Понятие и характерные черты судебной системы РФ — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие и характерные черты судебной системы РФ

2017-10-11 1302
Понятие и характерные черты судебной системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К характеризующим судебную систему РФ чертам можно отнести: 1) ее двойственность устройства – федеральные суды и суды субъектов РФ; 2) простоту и доступность правосудия в судах для населения;
3) единство статуса судей в судах и 4) разрешение любого дела по существу в суде первой инстанции.

1. В соответствии со ст. 4 ФКЗ "О судебной системе РФ" судебная система РФ состоит из двух видов судов – федеральных судови судов субъектов Российской Федерации. Каждый из этих видов судов имеет свою систему, правила и условия организации и деятельности. Такая двойственность организационного построения судебной системы РФ делает ее сложной в понимании.

К федеральным судам закон относит:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды[7], составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Двойственное построение судебной системы позволяет учитывать территориальные и национальные особенности субъектов РФ.

Отнесение мировых судей и уставных судов к числу судов субъектов РФ означает, что законодательное регулирование организации и деятельности таких судов производится субъектом РФ самостоятельно, но в рамках, определенных федеральными законами, и не должно им противоречить.

В частности, субъект РФ вправе самостоятельно создавать и упразднять конституционные (уставные) суды субъектов РФ, определять порядок назначения (избрания) судей этих судов, устанавливать определенные отличия в правовом положении судей этих судов, определять их компетенцию и порядок рассмотрения ими дел. Такие суды финансируются из бюджета субъекта РФ. В отношении мировых судей субъект РФ обладает гораздо более узкими полномочиями. Так, полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", Федеральным законом "О мировых судьях в РФ", иными федеральными законами и законами субъектов РФ. Общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ определяются также Федеральным законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ".

Субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать лишь порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей, срок их полномочий, создавать и упразднять судебные участки и должности мировых судей, осуществлять мероприятия по организационному обеспечению деятельности этих судей, выполнять некоторые другие полномочия.

Отнесение мировых судей и конституционных (уставных) судов к числу судов субъекта РФ не означает, что субъект РФ вправе каким-то образом вмешиваться в осуществление этими судами правосудия, оказывать давление на судей этих судов при разрешении ими дел. Наиболее важные начала статуса судей и принципы организации и деятельности суда, закрепленные в Конституции РФ, остаются неизменными в любом случае и по отношению к любому суду РФ.

2. Простота и доступность правосудия в судах
для населения

Территориальная организация судебной системы делает ее понятной и доступной для населения. По любому спорному вопросу гражданин может обратиться в суд, который всегда расположен в районе его жительства. При этом затраты на судебные издержки не слишком значительны и, как правило, не препятствуют обращению в суд за защитой своих прав. Кроме того, в ряде случаев гражданин может быть при принятии заявления судьей освобожден от уплаты государственной пошлины. Не облагаются государственной пошлиной заявления о взыскании алиментов, о защите чести и достоинства, требования, вытекающие из трудовых правоотношений, иски, связанные с нарушением прав потребителей, и некоторые другие. Введение института мировых судей призвано сделать правосудие еще более доступным для населения, поскольку это подразумевает, что гражданин может получать судебную защиту еще ближе к месту своего жительства.

3. Единство статуса судей в судах

Единство статуса судей в судах судебной системы обеспечивает единый подход к разрешению возникающих правовых вопросов, споров и уголовных дел в судах.

Единый для судей статус всех судов судебной системы базируется на положениях Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ.

Деятельность судей в судах, предусмотренных ФКЗ "О судебной системе РФ", строится на соблюдении всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами единых правил судопроизводства. Принятые на их основе судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации или территории субъектов РФ всеми субъектами, кому они адресованы.

Материальное и социальное обеспечение судей и их деятельности осуществляется, как правило, из федерального бюджета или в установленных в законе случаях из бюджета субъекта РФ.

Таким образом, законодательное закрепление единства статуса судей, единые процессуальные формы судопроизводства, централизованное финансирование деятельности судов, материального и социального обеспечения судей создают единые условия и правила организации судов судебной системы и деятельности судей.

4. Характерной чертой судебной системы РФ является и то, что судебное дело разрешается по существу в суде первой инстанции. Подсудность дел по первой инстанции присуща почти всем судам судебной системы, в которых и разрешается дело по существу (кроме арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов).

Исключением из этого правила является апелляционная инстанция. При пересмотре не вступивших в законную силу приговоров, решений и постановлений мирового судьи и пересмотре не вступивших в законную силу решений арбитражного суда субъекта РФ в апелляционной инстанции дело рассматривается с самого начала, по правилам первой инстанции с определенными изъятиями. По результатам апелляционного производства может быть принято решение, отличающееся от решения суда первой инстанции.

