РАЗДЕЛ 1. История как специфическая форма научного познания. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

РАЗДЕЛ 1. История как специфическая форма научного познания.

2017-10-21 157
РАЗДЕЛ 1. История как специфическая форма научного познания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

(для полного и ускоренного обучения)

по специальности:

43.02.10 Туризм

43.02.11 Гостиничный сервис

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питание

 

 

Москва 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

1. Цель и задачи учебной дисциплины ……………………………............6

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине……………...........7

3. Содержание дисциплины………………………………………………....8

4. Методические рекомендации по подготовке и написанию

контрольной работы …………………………………………………….16

5. Методические рекомендации по составлению конспекта…………… 25

6. Рекомендуемая литература и программное обеспечение …………... 31

7. Вопросы к экзамену по дисциплине «История» ………………………34

8. Критерии оценки уровня знаний студентов …………………………..36

9. Приложение

1. Алфавитный указатель ……………………………………………….37

2. Хронологическая таблица …………………………………………....77

3. Толковый словарь …………………………………………………….83

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, способ активного целенаправленного приобретения студентом новых знаний и умений, осуществляемый под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Важное место в самостоятельной работе студентов занимает работа над учебным материалом. Она предназначена для закрепления и расширения полученных знаний. Прежде всего, студенты должны правильно и грамотно составлять конспекты лекций, прочитанной литературы, работать с историческими источниками.

Целью самостоятельной работы студента является:

- овладение фундаментальными знаниями по дисциплине;

- получение опыта творческой и исследовательской работы.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности, организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:

- самостоятельная работа студентов должна быть конкретной по своей предметной направленности;

- самостоятельная работа студентов должна сопровождаться эффективным, непосредственным контролем и оценкой ее результатов.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя несколько этапов:

1. подготовительный (определение цели и задач, составление программы, подготовка методического обеспечения);

2. основной (реализация программы, использования приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, фиксирования результатов, заключительная оценка значимости и анализ результатов, их систематизация).

Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую.

Обязательная самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и других формах текущего контроля.

Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.

Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Вся проделанная студентом самостоятельная работа учитывается при итоговой аттестации по курсу.

Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательной самостоятельной работы, в том числе и по выбору.

Характер самостоятельной работы студентов может быть:

- репродуктивным ( самостоятельное прочтение, конспектирование учебной литературы и др.);

- познавательно - поисковым (подготовка презентаций и выступлений, написание контрольной курсовой работы, реферата);

- творческим (подготовка эссе, выполнение специальных творческих заданий, подготовка к дискуссии и деловой игре и др.).

Виды самостоятельной работы студентов:

1. формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая информационно-образовательные ресурсы, представленные на видео-, аудио - СД - носителях (электронные лекции);

2. собеседование (консультация);

3. написание реферата;

4. аннотирование книг, статей, различных исторических источников;

5. выполнение заданий поисково - исследовательского характера;

6. углубленный анализ научно-методической литературы;

7. подготовка и участие в работе семинара и в проведении.

Руководство выполнением самостоятельной работы студентов:

- текущее собеседование и контроль;

- консультации;

- анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС;

- перекрестное рецензирование;

- дискуссия;

- подведение итогов.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины «История» является:

продолжение овладения студентами знаний об историческом пути России, ее социальном, духовном и нравственном опыте. Формирование у студентов исторического мышления.

Курс призван познакомить их с главными вехами истории России, научить выявлять альтернативы общественного развития на разных этапах исторического процесса, формировать понимание причин победы определенных сил в тот или иной момент истории. Сформировать у студентов умение самостоятельно извлекать знания из исторических источников; развить способность анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, обоснованно судить о действиях народных масс и личностей в истории; способствовать выработке национального самосознания, чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за нее.

