Как помочь ребенку адаптироваться к школе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

2017-10-21 221
Как помочь ребенку адаптироваться к школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помочь ребенку адаптироваться к школе, преодолеть страх перед ней и все те препятствия, которые возникнут на его пути, должны и родители, и педагоги. Не стоит недооценивать также мастерства медицинских работников. Причем наибольшего успеха в этом нелегком деле они смогут добиться лишь в том случае, если будут действовать сообща. Но, безусловно, большая часть ответственности лежит на плечах родителей. Ведь даже самые лучшие учителя не в состоянии преодолеть все трудности воспитания детей.

С самого начала школьного обучения многие родители допускают грубейшую ошибку, рассчитывая на то, что их ребенка полностью подготовит к школе детский сад. Разумеется, никто не умаляет заслуг воспитателей, и если ваш сын или дочка с удовольствием ходили в ясли и сад, то впоследствии школа не будет казаться им чем-то трудным и ужасным. Но ни одно детское дошкольное учреждение не сможет привить ребенку положительное восприятие школы, если в этом не будут кровно заинтересованы родители.

Конечно, если вага малыш посещал детский сад, значит, его в большей или меньшей степени приучили к дисциплине, порядку, общению в коллективе, привили необходимые бытовые навыки, научили рисованию, начальному счету, письму и чтению. Но если занятиям ребенка не уделяют должного внимания в семье, не придают им достаточного значения, ничем не поощряют усердие и старание малыша, то в конечном итоге он перестает ими интересоваться, рассуждая примерно так: «Зачем я буду старательно заниматься, исправлять свои ошибки и готовиться к школе, если мама и папа не очень хотят этого? Значит, и сама школа не так уж и нужна, там только ругают и ставят двойки».

Своим невниманием родители отдаляют ребенка не только от школы, но и в какой-то степени от себя. Ведь некоторых детей такое отношение глубоко обижает, они замыкаются в себе и перестают быть откровенными. А проблема негативного восприятия школы в дальнейшем может только усугубиться, и решить ее будет гораздо сложнее.

Родителям нужно больше времени проводить с детьми, хотя это и очень сложно при сегодняшнем ритме жизни, стараться общаться с ними на равных, тем самым давая понять, что они уже достаточно взрослые. Это поможет им легче войти в контакт с одноклассниками и педагогами. Ведь даже те дети, которые привыкли какое-то время обходиться без родителей, быть в окружении сверстников, что, кстати, тоже очень важно, оказываются в школе среди незнакомых людей. Вот здесь и пригодится умение и желание ребенка войти в новое детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами и, когда нужно, уступить.

Безусловно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду играет весьма важную роль. Но тем не менее значимо и то, какое место занимает дошкольник в семье среди братьев и сестер, приветствуют ли родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе и как оценивают его поведение. Ведь малыша ждет напряженный труд, при котором будет необходимо делать не только то, что нравится, но и то, что потребует учитель. А это не так-то просто, когда в портфеле лежит новенькая машинка и хочется поделиться с соседом по парте последними «важными» новостями.

К началу обучения в большинстве своем дети способны поставить перед собой какую-то определенную цель, принять решение, проявить усилие в процессе преодоления незначительных препятствий. Правда, цели еще недостаточно устойчивы и осознаны, и в этом возрасте они успешнее достигаются в игровой ситуации. Родителям нужно постоянно помнить об этом, превращая квартиру во время уборки, например, в палубу гигантского корабля или место тренировки для полета в космос, где в процессе игры они получают возможность без угроз и назидательности управлять детьми.

В результате игровой деятельности у ребенка формируются рациональное и спокойное отношение к трудностям, стремление преодолевать их, развиваются дисциплинированность и организованность, помогающие детям приспособиться к школьным условиям.

Теперь несколько слов о взаимоотношениях с учителем. Если у ребенка с самого начала сложатся благоприятные отношения с педагогом, значит, он будет если не с радостью и удовольствием, то по крайней мере без боязни посещать школу. Большое значение для формирования этих отношений имеет то обстоятельство, как ребенок относится к взрослым вообще. Если он привык перебивать их при разговоре, не выслушивать до конца просьбы и пожелания, то и в школе он будет вести себя подобным же образом, что неизбежно приведет к замечаниям и следующим за ними конфликтам. Так что, дорогие родители, не упускайте возможности вовремя обучить ребенка элементарным нормам вежливости. Тем самым вы не только сделаете общение с ним более приятным для себя, своих родственников и друзей, но и избавите его от многих проблем в школе.

