Организация, технология и проектирование — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация, технология и проектирование

2017-10-21 210
Организация, технология и проектирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Методические указания

по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы

для студентов направления подготовки

38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения

 

 

Кемерово 2017


Составители:

И. И. Берсенев, к.т.н., доцент

И. А. Заусаев, к.т.н.

Утверждено на заседании кафедры торгового дела, протокол № ___ от ___ _______ 2017 г. Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета торгового дела, протокол № ___ от ___ ________ 2017 г.

 

Организация, технология и проектирование предприятий [Текст]: методические указания по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы для студентов направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения / [сост. И. И. Берсенев, И. А. Заусаев]; Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. – 72 с.

 

 

Составлены в соответствии с Учебным планом и рабочей программой дисциплины.

Предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения.

 

 

 

 

ã Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017

 
 

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………….  
1. Содержание дисциплины………………………….  
2. Тематика практических занятий…….…….….  
3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………...............................................................  
  3.1. Тематика рефератов………………………………….  
  3.2. Тестовые задания…………….……………………….  
  3.3. Тематика научно-исследовательских работ……………………..…………………………….  
4. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………..  
  4.1. Общие требования к содержанию курсовой работы……………………………………...  
  4.2. Рецензирование и защита курсовой работы……………………………………...  
  4.3. Последовательность выполнения курсовой работы……………………………………...  
  4.4. Варианты заданий для курсовой работы…………………………………………………  
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ……………  
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...……..  
Приложение 1 Оформление расчетов и справочные данные………………………………………..  
Приложение 2 Пример технологической планировки магазина………………………………………  
Приложение 3 Формулы для расчета и выбора торгового оборудования…………………………………  
Приложение 4 Планы помещений проектируемого магазина………………………………………  
         

ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях современной экономики, совершенствование и развитие предприятий торговли в соответствии с объективными законами НТП обусловливает необходимость всестороннего анализа процессов товародвижения, организации и управления торгово-технологическими процессами, применения современных интегрированных технологий, а также развития конкуренции на товарном рынке. Эти новые явления предъявляют повышенные требования к подготовке квалифицированных кадров в сфере высшего специального образования, овладению ими знаний передового отечественного и зарубежного опыта технологии и организации торговой деятельности.

Целью освоения учебной дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» является овладение теоретическими знаниями и методологическими навыками в области организации, технологии и проектирования предприятий торговли, приобретение умений в использовании организационных подходов, в выборе торговых технологий для реализации практических решений и формирования необходимых компетенций.

Задачи дисциплины:

– изучить специфику организации торговых технологий и операций в процессе товародвижения;

– способствовать формированию у студентов знаний и практических навыков по организации торгово-технологических процессов, выбору оборудования и проектированию предприятий в сфере оптовой торговли;

– способствовать формированию у студентов знаний и практических навыков по организации торгово-технологических процессов, выбору оборудования и проектированию предприятий в сфере розничной торговли;

– изучить основной инструментарий управления деятельностью оптовых и розничных торговых предприятий, управления продажами и оказания торговых услуг.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Теоретические основы организации

И технологии товародвижения

Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины.
Организация и технология товародвижения

Рыночные преобразования, современное состояние и роль торговли в экономической деятельности государства. Государственное регулирование отношений в сфере коммерции. Возникновение технологии как науки, её связь с «Коммерческой деятельностью», «Логистикой» и «Маркетингом». Товародвижение как процесс. Рациональные и прогрессивные технологии товародвижения. Роль посредников в процессе товародвижения. Торгово-технический процесс, технологические операции: содержание, признаки, структура. Принципы рациональной организации технологических процессов. Торгово-технический цикл: понятие, факторы, характеристика.

 

Тема 14. Правила торговли

Правила продажи отдельных видов товаров. Правила работы предприятия розничной торговли. Правила торговли на оптовом продовольственном рынке. Требования к работе мелкорозничной сети. Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории РФ. Правила продажи товаров длительного пользования в кредит. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Правила продажи товаров по заказам и на дому у покупателей. Правила продажи товаров по образцам. Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли. Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

 

Задание 1

Магазин супермаркет ООО «Кора» получил 200 мешков с сахаром, в том числе 15 мешков с сахарной коркой. При возврате поставщику 50 мешков имели одну-две дыры, 10 мешков – четыре-пять заплат, остальные были без повреждений. Определить категории качества мешкотары при получении и возврате.

