Оперативно-розыскной деятельности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Оперативно-розыскной деятельности

2017-10-11 674
Оперативно-розыскной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эффективное решение стоящих перед оперативно-розыскной деятельностью задач находится в прямой зависимости от ее достаточного финансирования. Особенности финансирования оперативно-розыскной деятельности определяются закрытым характером большинства оперативно-розыскных мероприятий, что, в свою очередь, вызывает и закрытость расходов на ее финансирование.

Финансирование оперативно-розыскной деятельности осуществляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодными заявками. Источниками финансирования могут быть и отдельные внебюджетные фонды. В законе о федеральном бюджете на очередной год отражаются выделяемые Правительством Российской Федерации соответствующему государственному органу ассигнования на оперативно-розыскную деятельность. Размеры таких ассигнований составляют государственную тайну.

Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности осуществляется по ряду направлений. Первое направление включает в себя расходы на финансирование технического оснащения оперативных подразделений – приобретение и обслуживание специальной оперативной техники и оборудования, используемых в процессе оперативно-розыскной деятельности. Второе направление связано с финансированием проведения конкретных оперативно-ро­зыскных мероприятий в целях решения задач, возникающих в повседневной деятельности оперативных аппаратов. По этому направлению финансируются расходы на проведение проверочных закупок, оперативного эксперимента, приобретение образцов для сравнительного исследования, проведение отдельных исследований предметов и документов и т. п.

Третье направление включает в себя денежные вознаграждения лицам, оказывающим конфиденциальное содействие оперативным аппаратам. Основу таких вознаграждений составляют контракты с этими лицами. В соответствии с ч. 2 ст. 17 ФЗ «Об ОРД» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Контракт представляет собой разновидность договора об установлении субъективных прав и обязанностей, который имеет юридическое значение для его участников. Условия заключения контракта в сфере оперативно-розыскной деятельности изложены в вышеназванной норме ФЗ «Об ОРД». Структура контракта включает в себя обязательства сторон, права и обязанности, вознаграждение за выполнение взятых обязательств, его особые условия, случаи досрочного расторжения и др.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об ОРД» органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Как следует из содержания Закона, запреты на сотрудничество по контракту на конфиденциальной основе включают в себя три категории лиц.

К первой категории относятся представители власти – депутаты, судьи и прокуроры. Запрет на сотрудничество с ними на конфиденциальной основе вызывается характером полномочий представителей власти. В соответствии с этими полномочиями депутаты, судьи и прокуроры осуществляют контрольные или надзорные функции, обязывающие их определенным образом реагировать на факты нарушения закона. Конфиденциальное сотрудничество с ними с неизбежностью повлечет за собой отступление в определенных случаях от их прямых обязанностей, воздействие на законотворческую или судебную деятельность. Что же касается судей, то по Конституции Российской Федерации они независимы и подчиняются только закону (ст. 120), а одной из гарантий их независимости является уголовно-правовой запрет на воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Вторую категорию лиц, с которыми запрещается сотрудничество на конфиденциальной основе по контракту, составляют адвокаты. Участвуя в уголовном судопроизводстве в качестве защитников, они представляют сторону защиты и не вправе одновременно сотрудничать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, которые как органы дознания выступают на стороне обвинения. В соответствии с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон функции обвинения и защиты отделены друг от друга и не могут возлагаться на один и тот же орган или одно и то же лицо. Осуществление защиты прав и интересов подозреваемых и обвиняемых, оказание им юридической помощи основывается на доверии лица к адвокату. Допустимость конфиденциального сотрудничества адвоката с органами дознания подрывало бы такое доверие и саму эффективность адвокатской защиты. Кроме того, Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» введено понятие адвокатской тайны, под которой понимаются «любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю», при этом «адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием» (ст. 8 Закона).

Третья группа запретов на конфиденциальное сотрудничество на контрактной основе установлена для священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Распространяющаяся на последних «тайна исповеди» обусловлена морально-этическими нормами и, как и адвокатская тайна, предполагает полное доверие, исключающее передачу какой-либо информации, полученной на исповеди, третьим лицам независимо от их статуса.

В порядке поощрения разовые денежные вознаграждения могут выплачиваться также лицам, осуществляющим сотрудничество с оперативными аппаратами на конфиденциальной основе без заключения контрактов. Такие вознаграждения выплачиваются за выполнение важных заданий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности. Разовые денежные вознаграждения за выполнение подобных заданий выплачиваются и лицам, осуществляющим конфиденциальное сотрудничество с оперативными аппаратами по контракту.

 

8.2. Финансовый контроль за оперативно-розыскной
деятельностью

 

Финансовый контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность, основывается на законодательных актах, регулирующих оборот денежных средств в Российской Федерации, законах, регламентирующих деятельность государственных органов, наделенных оперативно-розыскными полномочиями, ФЗ «Об ОРД» и ведомственных нормативных актах.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность, носит преимущественно ведомственный характер. В связи с тем, что распорядителями финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, являются руководители государственных органов, наделенных оперативно-розыскными полномочиями, на них и возлагается основная ответственность за обоснованность расходования финансовых средств и эффективность финансового контроля.

Непосредственный и постоянный контроль за расходованием денежных средств на нужды оперативно-розыскной деятельности осуществляют руководители оперативных аппаратов. Они же утверждают и отчеты по расходам денежных средств. При этом рассмотрение и утверждение таких отчетов руководителями оперативных аппаратов является основной формой финансового контроля за расходованием денежных средств, выделяемых на нужды оперативно-розыскной деятельности.

Финансовый контроль в сфере оперативно-розыскной деятельности возлагается также на контрольно-ревизионные и финансово-экономические подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Этот вид контроля в основном носит плановый характер, но может быть и внеплановым, как правило, при наличии соответствующих оснований.

Контроль за расходованием денежных средств в оперативно-розыскной деятельности осуществляют также специально уполномоченные сотрудники Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации.

Сотрудники контрольно-ревизионных и финансово-экономи­ческих подразделений органов, осуществляющих оперативно-ро­зыскную деятельность, а также уполномоченные представители Минфина России и Счетной палаты РФ имеют специальные допуски к сведениям, составляющим государственную тайну. Финансовые документы оперативно-розыскного характера представляются им должностными лицами оперативных аппаратов в полном объеме.

Таким образом, финансовый контроль за оперативно-розыск­ной деятельностью осуществляют:

– руководители органов, осуществляющих оперативно-ро­зыскную деятельность;

– руководители оперативных аппаратов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

– сотрудники контрольно-ревизионных и финансово-эконо­мических подразделений органов, осуществляющих оперативно-ро­зыскную деятельность;

– специально уполномоченные на то сотрудники Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палаты Российской
Федерации.

 
 


ГЛАВА 9

     
 
 
 


КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.