По пропедевтике терапевтической — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

По пропедевтике терапевтической

2017-10-11 701
По пропедевтике терапевтической 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая разработка

К практическим занятиям

По пропедевтике терапевтической

Стоматологии

(для студентов 2 курса)

Семестр

 

 

Белгород


План проведения практического занятия по пропедевтике терапевтической стоматологии

N Этапы занятия Оборудование, инструмента- рий Учебные пособия,средства контроля Место прове- дения Вре- мя
  Проверка посещаемости студентов     Учеб- ный класс мин.
  Проверка исходного уровня знаний(тестовый контроль)   Учебные таблицы, муляжи, распилы зубов, вата, медикаменты. Контрольные вопросы, задачи.   мин.
  Инструк- таж препо- давателя. Подготовка к самостоятельной работе. Бормашины, модели челюстей, инструменты, медикаменты и пр. План содержания занятия. мин.
  Самостоятельная работа студентов (на фантомах). Бормашины, наконечники, боры всех размеров и наименований, стоматологический инструментарий Методические разработки мин.
  Контроль результатов усвоения: проверка качества работы на фантомах; проверка решения ситуационных задач. Стоматологический инструментарий, фантомы Контрольные задачи мин.
  Задание на следующее занятие   Программа курса, литература по теме мин.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТУДЕНТАМ НА КУРСЕ ПРОПЕДЕВТИКИ СТОМАТОЛОГИИ.

Студенты должны являться на занятия по курсу пропедевтики стоматологии одетыми по медицинской форме (в чистом халате и медицинской шапочке). Рукава одежды не должны быть видны из-под рукавов халата, волосы должны быть аккуратно заправлены под медицинскую шапочку, ногти коротко острижены, без покрытия цветным лаком.

На лекции и практические занятия студент должен являться без опоздания в часы, указанные в официальном расписании или по договоренности с преподавателем. Впервые опоздавший к началу практических занятий студент не допускается на теоретическую часть занятия с обязательной отработкой пропущенной темы у своего преподавателя. При повторном опоздании студент на занятие не допускается, а теоретическая и практическая часть этого занятия отрабатываются полностью. Опоздавшие на лекцию в аудиторию не допускаются. Студенты, пропустившие два практических занятия, на последующие занятия допускаются только по разрешению деканата.

Присутствие только на первом или втором часе лекции не засчитывается. Пропущенная лекция подлежит отработке своему преподавателю с предоставлением реферата лекции. Пропущенные несколько лекций подлежат отработке у лектора (профессора или доцента).

На лекции и практические занятия студент должен приходить с авторучкой (карандашом) и тетрадью для записи.

Перед началом самостоятельной работы необходимо удостовериться в исправности стоматологического оборудования (кресла, бормашины, осветителя и др.). Приготовить набор стерильных инструментов, необходимый для работы мелкий инструментарий и медикаменты, а также пломбировочные материалы.

После окончания работы студент приводит в порядок рабочее место.

Кресло приводит в исходное положение, бормашину и светильник отключает от сети.


Тема № 1,2

Тема: Введение в специальность. Стоматология как единый раздел общей медицины, ее связь с другими науками. Место пропедевтики в системе стоматологического образования. Организация стоматологической поликлиники, отделения, кабинета. Эргономика в стоматологии. Деонтология.

Контрольные вопросы.

  1. Требования, предъявляемые к студентам на курсе пропедевтики стоматологических заболеваний.
  2. Понятие «стоматология», классификация.
  3. «Пропедевтика», цели.
  4. Организация стоматологической поликлиники,
  5. Организация терапевтического отделения, кабинета.
  6. Понятие деонтологии в стоматологии.
  7. Эргономика в работе врача-стоматолога.
  8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  9. Статья права пациента. Врачебная тайна.

Краткое изложение темы

1. Общие требования, предъявляемые к студентам на курсе пропедевтики стоматологии.

Студенты должны являться на занятия по курсу пропедевтики стоматологии одетыми по медицинской форме (в чистом халате и медицинской шапочке, сменной обуви). Рукава одежды не должны быть видны из-под рукавов халата, волосы должны быть аккуратно заправлены под медицинскую шапочку.

