Тема « Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема « Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки»

2017-10-21 278
Тема « Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие 1

Тема «Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Педагогика как наука в системе современного человекознания.

1. Предмет педагогики, ее основные категории

2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Объекты и типы связи различных наук. Функции педагогической науки

II. Методологические проблемы педагогики.

1. Понятие «методология» педагогической науки

2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. Классификация педагогических исследований.

3. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного познания в педагогике. Соотношение теории и практики образования.

4. Функции методологии в науке и практике образования. Функции образовательных инноваций

5. Методологические принципы и подходы к проведению педагогического исследования

- системный подход;

- аксиологический подход

- личностный подход

- деятельностный подход

- полисубъектный

- культурологический подход

- этнопедагогический подход

- антропологический подход

7. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследовний.

ЗАДАНИЕ

Составить конспект следующих статей:

1. Бим-Бад Б.М. Проблемы педагогики как науки

2. Блонский П.П. Педагогика как наука и как искусство

Статьи находятся в учебном пособии Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 35-43, 47-53, 62-64., 68-73

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.13-32, 39-49

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 84-97

4. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. стр. 22-38

5. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 6-31, 32-36, 55-61

6. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 15-18, 29-32

7. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 10-13, 32-41, 44-48

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 9-13, 28-33, 43-52 64-83

9. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 5-9, 180-195, 201-219

 

 

Практическое занятие 2

 

Тема «Методы педагогического исследования»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Понятие метод. Подходы к классификации методов педагогического исследования.

II. Характеристика методов педагогического исследования.

1. Характеристика эмпирических методов

2. Характеристика теоретических методов

3. Характеристика сравнительно-исторических методов

4. Математические методы статистики в педагогическом исследовании

- Основные понятия математической статистика (средняя арифметическая, медиана, дисперсия, связи переменных (корреляция))

5. Социометрический метод в педагогическом исследовании

ЗАДАНИЕ

1. Разработать вопросы исследовательской беседы. Четко поставить цель беседы и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для беседы выбирается самостоятельно.) Например, тема: «Влияние средств массовой информации на уровень тревожности ребенка дошкольного возраста». Цель беседы с родителями: определить время проводимое ребенком перед телевизором, предпочитаемы передачи и преобладающее эмоциональное состояние (проявление состояние страха или тревоги после просмотра).

Литература для подготовки к практическому занятию:

2. Разработать анкету. Выделить в ней все структурные элементы. Четко поставить цель анкеты и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для анкеты выбирается самостоятельно.)

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 143-221, 232-243.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.89-154

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 97-101

4. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 44-55

5. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 18-24

6. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 49-69

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 55-60

8. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 55-167

 

Практическое занятие 3

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Структура и логика педагогического исследования.

1. Основные компоненты и этапы педагогического исследования

2. Научная проблема

3. Педагогический факт как категория педагогического познания

4. Категориальный аппарат как основа научного знания. Система научных понятий и образовательная концепция

5. Функция гипотезы в развитии научного познания в педагогике

ЗАДАНИЕ

Практическое занятие 4

ЗАДАНИЕ

1. Составить и оформить библиографический список по одному из разделов общей педагогики, включающий в себя: Авторское издание; Издание под редакцией; Книги, написанные большим авторским коллективом; Документ; Диссертацию; Учебники и учебные пособия; Статьи в сборниках; Статьи в периодических изданиях.

 

2. Проанализируйте методический материал «Языково-стилистическое оформление научной работы»(Составитель Вершинина Н.А.) и составьте научный текс с использованием предложенного материала по каждому разделу

ЯЗЫКОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Составитель к.п.н., доцент каф.

педагогики и психологии

СФ ПГУ Н.А. Вершинина

РАЗДЕЛ 8. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

 

Речевая функция Лексические средства
Причина и следствие. Условие и следствие - (и) поэтому, потому, так как - поскольку - отсюда (откуда) следует - вследствие - в результате - в силу (в виду) этого - в зависимости - в связи с этим, согласно этому - в таком (в этом) случае - в этих (при таких) условиях - (а) если (же)..., то... - что свидетельствует (указывает, соответствует, говорит, дает возможность, способствует, позволяет, имеет значение и т.д.)
Временная соотнесенность и порядок изложения - сначала, прежде всего, в первую очередь - первым (последующим, предшествующим) шагом - одновременно, в то же время, здесь же - наряду с этим - предварительно, ранее, выше - еще раз, вновь, снова - затем, далее, потом, ниже - в дальнейшем, в последующем, впоследствии - во-первых, во-вторых, и т.д. - в настоящее время, до настоящего времени - в последующие годы, за последние годы - наконец, в заключение  
Дополнение или уточнение - также и, причем, при этом, вместе с тем - кроме (сверх, более) того - главным образом, особенно
Сопоставление и противопоставление - однако, но, а, же - как..., так и..., так же, как и.... - не только, но и... - по сравнению, если..., то... - в отличие, в противоположенность, наоборот - аналогично, также, таким же образом - с одной стороны, с другой стороны - в то время как, между тем, вместе с тем, тем не менее
Ссылка на предыдущее или последующее - тем белее, что - в том числе, в случае, то есть, а именно - как было сказано (показано, упомянуто, отмечено, установлено, получено, найдено, обнаружено) - как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше - согласно (сообразно, соответственно) этому - в соответствии (в связи) с этим - в связи с вышеизложенным - данный, названный, рассматриваемый... - такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа - следующий, последующий, некоторый - многие из них, один из них, некоторые из них - большая часть, большинство