Одна из самых распространенных причин нежелания посещать школу — это слишком большая нагрузка и вследствие этого плохая успеваемость. Помимо того, что у сегодняшних школьников довольно сложная программа, им еще приходится ежедневно справляться с не менее трудным домашним заданием. Кроме того, некоторые родители считают своим долгом хоть чем-то занять дитя, чтобы оно «не болталось» без дела, или же найти для него «престижное» увлечение. Все это, вместе взятое, настолько утомляет ребенка, что он начинает потихоньку ненавидеть школу, которая отнимает большинство свободного времени, часть из которого можно было бы потратить на себя, свои интересы и увлечения, общение с друзьями. В такой ситуации он кое-как делает уроки, чтобы освободить время для игр, поскольку на все его в буквальном смысле слова не хватает.

В этой ситуации родители просто обязаны пересмотреть дополнительные нагрузки ребенка. Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и секциями — у него и без того забот «полон рот». А чтобы он больше успел и не устал, ему необходимы четкий распорядок дня и продуманный отдых, желательно на свежем воздухе.

Большое значение для адаптации малыша к школьным нагрузкам имеет уровень его дошкольной подготовки. Но это вовсе не значит, что, подготовив ребенка к первому классу, родители могут считать свою миссию выполненной и вправе полностью переложить, ответственность на учителя. Усилия семьи и школы, в частности, классного педагога, обязательно должны дополнять друг друга. К великому сожалению, так получается не всегда. И беда здесь не только в том, что некоторые родители ограничивают свои воспитательные функции проводами ребенка на занятия. Очень распространена система отношений, когда семья всего лишь дублирует школу. Например, папа требует: «А ну-ка, покажи, как ты выполнил классную работу? Боже мой, какие ужасные каракули! Сейчас же перепиши!» Естественно, ребенок сядет и перепишет, но к процессу учебы у него начнет развиваться стойкое отвращение. Чтобы этого не случилось, вам в первую очередь нужно создать такую атмосферу, чтобы школьнику было удобно и уютно, чтобы он на деле ощущал вашу заботу и внимание.

Часто бывает так, что родители (и прежде всего отец) стараются не проявлять своей любви слишком явно, считая, что нежность и ласка просто неуместны. Это глубокое заблуждение, поскольку ребенок, постоянно недополучающий свою порцию родительской любви, вырастает замкнутым и стеснительным. Разумеется, не стоит и слишком баловать малыша, особенно на первых порах обучения. Этим вы рискуете получить этакого «маменькиного сынка», постоянно цепляющегося за вашу юбку.

Еще одна очень важная функция семьи — воспитание у ребенка самостоятельности и чувства ответственности. А это возможно при условии, что у малыша есть свои обязанности, причем желательно, чтобы они были достаточно разнообразными и значимыми не только для него, но и для всей семьи. Скажем, в младшем и среднем школьном возрасте ему вполне по силам незначительные покупки и помощь по дому.

Ребенок должен привыкнуть к тому, что порученное ему то или иное дело никто другой за него выполнять не станет. Может быть, вначале пару раз придется посидеть без хлеба, но пусть сын или дочь увидят, что из-за них вся семья осталась без такого нужного продукта. Формирование самостоятельности, ответственного отношения к порученным делам — важнейшая составляющая той уверенности, которая позволяет ребенку без боязни посещать школу. Об этом нужно помнить в тех случаях, когда проще что-то сделать за него, чем добиться, чтобы он сделал это сам.

Не менее важно, чтобы ваши дети пошли в школу физически развитыми, крепкими и здоровыми и оставались таковыми на протяжении всего курса обучения. В этом случае их не будет мучить страх, что они значительно слабее сверстников. К тому же хорошее физическое развитие, а вместе с ним и выносливость самым тесным образом связаны с работоспособностью, без которой успехи в учебе практически невозможны.

