Вопрос 3. Административно-правовой способ защиты интеллектуальной собственности. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Вопрос 3. Административно-правовой способ защиты интеллектуальной собственности.

2017-10-21 537
Вопрос 3. Административно-правовой способ защиты интеллектуальной собственности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внесудебная форма защиты и соответствующий ей специальный порядок защиты применяются только в случаях, прямо установленных законом. Примером защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в специальном (административном) порядке является защита, осуществляемая органами Антимонопольного комитета Украины. Наиболее распространенными актами недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности являются неправомерное использование торговой марки, коммерческого наименования, неправомерный сбор, разглашение, использование коммерческой тайны. Правовые основы такой защиты определены нормами Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины, Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», «О защите экономической конкуренции».

Система органов государственной исполнительной власти, осуществляющих охрану и защиту права интеллектуальной собственности, включает:

Государственный департамент интеллектуальной собственности (его функции осуществляют государственные предприятия: «Украинский институт промышленной собственности», «Украинское агентство по авторским и смежным правам», «Интелзахист»);

Органы внутренних дел (в структуре Государственной службы по борьбе с экономической преступностью созданы подразделения по борьбе с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности, занимающиеся предупреждением, выявлением преступлений, раскрытием подпольных цехов, производящих продукцию с нарушением права интеллектуальной собственности);

Служба безопасности Украины (защита государственной тайны, коммерческой тайны субъектов хозяйствования);

Государственная таможенная служба Украины (контроль за перемещением через таможенную границу Украины товаров, содержащих объекты права интеллектуальной собственности);

Государственная налоговая администрация Украины (выявление и уничтожение контрафактных экземпляров произведений, подпольных производств);

Антимонопольный комитет Украины (защита от недобросовестной конкуренции в сфере неправомерного использования торговой марки, коммерческого наименования, коммерческой тайны).

Неюрисдикционная форма защиты предполагает самостоятельную защиту права самим потерпевшим лицом без обращения в судебные органы или органы исполнительной власти. В сфере защиты права интеллектуальной собственности возможности для применения самозащиты незначительны, что объясняется нематериальной природой объекта этого права. Способы же самозащиты достигают своего эффекта в большинстве случаев путем воздействия на материальные объекты, личность нарушителя. Поэтому они широко применяются для защиты вещных прав, права на жизнь и т.д. Примером использования способов самозащиты прав на объекты интеллектуальной собственности может рассматриваться обращение потерпевшего обладателя авторских прав, прав на торговые марки и т.д. к нарушителю с требованием прекратить нарушение, возместить причиненные убытки.

Административная защита применяется как исключение из общего правила, только в прямо предусмотренных законодательством случаях.

Согласно закону потерпевший может обратиться за защитой своего нарушенного права и интересов к определенному органу государственного управления, высшему органу ответчика или Антимонопольному комитету Украины. Средством защиты в данном случае выступает не иск, а жалоба или заявление, порядок подачи и рассмотрения которых регламентируется административным законодательством.

Административные способы защиты прав интеллектуальной собственности и интересов, которые охраняются законом, согласно статьям 23 и 24 Кодекса Украины об административных правонарушениях применяются в виде административных взысканий, налагаемых с целью воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам сожительства, а также применяются для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Такими видами административных взысканий могут быть: предупреждение; штраф; оплачиваемое изъятие или конфискация предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения; исправительные работы или административный арест.

Защита прав интеллектуальной собственности в административном порядке осуществляется в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях (ст. 51-2, 164-3, 164-9 и 164-13), Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», Таможенного кодекса Украины и специального законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Согласно ст. 51-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности, присвоение авторства на такой объект или другое умышленное нарушение права интеллектуальной собственности влечет за собой наложение штрафа от десяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно изготовленной продукции, а также оборудования и материалов, которые предназначены для ее изготовления.

Согласно ст. 164-3 Кодекса незаконное копирование формы, упаковки, а так же имитация, копирование, прямое воспроизведение товара другого предпринимателя, самовольное использование его фирменного наименования влечет за собой наложение штрафа от тридцати до сорока четырех необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Кроме того, получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации с целью причинения вреда деловой репутации или имуществу другого предпринимателя влечет за собой наложение штрафа от девяти до восемнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

В ст. 164-9 Кодекса Украины об административных правонарушениях отмечено, что распространение экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм, упаковки которых не маркированы контрольными марками или маркированы контрольными марками, которые имеют серию, которая не отвечает носителю этого экземпляра, или номер, который не отвечает данным Единого реестра получателей контрольных марок, влечет за собой наложение штрафа от десяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией этих экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм. И само действие, совершенное лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из вышеупомянутых правонарушений, влечет за собой наложение штрафа от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией этих экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм.

