Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-10-11 | 478 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
,'у^'.®^^ Предмет !!^1:1•111:^^'^':^;1'1:•1^•' "^рассмотрения к^ " | ':й Группа^оА»^^"'' | Группа «Б» .:•;У• '^{. '..'••'.'.."•'".••"- ••"•• :: '••'•.•' |
Всего рассказов | ||
Понимание ситуации: | •1.1,^-•.1.:„1;1..1:!.,:,:®^VI-1^^:1.•11- | |
Конфликт частных лиц или групп | 31% | 30% |
Действия силовых структур | 69% | 50% |
Съёмка фильма, игра, имитация | 20% | |
Оценка «жертвы»: | "^-^':;;::::'.; '^.••"'Г;-:^"'1:';: •' ^,••• | |
Преступник | 54% | 45% |
Представитель оппозиции | 35% | 25% |
Невиновный | 15% | 30% |
Актер | — | 15% |
Элементы рассказа: ^ | ;::1:::'111111':^^11::М;:Т"7^^' ': | |
Злоба, равнодушие, жестокость «группы захвата» | 50% | 5% |
Корыстолюбие, равнодушие журналиста | 58% | 18% |
Страдания «жертвы» | 42% | 23% |
Безнаказанность силовиков | 43% | 22% |
Типологические категории | •^:::..'1. .^у таЯ-а^» | /^л:1,-»;1!1..' ••:;;-' - \--^;: |
Отвержение | 15% | 15% |
Уничижение | 15% | 25% |
Агрессия | 47% | 60% |
Боль | 31% | 10% |
Страдание | 31% | 20% |
Доминирование | 23% | — |
Насилие | 54% | 45% |
Чувственность | 31% | 20% |
Беспомощность | 15% | 5% |
Как отмечалось выше, самой частой ассоциацией и у испытуемых группы «А» и у испытуемых группы «Б» было «насилие». В проективных рассказах картина меняется, «насилие» остается самой частотной типологической категорией в группе «А» (54%), на втором месте — «агрессия» (47%), на третьем — (по 31%) «чувственность», «боль» и «страдание». В группе «Б» самой частотной типологической категорией становится «агрессия» (60%), «насилие» отходит на второе место (45%), на третьем — «уничижение» (25%), но на четвертом месте все равно оказываются «чувственность» и «страдание» (по 20%). Характерно, что либо категория «насилие», либо категория «агрессия», если не обе они вместе, выявляются в каждом проективном рассказе как группы «А», так и группы «Б». Это самый существенный элемент каждого проективного рассказа. Но «агрессия» свидетельствует о более спокойной реакции, потому что с ней можно бороться или хотя бы пристыдить агрессора. «Насилие» — ситуация безнадежная, на которую психика может отреагировать либо избеганием, либо экстатическим взрывом. Вот почему представляется знаменательным, что чем моложе был испытуемый, тем чаще его проективный рассказ концентрировался вокруг типологической категории «насилие».
|
Анализ версий фокус-группы:
В отличие от свободной ассоциации рассказ представляет собой не столько непосредственную эмоциональную реакцию, сколько попытку объяснить или даже оправдать, «рационализировать» эмоцию, понять собственные переживания и причину внутреннего напряжения. По версиям можно косвенно судить, что именно вызывает, к примеру, страх, и каковы возможные способы преодоления страха.
В этом смысле внимание привлекает различие между возрастными группами. При наличии сходной эмоциональной реакции (значительная сила отрицательных эмоций, доминирование идеи насилия по данным ассоциативного эксперимента) обнаруживаются существенные расхождения в интерпретации ситуации, изображенной на рекламном плакате, характере моральной оценки происходящего.
Одним из главных моментов для каждой версии оказывается нопрос: «Кто виноват в этой ситуации?» Картинка не содержит прямого ответа, и это, очевидно, входит в рекламный замысел.
Более половины испытуемых в обеих группах считают, что здесь представлен момент задержания преступника какими-то правоохранительными структурами. Об этом говорит, как заметил один из респондентов, наличие софитов, видеокамеры и журналиста с микрофоном. Однако сцена настолько неприятна (вызывает отрицательные эмоции у всех без исключения испытуемых), что от реципиента, если он сохраняет приверженность социальным ценностям и институтам, требуются особые усилия, дабы как-то морально обосновать происходящее.
|
Менее конфликтной, менее диссонансной с этой точки зрения оказывается интерпретация ситуации как «разборки» преступных группировок, стычки частных лиц, нападения бандитов и взятие ими заложника (доля таких версий примерно равна в обеих группах — около 30%). Еще более щадящей является версия об игровом характере сцены: съемки фильма, постановка спектакля и т. п. Но такие ответы присутствуют только в группе «Б» (20%). Таким образом, люди в возрасте от 18 до 25 лет склонны воспринимать ситуацию более остро, ощущая ее как проблему справедливости социальных норм и институтов.