На лекции и практические занятия студент должен являться без опоздания в часы, указанные в официальном расписании или по договоренности с преподавателем. Впервые опоздавший к началу практических занятий студент не допускается на теоретическую часть занятия с обязательной отработкой пропущенной темы у своего преподавателя. При повторном опоздании студент на занятие не допускается, а теоретическая и практическая часть этого занятия отрабатываются полностью. Опоздавшие на лекцию в аудиторию не допускаются. Студенты, пропустившие три практических занятия, на последующие занятия допускаются только по разрешению деканата.

Присутствие только на первом или втором часе лекции не засчитывается. Пропущенная лекция подлежит отработке своему преподавателю с предоставлением реферата лекции. Пропущенные несколько лекций подлежат отработке у лектора (профессора или доцента).

Пропущенные практические занятия отрабатываться в специально назначенное преподавателем время. Основным методом отработки занятий является написание реферата или подготовке презентации по пропущенной теме или по теме назначенной преподавателем.

Требования к реферату: рукописный текст, объемом не менее 10 страниц, разборчивым почерком, С обязательным титульным листом, оглавлением, введением, основной частью, раскрывающей тему реферата, и выводами. Список литературы должен включать не менее 5 источников литературы. К реферату можно приложить рисунки, таблицы, схемы.

Требования к презентации: не менее 25 слайдов, раскрывающих тему, с обязательным использованием схем, рисунков, таблиц и др. Объём текста к наглядному материалу 50%-50%.

На лекции и практические занятия студент должен приходить с авторучкой (карандашом) и тетрадью для записи.

Перед началом самостоятельной работы необходимо удостовериться в исправности стоматологического оборудования (кресла, бормашины, осветителя и др.). Приготовить набор стерильных инструментов, необходимый для работы мелкий инструментарий и медикаменты, а также пломбировочные материалы.

После окончания работы студент приводит в порядок рабочее место. Кресло приводит в исходное положение, бормашину и светильник отключает от сети.

2. Стоматоло́гия (греч. Stoma, stomatos рот + logos учение) — область клинической медицины, изучающая этиологию и патогенез болезней и повреждений зубов, органов полости рта и челюстно-лицевой области, разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики.

Выделяют несколько разделов.

Терапевтическая стоматология включает одонтологию, занимающуюся методами диагностики и лечения заболеваний и повреждений зубов, а также ее раздел эндодонтию, разрабатывающую методы механического и лекарственного воздействия на каналы корней чубов, в т.ч. пломбирование, пародонтологию, в задачи которой входят изучение тканей пародонта, профилактика и лечение его заболеваний. К терапевтической стоматологии относятся также вопросы диагностики, лечения и профилактики кариеса и болезней слизистой оболочки рта.

Хирургическая стоматология занимается изучением и диагностикой болезней и повреждений органов полости рта и челюстно-лицевой области, разработкой хирургических методов их лечения. Она включает гнойную хирургию полости рта, челюстно-лицевой и шейной областей, лечение опухолей полости рта и челюстно-лицевой области, травм челюстно-лицевой области, устранение приобретенных и врожденных дефектов, восстановительную (пластическую) хирургию.

Ортопедическая стоматология посвящена изучению и диагностике нарушений целости и функций зубов и челюстей, разработке методов их профилактики и лечения путем протезирования, применения замещающих и регулирующих аппаратов. В ортопедическую стоматологию входят также ортодонтия, которая занимается изучением, лечением и профилактикой аномалий развития и деформации зубов, зубных рядов и челюстей, и материаловедение.

Выделяют также стоматологию детского возраста, в задачи которой входят изучение формирования и развития органов и тканей челюстно-лицевой области у ребенка, разработка и применение методов профилактики, диагностики и лечения болезней, аномалий зубов, челюстей, слизистой оболочки рта у детей;

Военную стоматологию, которая изучает боевые травмы челюстно-лицевой области, их клиническое течение, организацию и методы оказания медицинской помощи раненым в челюстно-лицевую область, а также профилактику и лечение стоматологических заболеваний у военнослужащих в мирное и военное время.

