Материнская школа»- организационная форма педагогическойподдержки детей от рождения до трех лет — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Материнская школа»- организационная форма педагогическойподдержки детей от рождения до трех лет

2017-10-11 780
Материнская школа»- организационная форма педагогическойподдержки детей от рождения до трех лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная организационная форма объединяет усилия учреждения дошкольного образования и семьи с целью обеспечения полноценного развития ребенка от рождения до трех лет и обогащения воспитательного опыта родителей. Комплекс принципов организации педагогической поддержки в «Материнской школе» (субъектности, интегративности, вариативности, адекватности,межведомственности)упорядочивает и организовывает деятельность всех участников педагогической поддержки, придавая ей целенаправленность и организованность. Ее работа осуществляется в условиях партнерства учреждениядошкольного образованияи семьи, предполагающего паритетное взаимодействие и личную ответственность субъектов педагогической поддержки.Субъектами педагогической поддержки в условиях функционирования «Материнской школы» выступают педагоги учреждений дошкольного образования, дети от рождения до трех лет и их родители. «Материнская школа» как организационная форма педагогической поддержки детей от рождения до трех лет обеспечивает:

- организацию взаимодействия субъектов педагогической поддержки в условиях УДОи семьи в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей, запросов родителей;

- совместное пребывание родителей и детей в учреждении дошкольного образования и систематическое посещение педагогом семьи с целью оказания целенаправленной и компетентной помощи.

Каждый субъект педагогической поддержки в «Материнской школе» максимально использует возможности дошкольного учреждения и семьи. Положительные образцы семейного воспитания вносятся в работу дошкольного учреждения, а позитивный опыт общественного воспитания используется родителями в своих семьях. Методы педагогической поддержки ребенка от рождения до трех лет классифицированы в зависимости от их функции в процессе поддержки. В соответствии с данным основанием в педагогической поддержке выделены следующие группы методов: диагностические, поддержки конструктивных отношений, активизации и обогащения опыта воспитательных отношений в диаде «родитель-ребенок»

 

11.Особенности комплектования возрастных групп детей раннего возраста в разных видах учреждений дошкольного образования

Воспитанники младенческого и раннего возраста учреждений дошкольного образования в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011), другими нормативными правовыми документами, регламентирующими функционирование системы дошкольного образования в Республике Беларусь, объединяются в группы:

первого раннего возраста (до 1 года);

второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет);

первую младшую (от 2 до 3 лет);

разновозрастную (от 1 года до 7 лет);

санаторную первого раннего возраста (до 1 года);

санаторную второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет);

санаторную первую младшую (от 2 до 3 лет);

интегрированного обучения и воспитания.

Наполняемость групп составляет:

первого раннего возраста - 7 воспитанников;

второго раннего возраста - 10 воспитанников;

первой младшей - 15 воспитанников;

разновозрастной - 12 воспитанников;

санаторной первого раннего возраста - 10 воспитанников;

санаторной второго раннего возраста - 10 воспитанников.

Группы интегрированного обучения и воспитания создаются для детей в возрасте до 3 лет с наполняемостью от 8 до 10 воспитанников, из них не более 2 из числа лиц с особенностями психофизического развития.

Учредитель учреждения образования (иной организации, индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дошкольного образования, может устанавливать меньшую наполняемость групп.

!!! Комплектование группы первого раннего возраста детьми осуществляется в соответствии с конкретной ситуацией, связанной с социальной потребностью. Однако в одной группе не желательно сочетание более 3-х режимов, по которым живут дети. Возможны следующие варианты комплектования детьми первой группы раннего возраста:

Если в учреждении дошкольного образования функционирует одна группа первого раннего возраста, то при наличии свободных мест и потребностей населения в нее поступают дети в возрасте от 2 месяцев до 11 месяцев и находятся в ней до достижения года.

Если в учреждении дошкольного образования функционируют две и более групп первого раннего возраста, то прием в каждую группу осуществляется в определенные сроки, после чего поступление детей в группу прекращается. Возможны следующие варианты комплектования: от 2 месяцев до 6 месяцев; от 6 месяцев до12-15 месяцев.

Комплектование группы второго раннего возраста детьми осуществляется следующим образом: если в состав второй группы раннего возраста группы входят дети от 1 года до 2 лет, то в данном детском сообществе необходимо соблюдение двух режимов, по которым будут жить дети. Дети в возрасте до 1 года 6 месяцев имеют два дневных сна, во втором полугодии они переходят на один дневной сон.

