Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-10-11 | 146 |
5.00
из
|
Заказать работу |
II. Рабочая программа
Программа курса «Правоведение (педагогический профиль)» подготовлена в соответствии с государственным образовательным стандартом, ориентирована на студентов неюридических факультетов педагогических вузов и содержит профессионально-ориентированные модули, что дает возможность не только получить систематизированное представление о праве, оценить влияние правовых норм на жизнь человека и выработать алгоритм правомерного поведения человека, но и отразить специфику сферы деятельности будущих педагогов.
При составлении программы учитывались особенности правового статуса педагогических работников, большое внимание уделено правовому положению несовершеннолетних.
Предлагаемая примерная программа ориентирует студентов на усвоение минимума знаний по юриспруденции, необходимых для понимания правовых норм и осознанное их выполнение.
1. Цели и задачи дисциплины. Цель курса – овладение студентами – будущими учителями и другими работниками образовательных учреждений правовыми знаниями, формирование позитивного отношения к праву, рассмотрение его как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.
Задачи курса состоят в формировании умения правильно понимать законы и другие нормативно-правовые акты; обеспечивать соблюдение правовых норм в своей профессиональной деятельности, принимать решения и совершать иные юридические действия в процессе выполнения служебных обязанностей в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной юридической литературе.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. При изучении дисциплины «Правоведение (педагогический профиль)» студенты получают научное представление о государстве и праве, о системах права, особенностях их функционирования, об основных отраслях права. В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- особенности российской правовой системы и российского законодательства, систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;
- основы правового статуса человека и гражданина в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;
- основы правового регулирования будущей профессиональной деятельности;
уметь: правильно использовать полученные знания в сфере образовательной деятельности.
Преподавание курса на основе данной программы рассчитано по дневной форме обучения на 144 часа аудиторных занятий.
Эффективность усвоения программного материала повышает использование различных форм работы со студентами: обсуждение докладов, нового законодательства, анализ конкретных ситуаций, в том числе, и по охране, защите прав детей.
Изучение курса завершается принятием зачета в первом семестре и экзамена во втором.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем дисциплины (час.) |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинары (практические занятия) | |
Самостоятельная работа | |
Курсовая работа | |
Вид итогового контроля | экзамен |
4. Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр | Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен) |
I | зачет |
II | экзамен |
5. Содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
№ | Темы дисциплины | Лекции Трудоемкость (час) | Практические занятия Трудоемкость (час) |
Модуль I. Основы права | |||
Основы теории государства | |||
Основные правовые категории | |||
Основы конституционного строя Российской Федерации | |||
Основы правового положения человека и гражданина | |||
Система органов государственной власти в Российской федерации | |||
Правовое регулирование гражданских отношений | |||
Правовое регулирование семейных отношений | |||
Правовое регулирование трудовых отношений | |||
Административное правонарушение и административная ответственность | |||
Преступления и уголовная ответственность | |||
Правовое регулирование в сфере экологии | |||
Модуль II. Правовые основы образования | |||
Образование в современном обществе. | |||
Система образования как объект правового регулирования | |||
Правовые основы управления системой образования | |||
Государственные образовательные стандарты и образовательные программы в системе образования | |||
Правовое регулирование образовательных отношений на различных уровнях образования | |||
Система, правовой статус и правовое регулирование деятельности образовательных учреждений | |||
Правовой статус обучающихся образовательных учреждений и юридические гарантии их прав и законных интересов | |||
Правовой статус педагогических работников и юридические гарантии их прав и законных интересов | |||
Нормативно-правовое обеспечение послевузовского и дополнительного профессионального образования | |||
Правовое регулирование качества образовательной деятельности и образовательных услуг | |||
Международное образовательное право и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство | |||
Правовое обеспечение реформирования российского педагогического образования. |
Модуль III.
Освоение этого модуля будет способствовать повышению профессиональной компетенции будущих учителей в плане обогащения базовой правовой подготовки дополнительными знаниями.
