Правила пользования методическим пособием — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Правила пользования методическим пособием

2017-10-11 483
Правила пользования методическим пособием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ»

КОЛЛЕДЖ

 

 

«ФИЛОСОФИЯ

И

ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

медицинского колледжа

по дисциплине

«Основы философии»

 

Ростов-на-Дону

 

УДК 1 (075.8)

ББК 87Я7

 

 

Печатается по решению Методического совета колледжа РостГМУ

Философия и ее роль в жизни человека и общества: Учебно-методическое пособие. / Авт. – сост. к. филос.н. М.Н. Жарова – Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО РостГМУ, 2016. - 54 с.

Учебно-методическое пособие «Философия и ее роль в жизни человека и общества» по дисциплине «Основы философии» предназначено для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа всех специальностей при изучении данного раздела дисциплины. Пособие составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основании примерной программы дисциплины с учетом специфики учебного заведения.

 

 

Рецензенты:

Мерклин В.А. - начальник учебной части, старший преподаватель кафедры

истории и философии РостГМУ;

Исаева Т.Н. - преподаватель дисциплины «Сестринское дело».

 

 

Введение

Учебно-методическое пособие «Философия и ее роль в жизни человека и общества» предназначено для самостоятельной работы студентов по первому разделу дисциплины «Основы философии». Пособие включает учебно-методические материалы по темам лекций «Философия как наука и тип мировоззрения», «Основы научной, философской и религиозной картин мира» и семинарского занятия на тему «Место и роль философии в духовной жизни человека и общества», составляющих раздел «Философия и ее роль в жизни человека и общества» дисциплины «Основы философии».

Использование пособия в процессе изучения дисциплины «Основы философии» поможет студенту сориентироваться в структуре философского знания и комплексе проблем, которые исследуются в философии, усвоить ряд понятий и основные подходы к изучению явлений, которые исследуются в философии, понять специфику философского знания и его роль в жизни человека и общества, а также подготовиться к контролю знаний по данной теме на занятии.

Данное пособие поможет при выполнении учебно-исследовательской работы студентами, так как оно содержит темы рефератов и литературу для их подготовки.

На изучение раздела «Введение» отводится 6 учебных часов, из которых 4 часа – лекционные занятия, 2 часа – семинарское занятие.

 

 

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

 

1. Ознакомиться с актуальностью темы и целью ее изучения.

2. Повторить пройденный материал по вопросам, указанным в разделе «Исходный уровень знаний студентов».

3. Изучить глоссарий философских терминов и понятий.

4. Изучить информацию по вопросам темы, пользуясь обязательной и дополнительной литературой, таблицами и информационным блоком учебно-методического пособия.

5. Устно ответить на вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия.

6. Ответить на вопросы тестового задания и сверить ответы с эталоном.

7. Выполнить практические задания и решить ситуационные задачи.

8. Изучить перечень тем рефератов.

9. (по желанию студента) Подготовить реферат по одной из предлагаемых тем, используя рекомендуемую литературу.

Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

Тема 1.1. Философия как наука и тип мировоззрения (лекция)

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Мудрость и знание в философии. Вечные вопросы жизни человека и общества как предпосылка философского освоения действительности. Предмет исследования философии.

2. Главные философские проблемы. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология. Особенности философии как науки.

3. Бытие как основной предмет философского знания. Понятия объективного и субъективного, рационального и внерационального

4. Основной вопрос философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия. Рациональное и эмпирическое в философском знании.

5. Мировоззрение: его структура, исторические формы и уровни формирования. Функции мировоззрения.

 

Таблица 1.

Что такое философия?

 

  Философия…является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или Откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон, - эта Ничейная Земля и есть философия. Бертран Рассел   Философия есть искусство, а не наука Артур Шопенгауэр   Философия – это естественная склонность души. Иммануил Кант  

 

Таблица 2.

