Отклонения от нормы у родителей — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Отклонения от нормы у родителей

2017-10-11 216
Отклонения от нормы у родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родители с неврозами и нарушениями личности

В ряде исследований было показано, что дети с эмоциональными или поведенческими проблемами чаще встречаются у родителей с хроническими депрессиями, неврозами или патологическими чертами личности (150). Как правило, родители, страдающие неврозами, имеют детей с эмоциональными нарушениями, а родители с нарушением личности — детей, которых характеризуют делинквентное или агрессивное поведение. Здесь опять-таки уместен вопрос, что лежит в основе этой связи? Механизмов ее образования, вероятно, несколько. Следует подчеркнуть, что во многих семьях, где родители страдают невротическими расстройствами, дети растут совершенно нормальными. Соответственно, любое объяснение не должно противоречить наблюдению, что отклонения от нормы у родителей оказывают влияние лишь на некоторых детей.

Во-первых, иногда в главной роли бывают задействованы факторы наследственности. Известно, что при неврозах, так же, как и при патологиях личности, имеет место важный наследственный компонент, и родители могут передавать следующему поколению биологически обусловленную повышенную уязвимость. Однако большинство детей с эмоциональными нарушениями, вырастая, не становятся невротиками, и к тому же недостаточно ясно, какая степень сходства существует между детскими и взрослыми нарушениями. В отношении же делинквентного поведения роль наследственного компонента довольно незначительна, и, по-видимому, вряд ли в этих случаях связь между подобными поведенческими расстройствами у детей и нарушениями личности у взрослых определяется наследственностью, хотя нет сомнений в том, что в редких случаях такое явление может иметь место.

Во-вторых, психические нарушения у родителей оказывают прямое воздействие на жизнь семьи. Родители, страдающие депрессией, часто бывают весьма раздражительными, что нередко достаточно сильно отражается на детях. В других случаях при некоторых формах депрессии родители погружаются в себя и становятся замкнутыми. Тревога и страхи родителей могут стать причиной ограничения детей в их игровой деятельности из-за беспокойства в связи с тем, что с детьми может что-то произойти. Родители с навязчивыми компонентами в поведении могут привлекать и других членов семьи к своим ритуалам, что очень тяжело переносится детьми. Бред и галлюцинации, вызванные очень серьезными психическими заболеваниями родителей, могут вызывать у них необычное или деструктивное поведение. Кроме того, тяжелые формы невроза или другого психического заболевания могут лишить родителей способности заботиться о семье, включая уход за детьми.

В-третьих, имеет место работа механизмов идентификации и подражания. Страхи или фобии родителей с легкостью могут передаваться их детям. А если отец или мать в ситуации стресса прибегают к ипохондрическим жалобам, дети учатся вести себя точно так же.

В-четвертых, психические расстройства родителей повышают вероятность дисгармонии в браке, семейных разногласий и разрыва супружеских отношений. Такие формы нарушения семейного благополучия, как известно, имеют прямую связь с появлением психических расстройств у детей. Часто бывает, что у детей психические расстройства возникают вслед за нарушениями психики родителей просто из-за того, что болезнь родителей нарушает внутрисемейную дисгармонию.

В целом можно предположить, что факторы, причастные к возникновению психических нарушении у детей, родители которых страдают психическими заболеваниями, не слишком отличаются от тех, с которыми встречаются дети психически здоровых родителей. Форма необходимого лечения зависит от индивидуальных обстоятельств и от тех конкретных механизмов, за счет которых нарушается семейная жизнь. Выше уже было представлено несколько примеров психотерапии детей психически больных родителей. Представленный далее случай с Кэролайн служит примером того, как аномалии поведения ребенка напрямую связываются с психическими нарушениями родителей.

