По земельному праву (2016 г.) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

По земельному праву (2016 г.)

2017-10-11 227
По земельному праву (2016 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и метод земельного права

Главным критерием для оптимизации правовых норм в самостоятельную отрасль считается наличие предмета правового регулирования. Предметом земельного права являются общественные земельные отношения. В науке нет единства в понимании того, что входит в предмет земельного права.

а) Жариков и его последователи считают, что предмет земельного права составляют отношения по предоставлению (приобретению) земельных участков, совершению сделок с ними, по организации управления в сфере использования и охраны земель различных форм собственности, реализации прав и исполнении обязанностей участниками земельных отношений, другие вопросы обеспечения эффективного использования земель.

б) Краснова и её последователи определяют предмет как волевые общественные отношения, возникающие по поводу земли, которые возможно и нужно урегулировать нормами права.

в) Третья группа учёных ссылается на легальное определение земельных отношений. В соответствии со ст. 3 ЗК РФ предмет земельного права – это общественные отношения, возникающие в сфере использования и охраны земель. *Это узкий подход к определению предмета земельного права. Сторонники широкого подхода говорят, что это неполное определение, они включают сюда, например, отношения но ведению мониторинга земель, кадастров и др.

г) Ерофеев и его последователи определяют предмет как отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками и управлению земельной сферой. Земельная сфера - все иные земельные отношения по поводу земельных участков.

Таким образом, предмет земельного права - это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования управления и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

Земельные отношения можно разделить на следующие виды:

1 Отношения по предоставлению и перераспределению земельных участков. Предоставление - это деятельность, носящая характер реализации государственной земельной политики. Перераспределение земель - это функция рыночной экономики, т.е. вовлечение земли в оборот.

2. Отношения по использованию земельных участков.

3. Отношения по охране земельных участков, которые предполагают их защиту от негативного антропогенного и природного воздействия.

В целом земельные отношения как предмет земельного права являются комплексными (и в этом их особенность), поэтому их регулирование осуществляется нормами земельного, гражданского, административного, экологического и других отраслей права.

Другими словами все отношения, которые складываются между субъектами по поводу земель и земельных участков считают земельными отношениями.

Под методом правового регулирования понимают совокупность способов и приемов юридического воздействия на участников общественных отношений. Метод земельного права соответствует предмету, т.е. имеет комплексный характер.

Основными способами воздействия являются: дозволение, обязывание, запрещение. Их сочетание и образует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Система земельного права

Система права может быть определена в зависимости от подхода к земельному праву как отрасли, науки, или учебной дисциплины.

С теоретической точки зрения система - это внутренняя структура элементов.

Под системой земельного права понимается научно обоснованная последовательность расположения земельно-правовых норм и институтов в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленная характером регулируемых земельных отношений.

Система земельного права как отрасли построена по пандектному принципу, т.е. состоит из общей и особенной частей.

1. В общую часть включены институты права собственности на земельные участки, ограниченных вещных прав на земельные участки, оборот земельных участков, управление земельным фондом, охрана земель, ответственность за земельные правонарушения.

2. Особенная часть складывается из институтов (а они состоят из субинститутов), которые определяют правовой режим отдельных категорий земель. Особенная часть включает в себя 7 правовых режимов, закреплённых в ст. 7 ЗК РФ:

а) земли сельскохозяйственного назначения;

б) земли населенных пунктов;

в) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

г) земли особо охраняемых территорий и объектов;

д) земли лесного фонда;

е) земли водного фонда;

ж) земли запаса.

Категория земель - это группирование земельных участков по каким-либо устойчивым признакам, в основу которых положено целевое назначение земельного участка с точки зрения вариантов его рационального использования и охраны. Совокупность этих признаков позволяет установить правовой режим для земель данной категории.

Систему науки (систематизацию знаний о земельном праве) можно выделить по:

а) По видам правовых институтов;

б) По политическому подходу к регулированию земельных отношений;

в) По хронологии;

г) По библиографическому принципу (по алфавиту).

Система учебной дисциплины земельное право состоит из тем. Темы строятся по расположению институтов отрасли земельное право. По сути, изучается действующее законодательство + теория.

* Содержание земельного права образуют правовые нормы или правила поведения субъектов права по отношению к земле, земельным участкам, частям земельных участков, выраженные в НПА.

 

Содержание земельных правоотношений

Содержание составляют земельные права и обязанности его участников.