Та же тенденция прослеживается в интерпретации действующих лиц. Большинство испытуемых группы «А» полагают, что «задержанный» — преступник или представитель какого-либо «меньшинства» (национального или политического). Доля таких версий в группе «Б» на 20% ниже. Зато значительно чаще высказываются предположения, что это актер или случайный человек, подвергшийся нападению бандитов или желтой прессы.
Характерны различия в моральной оценке действий персонажей. Особенно, когда «задержанный» воспринимается как преступник и явно противостоит закону. В группе «А» отрицательная характеристика действиям поборников закона дана в 43% версий; в группе «Б» только в 22%. Причем, как правило, в группе «А» негативно оценивается поведение журналиста. Получается, что около половины испытуемых в возрасте от 18 до 25 лет, в отличие от более старшей группы, оказываются на стороне «преступника», по крайней мере морально.
Аналогичное соотношение возникает при обсуждении мотивов и чувств персонажей рекламного плаката. Так половина испытуемых группы «А» воспринимает людей, осуществляющих задержание, как жестоких, злобных или бесчеловечно равнодушных. В группе «Б» таких только 5%. Отрицательно оценивают личность журналиста 58% испытуемых группы «А» и 20% — группы «Б». Концентрируют внимание на положении «жертвы» 42% испытуемых группы «А» и 23% — группы «Б». Подчеркивают физические страдания жертвы 31 % и 10% соответственно. Указывают на психологический стресс и душевные терзания «жертвы» 31% и 20% соответственно. Отсюда можно сделать вывод, что молодые люди быстрее «входят в положение» задержанного, чаще идентифицируются с «жертвой» и легче вступают в оппозицию социальным институтам и нравственным ценностям. При этом им важно не «прав или не прав» задержанный, а насколько он ущемлен. Чем больше он страдает, тем в большей степени не правы те, кто его притесняет. На этом и основан рекламный замысел: не акцентировать причину презентируемой сцены. Важен не проступок, важна боль. Страдание становится оправданием любого преступления. И это заметно по версиям группы «А». В иерархии ценностей молодежной группы очень важное место занимают потребности в физической и личностной целостности. Может быть, более важное, нежели ценности социальные: справедливость, порядок, добро.
|
Похоже, что именно эту психологическую особенность молодежи эксплуатирует рекламная кампания Вепепоп. Значительная часть плакатов этой фирмы так или иначе презентирует сцены унижения или оскорбления. Их «герои»: отверженные, загнанные, презираемые, угнетаемые, приговоренные к смертной казни, умирающие люди или животные (постер с большим бакланом, плавающим в нефти). Вариации рекламных образов разнообразны: от вороха окровавленной одежды, снятой с убитого солдата, до шутливого автопортрета команды рекламистов в смирительных рубашках с завязанными рукавами. Все варианты рассчитаны на значимость проблемы самоутверждения, стремления к личностной самодостаточности и обращаются к чувству незащищенности молодого человека. Признаком, противопоставляющим индивида (или малую группу) остальному обществу, ставящим его в дискриминированное положение, избирается чаще всего цвет кожи (отсюда слоган: «ЦМГТЕО СОЮК5 ОР ВЕМЕТТОМ»), но это может быть и социальное положение (ни-чь! и верхи), и образование, и внешние отличия (альбинос в чернокожем племени) и др. При этом меньшинство изображается как жертва и тем самым создается моральный поиол для противодействия и лаже собственной агрессии по отношению к большинству, к окружающим. Поскольку люди, и особенно молодежь, довольно часто чувствуют себя ущемленными в реализации своих прав и потребностей, они легко идентифицируются с образами притесняемых и дискриминируемых и получают возможность разрядить внутреннее напряжение в протесте. Получаемое моральное право на протест, на неподчинение и даже известный эгоцентризм становится для них сильнейшим подкреплением покупательского поведения. Покупая товары марки ВепеНоп, они чувствуют себя дискриминированным, но сплоченным под эгидой ВепеНоп меньшинством, окруженным тупыми, непонимающими, агрессивными обывателями. Этим объясняется удивительный феномен рекламной кампании ВепеИоп, когда каждый отдельный рекламный плакат вызывает, главным образом, негативные ассоциации, а отношение к самой фирме остается положительным.
