Тема: Исследование видов ассоциаций (Методика «Ассоциативный эксперимент») — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема: Исследование видов ассоциаций (Методика «Ассоциативный эксперимент»)

2017-10-21 1859
Тема: Исследование видов ассоциаций (Методика «Ассоциативный эксперимент») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: изучить виды ассоциаций, их употребление и зависимость латентного периода от вида ассоциаций.

Вводные замечания.

Ассоциативные методы в экспериментальной психологии зарекомендовали себя достаточно прочно еще с конца XIX в. Они показывают не столько семантические характеристики отдельных слов-стимулов, сколько наличие определенных связей между группами стимулов. Испытуемый, достаточно хорошо знающий систему языковых связей и взаимозависимостей, в условиях ассоциативного эксперимента подтверждает это.

Данная методика включает в себя задания и прямого (свободного), и направленного ассоциативного эксперимента. Направленный ассоциативный эксперимент от различных вариантов свободного отличается тем, что испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает не любыми словами, пришедшими ему в голову, а в соответствии с инструкцией экспериментатора. Таким образом, ассоциативные реакции испытуемого как бы направляются по определенному руслу. Это накладывает ограничения на процессы мыслительного поиска испытуемых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении.

Стимульный материал и оборудование.

3 специальных набора слов по 32 слова в каждом (см. приложение 15).

Секундомер, протокол для регистрации ответов испытуемого, ручка.

Ход работы.

Для проведения исследования кроме испытуемого потребуется

участие двух экспериментаторов, каждый из которых выполняет определенные функции. Само исследование включает в себя 3 этапа (серии):

1. Экспериментатор 1 называет слово по порядку из 1-го списка. Испытуемый отвечает как можно быстрее словом, первым пришедшим в голову. Экспериментатор сразу называет следующее слово из списка. Экспериментатором 2 в протоколе (табл. 10) фиксируются названные испытуемым слова-ассоциации и общее время проведения опыта.

2. Используется 2-й список. Испытуемому сообщается, что он должен подбирать ассоциации по типу «часть – целое». Как и в первой серии, Экспериментатор 1 называет слова из предложенного списка, общее время проведения эксперимента и названные испытуемым слова-ассоциации фиксируется Экспериментатором 2 в протоколе.

3. Используется 3-й список. Испытуемому предлагается отвечать словом, образующим «синтагматическую» ассоциацию: устоявшееся в языке сочетание слов. Распределение функций между экспериментаторами идентично первым двум опытам.

 

 

 

Инструкция испытуемому.

Инструкция №1. «Я буду сейчас называть слова, Ваша задача отвечать на них как можно быстрее словом, первым пришедшим в голову».

Инструкция №2. «Я буду сейчас называть слова, Ваша задача подобрать и сказать возникшую ассоциацию на слово по типу “часть –целое”».

Инструкция №3. «Теперь Вы должны отвечать словом, образующим “синтагматическую” ассоциацию: устоявшееся в языке сочетание слов».

Обработка результатов.

Анализируется количество и вид используемых ассоциаций на каждом этапе (серии) эксперимента. При этом особое внимание уделяется анализу ассоциативных реакций испытуемого в первом задании, однако анализу подвергаются и данные направленного ассоциативного эксперимента, в частности, определяется степень выполнения испытуемым четкой инструкции Экспериментатора 1.

Обобщенные данные заносятся в таблицу (табл. 11).

 

 

Далее выделяется наиболее распространенный тип ассоциаций, характерный для данного испытуемого (например, часть-целое, причина-следствие, по контрасту, по смежности и т. д.).

На основе полученных временных показателей дается характеристика латентного периода возникновения ассоциации в первом задании (свободный эксперимент) и заданиях направленного ассоциативного эксперимента (обобщенные результаты второго и третьего этапов исследования). После чего определяется зависимость латентного периода от вида ассоциаций (сравнение времени выполнения заданий в каждой серии).

На основе обобщения данных свободного ассоциативного эксперимента, полученных на всех испытуемых группы, следует описать наиболее частые ответы-реакции испытуемых.

Контрольные вопросы:

1. Укажите разницу между свободным и направленным ассоциативным экспериментом.

2. Чем объясняется увеличение латентного периода от первой серии эксперимента к третьей?

3. Почему испытуемые не всегда четко выполняют инструкцию экспериментатора на втором и третьем этапе эксперимента?

 

 

 


Лабораторная работа № 13


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.