Субъективное право - это предусмотренная правовой нормой мера возможного поведения, обеспеченная законом, которая включает в себя:

1. Право на обладание земельным участком;

2. Право на определенное поведение (действие или бездействие);

3. Право требовать от третьих лиц определённого поведения (активного или пассивного);

4. Право на защиту, в том числе судебную.

Основные земельные права закреплены в Конституции, и они делятся на 2 группы:

1. Земельно-экологические права граждан. Право граждан на благоприятную окружающую среду (элементами которой являются земля, почва) (ст. 42 Конституции).

Федеральные законы.

Федеральные законы делятся на кодифицированные (ЗК РФ, ГК РФ и др.) и обычные (ФЗ от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель»).

Важнейшее место в системе земельного законодательства занимает ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ. Это кодифицированный комплексный нормативный правовой акт, регулирующий почти все виды общественных земельных отношений и содержащий основополагающие нормы для развития иных источников земельного права.

Важное значение имеет ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Большое значение имеют нормы этого закона, которые определяют порядок переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования, приватизации земельных участков, занятых недвижимым имуществом, установление арендной платы и цены земельных участков в случае их приватизации.

Законы субъектов РФ

Согласно п. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Законы субъектов могут приниматься по следующим вопросам:

1. По изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для нужд субъекта РФ;

2. По разработке и реализации региональных программ, использования и охраны земель в границах субъекта РФ;

3. По управлению и распоряжению земельными участками в собственности субъекта РФ.

Могут быть и другие полномочия в соответствии с предметом ведения

Указы Президента

Президент издает от своего имени указы и распоряжения.

Согласно п. 1 ст. 2 ЗК РФ: земельные отношения могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам.

В 1990-е гг. указы Президента РФ (в инете пишут, что около 15 основополагающих указов было принято) играли доминирующую роль в регулировании земельных отношений, что объяснялось устарелостью земельного законодательства, необходимостью оперативного восполнения пробелов в нем. В них были закреплены нормы, позднее закрепленные в Конституции и новом ЗК РФ 2001 года. В это время был принят, например, Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», который дал толчок реформированию колхозно-совхозной системы хозяйствования.

После принятия ЗК РФ 2001 года роль Указов Президента снизилась и большинство их них утратили силу, но сейчас действуют несколько указов. Среди них, например: Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Локальные акты

Эти акты устанавливают для неперсонифицированных граждан, связанных с организацией, учреждением и предприятием права и обязанности, реализация которых может реализовать воздействие на состояние земельных ресурсов.

Локальные акты могут быть:

а) рассчитаны на работающих в данной организации, т.е. обращены внутрь нее. В качестве примера можно привести правила внутреннего трудового распорядка сельскохозяйственной организации.

б) направлены во вне ее. В качестве примера можно привести правила и порядок землеустроительных работ, они также обязательны для исполнения обращающимися, например, в организацию гражданами.

8. Нормативные договоры

К числу нормативных договоров относятся договоры, заключенные РФ и субъектами РФ. Нормативный договор - государственное соглашение, субъектами которого выступают органы публичной власти. Разновидностью нормативного договора является международный договор, заключенный между двумя государствами.

Нас интересует, прежде всего, Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга». Значение этого договора как источника земельного права состоит в том, что он отнес регулирование вопросов природопользования, охраны окружающей среды и земельное законодательство к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Содержание права собственности на землю

1. Если право собственности рассматривать как институт земельного права, то его содержание составляют земельно-правовые нормы.

2. Если подойти с позиции правоотношения, то содержание права собственности составляют права и обязанности, а также ответственность участников правоотношения.

3. Если рассматривать право собственности как вещное право, то его содержание состоит из единства трех правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Право владения земельным участком означает удержание в обладании, фактическое и юридическое господство над ним.

Право пользования земельными участками означает хозяйственную и иную эксплуатацию, извлечение полезных свойств, использование для удовлетворения потребностей собственника.

Праву пользования сопутствуют:

1. Установление государством определенных правил эксплуатации;

2. Государственный контроль за соблюдением правил;

3. Уплата налогов и иных платежей.

Право распоряжения о значает определение юридического статуса земельного участка и возможность определять его юридическую судьбу.

Функция распоряжения не включает в себя возможность уничтожить объект права собственности на землю. Уничтожить можно только принадлежность земли, т.е. уничтожить почвенный слой и изменить техногенный рельеф местности (осушить водный объект, который на нем расположен, изменить поверхность земли так, что она станет непригодна для дальнейшего использования).

