Почему выбор жертвы пал на старуху-процентщицу? (По роману Ф.М. Достоевского «преступление и наказание») — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Почему выбор жертвы пал на старуху-процентщицу? (По роману Ф.М. Достоевского «преступление и наказание»)

2017-10-21 2565
Почему выбор жертвы пал на старуху-процентщицу? (По роману Ф.М. Достоевского «преступление и наказание») 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Человек, глубоко сочувствующий всем обездоленным, готовый поделиться с ними последним. Таков главный герой романа русского писателя Ф. Достоевского «Преступление и наказание» бывший студент-юрист Родион Раскольников. Однако честный и совестливый юноша совершает жестокое преступление – убивает топором слабую старушку-процентщицу Алёну Ивановну. Почему выбор жертвы пал именно на неё?

За полгода до страшного события бедствующий студент Родион Раскольников пишет статью «О преступлении». По закону природы, говорится в ней, люди делятся на обыкновенных и имеющих дар и талант сказать в своей среде новое слово. Если потребуется, вторые могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Это не является преступлением: оно делается для блага человека и человечества. Под ударами судьбы выстрадана необычная идея Раскольникова. Однако как проверить истинность теории без практики?

Помогает случай. Ещё зимой знакомый студент Покорев даёт Родиону адрес старухи Алёны Ивановны, «если бы на случай пришлось что-то заложить». С первой встречи бедный студент чувствует к богатой старухе «непреодолимое отвращение». Странная мысль наклёвывается в голове и очень занимает Родиона. Подсознательно начинается движение от теории к практике. Странную мысль горячо поясняет за трактирным столом офицеру незнакомый студент: «Я бы эту… старуху убил и ограбил… без всякого зазору совести… За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. И что значит на общих весах жизнь… старушонки?». Бывшему студенту, Родиону другой студент ближе, чем офицер, считающий, что нарушать природу человеческой жизни нельзя. Ближе потому, что его возражение офицеру: «Природу поправляют и направляют… Без этого ни одного великого человека не было», - совсем в духе статьи Раскольникова.

«Ничтожный трактирный разговор» оказывает на Родиона влияние чрезвычайное: жертва определена теоретически. Но позволят ли обстоятельства окончательно остановиться на процентщице как на жертве? «Приготовления к делу» захватывают Родиона.

Всем хорош дом с одной стеной стеной в канаву, а другой на улицу, в котором живёт Алёна Ивановна. Много мелких квартир населено всякими, шмыгающими под обоими воротами и на обоих дворах. Тут и два выхода и легко затеряться при случае. Тёмная лестница, на которой любопытный взгляд неопасен, ведёт на четвёртый этаж. А на четвёртом этаже занята на площадке квартира Алёны Ивановны, нет соседей-свидетелей. Не привлечёт постороннего внимания и звонок: во всех мелких квартирах такие звонки. Да и расположение вещей в комнате старухи Родион хорошо изучил во время прошлых визитов.

Самому приготовиться проще. Ещё две недели назад решил: только топором. Топор можно будет взять в кухне. Предусмотрительно подготовлен и складной садовый ножик, хотя на него-то слабая надежда. Очень ловкая выдумка – петля для топора. Не нужно искать иголку и нитки, чтобы пришить петлю к широкому пальто: они лежат в бумажке в столике. Готов и «заклад» для старухи. Если дощечка для «заклада» нашлась случайно, то гладкая железная полоска для тяжести подбиралась уже специально. «Заклад» обвязан так, чтобы «помудрёнее было развязать» - выигрывается драгоценное время.

Последний решающий случай – из разговора на улице Родион узнаёт, что завтра вечером старуха будет дома одна. Всё сходится, выбор жертвы сделан окончательно: «… нельзя было бы рассчитывать… на более очевидный шаг к успеху этого замысла, как тот, который представлялся вдруг сейчас».

«Справедливая» арифметика статьи, поддержка теории таким же студентом (общественное мнение!), стечение обстоятельств и случаев окончательно определили жертву Раскольникова. Оставалось исполнить задуманное…

 

Вина Родиона Раскольникова

Прочитала название темы и как будто услышала чёткий, громкий голос судьи: «Признать виновным…» И как будто водой окатило: так легко осудить человека, совершившего преступление. Но перед тем как вынести приговор, любой суд даёт возможность защитить подсудимого, найти смягчающие обстоятельства. А в деле Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», их так много, что трудно вынести однозначный вердикт.