Стоматология связана с физиологией, биохимией, химией, а также хирургией и другими разделами медицины. Основными проблемами современной стоматологии являются профилактика и лечение кариеса зубов, пульпита, периодонтита, пародонтита и других заболеваний пародонта, заболеваний слизистой оболочки рта, устранение пороков развития челюстей и лица, пластические методы лечения при заболеваниях челюстно-лицевой области, гортани, травм челюстно-лицевой области, сложное челюстно-лицевое протезирование

3. Пропедевтика (греч. propaideio - предваряю) - сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответсвующей дисциплины

Тестовый контроль

  1. структурная единица стоматологической клиники или поликлиники, приспособленная для оказания стоматологической помощи своего профиля:

a) Стоматологическая поликлиника

b) Стоматологический пункт

c) Стоматологическое отделение

d) Стоматологический кабинет

  1. Могут ли размещаться лечебные учреждении в типовых помещениях?

a) Да

b) Нет

c) иногда

  1. каким должно быть расстояние между стоматологическими установками в кабинете?

a) 2 м

b) 1 м

c) 1,5 м

  1. Низкоскоростные моторы обеспечивают скорость вращения роторного инструмента:

a) 10000- 10000 об/мин

b) 10000-30000 об/мин

c) 100000-500000 об/мин

  1. Компрессор поддерживает в ресивере давление

a) 8-10 атм

b) 10-12атм

c) 4-6 атм

d) 5-9атм

  1. Комплексная научная дисциплина, изучающая функциональное состояние возможностей человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий, называется:

a) Экономика

b) Эргономика

c) Социология

  1. Дайте определение термину «пропедевтика»______________________________________________________
  2. Центральное водяное отопление, температура нагревательных приборов которого не должна превышать:

a) 50º

b) 60º

c) 70º

d) 80º

  1. Система кондиционирования должна обеспечивать температуру в помещении не выше:

a) 15º

b) 22º

c) 25º

d) 30º

  1. Скорость высокоскоростного роторного инструмента:

a) 300000-500000об/мин

b) 10000-30000 об/минг

c) 100000-300000 об/мин

Литература:

 

· Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2005.

· Гаража Н.Н. Зубные болезни. Ставрополь, 1997.

· Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. “ Фантомный курс по терапевтической стоматологии” М. 1996.

· Максимовский Ю.М. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2002.

· Методическое пособие кафедры «Эргономика в стоматологии», 1999.

· Садовский В.В. Стоматология в «4» руки. М. Стоматология, 1999.

Шмигирилов В.М. Стоматологические установки. М. Человек, 2002.


Занятие № 3

Тема: оснащение стоматологического кабинета. Стоматологические установки. Турбина, микромотор, наконечники. Режущие, абразивные инструменты, их назначение. Средства изоляции от слюны.

Контрольные вопросы:

1. Оснащение кабинета

2. Устройство стоматологической установки

3. Виды установок

4. Блок врача

5. Блок ассистента

6. Кресло пациента

7. Угловой наконечник

8. Турбинный наконечник

9. Боры для наконечников

10. Уход за наконечниками

11. Режущие и абразивные инструменты

12. Средства изоляции слюны

Краткое изложение темы

Оснащение кабинета

Оснащение кабинета
Освещение: естественное (окно)   искусственное общее местное   Площадь окна не менее 25% от площади пола, верхний край окна на 30 см ниже потолка.     Люминесцентные лампы, Светильник на установке.
Вентиляция: Естественная   Принудительная   Окна имеют открывающиеся форточки или фрамуги. Приточно-вытяжная вентиляция.
3. Водоснабжение Централизованное горячее и холодное водоснабжение.
4. канализация Централизованная
5. Температура воздуха 20-24 °С
Гигиенические нормы
1. Площадь кабинета 14 м2 на одно рабочее место стоматолога, на каждое дополнительное место – 7 м2, если установка пневматическая – 10 м2.
2. Высота кабинета Не менее 3,3 м.
Отделка кабинета Стены     Потолки Полы   Облицовочные материалы, подвергающиеся влажной уборке с дез.растворами (масляная краска, кафель). Светлые тона. Побелка. Линолеум без швов, с захлестом на стены на 8-10 см (при работе с амальгамой).