Правомочие распоряжения включает в себя не только возможность определять юридическую судьбу имущества, но и его юридического статуса. Можно получить отказ в просьбе о переводе земельного участка из одной категории в другую. Т.е. использовать земельный участок, чтобы удовлетворить все интересы собственника тоже нельзя.

 

Общее управление.

Общее управление носит территориальный характер и касается всех правообладателей земельных участков, осуществляющих свою деятельность в пределах территории всей страны, субъекта РФ или муниципального образования.

Такое управление осуществляют органы общей компетенции, к которым относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах их компетенции

Специальное управление.

Его осуществляют специально уполномоченные органы государства в данной области, для которых выполнение соответствующих функций управления является главной задачей. Такое управление, как правило, не зависит от территориального размещения земельных участков и реализуется под контролем органов общего управления.

Ведомственное управление.

Его осуществляет ряд федеральных органов исполнительной власти в отношении земель, которые находятся, как правило, в федеральной государственной собственности. Регулирование охраны и использования земель не является для этих органов их основной задачей, чем они и отличаются от органов специальной компетенции. Этот вид управления распространяется, прежде всего, на подведомственные данным органам предприятия, учреждения и организации. К ним, в частности, можно отнести Министерство обороны РФ, Министерство транспорта РФ и некоторые другие.

Общественное управление.

Например, при установлении публичного сервитута необходимо проведение общественных слушаний. Или проведение экологической экспертизы.

Земельное управление осуществляется в двух формах:

1. Нормотворчество, т.е. издание подзаконных нормативных актов и актов применения права;

2. Правоприменительная деятельность.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Деятельность органа носит природоохранный характер. Земельные полномочия Минприроды заключаются:

а) В проведении мероприятий по охране лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий;

б) В утверждении такс и методик расчета вреда окружающей среды, например, при загрязнении земель;

в) В создании и управлении ООПТ.

Министерство здравоохранения РФ.

2.1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Она выполняет функции санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства в пределах всех категорий земель независимо от форм собственности.

Министерство экономического развития РФ.

3.1. Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр). К её полномочиям относится:

а) Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним;

б) Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная кадастровая оценка земель

в) Введение государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства. Надзор за проведением землеустройства;

г) Государственный мониторинг земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;

д) Государственный земельный надзор.

3.2. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). К полномочиям Росимущества относятся:

а) Надзор за управлением, распоряжением, использованием и сохранностью федеральный земель;

б) Приобретение в установленном порядке земельных участков в федеральную собственность, передача федеральных земель в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность (в ЗК РФ новая глава V.5);

в) Представляет Минэкономразвития предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки (глава V.3 ЗК РФ);

г) Заключает договоры аренды земельных участков, выступает организатором торгов по продаже федеральных земельных участков;

д) От имени РФ осуществляет предоставление земельных участков ГУПам, государственным учреждениям, органам государственной власти;

е) Принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами.

И др.

в) Органы отраслевой компетенции. К ним относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные отдельными функциями либо в области использования и охраны отдельных категорий земель, либо в рамках определённой отрасли хозяйства. К таким органам можно отнести:

1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Этот орган наделен полномочиями земельного надзора в отношении земель ООПТ и земель лесного фонда.

2. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводы). В его полномочия входит владение, пользование и распоряжение водными объектами и землями водного фонда, отнесенными к государственной собственности.

3. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Выдает заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых.

4. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Оно готовит документы о переводе земель лесного фонда в земли других категорий. Участвует в согласовании документов территориального планирования субъектов РФ, муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов, городов федерального значения, устанавливает и изменяет границы лесов защитного, эксплуатационного и резервного назначения, ведет государственный лесной реестр (учет лесных участков, лесничеств и т.д.).

5. Министерство культуры. Осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства в области использования и охраны объектов культурного наследия федерального значения, осуществляет контроль за их состоянием, осуществляет надзор за разработкой градостроительных регламентов и другой документации, выдает разрешение на проведение земляных строительных и других работ в зоне охраны объектов культурного наследия.

6. Министерство сельского хозяйства. Оно осуществляет полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

6.1. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Она осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в пределах своей компетенции;

7. Министерство транспорта России и подведомственные ему:

7.1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);

7.2. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);

7.3. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);

7.4. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

осуществляют согласование размещения линий связи и электропередачи, резервирование и выкуп земельных участков для государственных нужд для строительства автодорог общего пользования, а также расширения морских портов и т.п.