Задание 2

Оптово-розничное предприятие ОАО «Фламинго» получило крупу гречневую в 50 мешках, не имеющих заплат и штопок, дыр. При возврате 10 мешков имели по две штопки на расстоянии 6-8 см от верхней кромки мешка, 8 мешков - распоротый внешний шов на длину 10-15 см, не затрагивающий ткань мешка, 3 мешка были загрязнены краской, 2 мешка – нефтяными пятнами. Определить категорию качества мешкотары при получении и возврате.

Задание 3

Магазин супермаркет фирмы ЗАО «Чибис» получил от иногороднего поставщика минеральную воду в 120 деревянных многооборотных ящиках. При получении товара 110 ящиков соответствовали по качеству I категории, без дефектов, а 10 ящиков оказались не промаркированы. При возврате 30 ящиков имели повреждения металлических креплений (уголков), 10 ящиков – поломку от одной до трех дощечек, 8 ящиков были сданы с поломкой дна, остальные ящики были возвращены без дефектов. Определить категории качества ящиков при получении и возврате.

 

Задание 1

Составить дневной график работы склада бакалейных товаров межрайбазы с учетом рационального использования рабочего времени складских работников на выполнение различного вида складских операций.

Исходные данные:

Склад бакалейных товаров работает в одну смену. Продолжительность смены 8 часов, не считая времени на обед.

На складе производится следующий цикл складских операций:

1. Выгрузка продукции, поступающей на склад железнодорожным транспортом и автотранспортом.

2. Приемка поступивших грузов.

3. Распаковка части поступивших товаров.

4. Доставка товаров к местам хранения и укладка.

5. Отборка и подготовка товаров к отпуску.

6. Доставка и сдача товаров в экспедицию.

Железнодорожный подвижной состав подается на склад для разгрузки и приемки во второй половине рабочего дня (с 13 до 17 ч). Автомобильный транспорт с грузом поступает в первой половине рабочего дня.

Приемка товаров по количеству и частично по качеству производится после разгрузки транспортных средств и занимает 20-30 % всего рабочего времени.

Отборка и подготовка товаров является наиболее трудоемкой складской операцией и, как правило, занимает в общем балансе рабочего времени склада 70-80 %.

Доставка и сдача товаров в экспедицию межрайбазы установлена во второй половине рабочего дня и занимает в балансе рабочего времени около 15-20 %.

Суточный график работы бакалейного склада рекомендуется составить в форме, представленной в табл. 2.

 

Таблица 2

Суточный график работы склада

Виды складских работ Время работы в течение рабочей смены, ч/мин
   

При составлении графика необходимо предусмотреть время обеденного перерыва.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Подготовка к лекциям. Главное в период подготовки к лекционным заня­тиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной ра­боте студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распреде­лять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Работа с литературными источниками. В процессе изучения дисциплины «Бизнес-коммуникации», студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний по данному предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выразить широ­кий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообраз­но разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.

Подготовка к практическому занятию. Подготовка к практическому занятию требующая от сту­дентов навыков самостоятельной работы, предполагает:

- ознакомление с планом практического занятия, который дается препо­давателем и отражает содержание предложенной темы;

- тщательное продумывание вопросов плана;

- просмотр списка рекомендованной литературы и ее подбор;

- работа над записями прослушанной лекции и соответствующего мате­риала из других источников;

- изучение рекомендованной литературы, составление конспекта, запи­сей и тезисов устного выступления и др.

Итогом подготовки студентов к практическим занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильное решение контрольной работы и различных видов ситуационных задач, активное участие в деловой игре и т.д. В процессе изучения дисциплины «Бизнес-коммуникации», студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы.

Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной и популярной литературой, материалами периодики и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний по данной дисциплине, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией. Самостоятельная работа студентов с литературой не отделена от лекций и практических занятий, однако вдумчивое чтение источников, составление тезисов, подготовка сообщений на базе прочитанных материалов способствует гораздо более глубокому пониманию изучаемой проблемы.

Подготовка к промежуточной аттестации

Каждый учебный семестр заканчивается зачетно-экзаменационной сессией. Подготовка к зачетно-экзаменационной сессии, сдача зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой студента. Основное в подготовке к сессии – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен. Только тот студент успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат - возможное отчисление из учебного заведения.

Подготовка презентации и доклада

Презентация, согласно толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, – «способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук».

Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer.

Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию. Ниже представлена последовательность подготовки презентации:

1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.

2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).

3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.

4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.

5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.

6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).

7. Проверить визуальное восприятие презентации.

К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы и т.д.

Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда.

Образы – в отличие от иллюстраций – метафора. Их назначение – вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на аудиторию. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, информация может надолго остаться в памяти человека.

Диаграмма – визуализация количественных и качественных связей. Ис­пользуют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому.

Таблица – конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение – структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией.

Практические советы по подготовке презентации:

- готовьте отдельно: печатный текст «плюс» слайды «плюс» раздаточный материал;

- слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку. Слайды должны выглядеть наглядно и просто;

- текстовое содержание презентации – устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты и доказательства;

- раздаточный материал – должен обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление. Люди больше доверяют тому, что они могут унести с собой, чем исчезающим изображениям. Кроме того, слова и слайды забываются, а раздаточный материал остается постоянным осязаемым напоминанием. Важно раздавать их в конце презентации;

- помните, что раздаточные материалы должны отличаться от слайдов, должны быть более информативными.

Доклад, согласно толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, – «сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию».

Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответство­вать теме учебного занятия. Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям вуза и быть указаны в докладе. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства, умения организовать и проводить диспут.

Студент в ходе работы по представлению доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей. Работая над представлением доклада, студент отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.

Докладчики и содокладчики – основные действующие лица. Они во мно­гом определяют содержание, стиль и активность данного занятия. Докладчики и содокладчики должны знать и уметь:

- сообщать новую информацию;

- использовать технические средства;

- хорошо ориентироваться в теме всего практического занятия;

- дискутировать и быстро отвечать на заданные вопросы;

- четко выполнять установленный регламент: докладчик – не более 10 мин.; содокладчик – не более 5 мин.; дискуссия – не более 10 мин.;

- иметь представление о композиционной структуре доклада.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступле­ние, основная часть и заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудиовизуальных и визуальных материалов.

Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

Подготовка реферата

Реферат – письменный доклад по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты пишутся обычно стандартным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т.п.

К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определенная объективность изложения материала.

Структура реферата:

1. Титульный лист.

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения.

Введение к реферату – важнейшая его часть. Здесь необходимо обосновать актуальность выбранной темы; охарактеризовать степень проблемы; цель и задачи работы; выбранный метод (или методы) исследования и основные источники информации.

Основная часть может состоять из двух, трех или более параграфов. Основная часть реферата структурируется по главам и параграфам (пунктам и подпунктам), количество и название которых определяются автором и руководителем. Подбор ее должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из раз­ных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Обязательным являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Ссылки на источники могут быть по тексту работы постранично в нижней части страницы (фамилия автора, его инициалы, полное название работы, год издания и страницы, откуда взята ссылка) или в конце цитирования (номер литературного источника из списка литературы и страницы, откуда взята ссылка). Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребления терми­нологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основ­ной части реферата.

Заключение – не больше 2 страниц. Оно не должно слово в слово повторять уже имеющийся текст, но содержать собственные выводы о проделанной работе, а может быть, и о перспективах дальнейшего исследования темы. Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач, указывается, что нового лично для себя студенты вынесли из работы над рефератом.

Список использованной литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных студентами в процессе написания реферата законов, учебников, справочников, энциклопедий, монографий, статей и т.п. литературных источников, Интернет-источников. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. После списка литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.). Каждое при­ложение нумеруется и оформляется с новой страницы.

