Тема 1.9. Экономическое и политическое положение Германии, Италии, Испании. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 1.9. Экономическое и политическое положение Германии, Италии, Испании.

2017-10-21 1899
Тема 1.9. Экономическое и политическое положение Германии, Италии, Испании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности экономического развития. Пути выхода из экономического кризиса. Классификация политических режимов.

Общая характеристика социально-экономического развития развитых стран Европы. Экономике различных регионов мира первой половины XX века были присущи неравномерность их развития, усиление концентрации производства и капитала, постоянно растущая нестабильность.

Неравномерность развития отдельных стран наблюдалась уже в последней четверти XIX века. По степени развития рыночной экономики государства мира делятся на три группы. К первой относятся высокоразвитые страны: США, Великобритания, Германия, Франция и Скандинавские государства. В этих странах промышленный переворот произошел рано. Поэтому и темпы экономического развития были высокими, здесь появились отрасли промышленности, основанные на использовании новейших достижений науки и техники (электротехника, химия, авиация и т. п.). Быстрое развитие производительных сил, в свою очередь, оказывало влияние на развитие техники и науки. Именно этой группе стран принадлежала ведущая роль в развитии мировой экономики. В первой четверти XX века монополистический капитализм стал быстро развиваться и в Японии. Однако, сохранение помещичьего землевладения сдерживало экономическое развитие этой страны.

Страны, входящие во вторую группу это те, где промышленный переворот произошел позднее и медленнее. В эту группу входят страны Центральной, Восточной и Южной Европы. Третью группу составляют страны Латинской Америки. Подавляющая часть этих государств находилась в колониальной зависимости. Поэтому они являлись, в основном, источниками сырья и рынками сбыта для государств с развитой экономикой.

Внутри каждой группы развитие экономики отдельных стран и ее темпы были неодинаковыми. Эта тенденция особенно проявлялась в период после первой мировой войны. Так, например, доля США в мировой капиталистической промышленности значительно увеличилась, а доля Англии и Франции, наоборот, сократилась.

Развитие хозяйства после первой мировой войны носило нестабильный характер: экономические кризисы, застои сменялись стабильностью и подъемом. Эта тенденция приобрела устойчивый характер в первой половине XX века.

Этап стабильного развития экономики начался в 1920-е гг., после восстановления разрушенного войной хозяйства. Переход военной промышленности на мирные рельсы, прекращение стачек и забастовок, установление международных отношений, их дальнейшее оживление открыли дорогу для экономического роста. В промышленность стали широко внедряться научные и технические достижения, возросла производительность труда. Эти обстоятельства повлияли на сокращение безработицы и увеличение заработной платы. Новые отрасли - автомобилестроение, авиация, химия, радиотехническая промышленность - развивались высокими темпами. Однако степень такого подъема не была одинаковой для всех стран. Наивысшего уровня темпы развития достигли в США. За Америкой следовали Германия, Великобритания и Франция. В 1929 году начался мировой экономический кризис. Он затянулся до 1933 года. Его последствия были очень тяжелыми. Поэтому период этого кризиса был назван «годами великой депрессии». В развитых странах безработными оказались 50 миллионов человек. Отдельные отрасли экономики были полностью разрушены и вернулись к состоянию начала XX века.

Революция 1917 года, приход большевиков к власти, стремление коммунистов построить социалистическое общество, вывели экономику России из мировой системы. Российская экономика была полностью основана на государственной собственности, управлялась из единого центра, развивалась в плановом порядке. Централизованная и плановая экономика в первое время достигла больших успехов. Советский Союз превратился в одну из крупнейших мировых индустриальных держав. Однако бурное развитие тяжелой промышленности, быстрые темпы ее развития обеспечивались за счет поглощения средств, выделенных для легкой и пищевой промышленности. Это привело к тому, что уровень жизни населения стал намного ниже, чем в развивающихся странах.

Социальное развитие. В начале XX века в индустриальном обществе окончательно сформировались основные социальные группы. В результате сближения буржуазии и старой аристократии появилась новая элита западного общества. А рабочие превратились в новую социальную группу, хорошо разбирающуюся в сути своих требований и целей, прав и возможностей. Фермеры представляли наиболее значительную долю среднего класса индустриальных обществ. Бурное развитие индустрии привело к значительному увеличению городского населения.

