Религии Гуннского каганата к 440 годам. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Религии Гуннского каганата к 440 годам.

2017-10-21 388
Религии Гуннского каганата к 440 годам. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История мировых религий, это совершенно заброшенная тема в историографии РФ так и Европы. Возможно, такое отношение к истории неизвестных религий вызвано и отношением государств к нетрадиционным (по их мнению) религиям мира.
Рассмотрим некоторые документы таких религий, которые найдены вне современных территорий Башкортостана. Деление религий условное, так как они манихейские, которые признавали их только как различные ответвления одного учения о Боге.
Памятник манихеизма из Искера-Тобольска.

 

 


По моему мнению, этот культовый объект символизирует три безгрешных сущностей Мани. Письмо похож на письмо "кхарошти". Прочитывается текст:"Епhалава ама кала".
Глоссарий: "Кепhалайа умма кэлебендэ".
Перевод на русский язык: "С Кепhалаей общество в устах".
«Кепhалайа» название книги Мани, где изложены основные каноны манихеизма.

Памятник манихеизма из Шадринска в Курганской области.



Переводы текстов на русский язык:
«Четыре (безгрешных) сущностей Маны….сеют старание
Велик (только) на миг посланника закон правосудия
Этот раб божий белым костям подчиняющийся (человек) от чистого сердца.
Божественный труд не в том, что ты становишься хозяином награбленного у других имущества по договоренности с товарищами
К четырем (сущностям был посвящен) выполненный этим собирателем налогов и вакуфного имущества».
«Сказано: думы об имуществе на миру (буквально «на майдане»), оценка заслуг только в монастыре Мани
Главный человек монастыря царь (Точка). По божественному великое, Несравненное время этого известного человека государства закрыто. (Точка). Это письмо четырем великим сущностям, от освобожденного (от забот) панагея (место прибежища)».
Памятник манихеизма из Керчи.

Транскрипция: «Матhаганайhатhае втаа». Глоссарий на древнебашкирском: «М(а)тэгэйенэте вата». Перевод на русский язык: «Назначение вода». Такие стандартизационные тексты не новость для древнетюркского гончарного искусства.

Памятник манихеизма из Карелии.

Текст написан разновидностью брахми. Использованы квадратные и круглые варианты письма.
Транскрипция: «Тhапhа: сала. Матама бана. Ва: гау: тhана: такана: я: дhа: гау: тhа: ба са: гhа: ма: мата: ма: гhана: ма». Глоссарий: «Тhапhа сала. Матама: Бана: Вэ Гаутана-тэкин жэдhэ гут ба…сакима матама гhанама». Перевод на русский язык: «Эпоха Тхапха. Траурное сооружение. И Гаутама-принц предок (наш) с гутового (дерева)…стволом траур преисподней».

Зороастрийско-манихейский памятник села Исянгилдино Оренбургской области.

Транскрипция: «Дбкбтдм».
Глоссарий: «Дабг битидим».
Перевод на русский язык: «О слезном горе написал я».

Арианско-манихейский памятник с монограммой Теодорикса из Равенны (капитель колонны).


 


Памятники Башкортостана гуннской эпохи.

Тексты манихейским письмом на серебряных браслетах из Башкортостана.


 

Манихейская нотная книга- сулпы из Башкортостана.

Транскрипция нот записанные на современный нотоносец:

Тексты письмом брахми на кумбазе с фетвой Инная (манихейский памятник).

Транскрипция- «Пhасага джаhата нау татhала. Инаинаинаи даи».
Глоссарий – «Баhалаусыhы ижтиhадсынынг унынг янгы Тэгэллэhе. Иннай даhи».
Перевод на русский язык – «Оценка заслуг верующего от его нового Бога. Иннай пророк».
Тексты письмом брахми на кумбазе с фетвой патриарха Нестория(несторианский памятник).

Транскрипция- «Кбз мдh нзh. Нhзр».
Глоссарий – «Кабиз мэдхиэлэй наззы. Нугзар».
Перевод на русский язык – «Вседержащий похваляющий вежливость. Несторий».
Тексты письмом брахми на кумбазе с фетвой богослова Париа (арианский памятник).