Да, герой виновен. Виновен хотя бы потому, что он совершил убийство. Опустив топор на головы двух женщин, он нарушил одну из заповедей Божьих: «Не убий». Ничто, никакая благая идея не может оправдать насилие. Личность каждого человека священна. И не имеет значения, какой ты: добрый, благородный человек или самый низкий, самый преступный злодей. Раскольников забыл об этом, и в этом его вина перед Богом и людьми. Одно преступление влечёт за собой другое – это закон. Убив зловредную старуху-процентщицу, Раскольников лишает жизни и кроткую, никому не делавшую зла Лизавету. Создав теорию деления людей на «низших и высших», он нарушил духовные законы, которым должны следовать все люди. Бог создал нас всех равными, не разделяя людей на какие-либо группы. И Библия гласит: «Возлюби ближнего своего…»Беден человек или богат – не имеет значения, полезен или вреден – не нам его судить.

Что же заставило юношу, будущего юриста, презреть все признанные и непризнанные законы. Что натолкнуло его на мысль о делении людей на две категории? Почему он решил, что одни из них властвуют, это люди сильной воли, такие, как Наполеон, они способны как на великие подвиги, так и на разрушения, а другие – это бессильные и безвольные люди, удел которых – это страдание и подчинение первым?

Результатом этой чудовищной теории и стало преступление, которое и совершил добрый и сострадательный по своей натуре человек. Вину Раскольникова должен разделить общественный строй России 19 века. Стой, в котором царят нищета, бесправие, угнетение, подавление и растление личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Посмотрим, в каких условиях живёт молодой студент. Оказывается, он ютится в жалкой каморке, которую автор сравнивает с гробом, сундуком, шкафом. Сама обстановка этой клетушки может свести с ума. Государство не обеспечивает подающих надежды, талантливых молодых людей нормальными условиями существования. Два года Родион перебивается дешёвыми уроками и скудной поддержкой матери, вынужденной экономить, одалживать в счёт будущей пенсии, подрабатывает, но в конце концов бросает учёбу. Платить за убого жильё нечем. Он кругом задолжал.

Находясь в таких стеснённых обстоятельствах сам, он ещё (это выясняется много позже, в ходе следствия) «из последних средств помогает университетскому товарищу, больному чахоткой, а после его смерти ухаживает за его старым отцом». Стал бы это делать отъявленный злодей, человек без совести и сердца? И можно ли судить Раскольникова, забыв обо всём этом?

Нужно учесть ещё и то, что все действия романа разворачиваются на фоне серого, мрачного Петербурга, где на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду, девочки, обесчещенные «право имеющими». Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, не только физических, но и душевных… В таких условиях и рождались идеи, подобные теории Раскольникова.

Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные Полечки? Как изменить этот порядок? Кто такой человек? Не могущий ничего или всемогущий. Презревший все людские законы? Такие вопросы не давали покоя Родиону Раскольникову.

В его размышлениях соединяются и страстное стремление помочь людям, и желание определить, кто же он сам, что за человек. Унижения и страдания одних и сытая и довольная жизнь других заставляют его «во что бы то ни стало… решиться на что-нибудь или … отказаться от жизни совсем!»

Раскольников думает, что можно пожертвовать жизнью одного вредного человека, чтобы спасти многих, можно загладить «одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел» Писатель показывает, что главным в преступлении героя было стремление встать над толпой. Совершив убийство, он даже не пытается узнать, сколько денег он взял. Да это ему и не важно. Главное для него – переступить через себя, «поскорей узнать, вошь ли, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли я нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Создав античеловеческую теорию, герой хотел присвоить себе право казнить или прощать, нарушать человеческие и Божьи законы.

Беда и вина Раскольникова в том, что он, желая осчастливить человечество, возносит себя над этими же людьми, ставит себя наравне с Господом: «кто крепок и силён умом и духом, тот у них и прав». Безусловно, героя нельзя оправдать, но в то же время его искренне жаль. Жаль потому, что он запутался, пошёл не той дорогой.