ГЛОССАРИЙ

Задания в тестовой форме обучающего типа

1. Термин философия буквально означает

а) рассуждение

б) душа культуры

в) мировоззрение

г) любовь к мудрости

2. Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения –

а) философия

б) мировоззрение

в) мировосприятие

г) нравственность

3. Совокупность знаний (повседневных, профессиональных, научных и др.), составляющих картину мира – это компонент мировоззрения

а) познавательный

б) ценностно-нормативный

в) эмоционально-волевой

г) практический

4. Совокупность идеалов, ценностей, убеждений, верований, норм, которые регулируют поведение человека в обществе, составляют компонент мировоззрения

а) познавательный

б) ценностно-нормативный

в) эмоционально-волевой

г) практический

5. Совокупность эмоций, чувств, волевых усилий, при помощи которых знания, ценности и нормы превращались в личные взгляды, убеждения, верования и реализовывались в практических действиях и поступках, составляют компонент мировоззрения

а) познавательный

б) ценностно-нормативный

в) эмоционально-волевой

г) практический

6. Совокупность целей и установок, готовность к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах составляют компонент мировоззрения

а) познавательный

б) ценностно-нормативный

в) эмоционально-волевой

г) практический

7. Уровень мировоззрения, основанный на повседневном жизненном опыте, называется

а) жизненно-практический

б) научно-теоретический

в) мифологический

г) религиозный

8. Для жизненно-практического уровня мировоззрения не характерно

а) неоднородность знаний и представлений

б) системность знаний и представлений

в) наличие внутренних противоречий

г) стихийный характер формирования

9. Уровень мировоззрения, основанный на научных знаниях, включающий в себя теоретические обобщения и выводы, называется

а) жизненно-практический

б) научно-теоретический

в) мифологический

г) религиозный

10. Для научно-теоретического мировоззрения не характерно

а) глубокие теоретические обобщения и выводы

б) системность знаний и представлений

в) научная обоснованность знаний и представлений

г) стихийный характер формирования

11. Первой, исторически наиболее ранней формой мировоззрения является

а) миф

б) философия

в) религия

г) наука

12. Особый вид мировоззрения, для которого характерно специфически образное представление о явлениях природы и общественной жизни, называется

а) миф

б) философия

в) религия

г) наука

13. Исторический тип мировоззрения, предполагающий соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование какой-либо разновидности сверхъестественного – это

а) философия

б) мифология

в) религия

г) наука

14. Философия – это

а) теоретически развитый тип мировоззрения

б) наука о человеке и обществе

в) совокупность взглядов на мир

г) рассуждения о жизни, устройстве мира, человеке

15. В развитии философии нет

а) преемственности

б) научных достижений

в) ценностной составляющей

г) устаревших идей

16. Философские решения не могут быть

а) гипотетическими

б) окончательными

в) неоднозначными

г) сложными

17. Философские проблемы касаются

а) природных явлений

б) объективного мира в целом

в) общественной жизни

г) предназначения и высших идеалов человека

20. Форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях -

а) понятие

б) категория

в) закон

г) наука

21. «Основной вопрос» философии – это проблема о

а) соотношении материального и идеального

б) первичности материи или идей

в) познаваемости мира

г) сущности человека

22. Утверждение «Первоначалом всего существующего в мире является материя» является основополагающим в

а) идеализме

б) материализме

в) дуализме

г) агностицизме

23. Положение «Мир является некой духовной силой, существующей независимо от сознания человека» признается в философском направлении

а) материализм

б) идеализм

в) гностицизм

г) дуализм

24. Представители агностицизма считают, что мир

а) полностью познаваем

б) познаваем в отдельных областях

в) не может быть познан человеком

г) может познаваться бесконечно

25. Концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, все элементы которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и находятся в состоянии постоянного движения, развития – это

а) диалектика

б) метафизика

в) дуализм

г) идеализм

26. Концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет совокупность не связанных между собой предметов, явлений, процессов и признает движение и развитие в ограниченных рамках – это

а) диалектика

б) метафизика

в) материализм

г) идеализм

27.Философское учение о ценностных отношениях человека и мира – это

а) гносеология

б) онтология

в) этика

г) аксиология

28. Раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и возможности разума -это

а) гносеология

б) социальная философия

в) философская антропология

г) онтология

29. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия называется

а) этика

б) философская антропология

в) онтология

г) гносеология

30. Раздел философии, в котором изучается человек как особый вид сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропологической картины мира - а) социальная философия

б) философская антропология

в) онтология

г) гносеология

31. Наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления – это

а) этика

б) эстетика

в) логика

г) диалектика

32. Предметом исследования философской антропологии является проблема

а) общества

б) сознания

в) познания

г) человека

Практические задание

 

1. Определите, какие из названных проблем являются философскими, а какие - научными: проблема смысла жизни человека, проблема закономерностей деятельности нервной системы человека, проблема потепления климата на Земле, проблема познания, проблема происхождения жизни на Земле.

Результаты занесите в таблицу.