Транскрипция: «Пага наса сапае баhа. Яина Пари».
Глоссарий: «Пак инсандынг сайбаны баhа. Гайна Париа».
Перевод: «От правоверного верующего память (это) оценка его заслуг. Известный муж государства Париа».
Тексты письмом брахми на кумбазе с фетвой Аврелия Августина (католический памятник).

Транскрипция- «Тhаегhала еунана есадhа. Инаинаина даи папhа».
Глоссарий – «Тэгэллэ (мэнге) йэш есем. Иннайзан даhи папа».
Перевод на русский язык – «Бог вечно юное тело. Находящийся выше Инная папа».
Таких памятников много.
При рассмотрении историй религий Европы нам не встречались документы, выполненные на неизвестных языках. Все они читаются, опираясь на известные алфавиты и на законы построения предложений тюркских языков мира.

Деяния Аттилы

В 422 году гунны вновь атаковали Фракию. Восточно-римский император Феодосий II согласился выплачивать гуннам дань в размере 350 фунтов золота в год. В 433 году вождь гуннов Ругила стал грозить Восточной Римской империи разорвать мирные соглашения из-за беглецов, укрывшихся на территории империи. В ходе переговоров Ругила скончался. До 440 года регентом был Октар сын Баламир-кагана.
В 436 году были покорены бургунды, а Византийская империя стала данником каганата. В 441 году император Феодосий выслал большой флот против вандалов к Сицилии, однако вторжение гуннов на севере заставило его отозвать войска. Римская армия под командованием зятя Бонифация Себастьяна перешла из Испании в Африку, что заставило Гейзериха отозвать своих воинов из Сицилии. Однако он сумел склонить Себастьяна к союзническим отношениям. По новому мирному договору, заключённому в 442 году, империя вынужденно признала расширение владений королевства Гейзериха и его независимость. Гейзерих после убийства императора Валентиниана III посчитал себя свободным от договора с Римом, захватив Мавретанские провинции, Сардинию, Корсику, Балеарские острова вблизи Испании, Сицилию. Вандалы выделились среди других германских наций тем, что стали морским народом. Средиземное море в древнегерманских языках называлось «морем вандалов» (Wendelsе, Wentilseo). В 442 году король вандалов и аланов Гейзерих принял гуннский закон престолонаследия, заботясь о своей династии, Гейзерих приказал утопить жену брата Гундериха, бывшего королём до него, и истребил всех его детей. Власть закреплялась за потомками Гейзериха по мужской линии.
Формировалась правящая прослойка, члены которой вознаграждались за службу королю без учёта старых родовых связей или знатности рода. Недовольство вандальской знати привело к заговору в 442 году, участники которого после пыток были распяты. По словам Проспера Аквитанского - «погибло больше людей, чем если бы вандалы потерпели поражение на войне». После убийства императора Валентиниана III в 455 году его жена Лициния Евдоксия против своей воли стала женой его убийцы, нового императора Петрония Максима. Существует легенда, что она из мести призвала вандалов и аланов во главе с Гейзерихом, который в июне 455 года методично разграбил Рим, оказавшийся без войск, и увёл тысячи пленников. Узурпатор Максим был убит жителями Рима за 3 дня до прибытия вандалов, а Евдоксию с дочерьми Гейзерих увёз в Карфаген с целью породниться с императорской семьёй. Женив своего сына Гунериха на Евдокии, правнучке последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого и дочери западного императора Валентиниана III, Гейзерих стал активно вмешиваться во внутренние дела Западной империи на правах родственника императорской семьи. Смуты внутри государства благоприятствовали этому, римские императоры не удерживались на троне более 5 лет. Гейзерих боролся за назначение императором Запада своего родственника Олибрия, женатого на сестре Евдокии Плацидии.
В 440-445 годах соправителями у гуннов были братья Атилла и Болад. Они, в 443 году превратили Византийскую империю из данника в вассалы. В 445 году Атилла убил своего брата Болада и стал единоличным правителем.
Из них Атилла-каган самый знаменитый из правителей в истории, о его деяниях сложены песни и легенды не только у тюрков, но и у германских, славянских, финно-угорских народов. Современные тюркские государства чтят его память. В его честь выпускаются памятные марки и монеты. Ниже дана серебряная монета Казахстана.