С реализацией поставленной цели связанно решение конкретных задач:

- усвоение знаний о важнейших событиях и культурно-исторических памятниках России;

- формирование целостной картины развития России в контексте с развитием истории и культуры мирового сообщества;

- овладение методами исторического познания, умениями работы
с различными историческими источниками;

- формирование ценностных этических и эстетических ориентаций в ходе ознакомления со сложившимися культурными, религиозными традициями;

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

- применение знаний и представлений о культурно-историческом наследии стран мира и России в практической деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

- закономерности и этапы исторического процесса;

- основные события и процессы мировой и отечественной истории;

уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы исторической науки в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать исторические процессы и явления;

Владеть:

- навыками выражения своих мыслей и мнения;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии

ориентироваться в современной экономической, политической
и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Рекомендации по оформлению контрольной работы в форме реферата.

Входе изучения дисциплины «История» учебной программой предусмотрены различные виды контроля, за самостоятельной работой студентов. К ним относится выполнение контрольных работ в форме написания реферата. Целью является контроль за, знаниями и навыками студентов.

Но вместе с тем:

- происходит закрепление знаний студентов;

- развитие их логико-аналитических способностей;

- развитие навыков работы с тестовыми заданиями;

- выявляются слабые стороны в знаниях студентов.

Анализ их причин помогает скорректировать организацию учебного процесса, определить основные направления совершенствования содержания и методики обучения дисциплине.

Общие требования по единому оформлению реферата в соответствии с требованиями ФОС опубликованы на сайте института.

Реферат – это письменная работа объемом 12-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока.

Реферат (от лат.referrer – докладывать, сообщать) - краткое точное изложение сущности какого либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других исторических источников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Тему реферата может предложить преподаватель или выбрать сам студент, в последнем случае она должна быть согласована с преподавателем.

Помимо реферирования прочитанной литературы от студента требуется аргументированное изложение собственных идей и мыслей
по рассматриваемому вопросу. В реферате нужно развернуть аргументы, рассуждения, сравнения.

Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована
и выделена.

Структура и рекомендации по его составлению реферата:

1. Титульный лист (заполняется по единой форме).

2. Оглавление (указание названия всех разделов реферата (пунктов плана), и номера страниц, указывающих начало этих разделов в тексе реферата.

Введение.

Введение - начальная часть текста. Объем введения составляет 1-1,5 страницы.

Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

4. Основная часть.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать.

В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифровой материал – обязательно делается ссылка на автора материала, название источника и страницу.

Заключение.

Заключение — последняя часть научного текста. В ней в краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы

6. Приложение.

Здесь может содержаться вспомогательный материал: графики, таблицы, схемы, иллюстрации, фотографии.

7. Библиография (список литературы).

Здесь указывается реально использованная для написания реферата литература или же другие источники. Список составляется согласно правилам библиографического описания. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Пример оформления списка использованной литературы:
1.Монографии
Буржуазные реформы в России. Авт. коллектив А.З. Астапович,
У. Г Иванов, Л.М. Григорьев и др. М., Бюро исторического анализа.

2010 -157с.
2.Учебники и учебные пособия

Нуреев Р.М. Курс истории. Учебник для вузов. Москва. НОРМА-ИНФРА.М., 2015 - 560с.

3.Периодические издания

Портной М.А. "Сверяя часы" с Европой. Журнал "Бизнес - образование", выпуск 2.2012. С. 30-35.
4.Источники из Интернет
Statsoft. Ins. (2014). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http//www.statsoft.ru/home/textbook

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно разделить на три этапа:

1. Подготовительный.

2. Изложение результатов работы в виде связного текста.

3. Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы над рефератом начинается с формулировки темы. Тема должна выражать содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения. Теперь задача студента найти информацию, относящуюся к данному предмету.

Выполнение этой задачи начинается с поисков источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедическими словарями и энциклопедиями, как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек, как оформлять список литературы.

Работа с источниками.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание студента на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Темы рефератов

1. Язычество – вера восточных славян.

2. Дипломатия Киевской Руси и династические связи с европейскими государствами.

3.Быт и нравы Древней Руси.

4. Московская Русь и Золотая Орда в ХIV-ХV вв.

5. Особенности возникновения и развития Московского государства.

6. Первые московские князья: личность и деятельность.

7. Ратные подвиги и поражения России.

8. Быт русских царей.

9. Современники Ивана Грозного

10. Борис Годунов – политик и личность.

