Тема 1. Предмет социальной психологии. Разделы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 1. Предмет социальной психологии. Разделы.

2017-10-11 199
Тема 1. Предмет социальной психологии. Разделы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Предмет социальной психологии. Разделы.

Области исследования.

 

Лекция 1.

  1. вопросы, на которые отвечает С.П.
  2. определение с.п., предмет, тезаурус
  3. место в системе наук
  4. разделы с.п.
  5. направления прикладных исследований
  6. Когда появилась личность, или зарождение с-п типа мышления?

 

 

Как вы думаете, что значит социальная психология, что она может изучать?

 

С.п. обладает удивительной способностью раскрывать и расцвечивать тонкие грани человеческих отношений. В этой науке мало искусственного, мало теоретических построений. В ней привлекательно то, что она помогает осмыслить реальный опыт отношений между людьми, увидеть его во всем многообразии, найти универсальные способы развития и усовершенствования отношений между отдельными людьми, коллективами, большими массами.

С-п знание всегда воспринималось как имеющее практическое значение. На основе житейских наблюдений, научных данных создавались и создаются различные приемы воздействия, стратегии построения отношений, технологии управления поведением и установками людей.

С-п техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воздействия на большие массы людей (% в рекламе), правил политического давления, управления людьми на производстве и т.д.

 

-1-.

· В какой период развития общества появилось «Я» у каждой личности?

· Может ли ребенок психически развиваться без социума? Можно ли адаптировать детей Маугли к жизни среди людей?

· Почему многие беспокоит, что подумают о них люди?

· Почему мы часто подчиняемся мнению большинства?

· Что заставляет верить рекламе?

· На чем основано манипулирование в общении?

· Почему по одежке встречают?

· Как стереотипы мешают счастливо жить?

· Почему наше поведение меняется в зависимости от группы людей, с которой общаемся?

· Почему «физики» не любят «лириков», или первобытные инстинкты в современном обществе

· Может ли присутствие других людей влиять на ускорение работы?

· Почему в одних коллективах дружат, а в других враждуют?

· Как разрешать конфликты в компании, в коллективе, в семье?

· Почему в толпе мы можем потерять контроль над собой?

 
 

 


Таким образом,

  • Среда, СМИ, группы участия влияют на человека.
  • Мы все участвуем в общении.
  • Мы все принимаем участие в межличностных отношениях.
  • Являясь членами разных групп, мы участвуем в групповом взаимодействии.
  • Группа влияет на эффективность деятельности.
  • Человек зависим от социума.

Знакомство с программой СП.

 

Рассмотренные явления относятся к с-п феноменам., а науку, изучающую такие явления, причины, условия, механизмы называют СП.

 

 

-2-

Запишем дефиницию

Социальная психология

· психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых), а также особенности отношений, возникающих между людьми в процессе межличностного общения, внутригруппового и межгруппового взаимодействия.

· наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу

 

Развитие свойств и особенностей психологического мира человека происходит в процессе общения и группового взаимодействия.

Предмет -закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включенностью в социальные группы, и психологические характеристики этих групп.

 

Тезаурус:

Межличностные отношения -контакты и связи 2 и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, отношений, деятельности, установок.

%вы и ваш друг, вы и ваш молодой человек

Внутригрупповые отношения -связи в малой группе(2 и более человек), возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями(симпатия-антипатия, дружба-вражда, безразличие-неприязнь)

%служебные взаимоотношения-отношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различных задач.

%вы и ваш одногруппник

Межгрупповые отношения -взаимодействие между целыми группами, порождающий определенный характер отношений.

% вы и биологи

 

-3-

Разделы СП

 

· Закономерности общения и взаимодействия

· С-п хар-ки групп, взаимосвязь личности и группы

· С-п особенности личности

· Психология больших социальных групп

 