2. Стоматологическая установка предназначена для размещения пациента и создания для врача наиболее эргономичных условий труда. Она состоит:

1. кресло пациента

2. пульт врача

3. пульт ассистента

4. педаль управления для врача

5. плевательница

6. светильник

7. блок подключения

8. стул врача и ассистента

9. компрессор

10. система вакуумного отсоса

3. Виды установок:

  1. Эконом-класс
  2. Бизнес-класс
  3. Элит-класс

Кресло пациента (стоматологическое).

Грузоподъемность не менее 150 кг. Для предотвращения поломки, если пациент слишком грузный.

Высота посадки пациента колеблется от 350 до 480 мм.

Высота рабочего положения определяет возможность принимать пациентов в положении “лежа” и “в 4 руки”. Привод механизма кресла м. б. гидравлический (более плавный и менее шумный), механический (более надежен в эксплуатации, т. к. исключена протечка масла).

Подголовник – обеспечивает врачу наиболее удобное положение головы пациента при лечении. Распространены подголовники с 2 степенями свободы:

  1. высота выдвижения
  2. поворот для запрокидывания головы

Управление креслом расположено на спинке кресла или пульте врача, ассистента.

4. Блок врача – расположены основные элементы управления. Держатели наконечников.

Размещение держателей наконечников м. б.

а) рукава сверху; преимущества:

1. исключено падение наконечника на пол;

2.наконечник располагается головкой вниз, что предохраняет электрические микромоторы от попадания масла;

3. рычаг оказывает меньше весовое воздействие на руку врача.

б) рукава снизу; преимущества:

1. рукав более длинный

2. нет обратного натяжения наконечника

5. Блок ассистента – предназначен для размещения вспомогательных элементов установки:

1. Слюноотсос – вакуумная система для удаления жидкости из полости рта в процессе работы;

2. Пылесос – вакуумная система, предназначена для удаления водяного тумана, возникающего при работе наконечника с охлаждающим спреем.

3. Водно-воздушный пистолет для обмывания операционного поля.

4. Лампы для отверждения

Педаль управления для врача – обеспечивает эргономический режим работы врача; с ее помощью включается турбинный, микромоторный и другие наконечники.

Плевательница – соединяет стоматологическую установку с системой канализации и служит для эвакуации отходов, появляющихся в процессе лечения.

Осветительный прибор – служит для освещения операционной зоны во время манипуляций.

Стул врача и ассистента – должен обеспечивать эргономическую посадку врача и возможность продолжительной работы. Стул должен свободно перемещаться, а поворот спинки обеспечивает оптимальное положение корпуса врача.

Наконечники.

I. Наконечники, устанавливаемые непосредственно на рукава установки:

а) турбинные наконечники

V вращения до 400. 000 об/мин.

б) микромоторные наконечники

в) наконечники для снятия зубных отложений – скалеры (воздушные или пьезоэлектрич.)

А) Турбинные наконечники – главная их особенность: высокая V вращения, что влияет на его долговечность. Чувствительными элементами турбинного наконечника является:

подшибники ротора

узлы крепления бора

каналы спрея

подсветка

Б) Микромоторные наконечники:

- щеточный электрический микромотор,

- бесщеточный электрический микромотор,

- воздушный микромотор

Свойства микромоторных наконечников:

“+” 1. диапазон V от 1000 до 40. 000 об/мин.

2. сила резания

3. точная регулировка V

“-“ 1. высокая стоимость

2. необходим прерывистый режим работы

Микромоторный наконечник устанавливается на микромотор и приводится им в действие. В наконечнике может происходить преобразование V и вида движения и передача измененного движения на рабочий инструмент.

Преобразование вида движения.

1. Вращение передается без изменения

2. Вращение передается в циклически-повторяющиеся движения:

а) возвратно-поступательные (эндодонтические наконечники),

б)поворотные-колебательные движения на некоторый угол (эндодонт.наконечники),

в)совместные-возвратные и поворотные-колебательные движения (эндодонт. наконечники),

г)вибрационные-колебательные движения (эндодонтический наконечник).