 

Научные проблемы Философские проблемы
1.    
2.    
….    

 

2. Составьте таблицу: «Отличительные особенности исторических типов мировоззрения»:

 

Тип мировоззрения особенности
1. Мифология  
2. Религия  
3. Философия  

 

3. Определите, какие из перечисленных явлений действительности относятся к материальной сфере бытия, а какие - к идеальной: космический корабль, растение, сновидения, биосфера, молоко, философия, математическая формула, добро, океан, художественный образ, любовь, пустыня, телевизор, книга, научная теория, химическое вещество, ген, совесть, металл, человек, солнце.

Результаты занесите в таблицу (в тетради):

материальное идеальное
     

 

4. Самостоятельно сформулируйте 5 (или больше) философских вопросов.

Литература

Основная:

1. Основы философия: Учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008,480 с.

3. Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.

4. Стрельник О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.

5. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006, 506 с.

6. Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

 

 

Дополнительная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009., гл. I – Y.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008,480 с.

5. Горелов А.А. Философия. – М.: ООО «ИД Альянс», 2008.

6. Губин В.Д. Философия: учебник. – Москва.: Проспект, 2011.

7. Гуревич П.С. Основы философии. - М.: Издательство КНОРУС, 2011.

8. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

9. Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009

10. Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

11. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008

12. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М.: Проспект, 2009

13. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

14. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

15. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Исходные философ. Проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991, раздел 1.

16. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

Темы рефератов

1. Философия – естественная склонность души.

2. Мифология как древнейшая форма мировоззрения.

3. Религиозное мировоззрение в истории человечества.

4. Философия – наука жизни.

Информационный блок

 

Понятие мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Оно представляет собой целостную сложноорганизованную систему, состоящую из ряда элементов. В качестве таких элементов выступают знания, убеждения, верования, настроения, стремления, надежды, ценности, нормы, идеалы и т.д.

Структура мировоззрения

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. На основе этих знаний формируется конкретно-научная и универсальная картина мира. Она содержит систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами.

Ценность – это свойство какого-то предмета или явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни.

Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент. Эмоции и воля направляют и организуют поведение человека. Эмоции сигнализируют человеку о степени удовлетворения тех или иных его потребностей. Они являются неотъемлемой частью жизни человека. Для осуществления различных видов деятельности человеку необходимо прилагать определенные волевые усилия.

Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходима выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщения знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Именно на этом уровне оно включается в социальное и индивидуальное взаимодействие всех людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровень образования, характер профессиональной деятельности, особенности интеллектуальной и духовной культуры, как самого индивида, так и социальной среды, в которой происходит формирование мировоззрения.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение, и опыт каждого конкретного индивида. Оно формируется в ходе повседневной жизни человека и помогает ему ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем содержатся внутренние противоречия, заблуждения, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, - научно-теоретическом.

К этому уровню решения мировоззренческих проблем принадлежит наука и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Функции философии.

Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, чувственно-эстетическая, гуманистическая, моральная (этическая, аксиологическая).

Мировоззренческая функция философии: философию часто определяют как воззрение на мир в целом – мировоззрение. Оно всегда нуждается в интерпретации на основе данных практики, науки и искусства.

Методологическая функция философии тесно связана с мировоззренческой. Методология, учение о методах, понимается в данном случае как определение способов достижения какой-либо цели, например, эффективного конструирования научного познания, поэтического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: в любом исследовании обязательно учитывается история проблемы.

Чувственно-эстетическая функция. А.Шопенгауэр говорил, что «философия есть искусство, а не наука». Шеллинг считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой (Гегель, Гуссерль), либо с искусством (Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, экзистенциалисты – Камю, Ясперс).

Греческое слово «эстетикос» означает в буквальном переводе чувствующий, сочувствующий. Впоследствии термин эстетическое стал означать высокие, возвышенные чувства, пробуждаемые искусствами. Философия имеет дело со всей сферой чувственного, но с особым акцентом на эстетическое переживание. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Философия – об этом свидетельствует ее содержание – не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится к возвышенному чувству. В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука.

Чувственно-эстетическая философия делает акцент на индивидуальном, а не общем и универсальном, на интуитивном и творческом, а не методически однообразном. Приоритетным становится обостренное отношение к наиболее злободневным проблемам жизни и судьбы человека. В основании этого направления философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к наивысшему посредством того, что сродни обостренному чувству.