Первая мировая война резко ухудшила положение большинства населения. Была увеличена продолжительность рабочего дня, введена трудовая повинность, ощущалась острая нехватка товаров широкого потребления, продукты питания стали выдаваться по карточкам, деньги обесценивались, росли цены и налоги. Все это усилило недовольство населения воюющих стран в последний год войны. В странах, где последствия войны были особенно тяжелыми, волна народного возмущения привела к революциям (Россия, Германия, Австро-Венгрия). В развитых странах в 1918-1920 гг. рабочее движение добилось проведения ряда социальных реформ: был установлен 8-часовой рабочий день; заложены основы системы социального обеспечения; увеличилась сумма выделяемых государством средств на социальные нужды. Если в развитых странах Запада средства, выделяемые на социальные нужды, составляли 2,6 % национального дохода в 1900 году, то в 1938 году они равнялись 11,3 %. В конце 30-х годов во всех демократических странах были введены пособия по безработице. В 25 странах действовала система пенсионного обеспечения, а в 20 — система пособий в случае болезни.

Ускоренное развитие науки и техники, внедрение новейших научно-технических достижений в промышленность способствовали быстрому росту среднего класса в странах Запада. К новому среднему классу относились учителя, врачи, юристы, инженеры и служащие. Увеличение групп населения со средним и высоким заработком усилило борьбу между основными классами ин-дустриального общества — буржуазией и рабочим классом (пролетариатом). В развитых странах рабочие движения приводили не к революциям, а к проведению социальных реформ и расширению демократии.

Проблема источников сырья и рынков сбыта. Основной причиной первой мировой войны была борьба между развитыми государствами за овладение источниками сырья и рынками сбыта товаров в странах Азии, Африки и Океании. После окончания войны между странами-победительницами и государствами германского блока был подписан договор о мире. Германия и Турция лишились всех своих колоний и зон влияния в Азии и Африке. Австро-Венгрия и Османская империя распались на ряд независимых государств. Российская империя потеряла Финляндию, Польшу и Прибалтику, которые также обрели независимость в послевоенный период. Однако победа Советской власти спасла Российскую империю от окончательного распада.

В тоже время укрепление фашистских тоталитарных режимов в ряде стран в 20-30-е гг. обострило экономическую и политическую ситуацию. Теперь борьба за источники сырья и рынки сбыта товаров переплелась с борьбой демократических сил против фашизма, что привело к началу второй мировой войны.

Западная демократия и реформизм. Последняя четверть XIX века характеризуется концентрацией промышленности и капитала и, как следствие, появлением монополий. В этот период начался процесс перехода от свободного капиталистического предпринимательства к монополистическому капитализму. Мелкие и средние предприятия разорялись, не выдержав конкуренции с крупными монополистическими объединениями (картели, синдикаты, тресты, концерны). Господство крупных монополистических союзов в экономике развитых западных стран изменило и функции государства. В период становления капиталистических отношений экономику регулировали свободные рыночные отношения, а функции государства ограничивались. В условиях, когда монополистическая конкуренция защищала интересы небольшой группы магнатов, резко повысилась роль государства как защитника интересов общества. В период первой мировой войны во всех воюющих государствах было введено государственное регулирование экономики.

Именно государство определяло объем выпускаемой продукции, обеспечивало предприятия сырьем и рабочей силой, регулировало спрос и предложение. Таким образом, было ускорено формирование государственно-монополистического капитализма. Однако, с окончанием войны, прямое вмешательство государства в экономику было ограничено, и роль частного капитала вновь усилилась. Тем не менее, государство косвенно регулировало экономические проблемы через систему налогообложения и кредитования. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец этой системе. Кризис 1929-1933 гг. по своим масштабам, продолжительности и тяжести превосходил все ранее известные кризисы. Это время на Западе называют «временем великого потрясения». Банки и предприятия терпели крах, сильно выросла безработица, положение населения стран, охваченных кризисом, становилось невыносимым. Для того, чтобы выйти из кризиса, необходимо было найти рычаги воздействия на экономику, использовать методы планирования. Эту миссию взяло на себя государство. Прежде всего, нужно было применить эффективные методы государственного регулирования экономики, сочетая планирование с сохранением частной собственности и рыночных отношений.