|
Коммерческая фирма использует сильные негативные эмоции (чувство униженности, дискриминации, агрессии) для формирования и сплочения особой целевой группы на базе наведенного комплекса самозащиты, страха и ненависти к гипотетически враждебному окружению. На политическом языке это называется формированием и привлечением протестного электората. Искусственно сформированные комплексы способны загнать молодого человека в тупик негативизма, глобальной ненависти или всеобъемлющего страха. Нагнетание витальных страхов, апелляция к чувству несправедливости, провоцирование противостояний, «сталкивание лбами» различных групп населения, нарочитое обострение проблем без попыток реалистического подхода к их разрешению ведется в данном случае с коммерческой целью:
расширить продажу трикотажного белья. Естественно, что все последствия такой деструктивной активности ложатся на общество и наличность. Особенно тяжело — наличность. Один из постеров ВепеНоп: нарочито пугающее изображение только что родившегося ребенка с неперерезанной пуповиной — вызвал, на пример, такой отклик: «Моя двенадцатилетняя дочь, увидев плакат с новорожденным ребенком, сказала: «Омерзительно!». Я надеюсь, это не переубедит ее стать матерью».
Принятие личностью идентификации с дискриминируемым меньшинством может вызвать неуверенность в завтрашнем дне, невозможность, да и нежелание «вписаться» в общество, снятие с себя ответственности, стремление «стать никем», отказ от решения своих проблем, неспособность к какой-либо созидательной деятельности. В самом активном возрасте личность «застревает» на решении сугубо подростковых проблем. Тем самым отодвигается период формирования надындивидуальных ценностей зрелого периода: потребностей в продуктивной деятельности, творчестве, духовности и т. д., — которые дают возможность полноценной самореализации человека. Можно сослаться на пример так называемых «потерянных поколений» и эпатирующих молодежных движений (хиппи, панки и др.), отказавшихся от участия в социальном процессе, так много обещавших, но растворившихся в волнах событий вследствие атрофии воли или сгинувших в наркотическом угаре. Равновероятен и другой вариант развития личности, идентифицирующейся с дискриминируемым меньшинством, который ведет к зависти и тайной ненависти, к взрывной агрессивности и немотивированной жестокости, к стремлению сбиваться в группы и сообщества, замкнутые круговой порукой, словно мафия «законом омер-ты». Это психологическая погибель. И можно вспомнить пример сект типа «Аум сенрикё» или подпольных групп типа «Красные бригады» или «Серые волки», которые обещали «духовное просветление», «социальную справедливость», «национальное возрождение», а ввергали своих адептов в рабскую зависимость и пагубное жестокосердие.
|
А применительно к обществу в целом приходится говорить, во-первых, о потере самых активных и ярких личностей, во-вторых, о размывании системы духовных ценностей, цементирующих социум. Если проблемы вины и ответственности подменяются задачей выживания, если, исходя из витальных потребностей индивида, отрицаются надындивидуальные категории (добро, честь, справедливость), то общество действительно лишается охранительной и духовной, смыслополагающей функции, подвергая все новых своих членов ужасу одиночества и беззащитности.
Стратеги и адепты рекламных кампаний а 1а ВепеИоп, конечно же, понимают, что делают. Их напористые оправдания того, что обычно вызывает негодование общественности, не оставляет в этом никаких сомнений. Но, выдвигая особо прогрессист-ские или сугубо благородные обоснования своих позиций, они невольно раскрывают, насколько далеки их стратегические установки от принципов коммерческой рекламы. Так, рекламист Вепеиоп О. Тоскани, отметая всякие претензии к себе, неоднократно повторял: «Реклама — самая действенная форма общения в мире. Нам необходимо создавать образы, которые заставят людей размышлять и дискутировать» (цит. по Де Роса А.С., СмитА.Н. // Психологическое обозрение, №1, 1997). На практике подобные благородно-прогрессистские установки превращают коммерческую рекламу в промывание мозгов, политическую пропаганду, идеологическое насилие, якобы из тех только побуждений, что попутно, как побочный эффект, достигается расширение продаж.
Частное определение психолога:
На основании данных психотехнического анализа можно доказательно установить, что анализируемый рекламный текст не соответствует действительным характеристикам товара и правилам деловой конкуренции (нарушает ФЗР, МКРД и СВОД), противоречит принятым в обществе этическим стандартам и духовным ценностям (стимулирует конфликтные отношения в обществе), не отвечает принципу психологической безопасности (провоцирует психогенные нарушения поведения, общения, сознания).
3. При обсуждении материалов индивидуального и коллективного психотехнического анализа должна сохраняться личная анонимность. В противном случае не исключено, что испытуемые могут подвергнуться давлению со стороны.
4. Частным определениям психолога следует придать особый статус, чтобы любое из них, в случае необходимости, могло служить достаточным основанием для рассмотрения вопроса в суде или на медицинском консилиуме.
5. Но и мнения испытуемых, и частные определения психологов самодовлеющего значения не имеют, а представляют собою материал для вынесения окончательного экспертного заключения.
Х
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!