17 вопрос: Звенья судебной системы федеральных судов

Суды, входящие в судебную систему, подразделяются на виды, но находятся в организационной и функциональной взаимосвязи между собой. Отдельные виды судов образуют самостоятельные подсистемы судов, в рамках которых устанавливается их жесткое взаимоотношение. В зависимости от территориальной привязанности и значимости, выполняемых судебных функций и объема компетенции в рамках судебной подсистемы суды подразделяются на звенья. Звеньевое устройство судебной системы основано на функциональной взаимосвязи судов: 1) как вышестоящих и нижестоящих по выполняемым инстанциям; 2) как судов, отражающих интересы определенной территории. Вертикальная взаимосвязь судов в судебной системе имеет несколько условное обозначение, так как в подсистеме судов общей юрисдикции все суды рассматривают дела по первой инстанции. Звеньевое соподчинение судов в судебной системе характеризует организационное единство и функциональные взаимосвязи федеральных судов.

Таким образом, з вено судебной системы – это организационное объединение совокупности судов (или отдельный суд), обладающих одинаковой компетенцией и находящихся в установленной законом взаимосвязи с другими судами определенной судебной подсистемы.

Для федеральных судов общей юрисдикции характерна трехзвенная система для подсистемы гражданских и военных судов. Так, первое звено у гражданских судов составляют районные суды, а у военных – гарнизонные военные суды.

Второе звено в системе судов общей юрисдикции образуют у гражданских – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, а у военных судов – окружные (флотские) военные суды.

Высшим звеном для судов общей юрисдикции как гражданских, так и военных является Верховный суд РФ. (Однако в структуре Верховного суда РФ имеется Военная коллегия, которая представляет высшее звено в подсистеме военных судов.)

Для арбитражных судов в настоящее время законодательством предусмотрена четырехзвенная подсистема.

К первому или низшему звену арбитражных судов относятся арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ).

Второе звено составляют арбитражные апелляционные суды (находящиеся в стадии формирования).

Третье звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). И высшим звеном в подсистеме арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ.

Следует отметить, что федеральный Конституционный Суд РФ действует самостоятельно и в единственном числе, и звеньев не имеет.

Одним из важных признаков, определяющих звеньевое устройство судебной системы и характеризующих деятельность суда или его структурных подразделений, является компетенция суда.

Понятие "компетенция суда" раскрывает функции суда и характеризует его деятельность, в которой реализуется правовой статус суда. С компетенцией связано понятие "полномочия", употребляемое в законах и учебниках. Эти понятия близки по своему смысловому содержанию. Однако для того, чтобы разграничить функции государственных органов и должностных лиц при изучении правоохранительных органов, более правильно использование понятие компетенции применительно к государственным органам – компетенция суда, а полномочия – применительно к должностным лицам – полномочия председателя суда.

Понятие "компетенции суда" основывается на правовом статусе суда и раскрывает его функциональную деятельность по реализации судебной власти на уровне определенного звена судебной системы.

Таким образом, компетенция суда – это предусмотренная законами совокупность прав и обязанностей суда судебной системы при осуществлении правосудия в установленных видах судопроизводств по закрепленным в законе инстанциям и выполнению других функций, предоставленных судебной власти.

Так, каждый районный суд обладает компетенцией, равной (идентичной) компетенции всех других районных судов. Это служит основанием для отнесения всех районных судов к одному звену судебной системы. Точно так же все федеральные суды общей юрисдикции субъекта РФ (Верховные суды республик, областные, краевые суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов) наделены равными правами и обязанностями по разрешению уголовных, гражданских и иных дел и также объединяются в единое среднее звено подсистемы судов общей юрисдикции. По объему и содержанию компетенции они являются вышестоящими по отношению к районным судам и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

18 вопрос: Верховный Суд РФ: порядок назначения судей, состав и структура

Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

 

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет, а также удовлетворяющий другим требованиям для кандидатов на должности судей.

 

В состав Верховного Суда Российской Федерации входят:

1) Председатель Верховного Суда Российской Федерации;

2) первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

3) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

7) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

8) заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

9) председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

10) судьи Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

11) судьи Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

12) судьи Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

13) судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

14) судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.


Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе председателя Апелляционной коллегии ВС РФ, заместителя председателя Апелляционной коллегии ВС РФ и десяти членов Апелляционной коллегии ВС РФ из числа судей ВС РФ Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя ВС РФ сроком на пять лет в порядке, установленном Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации;

2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Деятельность Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует ее председатель, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

 

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации формируются в составе заместителей Председателя ВС РФ - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судей этих коллегий.

Председатель ВС РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии ВС РФ для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации формируются Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года.

Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава неоднократно.


Компетенция судебных коллегий ВС РФ.

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации;

2) рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке;

3) обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4) обобщают судебную практику;

5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

 

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела:

1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя ВС РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;

2) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей;

3) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о результатах квалификационной аттестации судей.