11. «Смутное время» в России. Кризис власти и возможные альтернативы развития.

12. Церковная реформа Никона и ее последствия.

13. Крепостное право в России и его роль в историческом развитии страны.

14. Самозванство вначале XVII в.

15. Петр I как историческая личность.

16. Роль женщин в истории России.

17. Дворцовые перевороты.

18. Петр III – император или шут?

19. Культура, быт, просвещение в первой четверти ХVIII в.

20. Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерина II.

21. М. М. Сперанский — судьба реформатора в России.

22. Люди и идеи 30-40-х годов ХIХ века.

23. Подготовка крестьянской реформы: борьба старого и нового.

24. Революционеры и власть в пореформенной России.

25. Образование политических партий России в начале ХХ века.

26. Политический портрет С.Ю. Bиттe.

27. Николай II и его окружение.

28. Столыпинская реформа и ее результаты.

29. Начало российского парламентаризма.

30. Политические партии России в Февральской революции.

31. Исторические альтернативы России осенью 1917 г.

32. В.И. Ленин – вождь и человек.

33. Роль И.В. Сталина в истории страны.

34. Внешняя политика СССР в 1939 - 1941 гг.

35. Роль Советского Союза в победе над Германией и Японией.

36. Кто выиграл Вторую мировую войну?

37. «Холодная воина»: ее причины и последствия.

38. Политический портрет Н.С. Хрущева.

39. СССР в 1953-1964 гг. Попытки либерализации советского общества.

40. Советский гражданин в 60-80 гг. ХХ века.

41. «Перестройка» и её последствия.

42. СССР - как унитарное государство с 1922-1991 г.

43. Распад СССР и его последствия.

44. Кто выиграл «холодную войну»?

45. Путч ГКЧП – попытка государственного переворота.

46. Политический кризис 1993 г.

47. Государственная Дума 90-х годов ХХ в. - новый опыт

российского парламентаризма.

48. Терроризм на территории Р.Ф. и борьба с ним.

49. Культура и образование в современной России.

50. Россия и мировое экономическое сообщество на современном этапе.

51. Политические партии и общественные движения на современном этапе.

52. Присоединение Крыма. Две стороны проблемы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Как конспектировать текст.

Выделение главной мысли - одна из основ умственной культуры при работе с текстом.

«Отбирать полезнейшее, - писал великий чешский педагог XVII века
Я.А. Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатлеет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».

Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса.

К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования?

Основную - записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить - значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.

Выбор ключевых слов - это первый этап свертывания, смыслового сжатия материала.
Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.

По форме конспекты подразделяются на два вида: формализованные
и графические.

1. Формализованные (все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы).
Это удобно, во-первых, при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен, во-вторых, при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.

2. Графические (элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними).
По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта — наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.
Можно выделить следующие основные типы конспектов:

плановый, текстуальный, сводный, тематический.
Плановый - легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта.
Текстуальный - это конспект, созданный в основном из цитат.
Сводный конспект - сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.
Тематический - дает более или менее исчерпывающий ответ
(в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос.

Способы конспектирования.

1. Тезисы - это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко

формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

2. Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:

- сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

- выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

- использование различных цветов;

- подчеркивание;

- заключение в рамку главной информации.

3. Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.
Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.

4. Простая схема - способ конспектирования, близкий к схеме
с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

5. Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.
Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.
6. Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

Резюмированние.

Резюме - краткий итог прочитанного, содержащий его оценку. Резюме характеризует основные выводы книги, главные итоги.
Выбор языковых средств, для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств - максимум информации. Это обычно одно - три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.
8. Фрагментированние.

Фрагментированние - способ свертывания первичного текста, при котором в первичном тексте выделяются цельные информационные блоки (фрагменты), подчиненные одной задаче или проблеме. Если реферат и конспект определяются темой текста и отражают ее, то фрагменты не связаны с темой текста и отражают внешнюю для него проблему.

Фрагментированние необходимо для подготовки докладов, статей, рефератов, когда из множества разнообразных источников надо выделить информацию, соответствующую поставленной проблеме.

План.

