Принципы, цели и функции менеджмента — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Принципы, цели и функции менеджмента

2017-10-11 254
Принципы, цели и функции менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предметом изучения менеджмента является: 1) общие закономерности, принципы формирования, функционирования и развития системы управления организацией; 2) управленческие отношения.

Объект изучения менеджмента — процесс управления определенными организациями, а субъект — их работники.

Принципы менеджмента|основание| - совокупность основных правил, положений, руководящих идей, ориентиров|ориентира|, которыми|какими| должны руководствоваться органы и работники управления в своей деятельности.

Известно, что принципы рационального управления были сформулированы основоположниками научного менеджмента -| В. Тейлором, Г. Емерсоном, А. Файолем.

ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА Анри Файоля

Принцип Трактовка
Разделение труда Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при одинако­вых условиях
Единство и связь полномочий и ответственности Полномочия — это право отдавать приказы, а ответственность — его противоположность: где есть по­лномочия, там и возникает ответственность
Единая дисциплина Дисциплина предусматривает соблюдение разнообразных норм организации ее работниками. В органи­зациях возникают дисциплинарные отношения, на которых базируются отношения между работниками и руководством
Единство руководства Каждая группа, которая действует в пределах одной цели, должна быть объединена единственным планом и иметь одного руководителя
Согласованность индивидуальных интересов с общими Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами орга­низации
Принцип вознаграждения и стимулирования Для обеспечения преданности и поддержки работников, они должны получать справедливую заработную плату за свой труд
Принцип централизации и децентрализации управ­ления Предусматривает определение меры между централизацией и децентрализацией, которая обеспечит лучшие возможные результаты  
Принцип иерархии Служебные отношения между работниками, которые отображают их подчиненность
Единое управление (единство распоряжений) Заключается в том, что у каждого работника есть ли­шь один непосредственный руководитель
Единственный порядок Характеризует существование всего на своем месте
Принцип справедливости и равенства Предусматривает равенство всех относительно ответственности за собственные действия  
Единство (стабильность) персонала Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации  
Развитие инициативы   Инициатива означает разрабатывание плана и обеспечение его успешного выполнения
Корпоративный дух   Наличие взаимопонимания и стабильность коллек­тива всегда положительно отражаются на производительности труда

Функция менеджмента — это вид управленческой деятельности, которая обеспечивает формирование способов управленческого влияния.

Целью деления|разделения| процесса менеджмента на функции является закрепление отдельных видов работ за исполнителями и упорядочивания|уряжает| этого про­цесса| и обеспечение высокого профессионализма.

Функции менеджмента впервые определил А. Файоль: ||предвидение; организация; распоряжение; согласование; контроль.

Основными признаками классификации функций менеджмента являются:

• вид управленческой деятельности, которая дает возможность отличить одну работу от другой;

• направленность видов деятельности на объект, которым управляют, или на внешнюю среду.

Классификация с позиции субъекта выделяет общие (основные) и конкретные (специальные) функции.

К общим функциям принадлежат:

Функция планирования предусматривает решения о том, какими должны быть целые организации и что должны делать члены организации для их достижения. Как только план составлен, нужно подготовить его выполнение.

Организационная деятельность заключается в создании определенной структуры, которая дает возможность персоналу эффективно работать вместе для достижения его целей.

Мотивация — это такое регулирование стимулов человека, при которых возникает желание работать так, чтобы способствовать достижению целей организации.

Последним этапом процесса управления является осуществление контроля, т.е. сравнение фактических результатов с запланированными, но если на этом этапе возникают определенные несогласования, проблемы, то применяют функцию регулирования.

Специальные функции менеджмента выделяются по форме деления процесса менеджмента на такие основные части:

Общее (линейное) руководство - определение главного|головного| направления развития предприятия (подраздела|подразделению|), осуществления организации, координации и контроля деятельности аппарата управления, определения структуры| управления, форм|формы| и степени централизации и децентрализации, в управлении. Выполняют|исполняют| руководитель предприятия, начальники структурных подразделений, бригадиры, завфермами|.

Техническая подготовка производства предусматривает контроль за техническим состоянием|станом| и эксплуатацией техники, осуществления ремонтов и технического обслуживания, организацию эффективной работы машинно-тракторного и автомобильного парка. Отвечает за все инженерная|инженер-металлург| служба.