Однако чувственно-эстетическую философию нельзя отождествлять с искусством. Художественное творчество, создание художественных образов для философии не характерно. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого.

Гуманистическая функция – философия гуманистична по самой сущности своих исследовательских проблем, разрешение которых направлено на достижения блага для человека.

Моральная (этическая, аксиологическая,) функция философии отражает ориентацию ее на ценности. Аксиологическая («аксиос» -ценный) функция есть конкретное воплощение этической функции философии (акиология как учение о ценностях сложилась к началу ХХ века. Сфера этики и морали – это в первую очередь представления людей о добре и зле, добродетелях и пороках, должном и недолжном, ценностях и идеалах. Многие философы в понимании этической функции философии следуют традиции Аристотеля-Канта и считают этику практической философией. Этика возникает там, где философия входит в непосредственный контакт с практической деятельностью людей. В научной и чувственно-эстетической философии этическое начало приглушено и отодвинуто в тень. Философия не только фиксирует сложившееся положение дел, но и стремится сначала наметить, а затем более детально разработать пути улучшения этого положения дел, преодоления кризисных явлений. На протяжении всей своей многовековой истории философия демонстрировала не отрешенность от мирских дел, а свою максимальную заинтересованность в их правильном налаживани в соответствии с возможностями и талантами людей. Подлинная философия – это всегда углубленный поиск добра, сотворение нравственного человека. Античные идеалы мудрости и мужества, средневековые идеалы святости и рыцарской чести, нововременные идеалы разумного и свободного человека, современные идеалы ответственности, мира между народами, экологической бдительности – это проявление влияния философии на реальную жизнь людей.

Далеко не всякое суждение о нравственном является философским. То или иное этическое суждение приобретает философский характер лишь в том случае, если оно в должной степени причастно к коренным проблемам бытия человека, дает им емкую интерпретацию. Этика ограничивает себя нравственными проблемами, философия же рассматривает этическую составляющую в качестве своей органической самостоятельной компоненты, функционирующей не иначе как в рамках целого.

Практическая ориентация. Философия ориентирована на практическую деятельность. Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по-своему практичен, но лишь в области мыслей. Философ-эстетик практичен преимущественно в чувственно-эмоциональной сфере. Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра, это универсальная цель. Практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической функции философии. Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Здесь и реализуются практические потенциалы философии.

Философия вплетена в практическую деятельность человека, а это значит, что она – разновидность этой деятельности. Философия есть практическое отношение человека к миру, которое наиболее ярко представлено в этической функции.

В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла стержневую роль. Мировоззренческая ориентация личности, осознание своего места и роли в обществе, цели и смысла общественной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности немыслимы без опоры на глубинные ценности и жизненные ориентации.

Философия во все времена и эпохи брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз на определенном конкретно-историческом этапе выясняя вопрос: что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться. В современном мире невозможно обойтись без философских представлений о смысле человеческой жизни, его предназначении, общечеловеческих ценностях. Философское знание помогает осмысливать действительность во взаимосвязи всех сфер, сторон жизни, единстве всех ее законов и противоречий.

Философия как сердцевина духовной культуры общества, каждой отдельной личности способствует пониманию сущности человека, что жизненно необходимо для нравственно-этического сознания медиков. Она учит осмысливать и действовать конструктивно - критически, творчески, созидательно, диалектически. Чтобы научиться осмысливать процессы, происходящие в мире, необходимо овладеть достижениями мировой философской мысли и ее важнейшими методами.

 

 

ГЛОССАРИЙ

Задания в тестовой форме обучающего типа

1. Универсальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе

а) мировоззрение

б) картина мира

в) философия

г) самосознание

2. Интегративная система представлений о мире, вырабатываемая внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных на том или ином этапе исторического развития науки

а) научная картина мира

б) научно-теоретическое мировоззрение

в) научная деятельность

г) общественное сознание

3. Общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы

а) эволюционная

б) детерминизм

в) космология

г) синергетика

4. Теоретический подход, при котором признается существование множества независимых и несводимых друг к другу начал бытия

а) монизм

б) дуализм

в) плюрализм

г) теизм

5. Тип научно-материалистического мировоззрения, в котором отрицается существование Бога и утверждается самодостаточность человека в мире

а) атеизм

б) теизм

в) антропоцентризм

г) материализм

6. Концепция, в которой разрабатывается универсальная модель эволюции, связывающей воедино развитие космоса, земли, жизни на земле и человека

а) синергетическая

б) эволюционная

в) глобальный эволюционизм

г) диалектико-материалистическая

Практические задания

  1. Заполните таблицу «Особенности научной, религиозной и философской картин мира»

 

Тип картины мира особенности
Мир возник… Человек в мире… Жизнь человека… Существование мира зависит… ……..
Научная картина мира            
Религиозная картина мира          
Философская картина мира          

2.Определите, какому типу картины мира соответствуют представления:

1. Человек произошел от обезьяны в процессе биологической эволюции.