-5-

Лекции

№ темы Содержание Часы
Тема 1. Понятие. Предмет. Методы. Место в системе научного знания.    
Тема 2. Общение. Понятие. Функции. Виды (ролевое-межличностное, ритуальное, монологическое: императивное и манипулятивное, диалогическое). 5принципов гуманистического общения (по К.Роджерсу).   Раздаточный материал. Типы манипуляторов (по Шострому)  
Тема 3. 3стороны общения. Общение как обмен информацией. Понятие обратной связи. Коммуникативные барьеры. Средства коммуникации. Вербальная коммуникация. Речь Невербальная коммуникация. Визуальные средства: кинесика, мимика, пантомимика, проксемика, контакт глаз. Акустические (пара-и экстралингвистические). Тактильные. Ольфакторные средства. Общение как взаимодействие Типы взаимодействий. Транзактный анализ Конфликты. Виды. Причины. Способы разрешения Общение как познание людьми друг друга. Социальная перцепция. Механизмы: идентификация,. рефлексия, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция. Эффекты восприятия: «эффект ореола», «эффект новизны», «эффект первичности». Стереотипизация. Установки, эмоциональные переживания, затрудняющие общение. Преодоление трудностей в общении. Самоподача и самораскрытие  
Тема 4. Малая группа. Фасилитация и ингибиция. Виды. Характеристики. Уровни развития группы. Групповая динамика. Образование группы Групповое давление. Коформизм. Негативизм.Нормативное большинство и меньшинство.    
Тема 5. Групповая сплоченность Лидерство и руководство. Стили.    
Тема 6. Проблема установки  
Тема 7. Психология больших групп  

 

Тема 1. Предмет социальной психологии. Разделы.

Области исследования.

 

Лекция 1.

  1. вопросы, на которые отвечает С.П.
  2. определение с.п., предмет, тезаурус
  3. место в системе наук
  4. разделы с.п.
  5. направления прикладных исследований
  6. Когда появилась личность, или зарождение с-п типа мышления?

 

 

Как вы думаете, что значит социальная психология, что она может изучать?

 

С.п. обладает удивительной способностью раскрывать и расцвечивать тонкие грани человеческих отношений. В этой науке мало искусственного, мало теоретических построений. В ней привлекательно то, что она помогает осмыслить реальный опыт отношений между людьми, увидеть его во всем многообразии, найти универсальные способы развития и усовершенствования отношений между отдельными людьми, коллективами, большими массами.

С-п знание всегда воспринималось как имеющее практическое значение. На основе житейских наблюдений, научных данных создавались и создаются различные приемы воздействия, стратегии построения отношений, технологии управления поведением и установками людей.

С-п техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воздействия на большие массы людей (% в рекламе), правил политического давления, управления людьми на производстве и т.д.

 

-1-.

· В какой период развития общества появилось «Я» у каждой личности?

· Может ли ребенок психически развиваться без социума? Можно ли адаптировать детей Маугли к жизни среди людей?

· Почему многие беспокоит, что подумают о них люди?

· Почему мы часто подчиняемся мнению большинства?

· Что заставляет верить рекламе?

· На чем основано манипулирование в общении?

· Почему по одежке встречают?

· Как стереотипы мешают счастливо жить?

· Почему наше поведение меняется в зависимости от группы людей, с которой общаемся?

· Почему «физики» не любят «лириков», или первобытные инстинкты в современном обществе

· Может ли присутствие других людей влиять на ускорение работы?

· Почему в одних коллективах дружат, а в других враждуют?

· Как разрешать конфликты в компании, в коллективе, в семье?

· Почему в толпе мы можем потерять контроль над собой?

 
 

 


Таким образом,

  • Среда, СМИ, группы участия влияют на человека.
  • Мы все участвуем в общении.
  • Мы все принимаем участие в межличностных отношениях.
  • Являясь членами разных групп, мы участвуем в групповом взаимодействии.
  • Группа влияет на эффективность деятельности.
  • Человек зависим от социума.

Знакомство с программой СП.

 

Рассмотренные явления относятся к с-п феноменам., а науку, изучающую такие явления, причины, условия, механизмы называют СП.

 

 

-2-

Запишем дефиницию

Социальная психология

· психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых), а также особенности отношений, возникающих между людьми в процессе межличностного общения, внутригруппового и межгруппового взаимодействия.

· наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу

 

Развитие свойств и особенностей психологического мира человека происходит в процессе общения и группового взаимодействия.

Предмет -закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включенностью в социальные группы, и психологические характеристики этих групп.

 

Тезаурус:

Межличностные отношения -контакты и связи 2 и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, отношений, деятельности, установок.

%вы и ваш друг, вы и ваш молодой человек

Внутригрупповые отношения -связи в малой группе(2 и более человек), возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями(симпатия-антипатия, дружба-вражда, безразличие-неприязнь)

%служебные взаимоотношения-отношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различных задач.

%вы и ваш одногруппник

Межгрупповые отношения -взаимодействие между целыми группами, порождающий определенный характер отношений.

% вы и биологи

 

-3-


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.