Технологическая подготовка производства - разработка и совершенствование технологии производства, материально-техническое обеспечение выполнения технологических процессов, контроль, за соблюдением требований к технологическим процессам|да|. Выполняют|исполняют| агрономы, зоотехнии|.

Экономическая|экономичная| подготовка производства - проведение анализа хозяйственной| деятельности, выявление|обнаружения| путей и резервов повышения эффективности производства, планирование экономического|экономичного| и социального развития хозяйства|, осуществление бухгалтерского учета. Выполняет|исполняет| финансово-экономическая служба предприятия.

Маркетинговая деятельность - это изучение рынка, планирования маркетинговых мероприятий, разработка и совершенствование товаров, определения ценовой политики, организация снабжения|поставки| и сбыта, разработка рекламы. Решает все эти вопросы маркетинговая служба предприятия.

Охрана|охранение| труда и техника безопасности - планирование мероприятий, обучение|обучения|, и инструктаж исполнителей, обеспечения соблюдения требований|востребования| безопасности, при эксплуатации техники, установка оборудования и проведение мероприятий по улучшению условий труда. Эти вопросы решают все руководители и специалисты, в больших|великих| предприятиях - инженер|инженер-металлург| по|с| охране|охранения| труда и технике безопасности.

Управление кадрами - планирование потребности в кадрах, отбор и расстановка кадров, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, аттестация, их продвижение по службе. Осуществляют|свершают| линейные руководители, а также отделы кадров (инспектор по|с| кадрам) предприятий.

Оперативное управление связано|повязал| с оперативным планированием, учетом и регулированием хода производства. Выполняют|исполняют| диспетчерская служба хозяйства, а также все руководители и специалисты.

Управление материально-техническим обеспечением и сбытом предусматривает составление|сдает| заявок на материалы и изделия, размещение заказов на изделия, контроль за выполнением заявок, составления|сдает| лимитно-заборных карт, проведения децентрализующей заготовки и обеспечения снабжения|поставки|, за оперативными заявками, контроль за поступлением материалов, организация складского хозяйства, разработка графиков реализации продукции, осуществления взаимосвязей, со снабженческими, заготовительными и торговыми организациями.

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность обеспечивает обратную связь в системе менеджмента, своевременного учета материальных ценностей, выхода продукции и производственных расходов, осуществление режима экономии и хозяйственного коммерческого расчета, составления|сдает| финансового плана предприятия, и расчет потребности в капитале, определение источников|истока| фондов и размера фондов акций, ведения статистической отчетности, управления активами, оборотным|обратимым| капиталом и основными фондами, анализ финансового состояния|стана| предприятия, его платежеспособности и ликвидности, контроль, за правильным расходованием финансовых средств|средства| и производственных ресурсов дебиторской и кредиторской задолженности, балансирования финансовой структуры, финансирования, подготовка предложений относительно|касательно| повышения конкурентоспособности предприятия.

Разделение труда на функции внутри аппарата управления позволяет лучше использовать квалификацию и способности работников, повышает их ответственность. Нечеткое распределение|деление| обязанностей|долга|, прав и ответственности, приводит к|до| возникновению разных|различных| организационных недостатков|недостатка|: незнание работниками подчиненности, своих прав и обязанностей|долга|; дублирование отдельных функций, обезличивание|обезличивания|, в работе.

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Классификация целей может осуществляться:

- по охватываемой сфере (общая, частная цели);

- значению (главная, промежуточная, второстепенная);

- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).

Задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (задача мастера), предметами (задача рабочего в цехе), информацией (задача казначея).

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

 

Организация в системе менеджмента

Организация — это систематизированное и сознательное объединение действий людей, которое предусматривает достижение определенных целей на базе определенных правил и процедур.

Организация (в экономике) — хозяйственный субъект, какой реа­лизует| собственные интересы с помощью|посредством| производства и реализации товаров или услуг.

Основными требованиями|востребованием| относительно|касательно| существования организации являются:

• наличие как минимум двух лиц|личности|;

• единство цели;

• единство заданий|задачи|;

• наличие ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, естественных|природных|, информационных, часовых и тому подобное);

• наличие технологии (процессу) деятельности;

• наличие юридического статуса.

Создавая организацию, определяют ее основные параметры:

• цели и задания|задача|;

• виды и масштабы деятельности;

• форма собственности;

• размер и вид организации.

В любой организации существует вертикальное и горизонтальное разделение труда. Горизонтальное — это совокупность определенных видов деятельности одного уровня, а вертикальное предусматривает их координацию высшим уровнем управления.