Реформизм и идея «государства благоднствия». Поиски оптимальных путей государственного регулирования и планирования экономического развития с сохранением идей частной собственности привели к идее «государства благоденствия». Функции такого государства состояли в том, что оно должно оказывать социальную помощь неимущим слоям населения, безработным и старикам. Именно государство должно было напрямую решать конфликтные вопросы, возникавшие между предпринимателями и рабочими. Создание такого государства происходило путем реформирования политической, социальной и экономической системы. Первые попытки выстроить «государство благоденствия» были предприняты в первой половине XX века в США, Англии, Франции и странах Скандинавии. Разумеется, темпы, и глубина структурных реформ в западных обществах отличались друг от друга. В США и Великобритании реформизм зародился еще до начала первой мировой войны. Американский реформизм получил свое развитие в правление таких президентов, как Теодор Рузвельт и Вудро Вильсон. Франклин Рузвельт развил его и превратил в разностороннюю политику. В Англии политику реформизма начал проводить премьер-министр Д. Ллойд Джордж, а продолжили ее лейбористы.

Идея этих реформ была научно обоснована в трудах английского экономиста Дж. Кейнса. Комплекс предложенных им разработок получил название «теории Кейнса». Основные идеи кейнсианства заключаются в следующем: 1) государство должно активно вмешиваться в экономические вопросы. Его роль должна быть особенно велика в области регулирования деятельности крупных монополистических объединений; 2) государство должно регулировать социальные вопросы, распределять материальные блага среди беднейших слоев общества.

Первая идея реализовывалась путем установления минимального размера заработной платы, продолжительности рабочего дня, стоимости произведенной продукции и охраны окружающей среды. Социальные проблемы общества регулировались путем создания государственной системы образования и здравоохранения, целевой социальной помощи безработным и малоимущим, а также выдачи пенсий по старости.

Применение в развитых странах запада рекомендаций, содержащихся в теории Кейнса, показало, что капитализм может найти пути преодоления кризиса и дальнейшего развития общества, подтвердив тем самым, потенциал развития и жизнеспособность этого общественного строя.

Появление фашизма. Фашизм как особое идеологическое движение и государственно-политическая система сформировался в первой четверти XX века.

Первая мировая война разрушила экономику стран Европы и вместе с тем обострила социально-политическую ситуацию. В некоторых странах ужесточилась общественно-политическая борьба, которая переплеталась с революционными потрясениями. Тяготы войны, кровопролитные схватки во время революций, последовавший затем жестокий экономический и социальный кризис — все это поколебало веру в конституционную власть и породило духовный кризис. Поиски выхода из политического и духовного кризиса привели к переосмыслению роли государства в обществе. Государство взяло непосредственно на себя проблемы развития экономики и решение социальных проблем. В демократических странах, с традиционно высоким уровнем политической культуры, роль государства была весьма высока, что положительно повлияло на ход реформ, регулирование экономики и введение в обществе государственной системы социального обеспечения. В странах с традиционно низким уровнем политического развития (Россия, Италия, Германия, Испания, Португалия), укоренились тоталитарно-авторитарные системы. Тоталитаризм в первой половине XX века характеризовался крайними правыми и левыми формами, к которым относятся фашизм и большевизм.

Понятие «фашизм» появилось в Италии. Первоначально это слово обозначало «боевой союз» - («фашн ди комбаттименто»). В Германии это движение получило название «нацизм». Зарождению фашизма способствовали одинаковые условия в Италии и Германии. Во - первых, в этих двух странах поздно появилось единое централизованное национальное государство. Если Франция и Англия имели огромный социально-политический опыт, восходящий к XVII – XVIII вв., когда гражданские и политические права и свободы отражались в государственных законах, то в Германии и Италии первые конституции появились только во второй половине XIX века. Демократические и гражданские права и свободы в этих государствах были крайне ограничены. Свобода мысли и интересы личности не стали приоритетом новых политических идей, напротив, вместо этого пропагандировались чувство подчинения грубой силе и покорность перед властью. Политическая отсталость породила шовинизм и национализм. Во- вторых, послевоенные экономические трудности, нарастание революционного движения вызывали у мелких и средних слоев населения, лишившихся собственности, ненависть с одной стороны к крупному капиталу, а с другой - к революционным силам. Поэтому идеи фашизма упали на благоприятную почву. В-третьих, в Германии, в связи с тяжелыми условиями Версальского мира, а в Италии — после неоправданных надежд на Парижскую конференцию, появилось чувство униженности национальной гордости. Эти обстоятельства и стали основными причинами, породившими и укрепившими фашизм.