Первостепенное значение в физическом воспитании детей имеют всевозможные игры и состязания, ведь мир ребенка — это прежде всего мир игры. При этом подвижные игры обладают и большим эмоциональным зарядом. Надо только следить за тем, чтобы каждая игра предоставляла ребенку возможность действовать активно, обеспечивала бы определенную физическую нагрузку, соответствующую его возрасту и подготовленности. Тогда игра будет помогать развитию и укреплению всех важнейших функций организма.

Как правило, по ребенку можно судить об особенностях семейного воспитания. На одних, как говорится, не налюбуешься: это крепкие здоровые ребята, знающие множество различных игр, которыми они с большим удовольствием делятся с другими. Они не только выносливы, но и общительны и дружелюбны. Другие же дети изнежены и избалованы, они несамостоятельны, малоподвижны и капризны. Разумеется, такие ребята с неохотой и некоторой долей страха посещают школу, поскольку боятся того, что сверстники будут высмеивать их слабость, дразнить и при любом удобном случае стараться задеть побольнее.

Но этих неприятностей можно избежать, если приучить ребенка соблюдать определенный распорядок дня. Утром — гимнастика. Пусть это будут несложные упражнения, но какую пользу они принесут в будущем! Затем идут умывание, причесывание, завтрак и сборы в школу. По возвращении домой не стоит сразу заставлять его садиться за домашнее задание, пусть он поиграет или поможет вам по хозяйству. На первых порах рекомендуется и дневной сон. Если же ваш ребенок не хочет ложиться спать, не заставляйте его — этим вы ровным счетом ничего не добьетесь. Просто попытайтесь сделать так, чтобы он хотя бы немного полежал или спокойно посидел — например, просматривая детские телепередачи. После этого пусть погуляет на свежем воздухе. Будет замечательно, если он с друзьями поиграет в подвижные игры, а если на дворе зима, покатается на санках или побегает на лыжах.

Приготовление уроков ни в коем случае не должно откладываться или затягиваться до позднего вечера. Наблюдайте за тем, чтобы выполнение домашнего задания не занимало более полутора часов, иначе ребенок может переутомиться. Также позаботьтесь о том, чтобы в это время его никто не отвлекал. При этом важно следить за правильным чередованием учения, труда и отдыха. В таком случае у ребенка останется больше времени для прогулок, игр и интересующих его занятий. Все это благоприятно скажется не только на его здоровье, но и на отношении к учебе.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола до тех пор, пока не приготовит все уроки. Это неправильно. Когда советуешь родителям не перегружать школьника, в ответ нередко слышишь: «Но в школе же он может высиживать 45 минут!» Милые родители, не забывайте, что сегодня он уже отсидел определенное количество уроков, и именно из-за этого его работоспособность значительно снижена.

Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий. Не заставляйте переделывать и плохо выполненную, на ваш взгляд, классную работу. Вместо этого предложите проверить ее и исправить ошибки, если таковые имеются. Но переписывать не надо, поскольку повторное выполнение уже сделанного, пусть и с ошибками, задания воспринимается как скучное и бессмысленное занятие. Оно способно совершенно отбить охоту заниматься и лишить ребенка веры в свои силы. И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Самоисправления — это некий самоконтроль, который должен всячески поощряться родителями.

Нежелание идти в школу может быть вызвано плохими отношениями с одноклассниками. Особого внимания требует такая проблема, как всевозможные обиды и дразнилки. Они порой настолько ранят неокрепшую психику ребенка, что впоследствии он долго не может избавиться от различных комплексов. Конечно же, шутки бывают не только злые, но и добрые. Постарайтесь научить свое дитя отвечать на добрые шутки улыбкой, а на злые и обидные вообще не обращать никакого внимания.

Разумеется, сделать это довольно сложно, но не отступайте перед первой же неудачей, а своим собственным примером показывайте, как нужно поступить в той или иной ситуации. Тем более что. к сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто. Столкнувшись с такими особами, всем своим видом выражайте глубокое безразличие или пристыдите неугомонного зачинщика. Ребенок, беря с вас пример, будет стараться вести себя аналогичным образом, давая достойный отпор обидчикам.

Если все совместные усилия родителей и педагогов все же не приносят ощутимых результатов и ребенок не желает посещать школу, стоит подумать о том, чтобы обратиться к психологу. Ведь это врач, который понимает и лечит различные типы неправильного поведения и эмоциональных проблем. К тому же в некоторых школах уже работают штатные психологи, оказывающие квалифицированную помощь и дающие советы по любому интересующему родителей вопросу.

