Системы региональной безопасности в мире и их характеристика. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Системы региональной безопасности в мире и их характеристика.

2017-10-21 2373
Системы региональной безопасности в мире и их характеристика. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Прежде чем говорить о системах региональной безопасности, мы должны разобраться, что мы подразумеваем под термином «регион».

В настоящее время имеется значительное многообразие определений, в основе которых различные подходы. Так наиболее общее определение.

Регион – это крупная индивидуальная территориальная единица, включающая, как правило, несколько государств, имеющих сходство государственного и экономического устройства, политическую и экономическую взаимосвязь и географическую общность.

Региональная безопасность предполагает такое состояние отношений, в рамках которого для всех государств, народов, граждан, общественных институтов и групп, входящих в регион, обеспечивается защищенность их жизненно важных интересов, надежное существование и стабильное развитие.

Системы региональной безопасности основаны на принципе создания международных блоков, союзов и организаций (много- и двухсторонних) между государствами, ставящими перед собой цели и задачи по защите общих территорий от внешних и внутренних угроз различной направленности, существующих для этих стран. В соответствии с этими договоренностями создаются общие силы и средства для решения различных задач (например, мониторинг за природными явлениями, общие силы спасения, вооруженные группировки и.т.д.).

Региональная, также как и глобальная, безопасность составляет часть международной безопасности. На международном уровне государствами формируются соответствующие механизмы поддержания международного мира и безопасности — системы обеспечения международной безопасности.

Обеспечение международной безопасности предполагает, прежде всего, поддержание международной стабильности, как центральной характеристики взаимоотношений субъектов на международной арене. При этом международная стабильность может быть обеспечена либо соответствующим изменением баланса сил между субъектами, либо признанием всеми субъектами соответствующих правил поведения. В связи с этим можно условно выделить две исторически сложившиеся формы коллективной безопасности:

1) групповые — интегрирующие возможности группы государств в противовес прочим государствам (группам государств) для их скоординированного использования при достижении групповых целей или защиты от общей угрозы;

2) универсальные — основанные на добровольно взятых заинтересованными государствами обязательствах и практических мерах по поддержанию международной безопасности согласованными усилиями.

Принцип коллективной безопасности подразумевает такую систему международного сотрудничества, при которой агрессия против одного из ее участников расценивается как агрессия против всей системы.

Традиционно к групповым системам коллективной безопасности относятся только военно-политические союзы. Их различают по количеству участников (двух и многосторонние); международно-правовому оформлению (формальные и неформальные); степени интеграции.

По последнему признаку определяются военные блоки и коалиции.

Военный блок — военно-политический союз государств, предусматривающий координацию их политической, экономической и военной деятельности. Они создаются в мирное время при обострении международной обстановки как наднациональный инструмент обеспечения групповой безопасности на достаточно длительный срок. Примером военного блока выступает блок НАТО.

Коалиции — временные военно-политические объединения государств, создаваемые для подготовки и ведения войн. В отличие от блоков, коалиция предусматривает только военную интеграцию для ведения коалиционной войны или достижения целей коалиции иными способами. Число участников коалиции определяется чисто военной целесообразностью.

Организационные формы коллективной безопасности зависят от представлений государств о степени согласованности национальных интересов, а также о мерах, необходимых для противодействия общим угрозам национальной безопасности.

Традиционной формой региональных организаций выступают групповые системы — военные блоки, такие как НАТО, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), АНЗЮС. Параллельно развиваются региональные системы коллективной безопасности — ОБСЕ, Лига арабских государств (ЛАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ).

В последние годы все большую значимость приобретают формы так называемой кооперативной безопасности — многосторонние политические консультативные процессы и системы взаимного оповещения — Шанхайская организация сотрудничества, Региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ). Возрастает также роль международных неправительственных организаций (Международный Красный Крест, «Врачи без границ» и др.) и даже частных лиц.