Данный модуль содержит программы спецкурсов правовой тематики для студентов неюридических факультетов педагогических вузов и представлен отдельными учебно-методическими комплексами, в частности, по следующим дисциплинам: «Концепции происхождения права и государства», «Ювенальное право», «Правовые основы журналистики».
5.2. Содержание разделов дисциплины
Модуль I. Основы права
Тема 12. Образование в современном обществе
Понятие образования. Структурные элементы системы образования. Роль и задачи образования в современном обществе, условия развития российского образования. Формирование общей культуры учащихся, создание предпосылок их успешной социализации в современном обществе.
Система образования в Российской Федерации.
Роль государства в становлении и развитии образования. Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. Принципы государственной образовательной политики. Конституционное право граждан на образование. Правовая регламентация приема в образовательное учреждение. Государственные гарантии приоритетности образования. Право на образование: проблемы его реализации. Система государственных органов, обеспечивающих исполнение обязательств государства в сфере образования. Государственные и муниципальные органы управления образованием, уровень их компетенции. Государственно-общественные объединения и общественные организации в системе образования.
Тема 13. Система образования как объект правового регулирования
Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования. Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования.
Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации. Правовое закрепление общего статуса образования и его составляющих, их соотношение между собой. Перспективы развития законодательства в области образования.
Становление образовательного права. Предмет, источники и структура образовательного права. Международные правовые акты как источники образовательного права.
Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения системы образования. Формирование информационных источников. Распространение информации и её использование органами управления образованием различного уровня.
Создание Образовательного кодекса Российской Федерации.
Тема 14. Правовые основы управления системой образования
Управление системой образования на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на муниципальном уровне. Управление образовательным процессом на уровне образовательного учреждения.
Компетенция Российской Федерации в области образования. Реализация прав и обязанностей органами управления образованием на различных уровнях правового регулирования образовательной деятельности. Компетенция субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области образования. Разграничение компетенции органов государственной власти, органов управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования. Управление образовательными учреждениями (государственными и муниципальными, негосударственными). Децентрализация управления как форма демократизации системы образования. Формирование горизонтальных связей в управлении системой образования.
Тема 15. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы в системе образования
Понятие Федерального государственного образовательного стандарта. Порядок разработки, утверждения и введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов.
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования.
Академические свободы вуза при реализации основных образовательных программ. Условия реализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Участие профессиональных, государственно-общественных объединений в формировании структуры и содержания образовательных программ и создании научно-методического обеспечения системы образования. Взаимоотношения администрации образовательных учреждений и общественных организаций.
Тема 16. Правовое регулирование образовательных отношений на различных уровнях образования
Понятие образовательных правоотношений. Формы получения образования. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее среднее (полное) общее. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье, с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с получением образования лицами с ограниченными возможностями.
Правовое регулирование отношений в сфере профессионального образования (начальное, среднее, высшее). Особенности реализации программ послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Тема 17. Система, правовой статус и правовое регулирование деятельности образовательных учреждений
Типы и виды образовательных учреждений и организаций. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности. Учредительные документы, регистрация образовательных учреждений. Автономия образовательных учреждений. Права и обязанности, ответственность образовательных учреждений. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и организаций. Органы управления образовательных учреждений. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством.
Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Особенности финансирования образования. Собственность образовательного учреждения.
Тема 18. Правовой статус обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений и юридические гарантии их прав и законных интересов
Права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Обязанности и ответственность учащихся общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений. Права и обязанности студентов учебных заведений. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся.
Основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Формы их правовой защиты.
Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, осуществление сотрудничества с органами правопорядка и органами социальной защиты населения. Формы работы с родителями.
Тема 19. Правовой статус работников образования и юридические гарантии их прав и законных интересов
Права, академические свободы и обязанности педагогического работника. Ограничения и гарантии по занятию педагогической деятельностью. Условия приема на работу и основания увольнения. Порядок замещения педагогической должности. Нормирование и организация труда педагогического работника. Оплата труда в сфере образования.
