Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-10-11 | 254 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Предметом изучения менеджмента является: 1) общие закономерности, принципы формирования, функционирования и развития системы управления организацией; 2) управленческие отношения.
Объект изучения менеджмента — процесс управления определенными организациями, а субъект — их работники.
Принципы менеджмента|основание| - совокупность основных правил, положений, руководящих идей, ориентиров|ориентира|, которыми|какими| должны руководствоваться органы и работники управления в своей деятельности.
Известно, что принципы рационального управления были сформулированы основоположниками научного менеджмента -| В. Тейлором, Г. Емерсоном, А. Файолем.
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА Анри Файоля
Принцип | Трактовка |
Разделение труда | Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при одинаковых условиях |
Единство и связь полномочий и ответственности | Полномочия — это право отдавать приказы, а ответственность — его противоположность: где есть полномочия, там и возникает ответственность |
Единая дисциплина | Дисциплина предусматривает соблюдение разнообразных норм организации ее работниками. В организациях возникают дисциплинарные отношения, на которых базируются отношения между работниками и руководством |
Единство руководства | Каждая группа, которая действует в пределах одной цели, должна быть объединена единственным планом и иметь одного руководителя |
Согласованность индивидуальных интересов с общими | Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации |
Принцип вознаграждения и стимулирования | Для обеспечения преданности и поддержки работников, они должны получать справедливую заработную плату за свой труд |
Принцип централизации и децентрализации управления | Предусматривает определение меры между централизацией и децентрализацией, которая обеспечит лучшие возможные результаты |
Принцип иерархии | Служебные отношения между работниками, которые отображают их подчиненность |
Единое управление (единство распоряжений) | Заключается в том, что у каждого работника есть лишь один непосредственный руководитель |
Единственный порядок | Характеризует существование всего на своем месте |
Принцип справедливости и равенства | Предусматривает равенство всех относительно ответственности за собственные действия |
Единство (стабильность) персонала | Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации |
Развитие инициативы | Инициатива означает разрабатывание плана и обеспечение его успешного выполнения |
Корпоративный дух | Наличие взаимопонимания и стабильность коллектива всегда положительно отражаются на производительности труда |
Функция менеджмента — это вид управленческой деятельности, которая обеспечивает формирование способов управленческого влияния.
|
Целью деления|разделения| процесса менеджмента на функции является закрепление отдельных видов работ за исполнителями и упорядочивания|уряжает| этого процесса| и обеспечение высокого профессионализма.
Функции менеджмента впервые определил А. Файоль: ||предвидение; организация; распоряжение; согласование; контроль.
Основными признаками классификации функций менеджмента являются:
• вид управленческой деятельности, которая дает возможность отличить одну работу от другой;
• направленность видов деятельности на объект, которым управляют, или на внешнюю среду.
Классификация с позиции субъекта выделяет общие (основные) и конкретные (специальные) функции.
К общим функциям принадлежат:
Функция планирования предусматривает решения о том, какими должны быть целые организации и что должны делать члены организации для их достижения. Как только план составлен, нужно подготовить его выполнение.
|
Организационная деятельность заключается в создании определенной структуры, которая дает возможность персоналу эффективно работать вместе для достижения его целей.
Мотивация — это такое регулирование стимулов человека, при которых возникает желание работать так, чтобы способствовать достижению целей организации.
Последним этапом процесса управления является осуществление контроля, т.е. сравнение фактических результатов с запланированными, но если на этом этапе возникают определенные несогласования, проблемы, то применяют функцию регулирования.
Специальные функции менеджмента выделяются по форме деления процесса менеджмента на такие основные части:
Общее (линейное) руководство - определение главного|головного| направления развития предприятия (подраздела|подразделению|), осуществления организации, координации и контроля деятельности аппарата управления, определения структуры| управления, форм|формы| и степени централизации и децентрализации, в управлении. Выполняют|исполняют| руководитель предприятия, начальники структурных подразделений, бригадиры, завфермами|.
Техническая подготовка производства предусматривает контроль за техническим состоянием|станом| и эксплуатацией техники, осуществления ремонтов и технического обслуживания, организацию эффективной работы машинно-тракторного и автомобильного парка. Отвечает за все инженерная|инженер-металлург| служба.
Технологическая подготовка производства - разработка и совершенствование технологии производства, материально-техническое обеспечение выполнения технологических процессов, контроль, за соблюдением требований к технологическим процессам|да|. Выполняют|исполняют| агрономы, зоотехнии|.