Количественное комплектование группы второго раннего возраста рекомендуется в следующем соотношении: 1/3 от общего количества детей группы — это дети до 1 года 6 месяцев и 2/3 — от 1 года 6 месяцев до 2 лет. Так, например, если 15 детей в группе, то детей в возрасте до 1 года 6 месяцев — 5 чел., а с 1 года 6 месяцев до 2 лет — 10 человек. Это позволяет создать благоприятный микроклимат жизни детей и не затрудняет их обслуживание.

11. Программно-методическое обеспечение образовательной работы с детьми в группах раннего возраста учреждений дошкольного образования основывается на результатах фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования. С целью обеспечения качества воспитания, обучения и развития детей младенческого и раннего возраста к использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида издания Министерством образования Республики Беларусь. Содержание образования детей младенческого и раннего возраста определено в утвержденной в установленном порядке учебной программе дошкольного образования, представлено по направлениям развития (физическое, познавательное, социально-нравственное и личностное, речевое и эстетическое и по образовательным областям: «Физическая культура», «Элементарные математические представления», «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения» «Искусство». Программа предполагает: личностно ориентированное взаимодействие взрослых с ребёнком; участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, учреждении дошкольного образования; сотрудничество родителей с педагогической общественностью. В учебной программе для каждой возрастной группы программное содержание представлено в форме задач, стоящих перед педагогом учреждения дошкольного образования.

Акцент поставлен на формирование общей культуры, развитие личности ребенка, таких его личностных качеств, которые обеспечат в будущем социальную успешность» в том числе и обучение в школе.

С целью методического обеспечения содержания учебной программы дошкольного образования в группах раннего возраста разрабатываются учебные издания по вопросам воспитания, обучения и развития детей данной возрастной категории.

Основными характеристиками таких учебных изданий являются:

Адекватность содержания учебных изданий особенностям психического развития ребенка. Предлагаемые средства и методы, соответствуют специфике развития личности в дошкольном детстве, предполагают организацию обучения в рамках специфичных для дошкольников видах деятельности – игровой, речевой, изобразительной, музыкальной, театральной и др..

Двойная адресованность.

Предполагает разработку учебных наглядных пособий, предназначенных как для ребёнка, так и взрослого; создаёт условия для творческой активности малыша, делает его полноправным участником образовательного процесса; определяет ориентиры профессиональной деятельности педагога и поведения родителей в общении с ним.

  • Вариативность содержания и способов включения в образовательный процесс. Обеспечивает условия выбора для ребенка развивающих игровых заданий в соответствии с его интересами, потребностями и склонностями. Создает условия выбора образовательных технологий для взрослого, возможность их варьирования при осуществлении индивидуального подхода к ребенку. Реализуется за счет широкого арсенала педагогических средств, форм и методов, который может быть использован как полностью, так и частично, гибко изменяться применительно к конкретным условиям.
  • Преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования. Подразумевает успешную адаптацию ребенка к школьному обучению и обеспечивается за счет отбора содержания, адекватного основным направлениям развития ребенка, а также нацеленности педагогических технологий на развитие познавательной активности, творческих способностей, личностных качеств ребенка.

Координации подходов к обучению и воспитанию в условиях учреждения дошкольного образования и семьи. Предусматривает создание пособий, которые могли бы использовать как педагоги, так и родители. Этот принцип способствует созданию единых условий для воспитания, обучения и развития детей, посещающих учреждения дошкольного образования, и детей, воспитывающихся дома.

 

12.Организация жизни детей, поступивших в учреждение дошкольного образования

В учреждениях дошкольного образования следует обеспечить рациональное соблюдение распорядка дня, который предусматривает:

гигиенически обусловленную длительность сна, бодрствования воспитанников различных возрастных групп;

достаточное пребывание на свежем воздухе;

систематическое осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий;

рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.

Распорядок дня должен быть гибким, учитывать индивидуальные особенности детей, сезон, погоду.

Пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима работы учреждения дошкольного образования и в соответствии с учебной программой дошкольного образования, утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.

Руководителем учреждения дошкольного образования может приниматься решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для воспитанников до 3 лет на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха 15 °С и ниже. Рассаживание воспитанников за столами должно проводиться с учетом состояния здоровья воспитанников, имеющихся у них функциональных нарушений слуха, остроты зрения. Физиологические особенности возраста детей предполагают определенное количество времени для дневного и ночного сна, закрепленное распорядком дня для каждой возрастной подгруппы. При этом следует учитывать, что, чем младше ребенок, тем больше времени ему требуется отводить для сна.

