Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании. Динамизм бытия: движение и развитие — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании. Динамизм бытия: движение и развитие

2017-10-11 391
Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании. Динамизм бытия: движение и развитие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

1 Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании. Динамизм бытия: движение и развитие.............................................................. 4

2 Понимание диалектики в истории философии. Современные дискуссии о диалектике........................................................................................................... 6

3 Диалектика как философская теория развития..................................... 8

4 Альтернативы диалектики. Диалектика и синергетика...................... 15

5 Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал для понимания проблем современной научной картины мира................................................ 21

Философский словарь.............................................................................. 24

Вопросы для размышления.................................................................... 27

Темы рефератов....................................................................................... 27

Список литературы.................................................................................. 28


 

Философский словарь

 

Альтернатива (франц. «один из двух») — необходимость выбора одной из двух или нескольких возможностей, которые взаимоисключают друг друга; любая из таких возможностей.

Амбивалентный — двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных свойств.

Антиномия (греч. anti — против и nomos — закон) — неразрешимое противоречие между двумя противоположностями, каждая из которых признается логически доказуемой.

Бифуркация (англ. fork — вилка) — пересечение в одной точке различных возможностей. Бифуркационный переход — выбор системой одного из возможных вариантов развития, каждый из которых радикально отличается от исходного.

Биосфера (греч. bio — жизнь, shpaira — шар) — жизненная оболочка Земли, имеющая в связи с этим своеобразную геолого-физико-химическую организованность (известняки, ископаемые, кислород и т.д.).

Взаимосвязь — взаимоотношение и взаимодействие предметов и явлений в процессе движения и развития.

Глобальный (универсальный) эволюционизм — интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального мира. Весь мир понимается как огромная эволюционизирующая система.

Движение — любое изменение в природе или обществе.

Дедукция (лат. deduction — выведение) — рассуждение от общих принципов, законов, правил к частным фактам и положениям.

Диалектика (греч. dialektike — искусство вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а также метод, соответствующий этому учению.

Диалектическое отрицание — отрицание, в ходе которого устанавливается связь между старым и новым качеством, суть которой в том, что существенные элементы старого усваиваются в новом качестве.

Догматизм — метод мышления, основанный на догмах, принимаемых за истину на основе веры или авторитетного мнения, без доказательств и учета конкретных условий.

Диссипативные системы — открытые, нелинейные системы, находящиеся в состоянии динамического равновесия (например, живой организм).

Индетерминизм (греч. in — не, determinare — определять) — философское учение, отрицающее либо объективность причинной обусловленности в мире, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.

Индукция — рассуждение от частных фактов к общим выводам.

Иррациональное (лат. «неразумный») — находящееся за пределами разума, алогическое, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему (чувства, эмоции, вера, фантазии, интуиция, бессознательное).

Иррационализм — направление в теории познания, ограничивающее или отрицающее познавательные возможности разума и выделяющее в качестве основы познания иррациональные элементы человеческой психики.

Категория — предельно общие, фундаментальные философские понятия, отражающие существенные свойства предметов и явлений.

Конвенциализм (лат. conventionalis — соответствующий договору) — философское истолкование науки, согласно которому в основе научных теорий лежит произвольные соглашения (конвенции) между учеными, выбор которых регулируется соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п.

Метафизика — 1) учение о сверхчувственных причинах и началах бытия; 2) философский метод, рассматривающий предметы и явления вне их внутренней связи и развития, отрицающий роль противоречий как внутреннего источника, причины развития.

Научная картина мира (НКМ) — теоретическое описание мира в целом на основе систематизации и интеграции знаний, полученных в различных областях научного поиска.

Ноосфера (греч. noos — ум) — сфера взаимодействия природы и общества, в границах которой определяющим фактором развития становится разумная человеческая деятельность.

Парадигма (греч. «пример, образец») — исходная концептуальная схема, модель постановки и решение проблем, доминирующая в научном сообществе на протяжении определенного исторического периода. Изменение парадигм является научной революцией.