Обобщение, вывод - таким образом, итак, следовательно - в результате, в итоге, в конечном счете - отсюда (из этого) следует (вытекает, понятно, ясно) - это позволяет сделать вывод - это сводится к следующему - это свидетельствует - наконец, в заключение
Иллюстрация сказанного - например, так, в качестве примера - примером может служить такой как (например) - в случае, для случая - о чем можно судить, это очевидно
Введение новой информации - Рассмотрим следующие случаи... - Остановимся подробно на них Приведем несколько примеров - основные преимущества этого метода... - некоторые дополнительные замечания... - несколько слов о перспективах исследования

 

 

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

 

 

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 80-98, 268-287

2.Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс,2001.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр. 163-197

4. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 31-36.


СПИСОК ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН

вопрос источник
1. Педагогика как наука в системе современного человекознания  
2. Современная стратегия обновления и развития образования  
3. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований. Классификация педагогических исследований (фундаментальные, прикладные, разработки)  
4. Характеристика методологического знания и педагогического сознания, методы научного познания.  
5. Функции педагогической науки. Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки  
6. Условия и источники развития исследовательской деятельности.  
7. Методологические принципы психолого-педагогического исследования  
8. Характеристика основных подходов в изучении педагогических явлений (личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический)  
9. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Характеристика педагогических ценностей  
10. Структура и логика научно-педагогического исследования педагогического исследования.  
11. Критерии успешности исследовательской деятельности  
12. Этапы практического преобразования в психолого-педагогическом исследовании  
13. Классификация методов психолого-педагогического исследования (Скалкова Я, Подласый И.П., Смирнов С.А., Смирнов В.И.)  
14. Методы опроса. Их сущность, требования к разработке методики и проведению опроса. Сбор и анализ результатов  
15. Тестирование как метод получения информации в психолого-педагогическом исследовании  
16. Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение передового педагогического опыта как методы психолого-педагогического исследования  
17. Метод беседы. Виды, требования к разработке методики и проведению исследовательской беседы. Сбор и анализ результатов.  
18. Метод эксперимента. Виды, требования к разработке методики и проведению эксперимента. Характеристика комплексного педагогического эксперимента.  
19. Характеристика метода изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта.  
20. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования  
21. Сущность и специфика теоретических методов познания  
22. Характеристика сравнительно-исторических методов психолого-педагогического исследования  
23. Характеристика основных методов математической статистики  
24. Характеристика социометрического метода психолого-педагогического исследования  
25. Языково-стилистическое оформление психолого-педагогического исследования  
26. Оформление результатов психолого-педагогического исследования.  
27. Методологические ошибки в педагогических исследованиях. Характеристика требований к постановке вопросов в исследовательской деятельности.  
28. Системный подход в психолого-педагогическом исследовании.  
29. Педагогическая деятельность и педагогический процесс как предмет педагогической науки  
30. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.  

 

Литература

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -320 с.

2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс,2001.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001.

4. Краевский В.В. Методы и методология педагогического исследования. – М., 1990

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992

6. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

7. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999

8. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001

9. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000.

10. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Школа-Пресс», 1998.

12. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Практическое занятие 1

Тема «Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

I. Педагогика как наука в системе современного человекознания.

1. Предмет педагогики, ее основные категории

2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Объекты и типы связи различных наук. Функции педагогической науки

II. Методологические проблемы педагогики.

1. Понятие «методология» педагогической науки

2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. Классификация педагогических исследований.

3. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного познания в педагогике. Соотношение теории и практики образования.

4. Функции методологии в науке и практике образования. Функции образовательных инноваций

5. Методологические принципы и подходы к проведению педагогического исследования

- системный подход;

- аксиологический подход

- личностный подход

- деятельностный подход

- полисубъектный

- культурологический подход

- этнопедагогический подход

- антропологический подход

7. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследовний.

ЗАДАНИЕ

Составить конспект следующих статей:

1. Бим-Бад Б.М. Проблемы педагогики как науки

2. Блонский П.П. Педагогика как наука и как искусство

Статьи находятся в учебном пособии Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 35-43, 47-53, 62-64., 68-73

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.13-32, 39-49

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 84-97

4. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. стр. 22-38

5. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 6-31, 32-36, 55-61

6. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 15-18, 29-32

7. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 10-13, 32-41, 44-48

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 9-13, 28-33, 43-52 64-83

9. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 5-9, 180-195, 201-219

 

 

Практическое занятие 2

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.