В ст. 164-13 Кодекса Украины об административных правонарушениях сказано, что нарушение законодательства, которое регулирует производство, экспорт, импорт дисков для лазерных систем считывания, экспорт, импорт оборудования или сырья для их производства, влечет за собой наложение штрафа от двадцати до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

При освещении вопросов, связанных с административным порядком защиты права интеллектуальной собственности, особо нужно выделить вопросы защиты от недобросовестной конкуренции. Согласно ст. 1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» недобросовестной конкуренцией считаются любые действия, противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. К таким действиям в частности, относятся:

– неправомерное использование чужого имени, фирменного наименования, торговой марки, других обозначений, а также рекламных материалов, упаковки товаров, названий литературных, художественных произведений, периодических изданий, географических указаний, которые могут привести к спутыванию с деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя), имеющего приоритет на их использование;

– введение в гражданский оборот под своим обозначением товара другого производителя путем изменений или снятие с товара обозначений настоящего производителя;

– воспроизведение внешнего вида изделия другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) и введения этого изделия в гражданский оборот без однозначного указания производителя копии, что может привести к спутыванию с деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя), это не распространяется на изделия, получившие правовую охрану как объекты права интеллектуальной собственности;

– осуществление рекламы, которая содержит сравнение с товарами, работами, услугами или деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя);

– неправомерный сбор, разглашение и использование информации, содержащей коммерческую тайну.

Совершение действий, которые определяются законодательством Украины как недобросовестная конкуренция, влечет наложение Антимонопольным комитетом Украины штрафов, а также административную, гражданско-правовую и уголовно-правовую ответственность (ст. 20 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»).

Совершение описанных выше действий хозяйствующими субъектами – юридическими лицами влечет за собой наложение Антимонопольным комитетом Украины штрафов в размере трех процентов выручки от реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг хозяйствующего субъекта за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. В случае, если исчисление выручки хозяйствующего субъекта невозможно или выручка отсутствует, то штраф налагается в размере до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (ст. 21 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»).

Совершение указанных выше действий юридическими лицами, не являющимися хозяйствующими субъектами, влечет за собой наложение на них Антимонопольным комитетом Украины штрафов в размере до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (ст. 22 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»). Если описанные выше действия совершены гражданами, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, а также гражданами, которые не являются предпринимателями, в интересах третьих лиц, то это влечет за собой наложение административного взыскания согласно действующему законодательству (ст. 23 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»).

Если был установлен факт неправомерного использования чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки или факт копирования изделий, то заинтересованные лица могут обратиться в Антимонопольный комитет Украины с заявлением об изъятии товаров с неправомерно использованным обозначением или копий изделий другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) как у производителя, так и у продавца. Эта мера защиты права применяется, если возможность смешения с деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) не может быть устранена другим путем (ст. 25 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»).

Согласно ст. 30 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» Антимонопольный комитет Украины в этих делах может принимать обязательные к исполнению решения:

– признание факта недобросовестной конкуренции;

– пресечение недобросовестной конкуренции;

– официальное опровержение за счет нарушителя распространенных им неправдивых, неточных или неполных сведений;

– наложение штрафов;

– изъятие товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя);

– отмена или изменение центральными и местными органами государственной исполнительной власти принятых ими неправомерных актов и расторжения заключенных ими соглашений.

Решение Антимонопольного комитета Украины могут быть обжалованы в суде заинтересованными лицами в тридцатидневный срок со дня получения копии решения.

Отдельно стоит остановиться на вопросах, связанных с защитой права интеллектуальной собственности при перемещении через таможенную границу Украины контрафактных товаров. Мировой практикой контрафактными признаются товары, которые изготовлен и введен в гражданский оборот с нарушением права интеллектуальной собственности.

Таможенные органы выполняют функцию содействия защиты прав интеллектуальной собственности во время перемещения через таможенную границу нашего государства объектов авторского права и смежных прав, торговых марок, промышленных образцов и географических указаний, которые зарегистрированы в таможенном реестре объектов права интеллектуальной собственности, а также могут действовать на свое усмотрение в отношении товаров, которые не внесены в таможенный реестр, но есть основания полагать, что такие товары перемещаются через таможенную границу Украины с нарушением прав интеллектуальной собственности. Процедура приостановления таможенного оформления таких товаров распространяется на все таможенные режимы транзита, а также касается товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами, если стоимость этих товаров составляет более 200 евро.