 

Кэролайн была направлена на консультацию психиатром, который лечил ее мать. Девочке было 5 лет, и последние два года с момента заболевания матери ее постоянно мучили страх и тревога. Кэролайн была опрятной девочкой, однако в три года у нее появился ночной энурез. Дома она была очень избирательна в еде и питалась в основном картошкой и бисквитами, однако за его пределами ела значительно лучше. Во сне она частенько плакала и кричала, и матери приходилось ее утешать. У Кэролайн было много фобий: она боялась пожилых людей, телевизора, часов, насекомых и шума. Большей частью страхи возникали в домашних условиях. Девочка часто огорчалась и плакала, если оставалась без внимания матери. Семья жила очень бедно, в стесненных условиях, причем родители именно с этим связывали все свои трудности. У Кэролайн были взрослые брат и сестра, которые очень ее любили. Большой возрастной разрыв между ними и Кэролайн был обусловлен семейными обстоятельствами, и родители решили завести еще одного ребенка, пока мать не состарилась. В период, когда Кэролайн училась ходить, мать все чаще впадала в депрессию и у нее появился ряд фобий, включая выраженную фобию кошек. Мать впадала в отчаяние из-за трудностей, становилась раздражительной с Кэролайн, однако иногда, напротив, чрезмерно усердствовала в уходе за дочерью и ее опеке. Кэролайн не была напрямую причастна к возникновению фобий у матери, однако страхи матери проявлялись именно в те моменты, когда она ухаживала за ребенком. Хотя Кэролайн и усвоила некоторые из тревог своей матери, ей нравилось дразнить мать теми страхами, которых она сама не имела.

 

Вероятно, депрессия, а также фобии, которыми страдала мать Кэролайн, привели к развитию страхов и у ребенка, причем это произошло за счет прямого подражания девочки страхам матери, кроме того, что симптомы матери прямо воздействовали на ребенка. Мать беспокоилась и создавала суету вокруг дочери и во многом ограничивала ее, в результате девочка не приобрела необходимых навыков самообслуживания. Когда Кэролайн расстраивалась, мать тревожилась, и эта тревога передавалась девочке, причем колебания материнского отношения от тревожного избыточного внимания до раздражительного пренебрежения лишь усиливали страхи ребенка. Соответственно беспокойство матери о Кэролайн и провокации самой девочки лишь усугубляли болезненное состояние матери. Возможно, тот факт, что матери уже было за сорок, и то, что она была вынуждена не слишком внимательно присматривать за дочерью, как это было бы десяток лет назад, тоже был для нее непростым обстоятельством. В течение последнего года мать принимала антидепрессанты, причем это давало определенный эффект, однако некоторые трудности сохранялись. Когда существование связи между нарушениями у матери и ребенка стало понятным, Кэролайн была направлена на консультацию. Психотерапевт регулярно посещал мать девочки, и они обсуждали ее отношения с ребенком. Он помог женщине найти способы преодоления страхов Кэролайн и посоветовал предоставить дочери большую самостоятельность. Мать продолжала принимать антидепрессанты, и в течение следующего года ее состояние постепенно улучшилось. Страхи Кэролайн прошли, и она стала хорошо учиться в школе, что также помогло ей стать более самостоятельной.

Преступное поведение родителей

Исследования делинквентных детей ясно показали, что для родителей таких детей, особенно отцов, характерно поведение, которое принято называть асоциальным или делинквентным (194). Исследования, проведенные в Англии, показали, что подобная взаимосвязь действительна и для агрессивного, и для асоциального поведения подростков, не проходивших через суды. Главное объяснение этого феномена, вероятно, состоит в том, что в семьях, в которых для родителей характерно преступное поведение, имеют место особенно частые ссоры и разногласия, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликты между ними формируют у детей нарушенное поведение. Мы уже отмечали, что родительские ссоры, драки или же враждебность и отчужденность создают благоприятную атмосферу для развития нарушений поведения у детей, особенно у мальчиков.

Тем не менее наряду с этим могут быть задействованы и другие механизмы. Психологи экспериментальным путем показали, что подражание агрессивному поведению может привести к развитию у детей агрессивного поведения. Наверно, подобное явление имеет место и в реальной жизни, а не только в экспериментальной лаборатории. По-видимому, дети могут усваивать социально неодобряемые формы поведения, копируя поведение своих родителей. Кроме того, родители, которым свойственно преступное поведение, часто применяют непоследовательные и произвольные методы наказаний, а это еще один известный фактор, который ведет к возникновению нарушений поведения у детей.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.