Такая актуальная проблема, как тревожность и неврозы, которые нередко возникают на фоне неуверенности в себе, своих силах и способностях, требует безотлагательного решения. Школьному психологу совместно с учителем рекомендуется ставить перед такими детьми задачи, которые будут им по силам. Нужно стараться выделить те сферы деятельности, в которых ребенок может проявить инициативу и заслужить признание не только в своем классе, но и в школе. Это могут быть работа в летнем лагере, туристический поход, спортивные соревнования и т. п.

Достаточно эффективным может быть такой прием, когда отстающий, не уверенный в себе ученик с признаками личностной тревожности на время превращается в «учителя», наставника, помогающего слабенькому ученику из младшего класса. При этом рекомендуется закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов, а если таковых еще нет, сделать все для того, чтобы они появились, хотя бы незначительные.

Роль родителей также велика. Ребенка с признаками тревожности не стоит обвинять во всех грехах, ведь зачастую он ни в чем не виноват. Многие трудности образуют своего рода порочный крут, когда одна проблема порождает множество других, и поэтому психологам и родителям нужно искать не одну, а несколько причин тревоги и стремиться устранить каждую из них. Необходимо помнить, что нормальному ребенку всегда можно помочь, стоит только приложить определенные усилия. В запущенных же случаях следует подумать о том, чтобы обратиться к квалифицированному детскому психиатру.

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ

Если ваш ребенок испытывает трудности с учебой, вы можете помочь ему, приняв непосредственное участие в подготовке уроков. Но это не значит, что нужно контролировать каждый его шаг, быть строгим надсмотрщиком. Так можно только испортить все дело и отбить у него всякую охоту учиться.

Очень важно не превращать «домашнее обучение» в точную копию школьных уроков. Желательно построить занятие так, чтобы ребенку было интересно. В этом случае он не будет испытывать дискомфорта при подготовке уроков.

Я могу предложить следующий вариант. Поиграйте со своим первоклассником в ролевую игру под названием «Школа». Только в данном случае «учителем» должен быть ваш ребенок, а «учеником» соответственно вы.

Пусть ваш «учитель» сам объяснит вам новую тему, расскажет, как нужно решать арифметическую задачу или выполнять упражнение по русскому языку. Вы как «примерный ученик» или «ученица» будете задавать ребенку различные вопросы, касающиеся изложенного материала. По тому, как он ведет объяснение, как отвечает на ваши вопросы, вы можете сделать выводы, усвоил или нет ребенок пройденное в школе.

Выяснив это, незаметно перейдите к совместному обсуждению той или иной темы, в процессе которого постарайтесь спокойно, не повышая голоса, объяснить своему «учителю» не понятые им моменты.

К игре можно привлечь и других членов семьи. Тогда ребенку станет гораздо интереснее чувствовать себя «учителем», и он постарается как можно лучше соответствовать этому почетному званию.

Не забывайте о том, что подобные игры интересуют только детей младшего школьного возраста, то есть тех, кому не более восьми-девяти лет. Поэтому не теряйте времени и старайтесь как можно больше внимания уделять ребенку, пока он еще мал. В ином случае впоследствии вам будет значительно труднее найти к нему подход, чтобы вызвать интерес к учебному процессу.

Можно найти игровые формы подготовки практически любого школьного предмета. Например, если у ребенка трудности с иностранным языком, попросите своих домашних почаще произносить те или иные иностранные слова. Ребенок включится в игру, запомнит основные фразы, а потом у него проявится интерес к изучению языка. Можно договориться о том, чтобы один или два часа в день все члены семьи говорили исключительно на иностранном языке, разумеется, используя самые простые слова и фразы. Безусловно, это возможно только при соответствующей подготовке родителей. А вот сделать яркие цветные таблички с иностранными словами и прикрепить их к соответствующим предметам в доме — это доступно практически всем. Постепенно ребенок запомнит, как называется вся домашняя обстановка, утварь. А затем можно перейти к изучению слов, означающих другие предметы и явления.