Особенности правового регулирования трудовых отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Проблемы профессионального роста: аттестация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогического работника.
Меры стимулирования и социальной защиты. Ответственность педагога за неправомерные действия.
Формы защиты прав работников образовательных учреждений.
Тема 20. Нормативно-правовое обеспечение послевузовского и дополнительного профессионального образования
Структура и нормативно-правовая поддержка послевузовского профессионального образования: аспирантура, ординатура, адъюнктура. Аспирантура как образовательная программа послевузовского профессионального образования. Особенности организации учебного процесса в аспирантуре. Сочетание фундаментальной и профессиональной составляющих образовательных программ. Институт соискателей. Номенклатура специальностей научных работников. Паспорта специальностей. Примерные программы дисциплин кандидатского минимума. Докторантура. Структура дополнительного профессионального образования. Особенности реализации профессиональных образовательных программ дополнительного образования. Сопряжение основных и дополнительных профессиональных образовательных программ. Правовое и нормативное обеспечение дополнительного профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование педагогической направленности. Нормативно-правовое обеспечение совершенствования профессиональных качеств педагога.
Тема 21. Правовое регулирование качества образовательной деятельности и образовательных услуг
Задачи и структура системы государственного и государственно-общественного контроля в сфере образования. Понятие качества образования и его правовые основы. Роль государственных образовательных стандартов в обеспечении качества образования и единства образовательного пространства Российской Федерации. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация в сфере общего и профессионального образования.
Система контроля качества образования на уровне образовательного учреждения (промежуточная, итоговая аттестация учащихся; экзамены).
Критерии оценки содержания и качества подготовки по образовательным программам различной длительности и направленности.
Тема 22. Международное образовательное право и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство
Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования. Обновление содержания образования. Структурные изменения образовательных систем. Система финансирования как экономический рычаг управления образованием. Привлечение к управлению образованием общественных организаций. Формирование европейского образовательного пространства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства: Документы ООН (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка). Документы ЮНЕСКО (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования).
Нормативно-правовые акты систем образования стран СНГ и российской образовательной системы.
Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую образовательную систему. Нормативно-правовая поддержка вхождения Российской Федерации в Болонский процесс.
Тема 23. Правовое обеспечение реформирования российского педагогического образования
Основные задачи и программа модернизации педагогического образования на 2001-2010 гг. Обновление нормативно-правового, научного и учебно-методического обеспечения педагогического образования. Создание механизмов эффективно и динамично функционирующей системы педагогического образования. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов. Реформа педагогического образования как основа совершенствования системы общего образования с учетом новых социальных требований к образовательной системе. Обновление структуры и содержания общего образования, использование эффективных методов воспитания и обучения.
Предоставление академических свобод педагогическим работникам образовательных учреждений. Повышение научной и педагогической квалификации работников образовательных учреждений, участие в научных и научно - методических исследованиях. Система дополнительных квалификаций педагогической направленности.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс в 2 т. – М, 2006.
2. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и дополненное. – М., 2006.
3. Административное право: Учебник / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.
4. Архипов В.В. Изменение условий трудового договора как способ увольнения //Адвокат, 2007, №2.
5. Анишина В.И. Влияние решений европейского Суда по правам человека на российское правосудие / Международное публичное и частное право, № 2007, № 1.
6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
7. Бокова И.Н. Уголовный закон: проблемы развития и дальнейшего совершенствования // Российский следователь, 2007, № 2.
8. Галий И.М. К вопросу о концептуальных основах административного правосудия // Российский судья, 2007, № 1.
9. Ганин М.В. Федеральный закон "О персональных данных" // Адвокат, 2007, №2.
10. Закиров Р.Ю. Понятие и способы исполнения завещания // Наследственное право, 2006, № 2.
11. Иванов А.А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия. – М., 2006.
12. Кириллова Н.С., Платонова О.Ф. наследственное право и наследственное законодательство // наследственное право, 2006, № 2.