Идеология фашизма. Идеология фашизма выросла на почве старых идей национализма, расизма, шовинизма, которые были тонко интерпретированы идеологами этого движения. Между пангерманизмом и шовинизмом имеется непосредственная связь. Действия пангерманистов, активно действовавших в 80-90-е гг. XIX века, базировались на трех основных идеях: 1) германия должна господствовать на европейском континенте; 2) все народы, говорящие на немецком языке, должны объединиться в составе единой Германской империи; 3) Германия должна расширить свои колониальные владения.

Главной частью фашистской (нацистской) идеологии стала теория расизма, национализма и шовинизма. Идеологи фашизма утверждали, что немцы-арийцы — высшая раса, стоящая над всеми другими народами. Руководители рейха считали своим долгом восстановление чистоты «нордической» расы. Расовая теория тесно переплеталась с шовинизмом. Такие реакционные принципы, как антиинтеллектуализм, примат насилия и грубой силы; переоценка роли государства (этатизм), преклонение перед руководителями (вождизм) также были частью фашистской идеологии.

У фашизма, как это ни странно, была своеобразная этика: долг, честь, родство и другие понятия. Однако связаны они были не с нравственностью и гуманизмом, а исходили из расовой теории. Идеология фашизма основана не на разуме, а на безоговорочном, слепом подчинении догмам, поэтому в таком тоталитарном обществе высокообразованные люди были не нужны.

Тоталитаризм. Поразительное сходство идей фашизма и большевизма было обнаружено исследователями еще в 20-30е гг. XX века. Естественно, у большевизма и фашизма есть общие сходные элементы: захват власти насильственным путем, убийство политических противников, власть одной партии, покорность вождю, массовые репрессии и т.п. Однако между целями и идеологией фашизма и большевизма существуют и расхождения. Если большевики пропагандировали идеи равноправия угнетенных классов и народов, их солидарность (интернационализм), то фашисты проповедовали шовинизм и расизм. Фашизм в корне уничтожил либерализм и демократию. А большевики сохранили в Конституции и во всех юридических документах идеи равноправия, свободы, справедливости и другие морально- этические ценности. Основной целью большевики объявили построение справедливого общества, о котором человечество мечтало в течение многих веков. Однако сам процесс воплощения большевиками этих светлых идеалов в жизнь сильно расходился с декларируемыми ценностями. Фашисты маскировались социалистическими идеями только временно, чтобы привлечь рабочих на свою сторону. А большевики преподнесли желаемое как действительность, заявив, что социализм уже построен, чем обесценили сущность социалистических идей.

Народные фронты в странах Европы. Фашистская власть полностью уничтожила демократическую систему, ограничив гражданские права до минимума, и установив тоталитарный режим в странах, где они пришли к власти. Новая политическая реальность диктовала необходимость объединить все демократические силы для общей борьбы с фашизмом. Народы Европы стояли перед непростым выбором: не пролетарская диктатура или буржуазная демократия, а буржуазная демократия или фашизм. В 30-е гг. в некоторых странах, в силу сложившейся общественно-экономической и политической ситуации, антифашистские фронты принимали самые разнообразные формы. В странах с тоталитарной диктатурой или авторитарным режимом Народный фронт возникал подпольно или действовал в эмиграции. Так происходило в Германии, Италии, странах Центральной и Юго-Восточной Европы. В демократических странах Народный фронт объединял все слои населения, что блокировало возможности прихода к власти фашистов.