Противоречие — взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы.

Развитие — необратимое, направленное изменение предметов и явлений от одного качественного состояния к другому.

Рационализм (лат. ratio — разум) — направление в теории познания, признающее разум основой познания и поведения людей.

Релятивизм (лат. relativus — относительный) — признание относительности, условности, субъективности познания.

Синергетика — одна из альтернативных диалектике теорий развития, изучающая открытые, самоорганизующиеся, саморазвивающиеся системы в неравновесных условиях.

Система (греч. systema — целое, составленное из частей) — целостная совокупность структурообразующих элементов.

Структура — упорядоченная, закономерная взаимосвязь и взаимодействие элементов данной системы.

Случайность — явление, возникающее в результате действий внешних, несущественных причин, отличается необязательностью и неопределенностью; представляет реализацию одного из множества вариантов, возможностей развития.

Фатализм — мировоззренческая позиция, рассматривающая каждое событие и поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Флуктуация — случайные изменения в развитии неравновесной системы, приводящие систему в состояние неустойчивости и определяющие результат самоорганизации. «Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении» (8, 683).

Хаос (беспорядок) в синергетике — способность случайных флуктуаций порождать новые организационные порядки, фактор самоконструирования нелинейной среды («порядок из хаоса») (8, 877).

Эвристика — совокупность методов, направленных на развитие продуктивного мышления и творческого решения научных проблем.

Эволюция и революция. Эволюция (в широком смысле) — синоним развития; постепенные, нарастающие изменения в природе и обществе, которые могут привести к усложнению, повышению уровня организации системы. Революция — коренные изменения системы, приводящие к качественным преобразованиям.

 

 

Вопросы для размышления

 

1 Что такое диалектика? Как изменялось содержание этого термина в истории философии?

2 Общие и различные черты материалистической и идеалистической диалектики.

3 Что такое «закон» и «закономерность»? Каковы особенности законов диалектики?

4 Объясните высказывание И. Канта: «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей». Согласны ли вы с этой мыслью?

5 Как вы оцениваете два взаимоисключающих суждения: Ф. В. Гегель: «Все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы»; Д. Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа»?

6 Могут ли быть решены антиномии И. Канта?

7 Формальная и диалектическая логика: сходство и различие.

8 Сравнительный анализ лапласовского и современного детерминизма.

9 В чем отличие возможного и невозможного?

10 Раскройте сущностные черты синергетики.

11 Что такое глобальный эволюционизм и каковы его особенности?

 

 

Темы рефератов

 

1. Современные дискуссии о диалектике и ее месте в структуре философских знаний.

2. Диалектика и синергетика.

3. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

4. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал.

 

 

Список литературы

 

1 Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова — М.: Норма, 2008.

2 Данильян О. Г., Тараненко В. М. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко — М.: ЭКСМО, 2007.

3 Сартр Ж. П. Проблемы метода. Статьи — М.: Академический Проект, 2008.

4 Современная западная философия / Т. Г. Румянцева, А. А. Гришанов и др. — Минск: Выш. шк., 2000.

5 Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов / под общей ред. В. Л. Калашникова — М.: ВЛАДОС, 1999.

6 Балашов Л. Е. Философия: учебник — М.: «Дашков и К°», 2008.

7 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1 — М.: «Мысль», 1974.

8 Можейко М. А. Синергетика. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век — Минск.: Харвест, Современный литератор, 2002.

9 Степин В. С. Синергетика и системный анализ. Синергетическая парадигма — М.: Прогресс–Традиция, 2004.

10 Бондарев В. П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов — М.: Альфа–М, 2003.

11 Добронравова И. С. Синергетика как общенаучная исследовательская программа. Синергетическая парадигма — М.: Прогресс–Традиция, 2004.

12 Рябоконь М. В. Диалектика и принцип глобального эволюционизма / Н. В. Рябоконь // «Инновационные образовательные технологии» — Минск: 2010. — № 2.