2. Человек имеет не только тело и психику, но и душу, которая после смерти тела и разрушения психики продолжает жить в другом, внеземном мире.

3. Религия утверждает то, что нельзя доказать и во что можно только верить. Наука основана на достоверных экспериментально проверенных данных, но людям известно о существовании явлений, которые ни наука, ни религия объяснить не могут.

Информационный блок

Темы докладов и сообщений

1. Духовная реальность как предмет философского познания.

2. Материальная реальность как предмет философского познания.

3. Философия – теоретическая основа медицины.

4. Философские проблемы в жизни человека.

5. Философские основы религиозной картины мира.

6. Проблемы взаимосвязи философии и искусства.

Литература для подготовки докладов и сообщений

Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Научный электронный архив Академии естествознания http://www.econf.rae.ru/category/

2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

3. Образовательный сайт на правах электронного учебника.

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

4. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

5. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/

6. Сайт о философии. http://intencia.ru/FAQ-5.html

7. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru

8. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

9. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

 

 

Приложение 1.

 

Эталоны ответов к тестовым заданиям

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

 

Предисловие 3

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ»

КОЛЛЕДЖ

 

 

«ФИЛОСОФИЯ

И

ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

медицинского колледжа

по дисциплине

«Основы философии»

 

Ростов-на-Дону

 

УДК 1 (075.8)

ББК 87Я7

 

 

Печатается по решению Методического совета колледжа РостГМУ

Философия и ее роль в жизни человека и общества: Учебно-методическое пособие. / Авт. – сост. к. филос.н. М.Н. Жарова – Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО РостГМУ, 2016. - 54 с.

Учебно-методическое пособие «Философия и ее роль в жизни человека и общества» по дисциплине «Основы философии» предназначено для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа всех специальностей при изучении данного раздела дисциплины. Пособие составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основании примерной программы дисциплины с учетом специфики учебного заведения.

 

 

Рецензенты:

Мерклин В.А. - начальник учебной части, старший преподаватель кафедры

истории и философии РостГМУ;

Исаева Т.Н. - преподаватель дисциплины «Сестринское дело».

 

 

Введение

Учебно-методическое пособие «Философия и ее роль в жизни человека и общества» предназначено для самостоятельной работы студентов по первому разделу дисциплины «Основы философии». Пособие включает учебно-методические материалы по темам лекций «Философия как наука и тип мировоззрения», «Основы научной, философской и религиозной картин мира» и семинарского занятия на тему «Место и роль философии в духовной жизни человека и общества», составляющих раздел «Философия и ее роль в жизни человека и общества» дисциплины «Основы философии».

Использование пособия в процессе изучения дисциплины «Основы философии» поможет студенту сориентироваться в структуре философского знания и комплексе проблем, которые исследуются в философии, усвоить ряд понятий и основные подходы к изучению явлений, которые исследуются в философии, понять специфику философского знания и его роль в жизни человека и общества, а также подготовиться к контролю знаний по данной теме на занятии.

Данное пособие поможет при выполнении учебно-исследовательской работы студентами, так как оно содержит темы рефератов и литературу для их подготовки.

На изучение раздела «Введение» отводится 6 учебных часов, из которых 4 часа – лекционные занятия, 2 часа – семинарское занятие.

 

 

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

 

1. Ознакомиться с актуальностью темы и целью ее изучения.

2. Повторить пройденный материал по вопросам, указанным в разделе «Исходный уровень знаний студентов».

3. Изучить глоссарий философских терминов и понятий.

4. Изучить информацию по вопросам темы, пользуясь обязательной и дополнительной литературой, таблицами и информационным блоком учебно-методического пособия.

5. Устно ответить на вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия.

6. Ответить на вопросы тестового задания и сверить ответы с эталоном.

7. Выполнить практические задания и решить ситуационные задачи.

8. Изучить перечень тем рефератов.

9. (по желанию студента) Подготовить реферат по одной из предлагаемых тем, используя рекомендуемую литературу.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.189 с.