 

Мониторинг земель

Мониторинг земель предусмотрен ст. 67 ЗК РФ и представляет собой часть государственного экологического мониторинга, т.е. систему наблюдений, оценки и прогноза состояния земель, их количественных и качественных характеристик, их использования, состояния и плодородия почв в целях получения достоверной информации о состоянии земель.

Порядок ведения установлен Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения». NB! В лекции указывалось Постановление Правительства, оно утратило силу с 1.04.15.

Государственный мониторинг земель в РФ осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Задачи мониторинга:

1. Выявление изменений в состоянии земель. Выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли или об устранении последствий такого воздействия;

2. Обеспечение органов власти информацией о состоянии земельных ресурсов;

3. Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды, в том числе состоянии земель.

Объекты мониторинга: все земли в границах РФ, независимо от целевого назначения и форм собственности. Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Виды мониторинга:

1. В зависимости о целей наблюдения:

а) Мониторинг использования земель. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением;

б) Мониторинг состояния земель. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

2. В зависимости от территории наблюдения:

а) Локальный;

б) Региональный;

в) Федеральный.

3. По сроку:

а) Периодический. Проводится для получения данных об использовании и состоянии земель за период 3-х лет;

б) Оперативный. Проводится для получения данных об использовании и состоянии земель на текущий момент;

в) Базовый. Проводится для получения данных об использовании и состоянии земель на момент начала осуществления государственного мониторинга земель

Стадии мониторинга:

1. Сбор информации, ее обработка и хранение;

2. Непрерывное наблюдение, анализ и оценка качественного состояния земель;

3. Прогнозирование и формирование информационных баз данных.

Данные, полученные в ходе мониторинга являются общедоступными и используются при подготовке государственного национального доклада о состоянии и использовании земель в РФ, который ежегодно представляется в Правительство РФ.

 

Правовая охрана земель

Правовая охрана земель - система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия из земель сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, восстановление продуктивности земель.

***Земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Одним из основных принципов земельного права в соответствии со ст. 1 ЗК РФ является приоритет охраны земли как компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

До 2014 года данное конституционное положение дублировалось в п. 1 ст. 12 ЗК РФ. Как отмечали учёные, данный повтор был не случаен, так как усиливал охранительную направленность земельного законодательства. В действующей редакции такого положения в статье 12 нет. ***

Ст. 36 Конституции РФ устанавливает ограничение свободы правомочий собственника. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правовое регулирование охраны земель осуществляется нормами главы 2 ЗК РФ на основе комплексного подхода к управлению земельным фондом, с учетом региональных особенностей. Цели охраны земли можно разделить на 3 группы:

1. Превентивные. Они направлены на предотвращение деградации, загрязнения, и иного нарушения земель. *Упоминалось раньше про захламление. Теперь этот термин исключен из ЗК РФ;

2. Восстановительные. Они призваны обеспечить улучшение и восстановление земель, которые подверглись неблагоприятному воздействию окружающей среды и хозяйственной деятельности.

3. Побудительные. Они направлены на стимулирование использования земель способами, которые обеспечивали бы сохранение экологических систем и качества земли.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Содержание охраны земли определяется ст. 13 ЗК РФ, в соответствии с которой собственники земельных участков и иные лица обязаны проводить мероприятия:

1. По защите почв и их плодородия;

2. По защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения различными вредными веществами, захламление отходами и от иных процессов, ведущих к деградации земли;

3. По защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;

4. По ликвидации последствий загрязнения;

5. По сохранению достигнутого уровня мелиорации земель;

6. По рекультивации нарушенных земель, восстановление их плодородия;

7. По сохранению плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях повышения заинтересованности правообладателей земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативного воздействия может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель.

Ст. 14 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки, которые подверглись радиоактивному или химическому загрязнению и на которых невозможно производство продукции, которая отвечала бы установленным требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключаются из сельскохозяйственного оборота, могут быть переведены в земли запаса для консервации.

Лица, в результате деятельности которых произошло изъятие земель из хозяйственного оборота:

а) Полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного производства;

б) Компенсируют затраты на дезактивацию земель и на приведение в пригодное состояние либо возмещают собственникам стоимость этих земель.

Уголовная ответственность.

Составы земельных правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, содержатся исключительно в УК РФ и могут располагаться, например, в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» и главе 26 «Экологические преступления». Т.е. уголовным законом земля охраняется, с одной стороны как имущество, а с другой как природный объект.