Отметим следующие признаки реферата. Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки. Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связанному высказыванию: так ему присущи следующие категории: оптималь­ное соотношение и завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).

Оформление реферата должно соответствовать требованиям СМК СТО 02-2014 «Стандарт организации. Письменные работы студентов. Структура и правила оформления».

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, рисунки, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.).

Решение ситуационных задач

В психолого-педагогических исследованиях закономерностей процесса обучения было установлено, что процесс усвоения представляет собой по основным закономерностям процесс решения новых задач, названных проблемными задачами. При этом условия и закономерности процессов решения задач были использованы для создания специальных методов обучения, получивших название «развивающего обучения». Результаты этих исследований показали, что одним из главных условий управления обучением и одновременно одним из главных условий, обеспечивающих развитие мышления, является предварительная постановка заданий, вызывающих проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность студентов. Во многих случаях способы проблемного обучения и рассматривались как способы активизации мышления студентов.

Задача по своей структуре представляет объективное заданное и сформулированное в словесной или знаковой форме отношение между определенными «условиями», характеризуемыми как «известное», и тем, что требуется найти, характеризуемым как искомое. Не случайно первый этап любого процесса решения задачи характеризуется как этап «усвоения» задачи, при этом специально отмечается, что студент не всегда «принимает» поставленную задачу. Процесс решения задачи представляет собой такую систему преобразований условий задачи, при которой достигается требуемое искомое. Фактически в большинстве случаев решение задачи – это процесс преобразования некоторой начальной (заданной) ситуации в некоторую конечную (требуемую) ситуацию.

Ситуационная задача задача, которая основана на решении проблемной ситуации. Она составляет специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. Характеризует, прежде всего, определенное психологическое состояние субъекта (студента), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания.

Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. Такая необходимость в выполнении поставленного задания может определяться как непосредственными практическими обстоятельствами выполнения действия, так и широкими общественными потребностями.

Главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. Для того чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить студента перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Важнейшей особенностью неизвестного, как центрального элемента проблемной ситуации, в отличие от искомого, как центрального элемента задачи, является то, что неизвестное всегда характеризуется какой-либо мерой обобщения. Несмотря на конкретность по­ставленного задания, неизвестное, которое должно быть раскрыто в процессе выполнения этого задания, всегда содержит общее, относящееся к целому классу близких заданий. Искомое задачи всегда, или в большинстве случаев, составляет единичные отношения или определенную единичную величину.

Задача характеризуется, прежде всего, степенью сложности, ситуационная задача – степенью трудности подлежащего усвоению неизвестного. Главным показателем степени трудности здесь и выступает степень обобщенности раскрываемого неизвестного.

Так, при характеристике ситуационной задачи показателем ее трудности становится не просто степень новизны усваиваемых знаний, а та степень обобщения, которой должен достигнуть студент в процессе обнаружения нового знания в проблемной ситуации. Показатель обобщения становится, таким образом, и показателем проблемной ситуации, и показателем, характеризующим возможности студента к усвоению нового, неизвестного.

Следующим элементом проблемной ситуации, без которого невозможно понять это психическое состояние, а в педагогической деятельности невозможно целенаправленно создавать и использовать проблемные ситуации, являются возможности студента, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний. Главная характеристика этих возможностей при постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию, заключается в том, что они должны быть достаточны для самостоятельного понимания поставленного задания и условий его выполнения. Чем большими возможно­стями обладает студент, тем более общие отношения могут быть представлены ему в неизвестном, раскрываемом в процессе мышления. Чем меньше эти возможности, тем менее общими отношениями должно быть представлено неизвестное в проблемной ситуации.

Таким образом, явления, обозначаемые понятием ситуационная задача, в отличие от задачи, включают три главных компонента: а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия; б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; в) возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задания не вызовут проблемной ситуации.