Правительство Народных фронтов были сформированы в трех странах – Франции, Испании и Чили. Главной задачей этих формирований стало объединение всех демократических сил в борьбе против фашизма. Народный фронт возник отдельно от проблем борьбы пролетариата и буржуазии, поэтому приход такого правительства нельзя рассматривать как победу рабочего класса или диктатуры пролетариата. Напротив, народный фронт возник как результат дальнейшего развития демократии в странах Европы. В сложной обстановке 30-х гг. народные фронты не смогли окончательно победить, однако в годы второй мировой войны они сыграли решающую роль.

В 1930-е гг. обозначились два пути выхода из затянувшегося мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг.: путь государств, развивающихся в условиях рыночной экономики и буржуазной демократии (США, Англия, Франция), и второй путь — стран с тоталитарным режимом: фашистской диктатурой в Италии и Германии, диктатурой милитаристских кругов в Японии.

Италия в годы Первой мировой войны выступила на стороне стран Антанты. А в 1923 г. здесь впервые в мире пришел к власти фашистский1 режим во главе с Муссолини. Объяснить это можно несколькими обстоятельствами.

Италия вышла из Первой мировой войны с самой истощенной из всех европейских стран экономикой. В определенной степени это объясняется отсутствием до 1914 г. у Италии прочных хозяйственных взаимоотношений со странами-союзниками в 1914—1918 гг., особенно с США. Страна географически далеко расположена от Атлантического и Тихого океанов, через которые с XVI в. шли огромные грузопотоки, активно развивалась внешняя торговля. Страна не имела колоний, не могла использовать их сырье и пополнить людской контингент вооруженных сил, как это делали Англия, Франция и даже США, захватившие ряд островов и архипелагов на грани XIX и XX столетий.

Объединившись лишь в XIX в. в единое централизованное государство, Италия не сумела, как Германия при Бисмарке, укрепить внутриэкономические связи.

К концу 1918 г. здесь разразился глубокий экономический и политический кризис. Сильно расстроенными были промышленность, финансы, сельское хозяйство. Безработица и нищета вызывали отчаянное сопротивление широких народных масс. Социалисты получили треть голосов на выборах в парламент в 1919 г. Летом 1920 г. происходили самостийные захваты рабочими заводов и фабрик, десятки предприятий в Милане, Турине и других городах находились под управлением рабочих. Правительство Италии вынуждено было пойти на ряд реформ: разрешили крестьянам самовольно захватывать необработанные земли; был проведен закон о социальном страховании от безработицы.

Одновременно, не без участия средств крупных промышленных и банковских магнатов, в Италии появляются первые фашистские организации. Как показали события последующих лет, программа их была лживой, в ней обещалось ввести 8-часовой рабочий день, говорилось о равенстве наций и т. д., что позже не реализовалось.

Боевые отряды фашистов разгромили рабочие организации и крестьянские кооперативы. Фашистов поддержала Всеобщая конфедерация промышленников и помещичьих союзов. После похода 40 тыс. "чернорубашечников" на Рим в 1922 г. король назначил Муссолини премьер-министром Италии. Фашистские боевые отряды стали частью репрессивного правительственного аппарата. Власть короля сохранялась лишь номинально.

Муссолини до 1936 г. занимал одновременно семь министерских постов. Тоталитарная диктатура одной партии и одного человека была установлена в государстве с этатистским вариантом экономики ("этат" в переводе с французского означает "государство"). В литературе это получило название "корпоративного государства". Главными задачами корпоративного государства было: централизовать управление экономикой; сконцентрировать все ресурсы страны под единым управлением; осуществить милитаризацию экономики.

Было создано 22 корпорации — по одной в каждой из основных отраслей промышленности. Кроме предпринимательских союзов в руководство входили представители фашистской партии и контролируемых ею профсоюзов. Муссолини не только возглавил Министерство корпораций, но и был председателем каждой из 22 корпораций. Парламент был окончательно разогнан, его заменила "Палата фашистских организаций и корпораций" (1938 г.). Создание такого механизма управления государством отвечало интересам монополий, которые были заинтересованы в развитии военной промышленности и охотно служили Муссолини. Муссолини и его родственники владели контрольными пакетами акций целого ряда известных объединений, в том числе и концерна "Монте кантина" с годовым доходом в 1 млн лир.