Занесения объектов права интеллектуальной собственности в таможенный реестр осуществляется на основании заявления собственника имущественных прав на объект права интеллектуальной собственности, который имеет основания считать, что во время перемещения товаров через таможенную границу Украины нарушаются или могут быть нарушены его права. Владелец имущественных прав подает в Государственную таможенную службу Украины заявление о содействии защите имущественных прав и другие необходимые для этого документы, а также в случае принятия положительного решения о внесении соответствующих сведений об этом объекте права интеллектуальной собственности в таможенный реестр он вносит на счет Государственной таможенной службы Украины залог в сумме 1000 евро или предоставляет финансовую гарантию банковского учреждения на эту сумму. По желанию правообладателя или его представителя возмещение расходов, связанных с деятельностью таможенных органов Украины, направленной на содействие защиты прав интеллектуальной собственности, может быть обеспечено за счет собственных оборотных средств без использования гарантийной суммы, внесенной на депозитный счет Гостаможслужбы Украины, открытый в Государственной казначейской службе Украины. Возврат денежного залога должно происходить в той же валюте и в том же объеме, в которых такой залог вносился, за вычетом средств, потраченных таможенными органами и владельцами складов за временное хранение этих товаров в течение периода приостановления их таможенного оформления во время рассмотрения дела о нарушении прав интеллектуальной собственности, а также средств на возмещение декларанту и другим лицам убытков, вызванных таким приостановлением, если нарушение прав интеллектуальной собственности правообладателем или его представителем не будет доказано.

На основании данных таможенного реестра таможенные органы принимают меры по предотвращению перемещения через таможенную границу Украины контрафактных товаров. Если таможенный орган на основании данных таможенного реестра выявляет признаки нарушения прав интеллектуальной собственности относительно товаров, предъявленных для таможенного контроля и таможенного оформления, то их таможенное оформление приостанавливается, а товары подлежат размещению на складах временного хранения или на складах таможенных органов.

Владелец имущественных прав на объект права интеллектуальной собственности должен письменно проинформировать таможенный орган, который приостановил таможенное оформление, об обращении в суд с целью обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности или обратится к такому таможенному органу с письменным мотивированным ходатайством о продлении срока приостановления таможенного оформления. Если он это не сделает в течение первых 15 календарных дней после получения уведомления о приостановлении таможенного оформления товаров, то товары, таможенное оформление которых было приостановлено, подлежат таможенному оформлению в установленном порядке.

Если в течение установленных законодательством сроков нарушения прав интеллектуальной собственности во время перемещения товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении таможенного оформления, будет подтверждено заключением экспертизы, проведенной уполномоченным органом, то таможенный орган составляет протокол о нарушении таможенных правил, а товары, являющиеся непосредственными предметами правонарушения, изымаются.

При наличии достаточных оснований полагать, что вследствие перемещения через таможенную границу Украины товаров, в отношении которых лицом не подано заявление о содействии защите надлежащих ему имущественных прав, может быть нарушено право на объекты права интеллектуальной собственности, таможенный орган может по собственной инициативе приостановить таможенное оформление таких товаров при условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Согласно ст. 345 Таможенного кодекса Украины ввоз на таможенную территорию Украины или вывоз за пределы этой территории товаров, предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности, с нарушением охраняемых законом прав интеллектуальной собственности влечет за собой наложение штрафа на нарушителей в размере от десяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией контрафактных товаров, а на должностных лиц предприятий – от тридцати до ста пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией контрафактных товаров.

Владелец права интеллектуальной собственности и владелец товаров, изготовленных и введенных в гражданский оборот с использованием объектов права интеллектуальной собственности, в случае несогласия с решением таможенного органа может обратиться в суд за защитой своих прав.

Еще одним видом административной защиты прав на объекты промышленной собственности, что предусмотрено специальным законодательством Украины в сфере интеллектуальной собственности, является обращение потерпевшего в Апелляционную палату Государственной службы интеллектуальной собственности Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. Средством защиты в данном случае является отрицание, когда заявитель не соглашается с решением Государственной службы интеллектуальной собственности относительно обретения права интеллектуальной собственности на изобретение, торговую марку или другой объект права промышленной собственности, и подает в Апелляционную палату.

Надо отметить, что упомянутые выше органы государственного управления рассматривают дела об административных правонарушениях на основе специальной процедуры, которая является упрощенной по сравнению с гражданским судопроизводством и исключает часть процессуальных действий. Объем процессуальных гарантий здесь значительно уже судебных. Так, далеко не всегда предусмотрено личное участие заинтересованных лиц или их представителей в рассмотрении дела. Не является обязательным коллегиальное рассмотрение спора. Законодательство может регламентировать использование при рассмотрении дел в административном порядке различных видов доказательств, например, показания очевидцев и тому подобное. Свидетели и эксперты, привлекаемые к участию в административном процессе, не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний или отказ от них. Главный же недостаток заключается в том, что органы исполнительной власти, которые рассматривают дело, не пользуются той степени автономности, которая предоставлена судам. В своих действиях они руководствуются не только действующим законодательством, но и общими директивами и конкретными указаниями вышестоящих органов управления.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.