Образ автора в поэме «Мёртвые души» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Образ автора в поэме «Мёртвые души»

2017-10-21 882
Образ автора в поэме «Мёртвые души» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Своеобразие авторской позиции и образа автора в «Мёртвых душах» определил тот факт, что поэма Гоголя – первое достаточно крупное произведение, в котором автор биографически никак не связан со своими героями. Вследствие этого Гоголь, а точнее автор, совершенно по-новому строят свои отношения как с читателями, так и с героями.

Отношения автора с читателями основаны на тонкой игре – смене различных масок. Прежде всего автор в поэме - «это историк предлагаемых событий». Поэтому он не свободен – связан условиями повествования. Хотя время, в продолжение которого Чичиков и Манилов проходят «сени, переднюю и столовую, несколько коротковато», но автор должен успеть уложиться в этот отрезок времени и рассказать всё, что знает о Манилове. Как историк писатель должен быть предельно точным и фиксировать все происходящие события. Даже если слово, сорвавшееся с уст героя, не вполне употреблено в печать, он обязан его записать. Автор следует за своим героем, куда бы тому ни вздумалось пойти. И как историк он внимателен, наблюдателен, не пропустит ни единой детали (ибо всё имеет своё значение и ценность) и даст подробнейшее описание любого обеда.

Но автор – это ещё и реальный автор поэмы, создатель, творец. Герои и всё действие поэмы - результат, плод его вымысла. Надевая эту маску, авто позволяет себе достаточно вольно обращаться как с героями, так и с повествованием. Если разговор, происходящий между Чичиковым и Ноздрёвым, кажется ему незначительным, он его опустит и сконцентрирует своё внимание на характере Ноздрёва. Автор как бы жонглирует и временами года, перекраивая погоду на свой вкус. Выезжая к Манилову, Чичиков надевает шинель на больших медведях, однако в Маниловке цветут акации, а перепуганная грозой Коробочка сообщает утомлённому дорогой Чичикову: «Сумятица и вьюга такая…» Автора-творца беспокоит судьба его героев, начиная с вопроса «Как героя назову?» и заканчивая тем, как воспримет его читатель. Гоголь посвящает целую страницу решению проблемы, какие имена дать двум дамам из города N, в итоге отказываясь от какого-либо конкретного имени и останавливаясь на абстрактных – «дама приятная во всех отношениях» и «просто приятная дама». Причём, тут же даётся подробная мотивировка решения автора, и абстракция оборачивается конкретной. Читатель незаметно узнаёт, что одну из дам зовут Анной Григорьевной, а другую – Софьей Ивановной.

Гоголя беспокоит судьба его героев за пределами поэмы. Он озабочен, какое место займут его герои в реальной жизни общества, и спешит, как заботливый отец, устроить их судьбу – вывести в большой свет. Автора волнует вопрос, заинтересует ли Чичиков читателей, которые чином повыше его? Манилов, благодаря неудержимой силе своей фантазии, вдруг оказывается в Петербурге. Коробочка находит «свою сестру» в аристократическом доме, а Ноздрёв «везде между нами». Собакевичу тоже находится место среди чиновников в Петербурге. Таким образом, гоголевские герои, преодолевая ограниченное художественное пространство поэмы, начинают жить в реальности.

Отношение автора к своим героям колеблется от иронического (чаще всего по отношению к Чичикову) до возмущённого (Плюшкин). Он как будто осознаёт связь своей судьбы с судьбами героев, которая не зависит от его воли: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».

Так как автор повсюду следует за своими героями, появляется новая маска, новое обличье – автор – это странник, запоздалый путник. Но автор – это ещё и гражданин, чья судьба неразрывно связана с судьбой его родины. В связи с этим надо отметить, каким образом Гоголь представлял себе роль Писателя, Художника в общественной жизни. Гоголь был убеждён, что писательское дело связано с активной, движущей силой Слова, с его воздействием на сознание людей. Писатель приравнивался к Пророку, а писательский труд считался невероятно ответственным. Читая поэму, люди должны увидеть истину, а увидев истину – захотеть стать лучше. Прогресс, по мнению Гоголя, связан прежде всего с нравственным совершенствованием человека. Он первый, кто в результате прочтения поэмы должен прозреть, осознать своё предназначение и неизменно следовать ему. Именно поэтому в конце поэмы звучат риторические вопросы: «Русь, чего же ты хочешь от меня? Какая таинственная связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?,,,»

Между автором и героями существует довольно чёткое распределение ролей: автор думает, герои действуют. Но это вовсе не означает, что автор пассивен и равнодушен к происходящим событиям. Его мысли и переживания, воспоминания, связанные с ними, нашли своё отражение в лирических отступлениях. Лирические отступления – это авторское пространство в поэме, где он свободно излагает свои мысли, размышления о самых сложных вопросах. Тематика лирических отступлений отличается большим разнообразием.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.