VI Причины поражения. Значение — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

VI Причины поражения. Значение

2017-10-11 242
VI Причины поражения. Значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Общественные движения России

(Первая половина XIX в.)

1. Периодизация;

2. Движение декабристов;

3. Общественная мысль в 30-50-е гг.

Общественное движение – это такое явление, которое характеризуется:

1) разработанной, четкой идеологией;

2) организация;

3) разрабатывает программу на основе этой идеологии;

4) где определяются стратегические цели;

5) вырабатывается тактика, т.е. методы достижения цели;

6) необходима практическая деятельность по осуществлению поставленных в программе задач.

3 этапа общественного движения:

1) 1825-1861 гг. – дворянский этап по составу участников, господствует буржуазная идеология, но после 1848 года зарождается идеология крестьянского утопического социализма. Сейчас ее чаще называют теорией общинного социализма. Общественное освободительное движение противостоит официально – охранительной теории официальной народности;

2) 1861-1895 гг. – разночинский по составу участников, господствующей идеологией становится крестьянский утопический социализм, сохраняется либеральное течение, и зарождается социал-демократическое течение общественной мысли, и зарождается с 1883 г. социал-демократическая точка (марксистская);

3) 1895-1917 гг. – пролетарский по составу участников, господствует марксизм, и именно с 1895 происходит соединение рабочего движения с марксизмом, либеральное течение становится движением, однако сохраняется утопический социализм, против которого ведут борьбу и социал-демократы и либералы.

Причины возникновения декабризма:

1. разложение феодально-крепостного строя, которое началось приблизительно с 80-х гг. XVIII в., и зарождение нового капиталистического уклада;

2. реакция правительства после Отечественной войны 1812 г. Крестьянство победило в этой войне своим героизмом, своим числом, своей физической силой. “Дубина народной войны поднялась”,- писал Толстой. В ответ – сохранение крепостного права, а ведь крестьянин побывал в Европе, где его нет; значит для того, чтобы задушить вольнолюбивое стремление крестьян – укрепление, сохранение крепостничества, создание военных поселений Аракчеевым – генералом, вторым лицом в Российской империи после Александра, когда деревни объявлялись военным поселением и крестьяне и их сыновья должны были с детства готовиться к воинской службе.

Цель: 1) удешевить армию;

2) изолировать ее от народа.

Реакция в области просвещения после войны 1812 г.

3. народные и солдатские движения (сразу после войны в течение первых 5-6 лет).

Что повлияло на формирование взглядов декабристов:

а) Русская действительность. Братья Муравьевы – Апостолы были детьми российского посланника во Франции, и мать постыдилась сказать им, что в России сохраняется рабство. Когда они приехали в Россию на службу, - ужаснулись русской действительности и оба стали революционерами.

П.И. Пестель – глава южного общество декабристов, сын сибирского генерал-губернатора (вторая должность после Санкт-Петербургского) управлял Сибирью из Петербурга.

б) Идеи великой французской революции и великих французских просветителей. Пестель писал, что побывав во Франции в ходе войны, он увидел, что революция не так уж вредна и дурна.

в) Политические книги, науки.

г) Отечественная война 1812 г.

д) “Изучение истории показало мне,- писал Пестель,- что лучшей формой правления является республика”, об этом свидетельствуют Древний Новгород, Греция, Рим, когда они были республиками.

е) Исторические науки также наложили отпечаток на формирование взглядов.

Общество раскололось на Скалозубовых и Чацких. К Чацким и относились декабристы.

Представляют интерес взгляды декабристов. Сохранилась масса документов, создан центр изучения декабризма. Документы, которые удалось восстановить, занимают свыше 10 томов. Конституционное наследие декабристов.

В 1821-1825 гг. возникло 2 общества – северное в Петербурге и южное - в Черниговском полку на южной Украине. В обоих обществах созданы проекты конституционного устройства – это северное Никита Муравьев и южное общество П.И. Пестель. Н. Муравьев предлагал конституционную монархию. Законодательная власть – двухпалатному народному вече, исполнительная власть – монарху, который приносит присягу, отчитывается и исполняет законы, принятые парламентом (народным вече).

По “Русской правде” (так называлась конституция Пестеля) Пестель предлагает республику парламентского типа. Законодательная власть также принадлежит вече, исполнительная власть – Державной Думе из 5-и человек. Председательствует член думы, заседающий последний год, т.к. ежегодно происходит ротация Державной Думы. Пестель предлагает что-то вроде конституционного суда – это Верховный собор. Таким образом, оба проекта вводили буржуазное правовое государство с разделением властей. Оба проекта вводили буржуазно-демократические свободы:

1. Отмена крепостного права, свобода личности и неприкосновенность жилища;

2. Свобода частной собственности и предпринимательства;

3. Свобода слова и печати, собраний и союзов.

Это были требования буржуазного либерализма.