Ситуационные задачи базируются на реальной информации, однако, как правило, при разработке ситуаций («кейсов») используются условные названия и фактические данные могут быть несколько изменены. Для экономии времени при проведении практического занятия историческая справка по ситуации дает­ся в сжатом виде, а дополнительная информация предоставляется в удобном для обсуждения виде. Поэтому участник занятия может иметь меньше инфор­мации по проблеме, чем тот, кто сталкивался с ней на практике. Однако это не означает, что в процессе обсуждения нельзя добавить к имеющейся информа­ции факты и сведения, которые необходимы для принятия решений.

Студент (участник дискуссии) на занятии не должен связывать себя предыдущими решениями. То, что сделал предшествующий исследователь, не­существенно. И если изложение фактов в отдельной ситуационной задаче уже объясняет конечное действие или решение, то это связано с тем, что результат – неотъемлемая часть процесса, по которому принимается окончательное решение. Ситуационная задача обычно не идет дальше того, что было в действительности. Основные вопросы, обсуждаемые на практическом занятии (семинаре): «Поче­му?» и «Как?», а не «Что?». Дискуссия также не означает обязательность ответа на вопрос: «Хорошее или плохое было принято решение?». Оценку такого рода должен сделать самостоятельно, каждый участвующий в дискуссии.

Ситуационные задачи часто содержат материалы и факты, которые кто-то из участников занятия может посчитать не относящимися к делу. Но надо всегда помнить, что принятие решений в реальной жизни зависит от способности отделять существенное от несущественного. Нельзя также забывать, что другие участники занятия могут не согласиться с таким пониманием «не относящихся к делу» фактов. Но именно в этих выявляющихся в ходе дискуссии различиях в оценках и подходах и заключается ценность метода кейсов.

В ходе разбора ситуации участник вправе принять или отвергнуть обоснованность любого постулата или определения. Другими словами, во время этого интеллектуального занятия он имеет возможность делать различные выводы так же, как и в повседневной жизни. При подведении итогов практического занятия не даются оценки правильности предложенных решений.

Тематика рефератов

1. Автоматизация торгово-технологических процессов – основа прогрессивного развития предприятий торговли.

2. Атмосфера магазинов, ее влияние на поведение покупателей.

3. Аукционная торговля. Порядок проведения аукционов.

4. Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли.

5. Внедрение прогрессивных форм продажи товаров в розничной торговле.

6. Инновации в складском технологическом процессе.

7. Использование информационно-компьютерных технологий при организации закупок, хранении, транспортировании товаров в оптовых предприятиях.

8. Использование информационно-компьютерных технологий при организации закупок и продажи товаров в розничной торговой сети.

9. Использование тары-оборудования для совершенствования процесса товародвижения.

10. Характеристика форм розничной продажи товаров и методов ее стимулирования.

11. Механизация и автоматизация торгово-технологических процессов в магазинах или на складах.

12. Организация торговли, общественного питания и оказания услуг через торговые автоматы.

13. Организация торгового сервиса в магазине.

14. Организация транспортировки товаров при осуществлении экспортно-импортных операций.

15. Организация труда в предприятиях торговли на современном этапе: проблемы, передовой опыт, перспективы развития (зарубежный, отечественный опыт).

16. Основные направления рационализации торгово-технологических процессов на складах.

17. Основные тенденции развития розничной торговли в условиях рыночной экономики.

18. Перспективы применения торговых автоматов в российских торговых предприятиях.

19. Планировка торговых залов и выбор торговой мебели.

20. Планировка, дизайн магазинов, способы представления товаров.

21. Приборы и устройства для штрихового кодирования товаров.

22. Прогрессивные направления использования тары и упаковки потребительских товаров (зарубежный и отечественный опыт).

23. Прогрессивные технологии товародвижения.

24. Розничная торговая сеть за рубежом.

25. Современное подъемно-транспортное оборудование.

26. Современные тенденции в проектировании и строительстве торговых предприятий.

27. Современные технологические схемы продажи товаров.

28. Современные упаковочные материалы.

29. Состояние складского хозяйства в торговле, перспективы его развития в условиях рыночной экономики (зарубежный и отечественный опыт).

30. Технология продаж (зарубежный и отечественный опыт).

31. Технология продажи товаров с использованием правил мерчандайзинг


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.