Единоличное правление Атиллы-кагана длилось до 453 года. По условиям мирного договора с гуннским каганатом 447 года римляне были принуждены к следующим обязательствам: «…Выдать Уннам переметчиков и шесть тысяч литр золота, в жалованье за прошедшее время; платить ежегодно определенную дань в две тысячи сто литр золота; за каждого Римского военнопленного, бежавшего и перешедшего в свою землю без выкупа, платить двенадцать золотых монет; если принимающие его не будут платить этой цены, то обязаны выдать Уннам беглеца. Римлянам не принимать к себе никого из народов гуннской империи, прибегающего к ним». Сумма задолженности, которую римляне обещали выплатить гуннам «за прошедшее время», равнялась, таким образом, 6000 литр. Напомним, что, согласно договору 344 года, ежегодные выплаты должны были составлять 700 литр золота, и это значит, что гунны требовали с римлян дань за восемь с половиной лет. То есть выплаты прекратились, вероятно, в середине 439 года, когда Аттила находился на западе, участвуя в войнах с готами на стороне западных римлян. Болад, судя по всему, не сумел обеспечить выполнение договора, и Аттила, вернувшись на восток, решил навести порядок с оружием в руках. На это у него ушло восемь с лишним лет, но зато сумма ежегодной дани теперь должна была возрасти втрое. Кроме того, Аттила прирезал к своей державе весьма значимый кусок территории – «Эта земля в длину простиралась по течению Истра от Пеонии до Нов Фракийских, а в ширину на пять дней пути» (см. карту).

Если верить словам Приска, выплата дани гуннам непосильным бременем легла на жителей империи. «Побоями вымогали у них деньги, по назначению чиновников, на которых возложена была царем эта обязанность, так что люди издавна богатые выставляли на продажу уборы жен и свои пожитки. Такое бедствие постигло Римлян после этой войны, что многие из них уморили себя голодом или прекратили жизнь, надев петлю на шею. В короткое время истощена была казна; золото и беглецы отправлены были к Уннам».
Но жалобы римлян вызывают некоторое недоумение. Олимпиодор, описывая жизнь своих сограждан в первой половине V века, сообщает: «Многие римские дома получали от своих владений по сорок кентинариев золотом ежегодно, кроме хлеба, вина и прочих продуктов… Доход же второстепенных домов в Риме равняется пятнадцати или десяти кентинариям». Кентинарий был равен ста литрам, то есть ежегодный доход одного крупного землевладельца в золоте (не считая натуральных продуктов, идущих к столу его домочадцев) составлял 4000 литр. Полутора таких сумм было достаточно, чтобы выплатить дань Аттиле за все истекшие годы. Правда, Олимпиодор писал о жителях Западной империи, но маловероятно, чтобы доходы на западе и на востоке так уж сильно разнились.
Приск, лично участвовавший в переговорах с гуннами, не мог ошибиться, называя размер выплачиваемой дани. Близкие суммы мы встречаем и у Феофана. Вероятно, Аттила не отличался особым корыстолюбием и, что бы там ни говорили римляне, удовлетворялся вполне умеренной данью. Значительно требовательнее он был в том, что касалось выдачи пленных и перебежчиков. Он стоял на том, что владения гуннского вождя никто не имел права покинуть без его личного разрешения. Причем он требовал обратно как римских военнопленных, бежавших от гуннов на родину (впрочем, они могли откупиться золотом), так и своих подданных-эмигрантов. Приск пишет:
«Римляне убивали многих переметчиков, потому что те противились выдаче их Скифам. В числе их было несколько человек из царского рода, которые переехали к Римлянам, отказываясь служить Аттиле. Сверх всего этого Аттила требовал еще, чтоб Асимунтийцы выдали всех бывших у них военнопленных, Римлян или варваров».
Размеры дани, налагаемые своим поданным, тоже были фиксированными. «Кирьи и кирсики», то есть «города и крепости», которые, по всей видимости, были центрами податных округов, платили серебром. Дань изымалась не единовременно. Существование размера дани, которую называли «кирйэ абунэ», европейские кальки этого слова звучат как «гривна» и переводятся на русский язык в значении «предварительные платежи поселений», указывают на это. Причем государство учитывало экономические возможности податных округов и поэтому весы этих гривень различались. Они имели еще одно название «бирка\\марка» со значением «знак», в данном случае «знак уплаты подати».