13 Моисеев Н. Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям / Н. Н. Моисеев. — М.: ИздАТ, 1993.

 

 

Ингредиенты

Консервированный тунец

300 грамм

Батон

200 грамм

Яйца

3 штуки

Морковь

150 грамм

Лук

100 грамм

Соль

0 мл

Майонез

0 мг

растительное масло

0 мг

Процесс приготовления

Лук мелко покрошить.

Если вы используете горький лук, его надо залить кипятком и оставить на 10 минут. Затем воду слить, лук промыть в холодной воде.

Батон нарезать кубиками. Обжарить батон на растительном масле до золотистого цвета.

Морковь сырую натереть на мелкой терке.

Яйца натереть на крупной терке.

С рыбы слить масло, размять ее вилкой.

Смешать сухарики, лук, яйца, морковь, рыбу, посолить по вкусу. Заправить майонезом.
Салат с тунцом готов! Приятного аппетита!

 

Ингредиенты Хачапури

сулугуни

100 грамм

сыр Эдем

100 грамм

стакан кефира

1 стакан

щепотка соли

1 штука

щепотка соды

1 штука

мука

2 стакана

сливочное масло

30-40 грамм

Процесс приготовления

1. Сначала приготовить начинку. Просто натереть сыр, и смешать его.
2. Для теста в миску вылить кефир, добавить соду. Кефир начнет слегка пузыриться.
3. Посолить, добавить муку.
4. Замесить эластичное тесто. Тесто будет немного прилипать к рукам, добавляйте муку, когда будете делать лепешки.
5. Разделить тесто на 4 части, руками сформировать лепешку, края должны быть тоньше чем серединка.
6. В середину каждой лепешки положить начинку (по объему столько же сколько и теста!) И края свернуть в мешочек, хорошо скрепить. Ладонью придавить наш мешочек, слегка, чтобы получилась уже лепешка с начинкой внутри. (окончательный размер будет определяться диаметром вашей сковороды!)
7. Теперь хорошо разогреть сковороду, положить лепешку, и пальцами, аккуратно растягивать ее по ширине сковородки. Чем больше сковорода, тем тоньше получатся ваши хачапури.
8. Прожарить с одной и другой стороны.
9. Каждый хачапури смазать сливочным маслом.

 

Процесс приготовления

Все ингредиенты, кроме яблок, взбиваю миксером, потом добавляю натертые на терке яблоки. Смазываю форму маслом растительным, заливаю полученную смесь и ставлю в микроволновку на самую высокую мощность, у меня мощность 800, на 8 мин. Когда тортик остынет можно пропитать сгущенкой.

 

Содержание

 

1 Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании. Динамизм бытия: движение и развитие.............................................................. 4

2 Понимание диалектики в истории философии. Современные дискуссии о диалектике........................................................................................................... 6

3 Диалектика как философская теория развития..................................... 8

4 Альтернативы диалектики. Диалектика и синергетика...................... 15

5 Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал для понимания проблем современной научной картины мира................................................ 21

Философский словарь.............................................................................. 24

Вопросы для размышления.................................................................... 27

Темы рефератов....................................................................................... 27

Список литературы.................................................................................. 28


 

Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании. Динамизм бытия: движение и развитие

 

Начиная с середины XIX века, в естественных науках доминирует эволюционная концепция, рассматривающая природу как процесс постепенного, плавного накопления изменений, приводящих к качественному скачку. Первоначально термин «эволюция» использовался локально, при исследовании отдельных объектов природы, главным образом, биологических, изменяющихся на основе естественного отбора. Впоследствии принципы эволюционизма распространяются на изучение космоса и социума и, в конечном счете, приобретают глобальный, универсальный характер.

Со второй половины XX века в науке разрабатывается общая теория систем и системный метод, направленный на изучение объектов как целостной совокупности элементов, имеющих упорядоченную структуру. Соответственно, философия изучает общие принципы системного исследования (целостность, структурность, взаимосвязь системы и среды, иерархичность и т.д.). Исследуемый объект воспроизводится как система структурно организованных и взаимодействующих элементов.