Жизнедеятельность организации основывается на таких основополагающих процессах:

• получение сырья и ресурсов из внешней|наружной| среды;

• изготовление продукта;

• передача продукта во внешнюю|наружную| среду.

Организация как открытая рыночная система характеризуется такими элементами:

• входом в систему;

• системой превращения|преобразования|;

• выходом из системы;

• границами|границей|.

 

Критерий   Тип организаций  
Размер • Большие - свыше 250 человек, свыше 100 млн. грн.
  • средние - от 51 до 250 человек, от 70 до 100 млн. грн.
  • малые - не более 50 человек, объем валового дохода от реализациине более 70 млн. грн.
Источники финансирования • Бюджетные;
  • небюджетные
Форма собственности • Государственные;
  • частные;
  • коллективные;
  • коммунальные
Уровень прибыли • Прибыльные;
  • неприбыльные
Вид деятельности • Хозяйственные;
  • общественные.
Сфера деятельности • Туристические;
  • транспортные;
  • фармацевтические;
  • торговые но др.

По взаимодействию с внешней средой выделяют такие типы организаций:

— механистический;

— органистические|.

Механистический тип значит, что организация спроектирована подобно машинному механизму. Характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, четкой иерархией власти. Если внешняя среда стабильна и существует незначительная степень неопределенности, то можно отдать преимущество механистическому типу.

Органистический олицетворяется с организациями, которые подобны живому организму. Характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией, гибкостью структуры, незначительным количеством уровней иерархии. Если среда динамична, высокий уровень неопределенности — стоит отдать предпочтение органистическому типу управления.

СРАВНЕНИЯ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО И ОРГАНИСТИЧЕСКОГО ТИПА ОРГАНИЗАЦИЙ

Категории Механистический тип Органистичний тип
Структура Консервативная, негибкая структура Гибкая структура
Цели и задания   Четко определенные, стандартные и неизменные задания Динамические, творческого хара­ктера задания
Изменения   Противодействие (сопротивление) изменениям Готовность к изменениям  
Власть   Власть устанавливается на основе позиции в организации Власть базируется на знан­нях и опыте  
Контроль Иерархическая система контро­ля Самоконтроль и контроль коллег
Коммуникации   Тип коммуникаций «сверху вниз» (командный), в содержании которых преобладают распоряжения, инструкции, решениня, принятые высшим руководством Многонаправленные коммуни­кации  

Типы организаций по взаимодействию подразделений|подразделения|:

— традиционная (комбинация линейно-функциональной структуры);

— дивизионная (в основе|основании| — конечный|концевой| результат: продукт, потребитель);

— матричная (управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы).

Типы организаций по взаимодействию с человеком:

— корпоративная;

— индивидуалистская.

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Показатель   Формальные   Неформальные
Общая характеристика   Официально зарегистрированные ор­ганизации, которые действуют на ос­нове существующего законодательства и регламентирующих до­кументов (устав, положения)   Организации, которые не имеют юридический статус  
Признаки   • Юридическое лицо; • наличие необходимых ресурсов; • зависимость от внешней| среды; • горизонтальное разделение|разделение| труда и вертикальное управление|; • выделяются три общепринятых уровня управления ♦ Определенная социальная общность|; ♦ объединение по хобби; ♦ отсутствует|отсутствующий| четкое разделение| труда и управления; ♦ имеют разное значение (содействуют развитию интере­сов, развитию инициативы, обеспечивают благоприятный социально-психологический климат)  

Для четкой работы организации необходимо, чтобы выполнялись|исполняют| такие принципы:

— цели должны быть понятными всеми работниками;

— систему целей нужно направлять|устремлять| на реализацию глобальной цели организации;

— информационные каналы не стоит перегружать и устанавливать логические|логичные| связи;

— работникам нужно предоставлять четкие инструкции, которые регламентируют их деятельность;

— для удовлетворения работников работой следует применять систему мотивации.

Внутренняя среда организации — это совокупность постоянных переменных, которые создают предпосылки для ее эффективной жизнедеятельности

Элементы внутренней среды:

— цели (желаемое|желанное| состояние|стан| организации или ее подразделения|подразделения| в будущем);

— задание|задача| (запрограммированные или незапрограммированные решение по|с| определенному виду деятельности организации);

— технологии (порядок выполнения определенного действия);

— структура (логические|логичные| взаимоотношения уровней управления);

— персонал (лица|личность|, которые|какие| входят в состав организации).