Нравственные мучения его так тяжелы, что, читая роман, невольно сочувствуешь герою, переживаешь вместе с ним: своими мучениями он искупает вину. Герой вынужден сделать вывод: «Я себя убил, а не старушонку!» Герой потерпел крах: он не Наполеон и в душе не способен на преступление, он не смог ответить на вопрос, как избавить человечество от страданий.

Достоевский убедительно доказывает, что если средство преступное, то цель не может быть хорошей. ….

Преступление и наказание Раскольникова

 

Таинство рождения и расцвета истинных писателей не подлежит однозначному разгадыванию и упрощённой расшифровке, но, несомненно, обязательное место занимает богатая жизненная школа гениев пера, дающая возможность благотворного погружения в людскую стихию и отображения её яркими живописными красками. Ощущение себя в гуще жизни, сострадание ей – это горький писательский хлеб, без которого «слово изречённое» не живёт, не дышит и не передаётся от сердца к сердцу, от души к душе. И как богата великая русская литература теми, кто, посвящая себя тяжкому служению слову, делил с народом его горести и мучения, его взлёты, прозрения и победы.

В ряду этих страдальцев русской литературы возвышается фигура Ф.М. Достоевского, к имени которго приковано внимание читателей и много лет спустя после его смерти. И это не случайно, потому что произведения писателя по-прежнему входят в «золотой фонд» не только русской, но и мировой литературы. Размышляя над творчеством Ф.М. Достоевского, нельзя не сказать о романе «Преступление и наказание», который занимает особое место в творчестве писателя. Читая роман, понимаешь, что это одно из самых сложных произведений великого русского классика. Сложность его заключается в том, что ещё до совершения преступления герой романа стремится оправдать его. Сам Достоевский писал, что его произведение – это «психологический отчёт одного преступления», преступления, совершённого главным героем романа Раскольниковым. Жизнь предстаёт перед Раскольниковым как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческой личности, на каждом шагу встречаются отверженные и гонимые люди. Да и сам Раскольников находится не в лучшем состоянии. Живёт он впроголодь, ютится в убогой каморке, откуда его грозят выгнать на улицу.

История преступления и наказания Раскольникова происходит в Петербурге. Только в этом мрачном городе могла зародиться безумная мечта нищего студента. И это не случайно: ведь мир, окружающий человека, всегда есть часть его души. Что же натолкнуло Раскольникова на совершение преступления?

Ответить на этот вопрос во многом поможет соотнесение Достоевским образа главного героя с другими персонажами романа. Почти все действующие лица в той или иной степени влияют на ход событий, объясняют возникновение теории Раскольникова, её развитие, несостоятельности и в конечном итоге крушение. Это, в первую очередь, семья Мармеладовых. Родион знакомится с Мармеладовым в маленьком грязном кабачке, где тот почему-то искренне, как необычайно близкому человек, исповедуется Раскольникову. Мармеладов с болью рассказывает о той поражающей нищете, в которой живёт его семья, о трагедии своей дочери Сонечки, продавшей себя, чтобы хоть как-то помочь отцу, Катерине Ивановне, своим брату и сестре. В потрясавшем душу рассказе старого пьяницы-чиновника Раскольников видит трагическую безысходность жизни бедных и обездоленных людей, и это приводит его к мысли о несостоятельности и бесчеловечности существующего миропорядка, к мысли о том, что так больше жить нельзя.

Получив письмо от матери с извещением о помолвке сестры Дуни с Лужиным, беспринципным и эгоистичным дельцом, Раскольников понимает, что это делается ради него. Он не может принять жертвы сестры, он должен сам найти выход из столь затруднительного и почти безнадёжного материального положения. И он находит, по его мнению, верное средство – убийство старой процентщицы, зловредной «вши». Родион считает, что общество не осудит его за убийство, что люди поддержат его, потому что ростовщица обкрадывает своих должников. «Сто тысяч добрых дел» собирается сделать Раскольников на старухины деньги. Но если проникнуть глубже в душу преступника, то за идеей убийства ради любви к людям, ради добрых дел откроется самая страшная и чудовищная идея Раскольникова – «идея Наполеона», идея власти ради власти, идея, разделяющая человечество на два разряда: на «низший», то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и на людей, имеющих «дар или талант сказать в среде своей новое слово». Иначе говоря, люди высшего разряда, по теории Раскольникова, могут совершать любые поступки и даже преступления. В душе Раскольникова столкнулись противоречивые чувства: чувство любви к людям и чувство презрения к ним. В разговоре с Соней герой открывает ей причину совершённого преступления: «Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав»

И соня отлично понимает, что эта теория стала его законом и верой. Старается разобраться в рассуждениях Раскольникова и следователь Порфирий Петрович, что в основе теории преступника «теоретически раздражённое сердце… да и на преступление–то словно не своими ногами пришёл»…..