Размещаем данные о весе одной гривны для разных населенных пунктов

Название населенного пункта Вес гривны (марки)

Шамбата (Шамкирс, или по современному Киев) 163-165 граммов.

Новгород 204 грамма.

Литовская 100-105 грамм.

Польская 210 грамм.

Кельнская 233,88 граммов.

Пражская 253,14 граммов.

Венецианская 238,5 граммов.

Триентская 254,7 граммов.

Скандинавская 253,14 граммов.

О соответствия весов гривен и марок именно к рассматриваемому историческому периоду нам неизвестно, так как европейские источники таких данных не публикуют.
К освобождению своих соотечественников из плена Аттила тоже относился очень ревностно. Он отказался утвердить мирный договор и отвести войска до тех пор, пока хоть один гуннский воин оставался в плену. В Асимунте – одном из немногих городов, которые смогли выстоять против гуннского нашествия, – после выдачи пленных и перебежчиков были удержаны два гунна. Жители города отказывались освободить их, потому что гунны во время осады захватили нескольких местных мальчиков-пастухов. Теперь асимунтийцы требовали своих детей назад. Аттила приказал разыскать мальчиков и затянул переговоры о мире до тех пор, пока пленные гунны не получили свободу. Правда, искомые пастухи так и не были найдены, но гунны поклялись, «что у них тех мальчиков не было». Асимунтийцам пришлось удовлетвориться этими заверениями и отпустить пленных. Впрочем, они отплатили гуннам той же монетой. «Асимунтийцы также поклялись, что убежавшие к ним Римляне были ими освобождены. Они в этом поклялись, хотя у них и были некоторые Римляне; но они не считали преступлением божиться ложно, для спасения людей своего племени».
В 446 году Атилла и Аэций подписали договор, по условиям которого к государству Атиллы были присоединены и земли по реке Сава.
Весь 447 год прошел под знаком дипломатических переговоров. Приск пишет: «Вслед за заключением мира, Аттила отправил посланников в Восточную Империю, требуя выдачи переметчиков. Посланники были приняты, осыпаны подарками и отпущены с объявлением, что никаких переметчиков у Римлян не было. Аттила послал опять других посланников. Когда и эти были одарены, то отправлено было третье посольство, а после него и четвертое. Аттила, зная щедрость Римлян, зная, что они оказывали ее из опасения, чтоб не был нарушен мир, – кому из своих любимцев хотел сделать добро, того и отправлял к Римлянам, придумывая к тому разные пустые причины и предлоги. Римляне повиновались всякому его требованию; на всякое с его стороны понуждение смотрели, как на приказ повелителя».
В 448 году дипломатические игры продолжались, и Аттила прислал в Константинополь очередных послов: гунна Эдикона (Эдекона), «отличавшегося великими военными подвигами», и Ореста Римлянина, жителя Паннонии. Аттила снова «жаловался на Римлян за невыдачу беглых» и требовал, чтобы римляне перестали «обрабатывать завоеванную им землю». Кроме того, гуннский вождь хотел перенести место торга между римлянами и гуннами с берегов Истра на юг, в Наисс, «который полагал он границею Скифской и Римской земли, как город им разоренный». И наконец, он предложил, «чтоб для переговоров с ним о делах еще не решенных, отправлены были к нему посланники, люди не простые, но самые значительные из имевших консульское достоинство; что если Римляне боятся прислать их к нему, то он сам перейдет в Сардику для принятия их».
Переговоры зашли в тупик, и, когда гуннские послы собрались в обратный путь, Феодосий решил отправить с ними своих дипломатов, которые должны были «представить Аттиле царское письмо». Феодосий просил Аттилу не нарушать мирного договора «нашествием на Римские области», сообщал «что сверх выданных прежде беглецов посылает к нему семнадцать человек, и уверял, что у Римлян не было других беглых из областей Аттилы». Вопросы обработки спорных земель и переноса ярмарки Феодосий обсуждать не стал и послам этого не поручил. Но он предложил, чтобы Аттила направил в Константинополь своего сановника Онигисия (Онегесия) «для разрешения всех недоразумений». Предложение Аттилы лично встретиться с римскими «посланниками высшего достоинства» Феодосий решительно отверг – он заявил, что у римлян «звание посланника всегда отправлял какой-нибудь воин или вестник» и что Аттиле, опустошившему Сардику, «не было прилично» являться туда для переговоров.