Требования к целям:

♦ согласованность и совместимость;

♦ реальность;

♦ понятность;

♦ гибкость.

Значение целей:

— не проведение деятельности, которая|какая| мешает целям организации;

— принятие решений, которые|какие| реализуют целые организации.

Задание — запрограммированные или незапрограммированные решение определенного вида деятельности организации, которые необходимо выполнить в определенное время, определенными средствами, с определенным персоналом и с определенной ответственностью.

Запрограммированы решения — заложены в регламентирующих документы, незапрограммированные, — творческого и оперативного характера.

Задания|задача| преимущественно разделяют на такие категории:

♦ работа с людьми;

♦ материальные ресурсы;

♦ информация.

Технология как переменная организации рассматривается в таких аспектах: технология деятельности, технология управления. В процессе любой технологии процесс труда превращается в продукт.

На технологию влияют такие факторы:

— экономический|экономичный|;

— фактор времени;

— фактор качества.

Внешняя среда организации — это совокупность переменных, которые находятся за ее пределами, влияют на ее деятельность, но не являются сферой непосредственного влияния со стороны ее менеджмента.

Во внешней|наружной| среде два сегмента: макро и микросреда. Некоторые|некие| исследователи рассматривают внешнюю| среду в управлении организацией как совокупность двух| подсистем:

— непосредственного окружения (среда прямого влияния);

— макроокружение|окружение| (среда непрямого| влияния);

Среда прямого влияния содержит в себе элементы, которые непосредственно влияют на организацию и испытывают на себе прямое излияние операций организации. К этим факторам принадлежат:

— потребители

— поставщики

— ресурсы

— законы и учреждения государственной регуляции;

— конкуренты;

— партнеры;

— общественные организации.

Под средой непрямого влияния понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции организации, однако отражаются на них опосредствовано. К таким факторам принадлежат:

— состояние|стан| экономики;

— политическое состояние|стан|;

— социально-культурное состояние|стан|;

— состояние научно-технического прогресса, технологии;

— состояние|стан| рынков (международного, межгосударственного|, регионального, местного);

— международная среда

Макросреда (среда непрямого влияния) включает такие основные элементы:

— технологию;

— экономику;

— политику государства;

— социокультурная среда;

— международное развитие.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ|наружной| СРЕДЫ НЕПРЯМОГО ВЛИЯНИЯ

Среда Основные параметры
Экономическое   • Уровень развития рыночных отношений в стране|страна-участнице|; • уровень развития фирмы; • налоговая политика страны|страна-участницы|; • уровень монополии производителя; • кредитная система страны|страна-участницы|; • соотношение доходов разных|различных| социальных групп; • содержание|содержимое| потребительской корзины и его стоимость; • процентный вес|вага| безработных в стране|страна-участнице|; • состояние|стан| предпринимательства; • состояние|стан| экспорта-импорта; • финансовое состояние|стан| страны|страна-участницы| (уровень инфляции, дефицит бю­джета|); • состояние|стан| производственных связей; • наличие промышленной политики и стратегии.
Политическое   • Размещение политических сил (борьба за сферы влияния|); • власть и отношение к|до| ней; • законы и уровень их соблюдения; • характер процессов, которые задаются властью; • стабильность (нестабильность) политического состояния|стана|, ведущие| идеологии, и борьба за социальные группы; • согласованность действий государственных органов
Научно- техническое   • Технологический уровень; • Ассигнование на научно-исследовательские и конструкторские разработки; • внедрение усовершенствований в производство; • уровень возобновления|восстановления| продукции; • уровень государственного контроля за качеством и безопасностью
Естественное   • Состояние|стан| ресурсов и сырья; • состояние экологии
Социальное   • Уровень миграции населения; • образованность населения; • социально профессиональная структура населения; • система социальной защиты населения; • благотворительность; • демографические характеристики
Культурное   • Традиции общества; • менталитет народов; • ценности населения; • коллективные воспоминания; • психология населения; • общие знания населения

Типичная характеристика, свойственная всем элементам внешней среды, включает:

— взаимосвязь факторов внешней|наружной| среды;

— сложность внешней|наружной| среды;

— подвижность внешней|наружной| среды;

неопределенность внешней|наружной| среды.

Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.
Руководителей делят на три категории:

1. Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

2. Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

3. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.