Тестовый контроль

1. Перечислите ручные режущие инструменты:

А) эмалевый нож

Б) зонд

В) штопфер

Г) экскаватор

2. Вакуумная система, предназначена для удаления водяного тумана, возникающего при работе наконечника с охлаждающим спреем – это _____

3. После смазывания наконечник следует хранить:

А) головкой вверх

Б) головкой вниз

Г) не имеет значения

4. Найдите соответствие маркировки абразивных режущих инструментов со степенью зернистости:

А) Желтая 1) ультратонкая

Б) Красная 2) грубая

В) Черная 3) сверхтонкая

Г) Белая 4) сверхгрубая

Д) Зеленая 5) тонкая

5. Вакуумная система для удаления жидкости из полости рта в процессе работы – это _________________________________________

6. Укажите возможные длины боров для турбинного наконечника:

А) 16 мм

Б) 19 мм

Г) 29 мм

Д) 25 мм

Е) 21 мм

7. Низкоскоростные моторы обеспечивают скорость вращения роторного инструмента:

d) 10000- 10000 об/мин

e) 10000-30000 об/мин

f) 100000-500000 об/мин

Занятие № 4

Тема: Инструменты для обследования и лечения стоматологического больного. Асептика, антисептика, дезинфекция, стерилизация, профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний.

Контрольные вопросы:

  1. Инструменты для осмотра полости рта.
  2. Инструменты для лечения
  3. Инструменты для пломбирования кариозных полостей и для приготовления пломбировочных материалов
  4. Понятие «асептика», «антисептика», «дезинфекция», «стерилизация»
  5. Дезинфекция поверхностей
  6. Дезинфекция стоматологических инструментов
  7. Дезинфекция рук
  8. Дезинфекция воздуха стоматологического кабинета
  9. Дезинфекция отходов
  10. Текущая уборка кабинета.
  11. Предстерилизационная очистка стоматологических инструментов
  12. Стерилизация стоматологических инструментов
  13. Ятрогенные и инфекционные заболевания, их профилактика.

Краткое изложение темы

1. Инструменты для осмотра полости рта.

  1. Инструменты для лечения
  2. Инструменты для пломбирования кариозных полостей и для приготовления пломбировочных материалов
Компоненты действия Средства действия Критерий самоконтроля
Инструменты для осмотра полости рта       1. Зеркало стоматологическое 1.1 вогнутое, увеличивает изображение. 1.2 плоское, дающее истинное изображение 1.3 металлическое 1.4 пластиковое (одноразовое)   1. осмотр 2. дополнительное освещение 3. увеличение изображения 4 фиксация щек, губ, языка, защита от травм.
  2. Зонд стоматологический 2.1 прямой (штыковидный) 2.2 угловой. 2.3 пластиковый (одноразовый) 2.4 пуговчатый (с тупым концом) 2.5 градуированный 1. исследование фиссур, выявление кариозных полостей: глубина, содержимое, болезненость, сообщение с полостью зуба, топография устьев корневых каналов 2. исследование зубо-десневых карманов: глубина, содержимое. 3. проведение мед. обработки кариозных полостей,полости зуба и т.д.
  3. Пинцет стоматологический 1. удержание и перенос перевязочного материала, мелкого инструментария 2. проведение мед. обработки 3. определение подвижности зубов
Инструменты для лечения 1.зеркало 1. осмотр кариозной полости 2. визуальный контроль качества препарирования
  2. зонд 1. контроль качества препарирования кариозной полости 2. мед. обработка кариозной полости
  3 пинцет   1. см. выше  
3.1.для приготовления пломбировочных материалов   3.2 инструменты для пломбирования кариозных полостей   4 экскаваторы   1.шпатель 1.1 металлический 1.2 пластмассовый 2. стеклянная пластинка   1. гладилка 1.1 односторонняя 1.2 комбинированная со штопфером 1.3 двусторонняя 1.4 серповидная обратная   2. штопфер 2.1 односторонний 2.2 комбинированный с гладилкой 2.3 двусторонний а) пуговчатый. б)цилиндрический в) грушевидный Удаление временных пломб, мягкого зубного налета, над. и поддесневого зубного камня     1. замешивание пломбировочного материала   1.для внесения пломбировочного материала 2. для формирования пломбы.   для уплотнения пломбировочного материала в кариозной полости    

4. Антисептика — комплекс мер, предназначенных для уничтожения микробов в ране.