Это наиболее краткая форма ведения записей по изучаемой литературе, которая является, как правило, составной частью для большинства других форм, в том числе для реферата. Простой план – перечисление тем и вопросов, излагаемых на страницах книги, статьи по пунктам. Сложный план предполагает многоуровневую организацию записей, когда в рамках основных пунктов выделяются подпункты. Простым планом удобно пользоваться, когда нужно ориентироваться в содержании произведения или быстро найти необходимое место в тексте. Сложный план – хорошая основа для подготовки устного сообщения или написания реферата.

Аннотация.

Аннотация – краткая обобщенная характеристика книги, конспекта. Это наикротчайшее изложение содержания первичного документа, дающее общее определение о теме. Основное ее назначение – дать некоторое представление о книге, статье, научной работе с тем, чтобы воспользоваться своими записями при выполнении работы исследовательского реферативного характера. Поэтому аннотация не требует изложения содержания произведения, в ней лишь перечисляются вопросы, которые освещены в первоисточнике. Аннотация дает представление только о главной теме.

Примерная схема аннотации:

1. сведения об авторе;

2. краткие сведения, связанные с содержанием;

3. оценка произведения.

Работая с научной исторической литературой студент то и дело должен обращаться к первоисточниками, ссылаясь на них. На основе их анализа строить логические выводы и заключения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРОГРАМНОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

а) основная литература:

1. Александров К. М. История России. С древнейших времен до ХХ века. Москва: АСТ: Астрель, 2012

2. Алексеев Ю. А. История армии и флота России: От Красной Армии
к Вооруженным Силам Российской Федерации. Москва: ЛЮКС ПРИНТ, 2011

3. Антропов О. О. История России. XX век: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Каллиграф, 2010

4. Безбородов А. Б. История России в новейшее время, 1985-2009 гг.
Москва: Проспект, 2012

5. Георгиева Н. Г. История России: учебное пособие. Москва: Проспект, 2013

6. Денисенко И. Ф. История политических и правовых учений России:
(от Киевской Руси до современной России): учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2010

7. История России. XX - начало XXI века: документы и справочные материалы. Москва: Просвещение, 2011

8. Козьменко В. М. История России: учебник по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2011

9. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен дот наших дней. Учебник. ООО «Приспект», 2011

б) дополнительная литература:

10. Алексеев Н. Русский народ и государство. М., 2014

11. Андреев А.Н. История власти в России. М., 2010

12. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Москва: Питер, 2009

13. Бабаев Г. А. История России: конспект лекций. Москва: Эксмо, 2009

14. Безбородов А. Б. История России в новейшее время, 1985-2009 г.

Москва: Проспект, 2010

15. Веременко В. А.История России с древних времен до наших дней: учебник. Москва: Проспект, 2009

16. Денисенко И. Ф. История политических и правовых учений России: (от Киевской Руси до современной России): учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2010

17. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

18. Императоры. М., 1991.

19. История России. XX - начало XXI века: документы и справочные материалы. Москва: Просвещение, 2011

20. Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – РН/Д, 2012.

21. Ключевский В.О. О русской истории. М., 2004.

22. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 2013.

23. Козьменко В. М. История России: учебник по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений. Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2009

24. Коняев Н.М. Первые Романовы. М., 2011.

25. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в.

М., 2012.

 

в) программное обеспечение:

тестирующие порталы и программы Microsoft Office

 

Компонент структуры Интернет- ресурсов Составляющие компонента Примеры Интернет-ресурсов
Учебно- методические материалы Библиографические сведения о философской литературе, документы, отрывки из трудов ученых-социологов, художественные произведения http:// www.shpl.ru http:// www.history.ru http:// www.hist.msu.ru http://www/lants.tellur.ru/historu/index.htm www.historydoc.edu.ru  
  фотодокументы,кинодокументы, фрагменты художественных фильмов, репродукции произведений искусства, справочная литература по обществознанию http://som/fio/ru http:// hew.teacher.fio.ru/ http://oldru.narod/ru/ http://www/auburn.edu/asademic/liberal-arts/foreign/russian/frt/index.html http://www.humanities.edu.ru/db/ sekt/138/6 http://www.humanities.edu.ru/db/ sekt/44/6
  фонодокументы: записи речей политических и общественных деятелей, песни, гимны, записи лекций http://www.humanities.edu.ru/db/ sekt/219/6

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

1. История как наука. Предмет, задачи и источники изучения истории.