В последние десятилетия прошлого века в научной методологии наблюдается синтез эволюционного и системного подходов, результатом которого явилось создание системно-эволюционной парадигмы, суть которой в изучении нестационарных, эволюционизирующих систем. Примерами данного синтеза являются теория нестационарной Вселенной, синергетика, глобальный эволюционизм.

Системно-эволюционная парадигма позволяет изучать природу как открытую, сложноорганизованную, саморазвивающуюся систему, изменяющуюся в процессе эволюции.

Один из принципов системно-эволюционной парадигмы — динамизм, универсальная изменчивость систем и объектов действительности. Для обозначения изменений, происходящих в мире, используются философские термины «движение» и «развитие».

Проблема движения интересовала мыслителей с древних времен. Некоторые философы (Фалес, Гераклит) понимали движение как бесконечное возникновение и уничтожение, абсолютную изменчивость вещей («Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»), другие (Парменид), напротив, отрицали движение, обосновывали стабильность, неподвижность бытия, которую Зенон пытался обосновать посредством апорий («Ахиллес и черепаха», «Стрела» и др.). Своеобразный итог этим спорам подвел Аристотель, считавший, что движение — неотъемлемый атрибут бытия. Оно идентично изменению и представляет актуализацию потенциального. В новое время движение понималось как способ существования материальных объектов, и в соответствии с наукой своего времени отождествлялось с механическими процессами. В определении понятия «движение» разногласий, по сути дела, не было, его связывали с многообразными изменениями бытия. Как таковое, оно универсально охватывает все процессы, происходящие во вселенной, от простого перемещения тел до мышления человека.

В мире существуют различные виды изменений. Они делятся на количественные и качественные. Количественные представляют изменения параметров объектов: перемещение в пространстве, изменение температуры, увеличение-уменьшение и т.д. Такие изменения воспроизводимы и обратимы во времени.

Качественные изменения связаны с появлением новых, ранее не присущих объекту существенных свойств. Они делятся на обратимые и необратимые. К обратимым относятся изменения агрегатных состояний вещества, химические реакции, взаимопревращение кинетической и потенциальной энергии и т. д.

Философию интересует необратимые качественные изменения, которые приводят к развитию системы. Развитие может быть связано с повторением, цикличностью каких-либо свойств или процессов (стадий биологических изменений организма, воспитания и образования личности), а может иметь креативный характер, т.е. приводить к возникновению принципиально нового, ранее не существовавшего (научные открытия, научно-технические новации, создание художественных произведений).

Развитие имеет направленный характер. Любые, даже случайные изменения системы взаимосвязаны, возникают как результат предшествовавших взаимодействий и порождают последующие. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность существенных свойств старого в новом качественном состоянии.

Исходя из сказанного, можно определить развитие как качественное необратимое направленное изменение объектов.

Среди философских теорий развития можно выделить эволюционистскую модель Г. Спенсера (1820–1903), до сих пор популярную среди биологов. Согласно Г. Спенсеру, эволюция имеет всеобщий характер и все системы развиваются путем появления новых элементов (дифференциаций), их последующей интеграции в рамках новой системы, пока не обретут равновесие с внешней средой и не адаптируются к миру. Противоположной моделью развития является эмерджентизм (Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон), суть которого состоит в абсолютизации скачкообразного характера развития. Согласно эмерджентизму, новое качество не может быть объяснено исходя из старого; между высшей и низшей ступенью развития — онтологический разрыв, который нередко заполняется с привлечением понятий типа «божественная воля», «творческий порыв», «космическая генетическая программа» и т.д. Эмерджентные концепции представляют действительность «как системы спонтанно образующихся и функционирующих уровней мирового бытия» (1, 480).

Наиболее адекватной концепцией развития является диалектическая, т.к. она свободна от недостатков эволюционизма и эмерджентизма и рассматривает постепенные эволюционные и коренные качественные изменения в их взаимосвязи и взаимопереходах.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.