Термин «Посланники, люди не простые, но самые значительные из имевших консульское достоинство» - которых требовал Атилла, для ведения переговоров нуждаются в пояснении. Дело в том, что такими вопросами в последующем и в других тюркских государствах тоже, занимались правители, которым присваивалась официальный титул «Чюбеки-каган». Чюбеки-каганы по своей должности и занимались международными делами и сообщениями. К примеру, такой титул в более поздние времена носили ханы дунайских болгар. Само слово «Чюбеки» тюркское и означает «гонец». На башкирском языке это слово сохранилось в виде «сабкын\\гонец».
Впрочем, Феодосий отнюдь не собирался всерьез учить варвара приличиям – у него на тот момент были относительно Аттилы совершенно другие планы. Посольство, которое он к нему направлял, имело тайное поручение физически уничтожить гуннского вождя. Возможно, именно поэтому Феодосий и не хотел направлять к гуннам высокопоставленных сановников – он не был уверен, что послы благополучно вернутся в Константинополь.
Мысль убить Аттилу руками его приближенного Эдикона возникла у евнуха Хрисафия – влиятельнейшего сановника Феодосия. Будучи в Константинополе, Эдикон в присутствии Хрисафия восхищался богатством города и пышностью императорского двора, и евнух подумал, что гунна можно подкупить. Он намекнул, что Эдикон и сам мог бы «иметь золотом крытый дом, если оставит Скифов и пристанет к Римлянам». Хрисафий выяснил, что Эдикон – «близкий человек к Аттиле и что ему, вместе с другими значительнейшими Скифами, вверяется охранение царя, что каждый из них по очереди в определенные дни держит при нем вооруженный караул». Тогда Хрисафий пригласил Эдикона на приватный обед, на котором кроме хозяина и гостя присутствовал один лишь переводчик Вигила.
«Здесь они подали друг другу руку и поклялись чрез переводчика Вигилу, Хрисафий в том, что он сделает предложение не ко вреду Эдикона, но к большему его счастию, а Эдикон в том, что никому не объявит предложения, которое будет ему сделано, хотя бы оно и не было приведено в исполнение. Тогда евнух сказал Эдикону, что если он по приезде в Скифию убьет Аттилу и воротится к Римлянам, то будет жить в счастии и иметь великое богатство. Эдикон обещался и сказал, что на такое дело нужно денег немного – только пятьдесят литр золота, для раздачи состоящим под начальством его людям, для того, чтобы они вполне содействовали ему в нападении на Аттилу».
Забегая вперед, скажем, что Эдикон оказался верен своему повелителю. Он нарушил данную римлянам клятву и открыл Аттиле замыслы врагов. Пока же Феодосий, который вполне одобрил идею своего царедворца, стал снаряжать очередное посольство. Вместе с людьми Аттилы, Эдиконом и Орестом Римлянином, к гуннам должны были отправиться собственно посол – знатный византиец Максимин – и переводчик Вигила. Максимин (по крайней мере, по уверению Приска) ничего не знал о готовящемся покушении. Что же касается Вигилы, то он имел тайное поручение содействовать замыслу Эдикона. Третьим участником посольства стал ритор и историк Приск Панийский, которому мы и должны быть благодарны за подробнейшее описание этого мероприятия. Эту троицу сопровождало еще несколько римлян – видимо, охранники и слуги. Были с ними и люди, которые ехали в «Скифию» по своим делам, – одного из них Приск упоминает.
Приск оставил записки, в которых рассказал не только о дипломатической части своей миссии, но и о самом путешествии, о встречах с гуннами, об их быте и традициях. Практически все, что мы знаем о личности Аттилы, известно нам из сочинений Приска, который встречался, беседовал и пировал с гуннским вождем. При этом официальная роль самого Приска в составе посольства не вполне понятна – вероятно, он был чем‐то вроде помощника и секретаря. Сам Приск объясняет свое участие так: «Максимин убедительными просьбами заставил меня ехать вместе с ним». О готовящемся покушении Приск, как и его начальник Максимин, ничего не знал – он выяснил правду, уже находясь в землях Аттилы.
Местонахождение ставки Аттилы остается неизвестным. Из описания маршрута ясно, что она располагалась на левом берегу Дуная, но попытки определить точное место, по словам венгерских археологов Э. Иштванович и В. Кульчар, «практически не продвинулись за последние десятилетия»; предполагается, что она находилась в бассейне реки Тиса, возможно, при устьях рек Кёрёш или Марош. Примерно в этом же районе (немного юж