С упрочением власти в государстве обозначились планы внешней экспансии Италии. Муссолини мечтал о присоединении Савойи, Ниццы, Корсики, о. Мальты и о. Корфу, даже Австрии. Но отсутствие боеспособной армии привело лишь к захватам слабой в экономическом и военном отношении Абиссинии (1936 г.) и оккупации отсталой во всех отношениях Албании (1938 г.).

После прихода Гитлера к власти в Германии (на 10 лет позже Муссолини) складывается антикоминтерновский пакт в составе Германии, Италии и Японии. Вторая мировая война стала неизбежной. Итог ее виделся итальянским фашистам в создании Великой афроевропейской Римской империи.

Адольф Гитлер недаром назвал Германию "третьим рейхом". Идея создания за счет других народов Великой Германии веками грезилась вождям и предводителям этой страны.

Монополии способствовали милитаризации хозяйства и подготовке к войне. Производилось принудительное картелирование и синдицирование предприятий.

Из-за колоссальных разрушений производительных сил в 1914—1918 гг. национальный доход страны составил в начале послевоенного периода лишь 50% от уровня 1913 г. Экономический хаос продолжался до 1924 г. Дело заключалось не только в потере таких важнейших экономических районов, как Эльзас. На всех предприятиях в оставшейся части Германии имелся большой процент изношенного и устаревшего оборудования.

После Первой мировой войны курс на милитаризацию производства продолжился. Число акционерных компаний выросло втрое. Картелей стало почти вдвое больше — с 550 в 1918 г. до 1000 в конце 1922 г. Крупнейший концерн Гуго Стиннеса к 1923 г. охватил почти 3000 предприятий, в него входили предприятия разных отраслей производства: горнозаводской и электротехнической, бумажной и фарфоровой и т. д. Сохраняли экономические позиции в агросфере и юнкерские хозяйства.

Наибольшее падение производства произошло в 1923 г. из-за оккупации франко-бельгийскими войсками Рурской области. Предлогом для оккупации стала невыплата в срок немцами репараций. В этом году сбор основных культур в сельском хозяйстве составил 2/3 от уровня 1913 г., а импорт и экспорт сократились на 33—38%.

Выпуск бумажных денег привел к невиданной инфляции. Одна золотая марка в 1923 г. стоила 11 тыс. бумажных марок, а к осени того же года они совсем обесценились. В ноябре 1923 г. один доллар стоил 8 млрд марок! Безработных на промышленных предприятиях было 25%. Соответственно значительно снизилась покупательная способность населения, т. е. спрос на товары и продукты, составив осенью 1923 г. 1/6 от уровня последнего послевоенного года1.

Население реагировало на трудности послевоенных лет восстаниями. Это сильно встревожило магнатов промышленности и банковской сферы и направило их на поиски "твердой руки", которую они и нашли позднее в лице Адольфа Гитлера.

Усилившийся экономический кризис в Германии в 1923 г. сильно встревожил и правящие круги бывших военных противников Германии. По инициативе США именно в 1924 г., т. е. в ответ на кризис 1923 г., начал действовать план Дауэса. По нему были снижены ежегодные репарационные платежи Германии. Англия и Франция поддержали США. Под влиянием этих мер и благодаря улучшению экономики в соседних странах в Германии тоже начался период временной стабилизации. Этому способствовали иностранные инвестиции, их сумма за пять лет, с 1924 г. до начала "Великой депрессии", вдвое превысила сумму репараций, достигнув 21 млрд золотых марок. Две трети этих займов поступили из США. Некоторые займы предоставлялись на срок до 30 лет, т. е. мировой общественности неизвестна их дальнейшая судьба после 1945 г.

Стабилизация в экономике происходила одновременно с дальнейшей монополизацией производства. Лидировал, как и прежде, химический концерн "И. Г. Фарбениндустри", который стал крупнейшим в Европе. В его руках находилось все производство синтетического бензина в стране, который активно использовался позже на полях сражений Второй мировой войны. Крупными концернами были объединения Круппа, Хеша и др. Обанкротившийся концерн Стиннеса возродился в форме "Стального треста", известнейшего огромной прибылью, так как он объединил 300 предприятий. Лидерами в электротехнической области по-прежнему были всемирно известные концерны АЭГ (Всеобщая компания электричества) и фирма Сименса.