Ребенку бывает трудно попять различные арифметические действия. Но если строить объяснение на наглядных примерах, обучение окажется гораздо эффективнее. Предложите ребенку посчитать конфеты, яблоки, игрушки. Вместо настоящих фруктов или игрушек для счета можно использовать яркие цветные картинки.

Когда ребенок начнет без труда считать, переходите к собственно арифметическим действиям. Простейший пример — вы даете ему несколько конфет, затем просите его поделиться ими с кем-то из окружающих. Потом ребенок говорит, сколько конфет у него осталось. Таким же образом прорабатываются любые арифметические действия: сложение, умножение, вычитание и деление. И как только он без всякого труда начинает справляться с подобными практическими примерами, переходите к письменным заданиям. Но если у ребенка возникают трудности, сразу же ненавязчиво помогайте ему их решать.

Внимание и любовь дадут вам возможность вовремя понять, какие именно проблемы испытывает ваш ребенок, и своевременно помочь ему с ними справиться. Поэтому не следует игнорировать никакие, даже самые, казалось бы, незначительные тревожные сигналы, возникающие по мере его обучения.

Очень часто у детей возникают проблемы с правописанием. Учителя и родители заставляют их учить наизусть все правила, дети старательно повторяют, что от них требуется. И тем не менее не могут написать ни одного диктанта или упражнения по русскому языку без ошибок. Со временем они привыкают к постоянно плохим оценкам и уже не пытаются изменить ситуацию. А ведь есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажу в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не так, как пишем».

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому «орфографическому» чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать «чтением грамотности», вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

Итак, сначала предложите ребенку прочитать определенный текст «орфографическим» чтением. А потом пусть тот же самый текст он прочитает так, как читает обычно, соблюдая все орфоэпические нормы. (Орфоэпия — это литературное произношение.) Со временем при регулярных занятиях он автоматически будет запоминать правильное написание слов и перестанет делать ошибки при выполнении письменных работ. Но «чтение грамотности» должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово «который» он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. «каторый». Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше — примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания. Для чтения лучше всего выбирать интересные тексты, чтобы сам процесс занятий вызывал у ребенка удовольствие. Не читайте отрывки из учебников, которые уже успели изрядно надоесть вашему первоклашке за время школьных занятий. Пусть лучше ребенок читает сказки, повести или рассказы, которыми он увлекается в свободное от учебы время.

Словом, решение существующей проблемы намного проще, чем это может показаться на первый взгляд, и если ваш ребенок не успевает по какому-то предмету, это еще не повод сомневаться в его способностях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разумеется, все вышеприведенные советы и рекомендации способны дать желаемый эффект только в том случае, если родители не будут жалеть времени и сил для занятий со своим ребенком. Эпизодическое обращение к ребенку вряд ли способно принести плоды, поэтому необходимо как можно внимательнее относиться к возникающим у него трудностям.

Родителям важно помнить, что в одиночку детям совершенно невозможно справиться со своими проблемами, а при поддержке старших они порой способны творить чудеса.

Дорогие родители, не забывайте, что настоящее чудо — это ваша любовь к ребенку, а заботливое и внимательное отношение способно помочь ему в любых ситуациях.

Придерживаясь данных в этой книге рекомендаций, вы можете самостоятельно поразмышлять над вопросом: как же помочь сыну или дочке в том или ином случае? И со временем вы наверняка найдете верный ответ. Ведь вы, как никто другой, знаете все особенности вашего чада. Проанализировав их, постарайтесь найти подход к своему ребенку, чтобы помочь ему справиться со всеми трудностями, которые подстерегают их в самом начале жизненного пути.

Понятно, что при сегодняшнем сумасшедшем темпе жизни вы очень заняты. Но все же, несмотря на усталость и порой плохое настроение, постарайтесь уделять ребенку как можно больше внимания. Ведь если с самого начала дать проблеме развиться и засесть глубоко внутри маленького человечка, еще не окрепшего физически и морально, то впоследствии решить ее будет гораздо сложнее. Не оставляйте ребенка наедине с его бедами и попытайтесь сделать климат в вашей семье эмоционально комфортным и максимально благоприятным для его развития. Желаем успехов!

 

Оглавление

· От составителей

· Глава 1. ЕСЛИ МАЛЫШ ПЛОХО ЕСТ

· ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО АППЕТИТА

· СТОИТ ЛИ ДЕЛАТЬ ТРАГЕДИЮ ИЗ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ПЛОХО ЕСТ?

· КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРЕСНЫМ ПРОЦЕСС ПОГЛОЩЕНИЯ ПИЩИ

· Глава 2. ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ

· ПОЧЕМУ МАЛЫШ ПЛАЧЕТ?

· ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

· МАМА + МАЛЫШ = ДРУЖБА

· Глава 3. ЕСЛИ МАЛЫШ БОИТСЯ

· ДЕТСКИЕ СТРАХИ

· НОЧНЫЕ КОШМАРЫ И СТРАХИ

· КАК ПОБЕДИТЬ СТРАХ

· Глава 4. ЕСЛИ МАЛЫШ КАПРИЗНИЧАЕТ

· ПОЧЕМУ РЕБЕНОК КАПРИЗНИЧАЕТ

· ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ КАПРИЗНИЧАЕТ?

· КАК ОТВЛЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ КАПРИЗОВ

· Глава 5. ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ

· ПОЧЕМУ МАЛЫШ НЕ СЛУШАЕТСЯ

· ПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК. КАКОЙ ОН?

· КАК РЕАГИРОВАТЬ НА НЕПОСЛУШАНИЕ

· НАКАЗАНИЯ

· НАКАЗАНИЕ СПРАВЕДЛИВОЕ И ДЕЙСТВЕННОЕ

· Глава 6. ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛАДИТ С БРАТОМ ИЛИ СЕСТРОЙ

· ПОЧЕМУ ДЕТИ ССОРЯТСЯ

· УЧИМСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ

· КАК УЛАДИТЬ КОНФЛИКТ

· Глава 7. ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАМКНУТ

· ПРИЧИНЫ ЗАМКНУТОСТИ

· ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

· ВНУТРЕННЕЕ РАСКРЕПОЩЕНИЕ

· Глава 8. ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО ПОДРУЖИТЬСЯ

· ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ ТРУДНО СО СВЕРСТНИКАМИ

· КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

· КАК НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ

· Глава 9. ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД

· НУЖЕН ЛИ МАЛЫШУ ДЕТСКИЙ САД?

· ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД?

· КАК ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ

· Глава 10. ЕСЛИ РЕБЕНОК МЕЧТАЕТ О ДОМАШНЕМ ПИТОМЦЕ

· ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МЕЧТАЕТ О ПИТОМЦЕ?

· КОГО ЗАВЕСТИ?

· ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПИТОМЦА

· КАК ПЕРЕЖИТЬ ПОТЕРЮ

· ДЕТИ И ЖИВОТНЫЕ. ПРОБЛЕМЫ

· Глава 11. ЕСЛИ РЕБЕНОК СПРАШИВАЕТ «ПРО ЭТО»

· С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ

· ТАКИЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

· САМАЯ ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

· ПРО ПЛОХИЕ СЛОВА

· И СПРОСИЛА КРОХА...

· Глава 12. ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ

· ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ

· ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

· МАЛЕНЬКИЕ АГРЕССОРЫ - КТО ОНИ?

· КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ

· Глава 13. ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ НЕПРАВДУ

· ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?

· ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

· ФАРФОРОВЫЙ КУВШИН

· НЕПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

· Глава 14. ЕСЛИ РЕБЕНОК БЕРЕТ ЧУЖИЕ ВЕЩИ

· ПОЧЕМУ ОНИ ТАК ПОСТУПАЮТ

· СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

· ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

· ПОЧЕМУ ОНИ ВОРУЮТ?

· Глава 15. ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ

· КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ

· ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

· НЕ ХОЧЕТ ИЛИ НЕ МОЖЕТ?

· КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

· ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ И НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ

· Глава 16. ЕСЛИ РЕБЕНОК ИНТЕРЕСУЕТСЯ ТОЛЬКО КОМПЬЮТЕРОМ...

· ЧТО РАЗВИВАЕТ КОМПЬЮТЕР?

· ЧТО ВРЕДНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ?

· ЭТИ СТРАШНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

· КОМПЬЮТЕР И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

· Глава 17. ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО В ШКОЛЕ

· ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ

· КАК СОЗДАТЬ ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ

· КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ

· УЧИМСЯ ВМЕСТЕ

· ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.