Эти проекты разрешали аграрный вопрос. Н.Муравьев предполагал отмену крепостного права и наделение крестьян усадьбой (дом, хозяйственные постройки, огород) и 2 десятины пахотной земли (примерно 2 га.). Вся земля оставалась у помещика. Пестель же, отменяя крепостное право, всю землю делил на 2 части: одна частная – останется у помещика, а другая общественная, из которой любой крестьянин может получить надел.

Но Пестеля сегодня иногда называют диктатором, т.к. он предлагал временное верховное правление, которое будет состоять из декабристов. Цель: отменить крепостное право и ввести “Русскую правду”, т.е. подавить сопротивление дворянства.

Пестель вводит один ценз – возрастной: с 20 лет все мужчины (женщины во всех странах не имели избирательного права) имели право голоса. Считал, что не нужно даже вводить образовательный ценз, потому что “русский народ дурака не изберет”, но история не подтвердила его веру в народ, слишком далеки они были по уровню образования, развития, образу жизни.

В итоге осуществления проекта началось бы развитие капитализма, причем проект Пестеля создавал более благоприятные условия для благосостояния крестьян, а значит для развития внутреннего рынка и хозяйственной деятельности. Но в условиях тогдашней России более вероятным, видимо, был проект Н. Муравьева. Но даже такой ограниченный проект, как проекты как Сперанского и Новосильцева, в России провалились.

 

 

Декабристы положили начало общественному движению в России.

Общественное движение – это историческое явление, когда присутствует определенный круг лиц, у которых вырабатывается идеология, на базе этой идеологии разрабатывается программа. Есть организации, которые вырабатывают стратегическую цель, это конечная цель к которой стремятся и разрабатывают тактику, методы достижения цели, и ведется конкретная работа по достижению этой цели.

Общественное движение в России прошло III этапа:

1. 1825-1861 гг. - дворянский

По составу участников дворянский, но по идеологии буржуазный, либеральный. Декабристы выдвигали: ликвидацию крепостного права, уничтожение абсолютной монархии.

В 1830-1850-е годы в общественной жизни возникли течения:

- либеральное

- официально-охранительное

- после 1848 г. утопический общинный социализм

Главные организации: - «Северное общество»

- «Южное общество»

- кружки Белинского, Огарева, Станкевича

- Петрашевцы

СМИ: - печать, возникла Вольная типография Герцена в Лондоне

Тактика: - декабристы – военная революция

- Герцен – крестьянская, народная революция, идея хождения в народ.

Значение: 1) лозунг на 100 лет, действовал до октября 1917 г.

2) оформились три течения, которые борются до середины XIX в.

2. 1861-1895 гг. – разночинский

Движение всех трех идеологий, основная сила революционное народничество, общинный социализм.

Главные организации: - «Земля и воля»

- «Народная воля»

- «Черный передел»

В 1883 г. теоретически зарождается социал-демократия, группа «Освобождения труда» в Женеве во главе с Плехановым.

3. 1895-1917 гг. – пролетарский

Существует общинный социализм и социал-демократия. Господствует идеология марксизма с рабочим движением.

1895 г. - Петербургский союз для борьбы освобождения рабочего класса, в дальнейшем он соединяется с марксизмом. Начинается стачечная борьба. Продолжает развиваться либеральная партия «Беседа» (1899 г.). Затем «Союз Освобождения», «Союз земцев-конституционалистов».

 

I. Характерно: - реакция после Отечественной войны 1812 г.;

- разложение феодального строя (отмирали феодальные отношения, новые явления в экономике оформился капиталистический уклад);

- создание «военных поселений» Аракчеева;

- политическая реакция в области Просвещения, привезли дух французской революции;

- начались народные движения.

Таким образом, формировались взгляды декабристов.

Братья Муравьевы-Апостол воспитывались в Париже, отец дипломат, они не знали что такое крепостное право. П. Пестель был сыном генерал-губернатора, много читал французских просветителей, произведения по политической экономии, изучал историю. Считал, что лучшая форма правления – это республика.

Влияние на декабристов оказало:

1) русская общественно-политическая жизнь;

2) идеи французского Просвещения;

3) Отечественная война 1812 г.

4) Радищев: «Сын Отечества, тот, кто борется с крепостным правом и самодержавием».

5) Серия военных революций в Европе.

е) Исторические науки также наложили отпечаток на формирование взглядов.

Пестель писал, что побывав во Франции в ходе войны, он увидел, что революция не так уж вредна и дурна. Политические книги, науки. “Изучение истории показало мне,- писал Пестель,- что лучшей формой правления является республика”, об этом свидетельствуют Древний Новгород, Греция, Рим, когда они были республиками.

Общество раскололось на Скалозубовых и Чацких. К Чацким и относились декабристы.

Представляют интерес взгляды декабристов. Сохранилась масса документов, создан центр изучения декабризма. Документы, которые удалось восстановить, занимают свыше 10 томов. Конституционное наследие декабристов.

II. Стали возникать декабристские организации.

В 1816 г. появился «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества».