Преступления, в отличие от административных правонарушений, характеризуются повышенной степенью общественной опасности, а также наличием последствий.

Предусмотрены следующие составы преступлений, которые можно отнести к земельным правонарушениям:

1. Ст. 170 «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом».

2. Ст. 254 «Порча земли»;

3. Ст. 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

Дисциплинарная ответственность

Ст. 75 ЗК РФ:

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

Виды дисциплинарных взыскании, зафиксированных в ст. 192 ТК.:

а) замечание;

б) выговор;

в) увольнение.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения.

+ Может быть материальная ответственность работника, если это у него было указано в трудовом договоре и было соглашение о полной или частичной материальной ответственности.

4. Гражданско-правовая ответственность (возмещение вреда)

Гражданско-правовая ответственность заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный и моральный вред, причиненный вследствие земельного правонарушения. Т.е. она носит компенсационный характер.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

К отношениям по возмещению вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, применяется норма ст. 62 ЗК РФ, согласно которой убытки, причиненные нарушением прав правообладателей земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Виновное лицо может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, то есть восстановлению плодородия почв, сносу зданий, сооружений в случае незаконного возведения и т.д.

Вред, который в результате совершения земельных правонарушений наносится окружающей среде, природным объектам и ресурсам, следует оценить как более масштабный. Данный вред также должен возмещаться. Обязанность по возмещению вреда в полном объеме, установленная в ч. 1 ст. 76 ЗК РФ, означает не только восстановление нарушенных прав собственника, но и возмещение вреда, причиненного окружающей среде, земле как природному объекту. Согласно ч. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» стоимость ущерба рассчитывается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками.

Аренда земельных участков

Правовое регулирование осуществляется в соответствии со ст. 22 ЗК РФ и ст. 39.6 - 39.8 ЗК РФ, а также ГК РФ.

Общее понятие договора аренды содержится в п.1 ст. 606 ГК РФ. Ст. 606 ГК РФ определяет договор аренды как соглашение, по которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Применительно к земельным правоотношениям понятие и сущность аренды никаких особенностей не имеет. Предоставление земельных участков в аренду их собственниками осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Арендодателями могут быть любые лица и публично-правовые образования.

Договор, заключенный с участием юридического лица или сроком более 1 года, подлежит государственной регистрации.

Если договор заключен между физическими лицами, то к нему применяются общие правила, стороны самостоятельно определяют права и обязанности, срок действия, размер арендой платы, порядок и условия ее внесении иные условия.

Новая редакция ЗК РФ принципиально по-новому определяет порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности в аренду. В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ (общая норма) договор аренды государственного или муниципального земельного участка заключается на торгах, аукционах. NB! Конкурсов теперь нет как формы торгов в ЗК РФ.

Т.е. в аренду земельный участок может предоставляться:

1. Без торгов;

2. С торгами;

3. По договору аренды.

В ст. 46 ЗК РФ определены основания прекращения аренды земельного участка:

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Если срок договора истек, то арендатор обязан возвратить вещь арендодателю, о чем оформляется передаточный акт.

Аренда может быть прекращена по решению суда. а также в случае досрочного расторжения договора по соглашению сторон.

Наряду с указанными основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 45 ЗК РФ:

1. При ненадлежащем использовании земельного участка

2. При изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

 

Рента. Регулируется ГК РФ.

В соответствии со ст. 583 ГК РФ, по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.

При передаче под выплату ренты земельного участка получатель ренты в обеспечение обязательства плательщика ренты приобретает право залога на этот участок (п. 1 ст.587 ГК РФ).

Плательщик ренты вправе распоряжаться земельным участком, переданным ему в обеспечение пожизненного содержания, только с предварительного согласия получателя ренты (п.1 ст.604 ГК).

+ еще может быть 7. Ссуда.

Защита прав на землю

Есть меры защиты (эти три, что в вопросе) и меры ответственности (возмещение убытков).

Плата за землю

Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю.

Согласно ст. 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Платность использования земли есть конкретизация общего принципа платности пользования природными ресурсами (землей, недрами, водными ресурсами, лесами, животным миром и др.).

Учреждение платы за пользование природными ресурсами стало возможным после отмены исключительной государственной собственности на землю и другие природные ресурсы и введения их в гражданский оборот.

Основными целями платности пользования природными ресурсами являются: повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании земель и других природных ресурсов; создание материальной заинтересованности в сохранении и воспроизводстве приро


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.