В обеспечении всех видов безопасности, в том числе региональной, важнейшую роль стали играть так называемые «большая восьмёрка», «двадцатка», когда на самом высшем уровне встречаются первые лица восьми («восьмерка»), либо двадцати («двадцатка») ведущих государств мира (как правило главы государств) и обсуждают различные актуальные вопросы, связанные с защитой населения и территорий от различных угроз мирового масштаба (например, терроризм).

Основными системами обеспечения региональной безопасности сегодня являются:

-в Европе – НАТО, Европейский союз (ЕС), организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСБ);

-в арабском мире – Лига арабских государств (ЛАГ), Совет сотрудничества арабских государств (ССАГ), организация африканского единства (ОАЕ);

-На территории бывшего СССР -Содружество независимых государств (СНГ), организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ);

-на территории стран бассейна Тихого океана – азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС);

-на американском континенте – организация американских государств (ОАГ).

Охарактеризуем основные из них:

Военно-политический блок НАТО представляет собой крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы и Северной Америки. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Главная цель НАТО — гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Участники Договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН, разрешать все свои споры мирными средствами, содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений.

Отдельного упоминания заслуживает «Партнёрство ради мира» - созданная в 1994 году программа военного сотрудничества НАТО с европейскими государствами и бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии, которые не являются членами организации. На сегодняшний день в программе «Партнёрство ради мира» участвуют 24 страны.

Для осуществления целей Североатлантического договора создана сложная политическая и военная структура.

Высшим органом НАТО является Североатлантический совет (САС) - Постоянный совет. В рамках Совета проводятся широкие политические консультации по всем вопросам внешних сношений, рассматриваются «опросы обеспечения безопасности, поддержания международного мира, военного сотрудничества». Решения принимаются единогласно. Создан постоянный рабочий орган — Секретариат во главе с Генсеком НАТО.

Для организации сотрудничества государств — членов НАТО в политической и экономической областях созданы Политический и Экономический комитеты.

Также в рамках НАТО действует значительное количество разнообразных и разноуровневых военных органов.

Комитет военного планирования (КВП) обычно состоит из постоянных представителей, но заседания проводит на уровне министров обороны (не реже двух раз в год). Он занимается решением большинства военных вопросов и проблем, относящихся к планированию коллективной обороны.

Группа ядерного планирования (ГЯП) является основным форумом для проведения консультаций по всем вопросам, касающимся роли ядерных сил в осуществлении политики НАТО в области обороны и безопасности. Обычно заседания ГЯП проводятся два раза в год на уровне министров обороны, как правило, в одно время с заседаниями Комитета военного планирования, а в случае необходимости - на уровне послов.

Военный комитет отвечает за выработку рекомендаций политическому руководству НАТО, касающихся мер по обеспечению совместной обороны зоны действия НАТО, и за подготовку общих директив по военным вопросам.

Международный военный штаб, в свою очередь, обеспечивает работу Военного комитета НАТО.

Кроме того, имеется ряд военных управлений, осуществляющих надзор за конкретными аспектами деятельности Военного комитета.

НАТО осуществляет следующие основные виды деятельности:

-осуществляет противовоздушную оборону, цель которой - отражение потенциальных воздушных угроз и обеспечение неприкосновенности воздушного пространства стран НАТО;

-контроль над вооружениями с целью их недопущения применения в решении спорных вопросов и особенно ядерного оружия;

-борьба с терроризмом, как одной из главных мировых угроз социального характера;

-выполнение странами блока международных договоренностей по сокращению обычных вооружений, распространению ядерного, биологического и химического оружия и средств их доставки;

-гражданское чрезвычайное планирование. Его главные задачи - обеспечить поддержку военных операций со стороны гражданских властей и населения, а также содействовать государственным органам власти при невоенных чрезвычайных ситуациях, особенно в защите мирного населения.

-оказание государствам-членам и партнерам в защите их населения от возможных последствий атак террористов с применением химических, биологических и ядерных боевых средств.\


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.