 

А.П. Чехов

1. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Общая идея – неприятие футлярной жизни в любой форме. «Человек в футляре» - главный герой Беликов, учитель греческого языка. Наводит страх на весь город. Классическая фраза: «Как бы чего не вышло?». Сам всего боится, заставляет бояться других. «Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, помогать бедным, учить грамоте». В этом опасность Беликовых. Примирила его с жизнью только смерть: он наконец обрёл футляр.. «Крыжовник». Главный герой – Николай Иванович Чимша-Гималайский. Мечта – стать владельцем имения и есть там собственный крыжовник. Это тот же футляр, с помощью которого человек отгородился от жизни. На пути к мечте растерял всё человеческое, даже внешне изменился: «постарел, располнел, обрюзг: щёки, нос и губы тянутся вперёд – того и гляди хрюкнет в одеяло». Превратился в барина, говорит важным голосом. «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!.. Если в жизни и есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!»

«О любви». Помещик Алёхин рассказывает о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви. Это рассказ о несостоявшемся счастье. Поглотили мелкие хозяйственные заботы. Это ведёт к духовной гибели не только самого героя, но и к тому, что он невольно губит и жизнь любимой женщины.

2. «Ионыч». 1898 г. Убогая и нескладная жизнь, в которой нет места мечте о гармонии. Резкий контраст мечты и убогой, бездуховной жизни, которая убивает в молодых мечты и стремления, мешает людям трудиться творчески, лишает их искренней и сильной любви.

Сюжет. История молодого земского врача, подающего надежды, превращающегося из пылкого юноши в ожиревшего, жадного, крикливого Ионыча, единственная цель которого - нажива.

Роль художественной детали. Нет пространных описаний, длинных монологов. Они неуместны в коротком рассказе. Поэтому главное в произведениях Чехова – художественная деталь, позволяющая мелкими штрихами, без подробных объяснений создать яркий, запоминающийся образ.

Подтекст. Раскрывает простор для воображения. Читатель становится как бы соавтором писателя. Нет никаких нравственных оценок, характеристик. Писатель позволяет читателю самому разобраться во всём, что происходит. Поэтому некоторые эпизоды, незначительны, на первый взгляд, детали содержат глубокий, потаённый смысл.

Семья Туркиных. Считается самой образованной и культурной семьёй в городе. Гостеприимные и открытые люди. У каждого из них свой талант. Но художественные детали не позволяют относиться к их талантам серьёзно. Пошлость, но там «приятно и удобно». Здесь ничего не меняется, это обывательское болото. Вера Иосифовна пишет совершенно бездарные романы о том, чего никогда в жизни не бывает, не может быть. Деталь: летним вечером читает о том, что «мороз крепчал», а из окон доносится запах цветущей сирени. Иван Петрович. Одни и те же остроты, шутки, фразы повторяются из вечера в вечер. «Здравствуйте, пожалуйста», «Прощайте, пожалуйста». Екатерина Ивановна (Котик) играет на пианино, отказалась стать женой Старцева, вообразив себя блестящей пианисткой. Убедившись в своих посредственных способностях, мечтает стать женой Старцева.

Старцев. Вначале отличается образованностью, трудолюбием, желанием быть полезным людям. Обыватели раздражали его и своими разговорами, и взглядами на жизнь, даже своим видом. Намечен конфликт героя со средой, который, однако, не развился. Способность на романтическое чувство (любовь к Котик). Но после её отъезда страдал всего 3 дня. Сужается его круг интересов. сПревращается в обывателя. Этапы деградации: «шёл пешком, не спеша (своих лошадей у него ещё не было), и всё время пел», «у него была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (через год), «он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой», у него уже тройка с бубенцами (через 4 года), «Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышал..», и казалось, что «едет не человек, а языческий бог» (через несколько лет.