Экономическая|экономичная| подготовка производства - проведение анализа хозяйственной| деятельности, выявление|обнаружения| путей и резервов повышения эффективности производства, планирование экономического|экономичного| и социального развития хозяйства|, осуществление бухгалтерского учета. Выполняет|исполняет| финансово-экономическая служба предприятия.
|
Маркетинговая деятельность - это изучение рынка, планирования маркетинговых мероприятий, разработка и совершенствование товаров, определения ценовой политики, организация снабжения|поставки| и сбыта, разработка рекламы. Решает все эти вопросы маркетинговая служба предприятия.
Охрана|охранение| труда и техника безопасности - планирование мероприятий, обучение|обучения|, и инструктаж исполнителей, обеспечения соблюдения требований|востребования| безопасности, при эксплуатации техники, установка оборудования и проведение мероприятий по улучшению условий труда. Эти вопросы решают все руководители и специалисты, в больших|великих| предприятиях - инженер|инженер-металлург| по|с| охране|охранения| труда и технике безопасности.
Управление кадрами - планирование потребности в кадрах, отбор и расстановка кадров, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, аттестация, их продвижение по службе. Осуществляют|свершают| линейные руководители, а также отделы кадров (инспектор по|с| кадрам) предприятий.
Оперативное управление связано|повязал| с оперативным планированием, учетом и регулированием хода производства. Выполняют|исполняют| диспетчерская служба хозяйства, а также все руководители и специалисты.
Управление материально-техническим обеспечением и сбытом предусматривает составление|сдает| заявок на материалы и изделия, размещение заказов на изделия, контроль за выполнением заявок, составления|сдает| лимитно-заборных карт, проведения децентрализующей заготовки и обеспечения снабжения|поставки|, за оперативными заявками, контроль за поступлением материалов, организация складского хозяйства, разработка графиков реализации продукции, осуществления взаимосвязей, со снабженческими, заготовительными и торговыми организациями.
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность обеспечивает обратную связь в системе менеджмента, своевременного учета материальных ценностей, выхода продукции и производственных расходов, осуществление режима экономии и хозяйственного коммерческого расчета, составления|сдает| финансового плана предприятия, и расчет потребности в капитале, определение источников|истока| фондов и размера фондов акций, ведения статистической отчетности, управления активами, оборотным|обратимым| капиталом и основными фондами, анализ финансового состояния|стана| предприятия, его платежеспособности и ликвидности, контроль, за правильным расходованием финансовых средств|средства| и производственных ресурсов дебиторской и кредиторской задолженности, балансирования финансовой структуры, финансирования, подготовка предложений относительно|касательно| повышения конкурентоспособности предприятия.
|
Разделение труда на функции внутри аппарата управления позволяет лучше использовать квалификацию и способности работников, повышает их ответственность. Нечеткое распределение|деление| обязанностей|долга|, прав и ответственности, приводит к|до| возникновению разных|различных| организационных недостатков|недостатка|: незнание работниками подчиненности, своих прав и обязанностей|долга|; дублирование отдельных функций, обезличивание|обезличивания|, в работе.
Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Классификация целей может осуществляться:
- по охватываемой сфере (общая, частная цели);
- значению (главная, промежуточная, второстепенная);
- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).
Задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.
Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (задача мастера), предметами (задача рабочего в цехе), информацией (задача казначея).
|
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Организация в системе менеджмента
Организация — это систематизированное и сознательное объединение действий людей, которое предусматривает достижение определенных целей на базе определенных правил и процедур.
Организация (в экономике) — хозяйственный субъект, какой реализует| собственные интересы с помощью|посредством| производства и реализации товаров или услуг.
Основными требованиями|востребованием| относительно|касательно| существования организации являются:
• наличие как минимум двух лиц|личности|;
• единство цели;
• единство заданий|задачи|;
• наличие ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, естественных|природных|, информационных, часовых и тому подобное);
• наличие технологии (процессу) деятельности;
• наличие юридического статуса.
Создавая организацию, определяют ее основные параметры:
• цели и задания|задача|;
• виды и масштабы деятельности;
• форма собственности;
• размер и вид организации.
В любой организации существует вертикальное и горизонтальное разделение труда. Горизонтальное — это совокупность определенных видов деятельности одного уровня, а вертикальное предусматривает их координацию высшим уровнем управления.