Асептика — комплекс мер, предназначенных для предупреждения попадания инфекции в рану. Это достигается обеззараживанием всех предметов, которые могут соприкасаться с раной.

Дезинфекци я - процесс устранения болезнетворных микроорганизмов с зараженных инструментов, одежды, окружающих предметов путем оказания физического или химического воздействия на них с помощью дезинфицирующих средств.

Стерилизация - процесс уничтожения всех микроорганизмов, включая споры, путем воздействия на них теплом, излучением, химическими веществами, или путем фильтрования.

Дезинфекция поверхностей.

В помещениях стоматологии выделяются 3 зоны с разными уровнями гигиены:

1-ая зона - зона лечения, где должен соблюдаться самый высокий уровень гигиены. В основе работы в 1-ой зоне должны лежать принципы:

  • Стерильности (практически все стоматологические инструменты);
  • Одноразовости (одноразовые инструменты);
  • Индивидуальности (перчатки).

2-ая зона - граница зоны лечения, включающая поверхность манипуляционного стола, подлокотники, зубоврачебную установку, пустеры, индивидуальные стаканы (поильники), шпатели и чашки для замеса оттискного материала. Обработка и дезинфекция поверхностей данных предметов проводится после каждого пациента, в конце смены и по мере загрязнения.

3-я зона - остальная часть кабинета: мебель, оборудование, ручки дверей, краны и раковины, бактерицидные лампы, светильники, пол. В данной зоне текущая уборка проводится ежедневно, не реже 2-х раз в день с использованием дезинфицирующих средств.

В качестве средств дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации используются только разрешенные в установленном порядке в РФ физические и химические средства, которые применяются строго в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России.

В ЛПУ целесообразно организовывать централизованное приготовление дезинфицирующих растворов с выделением отдельного помещения для этих целей.

После использования уборочный инвентарь обеззараживают в свежем растворе дезинфектантов, выдерживают экспозицию, после чего ветошь прополаскивают и сушат. Сушка на батареях строго запрещена!

Уборочный инвентарь должен быть раздельным для хирургического, терапевтического, ортопедического и ортодонтического кабинетов (отдельно на каждый кабинет).

Все емкости должны иметь крышки, четкую маркировку на каждый вид уборочных работ и использоваться строго по назначению. Ветошь никогда не перепутают, если она будет в разных цветовых вариациях (для хирургического кабинета №1 – синяя, для хирургического кабинета №2 – сиреневая и т.д.)

Дезинфекция рук

Различают три уровня обработки рук медицинского персонала:

  1. обычное мытье;
  2. гигиеническая обработка рук;
  3. хирургическая обработка рук.

Обычное мытье рук обеспечивает удаление грязи и транзиторной микрофлоры, которая попадает на кожу врача во время контакта с пациентом или контаминированными объектами окружающей среды. Осуществляется тщательным мытьем рук:

  • до начала работы;
  • до и после физического контакта с пациентом;
  • при смене одежды и места работы.

Мыть необходимо дважды, т.к. в этом случае эффективность составит 65 – 70 % (при однократном – 40 %).

Лучше использовать жидкое мыло в одноразовых дозаторах.

При использовании мыла в кусках необходимо, чтобы мыльница обеспечивала высыхание мыла перед последующим использованием.

Методика:

  1. Снять украшение и часы (т.к. снижается качество);
  2. Сухой рукой выдавить жидкое мыло из дозатора или берется сухой рукой сухое мыло;
  3. Под струей воды энергично втирать мыло не менее 30 секунд;
  4. Смыть остатки мыла под струей воды и повторить;
  5. Высушить одноразовым бумажным или индивидуальным полотенцем.