В 448 году Аттила поставил старшего сына Эллака вождем над племенами акациров.
В 449 году византийским послам Анатолию и Ному удалось добиться от Аттилы обещания вернуть Восточной Римской империи придунайские земли и урегулировать вопрос с выдачей беглецов от гуннов. По словам Прииска, были «прекращены несогласия с Аттилою». В июле 450 года в результате падения с лошади скончался император Феодосий. 25 августа сестра императора Пульхерия возвела на престол Византии нового императора, военачальника Маркиана, который отказался выплачивать прежнюю дань гуннам.
Восточный император объявил, что он не обязан платить назначенной Феодосием дани; что если Аттила будет оставаться в покое, то он пришлет ему дары, но если будет грозить войною, то он выведет силу, которая не уступит его силе.
В то же время обостряются отношения Аттилы с Западной Римской империей, поводом для чего послужило призвание Аттилы Гонорией, сестрой римского императора Валентиниана. Легенда о том, как Гонория обратилась к вождю гуннов с просьбой о помощи, изложена в записях Юста Грата Гонория.
Отсутствие точных сведений древние хронисты заменяли легендами, которые обычно рождались в Константинополе. Так хронист VI века Иоанн Малала сообщил, что Аттила через послов приказал Маркиану и Валентиниану держать для него готовыми их дворцы. В 450 году к Аттиле обратились франки с просьбой разрешить их междоусобицы. Государство гуннов вмешалось, и часть франков стали поданными его государства.

Ранней весной 451 года гунны и другие подвластные Аттиле племена вторглись в Галлию.

Именно в это время и произошло знаменитое Каталаунское сражение.
В 452 году последовал поход гуннов в Италию.
Летом 452 года Аттила вторгся в Италию со стороны Паннонии через широкий равнинный проход в Альпах. Первой под удар попала Аквилея в провинции Венетия, крупнейший в то время город на Адриатическом побережье. Согласно Иордану «после долгой и усиленной осады Аттила почти ничего не смог там сделать; внутри города сопротивлялись ему сильнейшие римские воины, а его собственное войско уже роптало и стремилось уйти». Аттила настоял на продолжении осады, и во время штурма с использованием метательных и осадных машин город пал.