При оборудовании спальных помещений учреждений дошкольного образования должны соблюдаться следующие требования:

спальни оборудуются индивидуальными для каждого воспитанника кроватями;

для воспитанников в возрасте до 3 лет кровати предусматриваются с переменной высотой ложа и ограждением, длиной не менее 120 см и шириной 60 см;

расположение кроватей должно обеспечить удобство подхода к ним и возможность уборки спального помещения;

ширина проходов между кроватями должна составлять не менее 45 см, минимальное расстояние между кроватями предусматривается 30 см.

Запрещается оборудование спален раскладушками, а спален для воспитанников в возрасте до 3 лет и в группах с круглосуточным пребыванием воспитанников – и двухъярусными кроватями.

Приемные, раздевальные групповых ячеек оборудуются шкафами для верхней одежды воспитанников и работников учреждения дошкольного образования с устройством для просушки одежды и обуви.

Конструкция шкафов для верхней одежды должна предусматривать индивидуальные ячейки с полками для головных уборов, обуви, вешалки для верхней одежды.

Высота установки санитарного оборудования в туалетных, душевых учреждений дошкольного образования, считая от пола до борта санитарного оборудования, должна составлять:

умывальников для воспитанников в возрасте до 3 лет – 40 см;

глубокого душевого поддона (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) – 60 см;

мелкого душевого поддона (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) – 30 см.

Душевые сетки предусматриваются с гибким шлангом.

В туалетных устанавливаются настенные вешалки с индивидуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены воспитанников, закрывающиеся хозяйственные шкафы для хранения уборочного инвентаря и хозяйственных принадлежностей, а в туалетных для групп воспитанников в возрасте до 3 лет – дополнительно шкафы с отдельными ячейками для хранения индивидуальных горшков.

При организации образовательного процесса в течение дня актуальной является проблема создания безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников.

К организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования допускаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда.

Педагогами учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования. Воспитанника должны принимать в группу учреждения дошкольного образования чистым и опрятно одетым.

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Специально организованная деятельность воспитанников это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования формы образовательного процесса игра и занятие, организованные по инициативе педагога с учетом закономерностей развития детей в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности и должна быть отражена в учебном плане учреждения дошкольного образования (далее учебный план). Учебный план разрабатывается на основе типового учебного плана дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154), учебной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133) и утверждается руководителем учреждения.

Нерегламентированная деятельность воспитанников это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые самостоятельно организовываются детьми или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве. Нерегламентированная деятельность воспитанников включает:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Основная модель организации образовательного процесса детей раннего возраста совместная деятельность взрослых и воспитанников, которая предполагает деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения воспитанников в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

 

14. Организация предметно-игровой среды в группах раннего возраста учреждений дошкольного образования

Предметно-игровая среда в группах раннего возраста учреждений дошкольного образования оборудуется по следующим принципам:

· обеспечения здорового образа жизни и физического развития;

· обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества;

· обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания;

· надежности и безопасности;

· возрастного соответствия;

· гигиенического соответствия;

· эргонометрического соответствия;

· зонирования;

· логически выстроенных комплексов и др.

В групповом помещении могут быть организованы зоны (локальные игровые пространства) для следующих форм активности:

•приема пищи и занятий (столики со стульчиками);

•развития движений;

•сюжетных игр;

•игр со строительным материалом;

•игр с машинками;

•изобразительной деятельности;

•музыкальных занятий;

•чтения и рассматривания иллюстраций;

•игр с песком и водой;

•отдыха (уголок уединения);

•уголок природы (аквариум, фонтанчик, клетка с птичкой).

Группа должна быть оснащена оборудованием, материалами и игрушками для разностороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов. Группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять развивающую функцию. В тоже время материалы и оборудование могут быть специфицированы для каждого направления развития детей. Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста включает:

•материалы и игрушки для познавательно-исследовательской деятельности;

•материалы и игрушки для познавательной активности и детского экспериментирования;

•материалы для развития речи;

•материалы и игрушки для сюжетных игр;

•материалы для изобразительной деятельности;

•материалы для музыкального развития детей;

•материалы для театрализованной деятельности;

•материалы и оборудование для физического развития детей;

•Материалы и оборудование для речевого развития;

•игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику и др.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.