Цели: 1) борьба с монархией;

2) освобождение от крепостничества

3) провозглашение конституционной монархии.

Входили: А.Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, И. Якушкин, П.Пестель.

Методы борьбы: принудить правительство отменить крепостное право, добивались, чтобы члены общества занимали высокие должности, вовлекали крупных чиновников. Цареубийство. Решили создать новую организацию. Задачи: завоевать ту силу, которая, по мнению декабристов, сможет двигать историю (общественное мнение), расширить организацию.

В 1818 г. создан «Союз благоденствия».

Цели: против крестьянства и самодержавия.

Методы: литература (научные издания).

Январь 1820 г. революция в Испании, Милане, 1821 г. в Пьемонте. В России 1818-1820 гг. Донское восстание.

В январе «Союз благоденствия» провел совещание в Петербурге, начали борьбу за республику. Как?: - цареубийство;

- временное революционное правительство;

- действия посредством войск.

В октябре 1820 г. восстание Семеновского полка, в результате полк расформировали. Сила – заключается в армии, следовательно, появилась новая тактика военный поход. Задача – выработать новую тактику и критерии отбора, цели, задачи, общий план наступления. Руководящая сила - военное дворянство.

Январь 1821 г. съезд произведен фиктивный роспуск советов, его задача отсечь колеблющих и радикальных. Съезд туманно сформировал конечную цель: представительный строй, признание революционной ситуации. Положительный итог: отсечь правые элементы. Но в то же время отсекали также левых. Пестель объявил о роспуске «Союза благоденствия», но члены не согласились.

Во главе с Пестелем было образовано «Южное общество», действовавшее в районе II-ой армии. Входили в него Пестель, Волконский, Давыдов, Бестужев, братья Муравьевы-Апостол.

Созданы три управы в Васелькове, Турчине, Каменской.

В 1821 г. Пестель произведен в полковники, получил реальную силу.

Параллельно в Петербурге возникло «Северное общество». В него входили Муравьев, Трубецкой, Пущин, Лунин, Тургенев, Оболенский.

III. «Конституция» Н. Муравьева провозглашала:

1) Россия – конституционная монархия;

2) Избирался парламент из 2-ух палат Народное вече, Палата представителей. После Палаты представителей документ шел на подпись к императору, который мог наложить «veto». В теч. 14 дней он должен подписать, если нет, то закон считается принятым;

3) Император приносил присягу вече, только по мужской линии;

4) Избирательные права получали все на основе имущественного ценза;

5) Провозглашались все гражданские права;

6) Важное место занимал аграрный вопрос: отмена крепостного права, давал усадьбу крестьянам, 2 десятины полевого надела.

 

I. Проект Пестеля был написан на основе Государственного завета, затем создана «Русская правда» - это всероссийская уставная грамота для народа русского, чтобы он знал что правительство должно сделать и мог проконтролировать, это наказ временному революционному правлению, которое будет состоять из декабристов и в переходный период проведет преобразования. Вводил самые демократичные права гражданам, никакого имущественного и литературного ценза.

Пестель предлагает республику парламентского типа. Законодательная власть также принадлежит вече, исполнительная власть – Державной Думе из 5-и человек. Председательствует член думы, заседающий последний год, т.к. ежегодно происходит ротация Державной Думы. Пестель предлагает что-то вроде конституционного суда – это Верховный собор. Но Пестеля сегодня иногда называют диктатором, т.к. он предлагал временное верховное правление, которое будет состоять из декабристов. Цель: отменить крепостное право и ввести “Русскую правду”, т.е. подавить сопротивление дворянства.

Пестель вводит один ценз – возрастной: с 20 лет все мужчины (женщины во всех странах не имели избирательного права) имели право голоса. Считал, что не нужно даже вводить образовательный ценз, потому что “русский народ дурака не изберет”, но история не подтвердила его веру в народ, слишком далеки они были по уровню образования, развития, образу жизни.

Таким образом, оба проекта вводили буржуазное правовое государство с разделением властей. Оба проекта вводили буржуазно-демократические свободы:

1. Отмена крепостного права, свобода личности и неприкосновенность жилища;

2. Свобода частной собственности и предпринимательства;

3. Свобода слова и печати, собраний и союзов.

Это были требования буржуазного либерализма.

 

Аграрный вопрос: каждый человек записывался в волостной и скарбовый список; вся земля делится на две части: частная и волостная земельная собственность, из волостной земли любой человек волости мог получить землю; раз в год давали из волостной земли;

Много внимания уделялось сословиям, развитию промышленности и торговли.

В итоге осуществления проекта началось бы развитие капитализма, причем проект Пестеля создавал более благоприятные условия для благосостояния крестьян, а значит для развития внутреннего рынка и хозяйственной деятельности. Но в условиях тогдашней России более вероятным, видимо, был проект Н. Муравьева. Но даже такой ограниченный проект, как проекты как Сперанского и Новосильцева, в России провалились.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.