Жизнедеятельность организации основывается на таких основополагающих процессах:
• получение сырья и ресурсов из внешней|наружной| среды;
• изготовление продукта;
• передача продукта во внешнюю|наружную| среду.
Организация как открытая рыночная система характеризуется такими элементами:
• входом в систему;
• системой превращения|преобразования|;
• выходом из системы;
• границами|границей|.
Критерий | Тип организаций |
Размер | • Большие - свыше 250 человек, свыше 100 млн. грн. |
• средние - от 51 до 250 человек, от 70 до 100 млн. грн. | |
• малые - не более 50 человек, объем валового дохода от реализациине более 70 млн. грн. | |
Источники финансирования | • Бюджетные; |
• небюджетные | |
Форма собственности | • Государственные; |
• частные; | |
• коллективные; | |
• коммунальные | |
Уровень прибыли | • Прибыльные; |
• неприбыльные | |
Вид деятельности | • Хозяйственные; |
• общественные. | |
Сфера деятельности | • Туристические; |
• транспортные; | |
• фармацевтические; | |
• торговые но др. |
По взаимодействию с внешней средой выделяют такие типы организаций:
— механистический;
— органистические|.
Механистический тип значит, что организация спроектирована подобно машинному механизму. Характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, четкой иерархией власти. Если внешняя среда стабильна и существует незначительная степень неопределенности, то можно отдать преимущество механистическому типу.
Органистический олицетворяется с организациями, которые подобны живому организму. Характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией, гибкостью структуры, незначительным количеством уровней иерархии. Если среда динамична, высокий уровень неопределенности — стоит отдать предпочтение органистическому типу управления.
СРАВНЕНИЯ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО И ОРГАНИСТИЧЕСКОГО ТИПА ОРГАНИЗАЦИЙ
Категории | Механистический тип | Органистичний тип |
Структура | Консервативная, негибкая структура | Гибкая структура |
Цели и задания | Четко определенные, стандартные и неизменные задания | Динамические, творческого характера задания |
Изменения | Противодействие (сопротивление) изменениям | Готовность к изменениям |
Власть | Власть устанавливается на основе позиции в организации | Власть базируется на знаннях и опыте |
Контроль | Иерархическая система контроля | Самоконтроль и контроль коллег |
Коммуникации | Тип коммуникаций «сверху вниз» (командный), в содержании которых преобладают распоряжения, инструкции, решениня, принятые высшим руководством | Многонаправленные коммуникации |
Типы организаций по взаимодействию подразделений|подразделения|:
— традиционная (комбинация линейно-функциональной структуры);
— дивизионная (в основе|основании| — конечный|концевой| результат: продукт, потребитель);
— матричная (управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы).
Типы организаций по взаимодействию с человеком:
— корпоративная;
— индивидуалистская.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Показатель | Формальные | Неформальные |
Общая характеристика | Официально зарегистрированные организации, которые действуют на основе существующего законодательства и регламентирующих документов (устав, положения) | Организации, которые не имеют юридический статус |
Признаки | • Юридическое лицо; • наличие необходимых ресурсов; • зависимость от внешней| среды; • горизонтальное разделение|разделение| труда и вертикальное управление|; • выделяются три общепринятых уровня управления | ♦ Определенная социальная общность|; ♦ объединение по хобби; ♦ отсутствует|отсутствующий| четкое разделение| труда и управления; ♦ имеют разное значение (содействуют развитию интересов, развитию инициативы, обеспечивают благоприятный социально-психологический климат) |
Для четкой работы организации необходимо, чтобы выполнялись|исполняют| такие принципы:
— цели должны быть понятными всеми работниками;
— систему целей нужно направлять|устремлять| на реализацию глобальной цели организации;
— информационные каналы не стоит перегружать и устанавливать логические|логичные| связи;
— работникам нужно предоставлять четкие инструкции, которые регламентируют их деятельность;
— для удовлетворения работников работой следует применять систему мотивации.
Внутренняя среда организации — это совокупность постоянных переменных, которые создают предпосылки для ее эффективной жизнедеятельности
Элементы внутренней среды:
— цели (желаемое|желанное| состояние|стан| организации или ее подразделения|подразделения| в будущем);
— задание|задача| (запрограммированные или незапрограммированные решение по|с| определенному виду деятельности организации);
— технологии (порядок выполнения определенного действия);
— структура (логические|логичные| взаимоотношения уровней управления);
— персонал (лица|личность|, которые|какие| входят в состав организации).
