследования, выявлять основные R-синдромы при патологии легких: затемнение, очаговая тень, изменения корня легкого, изменение легочного рисунка IV
Интерпретировать данные методов визуализации – КТ IV
Диагностирует и лечит (III- IV) или предполагает (I- II) Центральный рак легкого III
Периферический рак легкого III
   
Выполняет Интерпретирует обзорные рентгенограммы IV
Интерпретирует данные бронхоскопического исследования III
Применяет знания Анатомии, гистологии, физиологии органов пищеварительной системы в норме и патологии; возрастных особенностей V  
Наиболее часто встречаемые патологии желудочно-кишечного тракта: гастьроэзофагеальная рефлюксная болезнь, эзофагиты, хронические гастриты, хронические гепатиты, циррозы печени V
Принципов рационального питания, возрастных особенностей. V
Наиболее распространённые факторы риска формирования хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта V
Средств и методов лечения, применяемых в гастроэнтерологии – медикаментозные, хирургические (в том числе эндоскопические и лапароскопические).  
Умеет Интерпретировать данные общего и биохимического анализов крови при патологии ЖКТ IV
Проводить обследование пациента, страдающего заболеванием пищеварительной системы: положение пациента, состояние кожных покровов и слизистых оболочек. Пальпировать периферические лимфатические узлы, живот, печень и селезенку. Определять размеры и консистенцию печени и селезенки. V
Выявлять основные синдромы заболеваний органов ЖКТ: дисфагия, боль в животе, желудочной диспепсии, желудочно-кишечного кровотечения, гепато- спленомегалии V
Выявлять симптомы и синдромы, характерные для патологии печени: холестаз, цитолитический, печеночно-клеточной недостаточности, портальной гипертензии, диффузное изменение, объемное образование в печени V
Интерпретировать результаты обследования на Helicobacter pylori и проводить контроль эрадикации IV
Интерпретировать данные рентгенологического обследования: пищевода и желудка, III
Составлять план питания (рекомендации по диете) V
Интерпретировать данные функционального исследования желудка, двенадцатиперстной кишки IV
Интерпретировать результаты эзофагогастродуоденоскопии IV
Интерпретировать данные УЗИ органов брюшной полости IV
Определять показания к биопсии, знать противопоказания и осложнения биопсии, значение биопсии для морфологической диагностики заболеваний ЖКТ. Интерпретировать результаты гистологического исследования при поражении слизистых пищевода и желудка и печени IV
Проводить оценку характера питания, выявлять нарушения питания (избыточное или недостаточное); выявлять дефицит или избыток витаминов и основных микроэлементов. V
Диагностирует и лечит (III- IV) или предполагает (I- II) Гастроэзофагальную рефлюксную болезнь V
Хронический гастрит V
Язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки IV
Находит симптомы тревоги у названных пациентов: признаки внутреннего кровотечения I
Предраковые заболевания пищевода, желудка и печени II
  II
  I
         

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Содержание компетенции уровень
Налаживание первоначального контакта с пациентом/родственниками и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения IV
Вовлечение пациента в процесс диагностики и лечения, формирование комплаентности пациента IV
Владение профессиональным отношением к пациенту – ассертивность, гуманность, справедливость, эмпатия, альтруизм, ответственность, честность и соблюдение принципов конфиденциальности IV
Владение профессиональным отношением с коллегами и медперсоналом – ассертивность, справедливость, надежность, продуктивность. Умение налаживать рабочие взаимоотношения с позиций взаимоуважения и достоинства IV
Профессиональное поведение – надежность, ответственность. Самооценка, конструктивная реакция на критику. IV

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Содержание компетенции уровень
Права пациента. IV
Способы защиты прав пациента IV
Знание принципов и методов формирования здорового образа жизни человека и семьи, проведение санитарно-просветительной работы IV
Обязанности пациента IV
Информированность и информирование пациента IV
Врачебная тайна IV

Самообразование и самосовершенствование

Содержание компетенции уровень
Владение навыками по интеграции знаний и умений для обеспечения индивидуального подхода при лечении конкретного больного в учреждениях ПМСП IV
Владение навыками принятия профессиональных решений на основе принципов доказательной медицины в амбулаторных условиях IV
Владение способностью и потребностью к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности IV
Навыки научно-исследовательской работы в учреждениях ПМСП – анализа и обобщения, синтеза достоверных фактов, представление результатов научного исследования (публикации, доклады) IV

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.