Ионыч. Слияние с той средой, которую презирал. Стал своим, Ионычем, а раньше – «поляк надутый». Интересы – «разноцветные бумажки», пересчитывание их по вечерам. В больных видит только выгодных или невыгодных клиентов. Становится символом пошлой обывательской среды. Этот рассказ – предостережение всем людям.

«Вишнёвый сад». Закончена пьеса в 1903 г. Переоценка ценностей. Расслоение дворянства. Буржуазия. Умирание дворянства как класса и приход капитализма. Пьеса о прошлом, настоящем и будущем России.

Сюжет. Владельцы вишнёвого сада больше не в состоянии содержать имение. Продажа сада. Новый владелец – Лопахин. Молодое поколение мечтает о будущем. Фирс помнит ещё времена крепостного права. Из проданного имения все уезжают, забыв Фирса в заколоченном доме.

Специфика жанра. Чехов назвал комедией, настаивал, чтобы Станиславский ставил её как комедию, а не как драму. Современные литературоведы называют её лирической комедией, так как в ней переплетается грустное и смешное, комическое и трагическое, как это бывает и в реальной жизни.

Композиция. Время действия – ранняя весна. Цветут деревья, но холодно. Время контрастов. Красота и холод. 1-е действие. Приезд Раневской из Парижа. Атмосфера дома, где каждый думает о своём, атмосфера разобщённости и отчуждённости. Завязка. Появление Раневской с дочерью и гувернанткой. Сестра и брат, Раневская и Гаев, находятся в сложных отношениях. Между ними нет особой родственной близости. Встаёт вопрос о продаже имения. Принять решение они не в состоянии. Лопахин предлагает свой путь спасения вишнёвого сада. Начало конфликта, но это конфликт не столько между людьми, сколько между прошлым и настоящим. Для Раневской и Гаева сад – это их красивое прошлое, сохранить которое они не в состоянии. 2-е действие. Решается судьба вишневого сада. Время – заход солнца. 3-е действие. За сценой – продажа сада. На сцене бал, устроенный Раневской. 4-е действие. Отъезд Раневской в Париж. Все разъезжаются. На сцене Фирс, о котором все забыли.

Центральный образ – образ вишнёвого сада. Он всё время присутствует на сцене: вспоминают о его судьбе, говорят о его спасении, о нём спорят, мечтают, вспоминают. Он связан с судьбой всех персонажей (основных). Первоначальное название – вИшневый сад, изменено, потому что утрачивалось значение символа. Это малая родина, родовое гнездо. Тихая, уютная красота его притягивала к себе владельцев. Здесь они выросли, здесь прошла их молодость, здесь они любили. Это имение, с прекрасным садом – часть их жизни. Но сад – также и олицетворение красоты, скромной, утончённой. Именно такая красота подчёркивает мелочность и несовершенство людей и их отношений. Продажа вишнёвого сада становится символом уходящей России. Дворяне, образованные, утончённые, умные, но живущие бесцельно, не способны сохранить свою малую родину, свой сад, с которым связаны лучшие моменты их жизни. Смогут ли Петя Трофимов и Аня вырастить новый сад? Смогут ли они сделать так, чтобы вся Россия стала цветущим садом? Этот вопрос остаётся открытым.

Хозяева имения. Раневская. Когда-то очень богатая. На балах у неё танцевали генералы и бароны. Была дача во Франции. Её не было в России около 6 лет: уехала после смерти мужа и гибели младшего сына. Вернулась после измены любимого человека, который разорил её. Лёгкий и добрый человек, способный на добрые поступки (заступилась за 15-летнего Ермолая Лопахина перед отцом-лавочником). Щедра не только к возлюбленному, но и к случайным прохожим. Но в доме строгая экономия. Отношение к Фирсу. Оказывается, за внешней добротой, лёгкостью душевная пустота, безразличие, легкомыслие, безответственность, неумение самостоятельно принимать решение, барская беспечность. Нелепый бал. И всё-таки она по-своему благородна: в своей несостоятельности, в неумении спасти родовое гнездо она никого не винит. Наверное,. поэтому её никто и не упрекает в том, что не смогла спасти родовое гнездо, что любовь оказалась для неё важнее всего остального. Гаев. 60 лет. Человек, который так и не повзрослел. Привык к праздной жизни за счёт других. Беспомощность, бестактность, барская спесь, равнодушие и пренебрежение к людям. Смешон. Жалкая и нелепая пародия на дворянина. Огромное самомнение. Любит произносить длинные напыщенные речи и играть в бильярд. «Проел своё состояние на леденцах», в это он сам признаётся. Даёт совершенно пустые обещания (клянётся сестре, что сад никогда не будет продан). Дворянство утратило экономическое и общественное положение, не способно определять путь развития России. Обострённое чувство прекрасно не позволяет им превратить родовое имение к в коммерческое предприятие. Надёются только на чудо. Не способны предпринимать чего-то конкретного для спасения родового гнезда.