Требования к целям:
♦ согласованность и совместимость;
♦ реальность;
♦ понятность;
♦ гибкость.
Значение целей:
— не проведение деятельности, которая|какая| мешает целям организации;
— принятие решений, которые|какие| реализуют целые организации.
Задание — запрограммированные или незапрограммированные решение определенного вида деятельности организации, которые необходимо выполнить в определенное время, определенными средствами, с определенным персоналом и с определенной ответственностью.
Запрограммированы решения — заложены в регламентирующих документы, незапрограммированные, — творческого и оперативного характера.
Задания|задача| преимущественно разделяют на такие категории:
♦ работа с людьми;
♦ материальные ресурсы;
♦ информация.
Технология как переменная организации рассматривается в таких аспектах: технология деятельности, технология управления. В процессе любой технологии процесс труда превращается в продукт.
На технологию влияют такие факторы:
— экономический|экономичный|;
— фактор времени;
— фактор качества.
Внешняя среда организации — это совокупность переменных, которые находятся за ее пределами, влияют на ее деятельность, но не являются сферой непосредственного влияния со стороны ее менеджмента.
Во внешней|наружной| среде два сегмента: макро и микросреда. Некоторые|некие| исследователи рассматривают внешнюю| среду в управлении организацией как совокупность двух| подсистем:
— непосредственного окружения (среда прямого влияния);
— макроокружение|окружение| (среда непрямого| влияния);
Среда прямого влияния содержит в себе элементы, которые непосредственно влияют на организацию и испытывают на себе прямое излияние операций организации. К этим факторам принадлежат:
— потребители
— поставщики
— ресурсы
— законы и учреждения государственной регуляции;
— конкуренты;
— партнеры;
— общественные организации.
Под средой непрямого влияния понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции организации, однако отражаются на них опосредствовано. К таким факторам принадлежат:
— состояние|стан| экономики;
— политическое состояние|стан|;
— социально-культурное состояние|стан|;
— состояние научно-технического прогресса, технологии;
— состояние|стан| рынков (международного, межгосударственного|, регионального, местного);
— международная среда
Макросреда (среда непрямого влияния) включает такие основные элементы:
— технологию;
— экономику;
— политику государства;
— социокультурная среда;
— международное развитие.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ|наружной| СРЕДЫ НЕПРЯМОГО ВЛИЯНИЯ
Среда | Основные параметры |
Экономическое | • Уровень развития рыночных отношений в стране|страна-участнице|; • уровень развития фирмы; • налоговая политика страны|страна-участницы|; • уровень монополии производителя; • кредитная система страны|страна-участницы|; • соотношение доходов разных|различных| социальных групп; • содержание|содержимое| потребительской корзины и его стоимость; • процентный вес|вага| безработных в стране|страна-участнице|; • состояние|стан| предпринимательства; • состояние|стан| экспорта-импорта; • финансовое состояние|стан| страны|страна-участницы| (уровень инфляции, дефицит бюджета|); • состояние|стан| производственных связей; • наличие промышленной политики и стратегии. |
Политическое | • Размещение политических сил (борьба за сферы влияния|); • власть и отношение к|до| ней; • законы и уровень их соблюдения; • характер процессов, которые задаются властью; • стабильность (нестабильность) политического состояния|стана|, ведущие| идеологии, и борьба за социальные группы; • согласованность действий государственных органов |
Научно- техническое | • Технологический уровень; • Ассигнование на научно-исследовательские и конструкторские разработки; • внедрение усовершенствований в производство; • уровень возобновления|восстановления| продукции; • уровень государственного контроля за качеством и безопасностью |
Естественное | • Состояние|стан| ресурсов и сырья; • состояние экологии |
Социальное | • Уровень миграции населения; • образованность населения; • социально профессиональная структура населения; • система социальной защиты населения; • благотворительность; • демографические характеристики |
Культурное | • Традиции общества; • менталитет народов; • ценности населения; • коллективные воспоминания; • психология населения; • общие знания населения |
Типичная характеристика, свойственная всем элементам внешней среды, включает:
— взаимосвязь факторов внешней|наружной| среды;
— сложность внешней|наружной| среды;
— подвижность внешней|наружной| среды;
неопределенность внешней|наружной| среды.
Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.
Руководителей делят на три категории:
1. Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.
2. Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.
3. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!