Несколько позже, чем в других странах, в 1928 г. на 8% был превзойден объем производства 1913 г. По объему промышленного производства Германия вновь вышла на второе место в мире. после США. Германский финансовый капитал участвовал в деятельности 200 из 300 международных монополий. На основании этого известного факта можно сделать два вывода: усилился процесс интеграции в мировом масштабе, особенно в рамках Европы; ведущие мировые державы по-прежнему снижали Германии репарации, таким образом усиливалась военная мощь страны, вынашивавшей планы реванша за поражение в Первой мировой войне.

Мощные монополистические объединения не торопились поделиться своими доходами с трудящимися, их заработная плата так и не достигла мирового уровня. Рабочий день был увеличен до 10—12 часов, а платили за равноценный труд на 40% ниже, чем в Англии.

Итак, к 1929 г. экономика Германии вышла из периода послевоенной разрухи. Подъему ее содействовала помощь бывших противников.

"Великая депрессия" 1929—1933 гг. сильно сказалась на хозяйственной жизни Германии из-за ее "привязки" к иностранным кредитам, в тисках мирового кризиса оказались США, Англия и другие ее кредиторы. Непрерывное ухудшение внутренней экономической ситуации продолжалось до лета 1932 г. За это время выплавка стали сократилась на 65%, чугуна — на 70%. В Верхней Силезии не работали все доменные печи. Не лучше было положение и в других отраслях. В результате производственные мощности страны были задействованы лишь на треть. Ни в одной стране Европы не было так много безработных — половина трудоспособного населения. Работающие "счастливчики" получали за свой труд вдвое меньше суммы официального прожиточного минимума.

Кризис в сельском хозяйстве поразил больше всего мелкие хозяйства (78% от всех хозяйств). Выживали те, кто переориентировался на животноводство. Государство помогало лишь крупным юнкерским хозяйствам.

Германия обратилась к странам-победительницам с заявлением о невозможности выполнять план Дауэса по выплате репараций. Новые льготы ей были предоставлены в 1930 г. по плану Юнга. А в 1931.г. по инициативе Г. Гувера на год были приостановлены любые выплаты Германии.

К 1933 г. Германия превратилась в страну безработицы, нищеты и отчаяния для большинства населения. Наступил крах Веймарской республики, периода демократических методов управления государством. Социал-демократы не смогли в годы своего правления договориться с коммунистами, за которых на выборах в 1930 г. проголосовало 4,5 млн человек, а на выборах в августе 1932 г. — 6 млн человек. "Национал-социалистическая рабочая партия" во главе с Гитлером в 1933 г. подготовилась к захвату власти, опираясь на огромную финансовую поддержку со стороны монополистов, армию и президента-реваншиста П. Гинденбурга. Германия была обречена на приход к власти фашистов во главе с А. Гитлером. К слагаемым их успеха относились: нищета широких народных масс; разорение большинства представителей мелкотоварного сектора в экономике, в том числе мелких торговцев, ремесленников; слабость социал-демократического движения, неумение идти на компромисс с другими партиями левого направления; поддержка экстремистских кругов со стороны крупных промышленников, банкиров и юнкеров; демагогия и лживость НСДАП, выдвинувшей во взаимоотношениях с монополистическими кругами формулу: "Мы даем вам власть порядка, а вы нам — деньги, а затем и посты в кабинете министров и абсолютную власть".

Бывший советник Гитлера по экономике В. Функ рассказывал на Нюрнбергском процессе: "В разговорах с промышленниками фюрер лично подчеркивал все снова и снова, что он является врагом государственной экономики и так называемого планового хозяйства и что он считает абсолютно необходимым свободное предпринимательство и свободное соревнование, чтобы достичь наилучших результатов". Это обещание не оправдалось на практике.