Хотя Иордан заявляет об исчезновении Аквилеи («разоряют все с такой жестокостью, что, как кажется, не оставляют от города никаких следов»). На самом деле вскоре город был восстановлен, но угас естественным образом в следующем веке после нашествия лангобардов, так как большинство жителей предпочли перебраться в новый, гораздо лучше защищенный морем город, получивший название Венеция. То, что Аквилея существовала и после вторжения Атиллы, свидетельствуют монеты, выпущенные в этом городе Атиллой-каганом.

В 458 году епископ Аквилеи обсуждал вопрос с папой Львом о мужчинах, возвратившихся из гуннского плена и заставших своих жен замужем за другими.
Захвачены были и остальные города Венетии, после чего Аттила двинулся на запад северной Италии. Вероятно, командующий римскими войсками Аэций решил организовать оборону по реке По, отказавшись от защиты городов на ее левом, северном, берегу. Точно такая же тактика принесла успех римлянам более 550 лет назад во времена вторжения кимвров, когда в 102 до н. э. были отданы варварам на разорение земли к северу от По, в результате чего удалось выиграть время для переброски сильной армии из Галлии. Подобным образом происходил и поход готов Алариха на север Италии в 401 году, когда готы так же захватили Аквилею и прошли к западным Альпам, но командующий римскими войсками Стилихон не допустил их в Италию южнее По и затем нанес им поражение.
Гунны захватили Медиоланум (совр. Милан) и Тицинум (совр. Павия). В Медиолануме Аттила занял императорский дворец (город был столицей Римской империи в начале V века). По сообщению очевидца тех событий Суды Аттила увидел картину, изображающую римских императоров на троне с мертвыми скифами у их ног. Тогда он приказал разыскать художника и заставил его нарисовать себя на троне, а римских императоров –высыпающими золото из мешков к его ногам.

Секретарь римского папы Проспер записал в своей хронике, что папа Лев в сопровождении знатных римлян Авиена и Тригетия встретился с вождем гуннов и уговорил его уйти за Дунай. По версии Прииска Аттилу кроме папы Льва отговорили идти на Рим советники, опасаясь скорой кончины вождя (что действительно произошло) после захвата столицы мира подобно тому, как умер Аларих после захвата Рима.
Другие источники освещают уход Аттилы по-другому. Из письма к папе Симмаху в 512 году стала известна цель миссии папы Льва к Аттиле. Папа Лев вел переговоры об освобождении римских пленников (возможно, обсуждая размер выкупа), включая язычников. Убедительные причины ухода Аттилы из Италии изложены в хронике современника событий Идация: дополнительные войска, посланные императором Маркианом, под командованием Аэция вырезали их [гуннов] на собственных стоянках. Также, по словам Идация, гунны были истреблены посланной с неба чумой.
Историки расходятся во мнениях о личности Аэция, упомянутого в хронике. В то время как Томпсон полагал его византийским тезкой Флавия Аэция и относил поход за Дунай в глубокие тылы гуннов, Менхен-Хельфен не сомневается в том, что это и был Флавий Аэций, а византийская армия переправилась морем в Италию, где и стала наносить удары. Историки сходятся в одном, что чума среди гуннов явилась гораздо более решающим фактором их ухода из Италии, чем уговоры римского папы.
В 453 году гунны предприняли набег в Галлию.
После возвращения из похода на Италию Аттила вновь стал угрожать Византии, требуя дань, оговоренную с покойным императором Феодосием. Император Маркиан пробует договориться с вождем гуннов, посылает подарки, однако Аттила отказывается от них. По мнению Иордана, угрозы были лишь хитрым прикрытием действительных планов Аттилы: «Поступая таким образом, он, лукавый и хитрый, в одну сторону грозил, в другую – направлял оружие». Аттила совершил стремительный рейд на аланов, поселившихся на Луаре в центре Галлии. Однако король везеготов Торисмунд успел прийти к ним на помощь, и в сражении Аттила если и не был разгромлен, то вынужден был отступить к себе в Паннонию и Дакию. Кроме короткого сообщения Иордана нет других источников по этой последней битве Аттилы.
Смерть Аттилы в 453 году изменила расстановку сил.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.