2. Российская историография в прошлом и настоящем. Место России в мировом историческом процессе.

3. Восточные славяне в древности.

4. Образование Древнерусского государства.

5. Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики.

6. Принятие христианства на Руси и его влияние на историческую судьбу России.

7. Социально-политическое устройство Древнерусского государства.

8. Русь в период феодальной раздробленности. Особенности развития удельных княжеств.

9. Борьба русских земель и княжеств с иноземными захватчиками в XIII веке.

10. Объединение русских земель вокруг Московского княжества.

Деятельность первых московских князей.

11. Политическое и экономическое развитие русских земель в период правления Ивана III и Василия III.

12. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.

13. «Смутное время»: причины, сущность, основные события, последствия.

14. Первые Романовы. Основные направления внутренней и внешней политики страны в XVII веке.

15. Формирование и оформление системы крепостного права в России.

16. Россия в конце XVII - начале XVIII. Петровские преобразования.

17. Внешняя политика Петра I. Провозглашение России империей.

18. Россия в эпоху дворцовых переворотов в XVIII.

19. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

20. Россия в первой четверти XIX века. Основные аспекты внутренней и внешней политики.

21. Движение декабристов.

22. Режим Николая I: реакционная политика и попытка реформ. Крымская война.

23. Общественное движение в России в 30-40 гг. XIX века.

24. Реформы 60-70 гг. XIX века и их значение.

25. Общественно – политические движения в пореформенной России.

26. Социально – экономическое развитие России в конце XIX – начале ХХ века.

27. Формирование политических партий в России на рубеже XIX – ХХ века.

28. Революция 1905-1907 гг. в России. Ее значение.

29. Внешняя политика России в начале ХХ века. Первая мировая война.

30. Столыпинская аграрная реформа.

31. От февраля к октябрю 1917 года.

32. Становление советского государства. Первые мероприятия советской власти.

33. Гражданская война и иностранная интервенция.

34. Образование СССР.

35. Построение социализма в СССР.

36. Складывание тоталитарного режима в СССР.

37. Международные отношения СССР в 20-30 гг. ХХ века.

38. СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны.

39. СССР в послевоенный период.

40. «Холодная война» - основные этапы и события.

41. СССР в 1953-1964 гг.

42. СССР в 1964-1985 гг.

43. «Перестройка» и ее последствия.

44. Становление нового демократического государства РФ.

45. РФ. В конце ХХ – начале XXI века.

46. РФ и мировое экономическое сообщество на современном этапе

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

При оценке знаний студента в ходе итоговой аттестации по дисциплине

«История» применяются следующие критерии:

Оценка 5 (отлично) – ответ на вопрос должен показать глубокие, прочные знания студента. Ответ должен быть логичным и доказательным. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать современные данные науки. Студент должен устанавливать причинно-следственные связи, применять знания в новой ситуации. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.

Оценка 4 (хорошо) – ответ студента должен показать глубокие, прочные знания. Ответ должен быть логичным и доказательным. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо устанавливать причинно - следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ факторов и явлений. В ответе допускаются отдельные несущественные неточности.

Оценка 3 (удовлетворительно) – ответ на вопросы должен показать знания поставленных вопросов. Необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, фактический материал, использовать данные современной науки. В ответе могут допускаться существенные ошибки и неточности.

Оценка 2 (неудовлетворительно) – ответ на поставленные вопросы показывает незнание его содержания, основных понятий, терминов. Студент не умеет устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов научности и объективности, анализировать указанные источники. Ответ студента не соответствует вопросу. А так же при отсутствии ответа при отказе от ответа на вопрос.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

дополнительные материалы для самостоятельной

работы студента по изучению дисциплины «История»

Алфавитный указатель имен

Аксаков Иван Сергеев


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.