Именно сговор немецких монополистов, поддержанный немецкой военщиной и аграриями, привел Гитлера к власти 30 января 1933 г. В избранный круг сторонников гитлеризма, субсидировавших нацистов, в 1930 г. входили Шахт, Феглер, известнейший банкир Курт фон Шредер и многие Другие. После 1933 г. они назывались "фюреры немецкой экономики". Содействовала победе фашизма в Германии и недальновидность правящих кругов США, Англии и Франции при оказании финансовой помощи Германии.

Вторая мировая война готовилась в невиданно короткие сроки. Экономическая база милитаризации экономики Германии обеспечивалась тесными связями между государством, НСДАП и монополистами. От имени государства нацистская партия руководила всей хозяйственной жизнью страны. Забыв об обещаниях промышленникам не заниматься плановым регулированием экономики, НСДАП организовала подготовку и проведение в жизнь четырехлетнего плана развития Германии с 1936 г., целью которого были милитаризация экономики и развязывание войны. До начала военных действий проводились в жизнь идеи автаркии — полного самообеспечения страны всем необходимым как способа сбережения валютных фондов. Автаркия проводилась для решения проблем промышленного развития, здесь использовался накопленный опыт в создании синтетического бензина, каучука и т. д. Сэкономленные деньги шли на закупку продовольствия извне, во многом из СССР.

До перехода к выполнению четырехлетнего плана экономического развития был осуществлен ряд мероприятий по возрастанию роли государства в подготовке войны. Летом 1933 г. был принят "Закон о принудительном картелировании экономики", по которому в промышленных отраслях создавались объединения промышленных фирм. 27 февраля 1934 г. начал действовать "Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства". По нему было создано семь главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта. Во главе всей экономики стоял Главный хозяйственный совет, т. е. осуществлялся административный диктат со стороны партии и государства.

Всех рабочих в "третьем рейхе" превратили в "солдат труда" по закону "Об организации национального труда" (январь 1934 г.). С целью создания продовольственных резервов к началу войны возникло "Имперское сословие по продовольствию" с опорой на помещиков-юнкеров и зажиточных крестьян. Была введена система принудительных поставок сельскохозпродукции.

Германия нарушила условия Версальского договора, и в целях перевооружения страны весной 1933 г. было создано министерство авиации. Через два года была введена всеобщая воинская повинность, а в 1936 г. войска входят в демилитаризованную Рейнскую область.

Одновременно с "Имперским сословием по продовольствию" возникло "Имперское сословие германской промышленности", объединившее под контролем государства и НСДАП крупнейших монополистов. Осенью 1936 г. Г. Геринг был назначен главным уполномоченным по реализации четырехлетнего плана. Его составляющими были: мобилизация экономических ресурсов; накопление дефицитных материалов; расширение производства военного снаряжения. Немецкая армия должна была через четыре года начать действовать — такой вывод напрашивался после ознакомления с этим планом. Три пятые всех инвестиций направлялись в военную промышленность. Тяжелая промышленность к 1939 г. превысила на 50% уровень 1929 г. Если в 1935 г. на военные цели было направлено 5150 млн рейхсмарок, то в 1938 г. втрое больше — 15 500 млн рейхсмарок. Расходы на общественное управление снизились с 1400 до 1200 млн рейхсмарок, жилищное строительство осталось почти на прежнем уровне. Всего с 1932 г. до начала Второй мировой войны военные расходы Германии выросли в 25 раз! В общем бюджете страны их удельный вес достиг невиданных размеров — 76%!

Предпринимательство развивалось, но на основе государственной формы собственности. Государственный акционерный капитал вырос с 13,2 млрд рейхсмарок в 1932 г. до 17 млрд в 1939 г. В этом коренное отличие политики вмешательства государства в экономику между Германией и США в период осуществления "Нового курса" Ф. Рузвельта.

По данным Имперского статистического управления, весной 1936 г. в Германии действовали 1085 общественных предприятий: 61 — были собственностью империи; 57 — собственностью германских земель; 25 — ганзейских северогерманских городов; 291 — общин и союзов общин; 142 — являлись совместным владением империи и общин. Почти треть — 30% этих предприятий были акционерными обществами; 64,4% — обществами с ограниченной ответственностью; 5,6% — иными обществами. Развивалась в фашистской Германии и система внеэкономического


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.