Гигиеническая обработка рук обеспечивает удаление или уничтожение транзиторной (поверхностной) патогенной или условно- патогенной микрофлоры с целью предупреждения распространения ее через руки персонала на окружающие объекты и обслуживаемых больных, а также после манипуляций, могущих повлечь за собой загрязнение рук персонала при осмотре и лечении пациентов.

Используются кожные антисептики в виде:

  • Специальных жидких бактерицидных мылах;
  • Спиртовых растворов кожных антисептиков;
  • Бактериальных средств в виде геля.

Гигиеническая обработка рук стоматолога проводится перед манипуляциями в перчатках (ДО и ПОСЛЕ), после контакта с жидкостями организма.

Способ применения кожных антисептиков: на увлажненные руки наносятся 3 – 5 мл. средства и втирают до высыхания. Если средство на основе спиртов, то антисептик наносится на сухие руки и втирается не менее 15 секунд.

Хирургическая обработка рук (обработка рук хирурга) обеспечивает самый высокий уровень чистоты. Проводится только спиртосодержащими антисептиками. Время обработки составляет не менее 2-5 минут.

Средства для дезинфекции рук в стоматологической практике:

 

Наименование кожного антисептика, фирма, страна
АХД-2000 (АОЗТ Петроспирт, Россия), АХД-2000 специаль (АОЗТ Петроспирт, Россия), Bелтосепт (ЗАО «ВЕЛТ», Россия), Октенидерм («Шюльке и Майр ГмбХ», Германия), Октенисепт («Шюльке и Maйp ГмбХ» Германия).
Декосепт («Борер Хемие АГ, Швейцария), Лизании («Лнзоформ-нева», Санкт-Петербург), Изосепт (Орион Корпорейшин НОЙРО, Финляндия), Октениман ("Шюльке и Майр ГмбХ», Германия), Стериллиум (БОДЕ Хеми ГмбХ и Ко», Германия), Дамисепт (ОАО ДАМИ, Россия).

Дезинфекция отходов

Порядок сбора, хранения и удаления отходов в лечебно- профилактических учреждениях регламентируется Санитарными Правилами и Нормами «Правила сбора и хранения отходов лечебно-профилактических учреждений» СанПиН 2.1.7.728-99.

Согласно Лондонской инструкции по отходам от 1988 года Медицинские отходы – это любые отходы, полностью или частично состоящие из тканей человека или животных, крови или др. жидкостей тела, экскрементов, наркотиков или др. фармацевтических продуктов, бинтов или одежды, или предметов медицинского ухода и зубоврачебной практики, или шприцев, игл, или др. острых предметов, которые были в контакте с кровью или экскрементами и, в случае, если их не обезвредить, могут быть опасными для любого человека, вошедшего с ними в контакт, в частности инфицировать его.

Класс А. Неопасные отходы. Отходы, не имевшие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, нетоксичные отходы. Пищевые отходы всех подразделений ЛПУ, кроме инфекционных (в т.ч. кожно- венерологических), фтизиатрических;

Класс Б. Опасные отходы. Инфицированные отходы. Материалы и инструменты, загрязненные выделениями, в т.ч. кровью. Патологоанатомические и органические операционные отходы (органы, ткани и т.п.). Все отходы из инфекционных отделений (в т.ч. пищевые). Отходы из микробиологических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (Согласно СанПиН 1.2.036-95 «Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов 1-4 групп патогенности»). Биологические отходы вивариев;

Класс В. Чрезвычайно опасные отходы. Материалы, контактирующие с больными особо опасными инфекциями. Отходы из лабораторий, работающих с микроорганизмами 1-2 групп патогенности. Отходы фтизиатрических, микологических больниц. Отходы от пациентов с аэробной инфекцией;

Класс Г. Отходы, по своему составу близкие к промышленным. Просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, дезсредства, не подлежащие использованию, с истекшим сроком годности. Цитостатики и другие химпрепараты. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование;

Класс Д. Радиоактивные отходы. Все виды отходов, содержащие радиоактивные компоненты.