13. Киселев И.А. Право собственности граждан на недвижимость (жилое помещение): вопросы осуществления // Нотариус, 2006, № 6.
14. Костин А.А. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации // Администратор суда, 2006, №1.
15. Корнеева И.Л. Жилищное право Российской Федерации: учебное пособие. – М., 2006.
16. Курсова О.А. Проблемы применения правовых норм о гарантиях при заключении трудового договора // Администратор суда, 2006, №2.
17. Лукашук И.И. Изменение условий трудового договора как способ увольнения // Международное публичное и частное право, 2007, № 1.
18. Матузов Н.И и Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2000.
19. Михайлова И.А. Дифференциация дееспособности граждан в современных правовых системах // Бюллетень нотариальной практики, 2006, № 6.
20. Нека Л.И. Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и социальный контроль над ростом преступности // Вопросы ювенальной юстиции, 2006, № 4.
21. Омельченко О. А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М., 1994.
22. Панфилов В.В. Понятие и содержание оборота недвижимости // Нотариус, 2006, № 6.
23. Права человека // Сб. документов. М., 1989.
24. Сергеев В.И., Марданшина А.С. Авторское право при отсутствии наследников должно принадлежать обществу // Гражданское право, 2006, № 4.
25. Чепига Т.Д. Идеология и проблемы реформы наследственного права России // Гражданское право, 2006, № 4.
26. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.
27. Шугаибова С.Ш. Соблюдение принципа равенства супругов в нормативном регулировании личных неимущественных правоотношений между ними // Бюллетень нотариальной практики, 2006, № 6.
28. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в схемах: Учебник. – М., 2006.
29. Блинков О.Е. Завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках // Банковское право, 2006, №4.
30. Шалыгин Б.И. Способы защиты жилищных прав граждан, в том числе при выселении из жилых помещений // Жилищное право, 2006, № 8.
31. Куленко О.И. Равенство перед законом и судом как принцип института конституционных прав и свобод личности // Конституционное и муниципальное право, № 2006, № 8.
32. Махник О.П. Конституционное право на личную и семейную тайну. Врачебная тайна // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 8.
33. Уголовное право. Общая и особенная часть. Учебник. /Под редакцией профессора Иногамовой-Хегай Л.В. – М., 2007.
34. Никитин А.Ф. Права человека в школе: Дайджест. М.,1993.
35. Ерофеев Б. В. Экологическое право России. М.,1996.
36. Трудовое право России: учебник / Под ред. А.М. Куренного. – М., 2006.
37. Алексеев С.С. Государство и право (начальный курс). М., 1993.
38. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.
39. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995.
40. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.
41. Ерофеев Б. В. Земельное право России. М., 1997.
42. Юридическая Энциклопедия. / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997.
43. Юридический Энциклопедический словарь. М., 1997.
44. Основы государства и права /Под ред. С. А. Комарова. М., 1998.
45. Уголовное право. Особенная часть. /Учебник. М., 1998.
46. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. М., 2000.
47. Комаров С.А., Комарова Т.Л. Обществознание. М., 2000.
48. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. – М., 2004.
49. Гражданское право: учебник / Под ред. С.П. Гришаева. – М., 2005.
50. Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы. М., 2005.
51. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. – М., 2005.
52. СавюкЛ.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М., 2006.
53. Антокольская М. Семейное право. М., 2006.
54. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2006.
55. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ.
56. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ.
57. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ.
58. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РФ.
59. Комментарий к Таможенному кодексу РФ.
60. Комментарий к Трудовому кодексу РФ.
61. Комментарий к Семейному кодексу РФ.
62. Комментарий к Жилищному кодексу РФ.
63. Комментарий к Уголовному кодексу РФ.
64. Комментарий к закону Российской Федерации "Об образовании".
65. Комментарий к Конституции Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Российской Федерации:
Международные документы:
7. Материально – техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения данной дисциплины необходимо:
оборудованные аудитории;
различные технические средства обучения;
аудио-видео аппаратура;
наглядные пособия.
Содержание текущего и итогового контроля
8.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!