2. Дисциплинарная коллегия ВС РФ действует в составе заместителя Председателя ВС РФ - председателя Дисциплинарной коллегии ВС РФ и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года по представлению Председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.

3. Деятельность Дисциплинарной коллегии ВС РФ организует заместитель Председателя ВС РФ - председатель Дисциплинарной коллегии ВС РФ, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум ВС РФ о деятельности Дисциплинарной коллегии ВС РФ и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

4. Организация деятельности Дисциплинарной коллегии ВС РФ определяется положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

 

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя ВС РФ неоднократно.

! На Председателя Верховного Суда Российской Федерации не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи!

Председатель ВС РФ наряду с осуществлением полномочий судьи ВС РФ процессуальных полномочий, установленных для Председателя ВС РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;

2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

3) созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях;

4) представляет на утверждение Пленума ВС РФ кандидатуру секретаря Пленума ВС РФ и состав Научно-консультативного совета при ВС РФ;

5) осуществляет планирование работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации, формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

6) созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях;

7) распределяет обязанности между заместителями Председателя ВС РФ и судьями ВС РФ;

8) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для представления в Совет Федерации Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, в том числе первого заместителя Председателя ВС РФ, заместителей Председателя ВС РФ - председателей судебных коллегий ВС РФ, председателя Апелляционной коллегии ВС РФ, заместителя председателя Апелляционной коллегии ВС РФ, судьи ВС РФ;

9) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры судей ВС РФ для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

10) формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и назначает их председателей;

11) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей федеральных судов, в том числе на должности председателей и заместителей председателей ВСС, военных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

12) представляет на утверждение Президента Российской Федерации предложения о численности президиумов ВСС, президиумов военных судов, президиумов арбитражных судов округов, президиумов арбитражных апелляционных судов, президиумов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

13) представляет кандидатуры из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации для избрания Пленумом Верховного Суда Российской Федерации судьями Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

14) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда Российской Федерации, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

15) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей ВСС, судей военных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

16) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

17) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

18) направляет в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации обращения о досрочном прекращении полномочий судей ВС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков;

19) организует проверку сведений о поведении судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не соответствующем предъявляемым к ним Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти;

20) представляет Верховный Суд Российской Федерации во взаимоотношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями;

21) взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов;

22) назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации;

23) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

24) утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за исключением членов этой коллегии, входящих в ее состав по должности;

25) вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и представления о награждении государственными наградами Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

26) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

27) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

28) вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Верховного Суда Российской Федерации, присваивает в пределах своей компетенции работникам аппарата Верховного Суда Российской Федерации классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации;

29) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

30) устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет контроль за их соблюдением;

31) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;

32) осуществляет иные полномочия по организации работы Верховного Суда Российской Федерации.

 

Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатели коллегий Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно.

3. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации осуществляют установленные процессуальным законодательством Российской Федерации полномочия заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

4. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью этой коллегии.

5. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации также по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации осуществляют отдельные полномочия, связанные с организацией деятельности Верховного Суда Российской Федерации.

6. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

 

Судьи Верховного Суда Российской Федерации:

1) участвуют в пределах и порядке, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации, в рассмотрении подсудных Верховному Суду Российской Федерации дел судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации, а в случае избрания судьи судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в состав судей Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации или Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - в рассмотрении подсудных Верховному Суду Российской Федерации дел этими коллегиями, а также осуществляют иные процессуальные полномочия;

2) обобщают судебную практику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции и арбитражных судах с практикой применения законодательства Российской Федерации;

3) вносят предложения по вопросам, обсуждаемым на заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации, участвуют в подготовке и обсуждении проектов его постановлений и по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации докладывают их на заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

19 вопрос: Пленум Верховного Суда РФ, его состав и компетенция.

Организация и деятельность Пленума ВС РФ определяется в ФКЗ О ВС РФ.

Наряду с Президиумом ВС РФ и Судебных коллегий ВС РФ Пленум входит в состав ВС РФ.

 

Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

1. Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации.

2. В заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, их заместители, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи иных судов и другие лица.

3. Пленум Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

2) решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

3) обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации (проверка соответствия КРФ ФЗ, НА и т.д.);

4) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации на трехлетний срок. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Верховного Суда Российской Федерации неоднократно;

5) утверждает составы Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ, Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ (далее - судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации) и переводы судей из одной судебной коллегии ВС РФ в другую судебную коллегию ВС РФ;

6) избирает по представлению Председателя ВС РФ Федерации судей Апелляционной коллегии ВС РФ из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

7) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судей Дисциплинарной коллегии ВС РФ из числа судей судебных коллегий ВС РФ;

8) утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

9) утверждает по представлению председателя соответствующего суда персональный состав президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражно


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.