Пользуясь данным классификатором, а также правилами утилизации различных отходов предлагаются следующие методы утилизации медицинских отходов:

- отходы класса А (к ним относятся фракции: твердый бытовой мусор, пищевые отходы) подвергаются термическому обезвреживанию либо захоронению на полигонах после дезинфекции;

- отходы классов Б и В (к ним относятся фракции: биологические отходы (патологоанатомические отходы, гистологический материал и т.п.), трупы лабораторных животных, полимерно- пластиковые материалы) подвергаются термическому обезвреживанию;

- отходы классов Г и Д (к ним относятся фракции: ртутьсодержащие отходы, фармацевтические отходы, радиоактивные отходы) собираются по отработанной схеме и утилизируются специальными предприятиями.

Текущая уборка кабинета.

Текущая уборка в стоматологических учреждениях должна проводиться не реже двух раз в день утром до рабочего дня и в конце рабочей смены. При работе в две смены не менее трех раз.

Способы обработки:

  • протирание;
  • орошение.

Ситуационные задачи.

1. Студент К. для осмотра зубных рядов выбрал шпатель и зонд. Верно ли это? И как бы вы поступили в данном случае?

 

2. В стоматологическом кабинете медсестра обнаружила, что сухожаровый шкаф не нагревается выше 120 °С. Возможно ли осуществление стерилизации в таком режиме?

 

3. В стоматологической поликлинике для дезинфекции стоматологического инструментария медсестра использовала 96% спирт. Верны ли действия медсестры?

 

4. Для лечения кариеса врач-стоматолог использовал лоток, в котором находились следующие инструменты: экскаватор, зеркало, пинцет, штопфер-гладилка. Каких инструментов не хватает в лотке?

 

5. При осмотре полости рта пациента врач использовал из укомплектованного лотка пинцет и зеркало. При приеме следующего пациента был использовал тот же лоток, но без указанных выше инструментов. Допустимо ли это и в каком случае?

Тестовый контроль

1. Стоматологический экскаватор используется для:

1) наложения пломб

2) удаления зубных отложений и некрэктомии

3) формирования пломб

4) зондирования

5) отделки пломб

2. В стоматологической практике гладилка используется для:

1) некрэктомии

2) некрэктомии, моделирования пломб

3) наложения пломб и их формирования

4) наложения и удаления пломб

5) кюретажа

3. Для создания полости ящикообразной формы применяются боры:

а) фиссурный

б) шаровидный

в) колесовидный

г) обратноконусный

д) финир

4. Для создания ретенционных пунктов применяются боры:

а) фиссурный

б) шаровидный

в) колесовидный

г) обратноконусный

д) финир

5. Как часто необходимо смазывать наконечник:

а) 1 раз в неделю;

б) 2 раза в день;

в) 1 раз в день;

г) 1 раз в месяц.

6. Напишите инструменты, необходимые для:

а) исследования

б) пломбирования

7. Зонд стоматологический используется для:

а) осмотра слизистой и рта

б) зондирования твердых тканей зуба

в) зондирование мягких тканей полости рта

г) пломбировании кариозной полости

8. Шпатель стоматологический используется для:

а) замешивания пломбировочного материала и внесения в кариозную полость

б) замешивание пломбировочного материала

в) удаление временной пломбы из кариозной пломбы

г) осмотра полости рта.

9. Назовите предназначение штопфера____________________________________

10. Назовите предназначение пинцета стоматологического ________________________

Литература:

  1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2005.
  2. Гажва С.И. Санитарно-эпидемический режим в учреждениях стоматологического профиля. М., 2003.
  3. Методические указания «По контролю за качеством предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения с помощью реактива «Азопирам».
  4. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая стоматология. С.Пб, 2001.
  5. Орехова Н.В. Организация в стоматологии. М., 2000.
  6. ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция медицинского инструментария».
  7. Приказ № 408 от 12.07.89 «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране».
  8. Тищенко Л.Д., Чагаев Г.К., Сомов А.Б. СПИД, проблемы лечения и профилактики. М. Издательство университета дружбы народов.989.

Занятие №5

Тема: Коллоквиум №1.

Цель: промежуточная проверка знаний.

Контрольные вопросы:

1. Понятие «стоматология»

2. Понятие «пропедевтика»

3. Терапевтич


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.22 с.