История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-10-11 | 577 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Кровь – основная жидкая среда организма, постоянно движется в системе замкнутых кровеносных сосудов. Выполняет множество функций: газообменную, трофическую, экскреторную, защитную, креаторную, терморегуляторную и др. Состоит из жидкой части плазмы (55 – 60%) и форменных элементов (40 – 45%). Все форменные элементы крови проходят сложные пути дифференцировки, прежде чем превратятся из общей предшественницы – некоммитированной стволовой клетки в зрелые формы.
Эритроциты имеют вид розоватых округлых дисков, легко определяются по отсутствию ядра. Тромбоциты при малом увеличении выглядят в виде отдельных скоплений; каждый из них в неактивированном виде имеет дисковидную форму, а в активированном – шаровидную, с множеством цитоплазматических выростов. Лейкоциты представлены зернистыми и незернистыми формами.
Совокупность эритроцитарных (агглютиногены) и плазменных (агглютинины) белков определяет разделение крови на группы. Из многочисленных типов классификации наиболее распространена Янского – Ландштейнера (АВО) и резус – принадлежность (Rh+ и Rh-). Открытие групп крови и Rh – фактора сделало возможным её переливание от донора к реципиенту.
Поддержание жидкого состояния крови является обязательным условием сохранения гомеостаза. Антисвёртывающая система представлена совокупностью веществ, препятствующих образованию кровяного сгустка (тромб). Фибринолитическая система обеспечивает растворение уже образовавшегося тромба. При повреждении тканей и кровеносных сосудов активируется свёртывающая система – совокупность тромбоцитарных, тканевых и плазменных факторов, взаимодействие которых по каскадному принципу обеспечивает формирование тромба и остановку кровотечения.
|
Цель занятия:
1) знать:
- систему крови, её строение и физиологическое значение;
- белки плазмы крови и их функции;
- понятие о жёстких и пластических константах крови;
- гематокрит, вязкость, удельный вес, ph, осмотическое и онкотическое давление крови и факторы их определяющие;
- структуру молекулы гемоглобина, его функции и виды;
- функции, количество и значение форменных элементов крови;
- лейкоцитарную формулу;
скорость оседания эритроцитов (СОЭ);
- специфические и неспецифические механизмы защиты;
- системы групп крови, Rh – фактор;
- правила переливания и принцип определения групп крови;
- кровозамещающие растворы;
- регуляцию свёртывания крови.
2) уметь:
- производить забор крови из пальца;
- производить определение гематокрита;
- определять содержание гемоглобина – в абсолютных и в относительных единицах;
- производить подсчёт количества эритроцитов и лейкоцитов;
- производить определение СОЭ, гемолиза;
- определять группу крови в системе АВО (с помощью цоликлонов);
- рисовать схему коагуляционного гомеостаза.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.
6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
|
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.
4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
1) Кровь как внутренняя среда организма. Состав, функции, свойства крови. Основные константы крови.
2) Плазма крови, ее состав. Значение белков плазмы крови. Функции. Липопротеины.
3) Осмотическое и онкотическое давление.
4) Активная реакция крови. Механизмы поддержания кислотно-основного состояния. Ацидоз и алкалоз.
5) Буферные системы крови.
6) Функциональная система, поддерживающая постоянство осмотического давления. Структура и динамика работы.
7) Функциональная система, поддерживающая постоянство форменных элементов крови. Структура и динамика работы.
8) Функциональная система, поддерживающая постоянство кислотно-основного состояния. Структура и динамика работы.
9) Эритроциты, их строение, свойства, количество и физиологическое значение. Гемолиз и его виды.
10) Гемоглобин, его состав. Количество гемоглобина в крови. Виды гемоглобина и его соединения с различными газами. Цветной показатель крови.
11) Лейкоциты, их количество, функции, свойства. Функции гранулоцитов и агранулоцитов. Лейкограмма.
12) Тромбоциты, их строение, количества, свойства. Функции и физиологическое значение.
13) Эритропоэз. Лейкопоэз. Тромбоцитопоэз.
14) Учение о группах крови. Агглютиногены и агглютинины. Определение групповой принадлежности крови. Переливание крови. Кровозамещающие растворы. Резус-фактор. Методика его определения.
15) Процесс свёртывания крови, его сущность и фазы. Виды гемостаза. Плазменные факторы свёртывания крови.
16) Понятие о противосвёртывающей системе. Фибринолиз.
Задания для самостоятельной работы на занятии:
Практическая работы №1
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!