Лопахин. Бывший крепостной. Сумел выбиться из бедности и разбогатеть. Умный, предприимчивый купец. Наделён энергией. Много привлекательного: испытывает чувство благодарности, помнит добро, лишён агрессии, скупости, зависти и ненависти к бывшим хозяевам. Много трудится. Трудолюбие, настойчивость, умение справляться с трудностями. Деловая хватка. Но отсутствие духовности, подлинной культуры. Поэтому чувствует в себе неуверенность в завтрашнем дне. Живёт сегодняшним днём. Ликует, когда стал владельцем вишнёвого сада. Но, способствуя экономическому прогрессу, Лопахины вряд ли способны сделать всю Россию прекрасным цветущим садом, способствовать уничтожению таких извечных пороков общественной жизни, как нищета духа, несправедливость, бескультурье. Он не способен в полной мере оценить красоту, связать прошлое с настоящим, разрушает старое ради своей выгоды. Чувство неудовлетворённо самолюбия, неуверенность в себе, бестактность.

Личностные качества предпринимателей: целеустремлённость, деловая хватка; гибкий ум, коммуникабельность, знание людей и их слабых сторон, умение выйти сухим из воды. В Лопахине всё это как бы сглаживается его неуверенностью, тонкой и нежной душой, умением быть благодарным, но поступки его отличаются бестактностью и порой даже жестокостью.

Петя Трофимов. Бедный студент-разночинец. Был когда-то учителем сына Раневской. Исключали уже 2 раза из университета. Вечно голодный, больной, неухоженный, но гордый человек, наделённый чувством собственного достоинства. Отличается бескорыстием, образованностью, умом. Верно оценивает прошлое, понимает несостоятельность дворянства, не принимает его бездеятельности, праздности, совершенно верно оценивает и буржуазию, её прогрессивную роль в развитии экономики России, но понимает её временность, отсутствие творческого начала. Во многом его мысли совпадают с чеховскими. Но неспособность к совершению поступков. Образ противоречивый: справедливый обличитель, мыслящий человек- «недотёпа», «облезлый барин».

Аня. 17 лет. Образование дворянское, мечтательна, романтична, но неопытна, не знает ещё жизни. Увлечена идеями Пети. Но неизвестно, хватит ли у неё духовных сил, мужества, чтобы пройти путь страданий и лишений, сохранить веру в возможность построения прекрасного будущего.

В пьесе нет связи времён: символ лопнувшая струна, разрыв поколений.

Художественная лаборатория писателя: нет деления героев на положительных и отрицательных, диалог глухих, лирические отступления, детали-символы: звук лопнувшей струны, разговор о времени, звук топора, цветущий сад, одежда героев.

Вопросы.

1. Чем объясняется обилие второстепенных персонажей в пьесе «Вишнёвый сад»?

Чехов хотел дать более правдивую и яркую картину жизни России, более полно раскрыть характеры героев, дать более полное представление о сложности проблем. Каждый герой подчёркивает сложность решения проблем. Прошлое – Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик, ярославская тётушка, лакей Яша, Фирс, Дуняша, Шарлотта. Отношение к крепостным, развращающее влияние на крепостных, неприспособленность к жизни, недотёпство. Худшие из них оттеняют лучших представителей. Если Раневская и Гаев любят своё родовое гнездо, способны тонко чувствовать красоту, то для Симеонова-Пищика нет ничего святого, не ума, образованности, утончённости Раневской. Если Фирс предан своим хозяевам, то ничего этого не способны испытать Яша и Дуняша.

Епиходов оттеняет Лопахина. Лопахин гораздо благороднее. «Хоть бы быстрее кончилась эта проклятая жизнь» (Лопахин).

Недотёпство усиливает всеобщую глухоту, неспособность слышать и слушать другого человека.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.