Смешение паронимов (однокоренных слов, различающихся по значению и употреблению) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Смешение паронимов (однокоренных слов, различающихся по значению и употреблению)

2017-10-11 470
Смешение паронимов (однокоренных слов, различающихся по значению и употреблению) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа над языком сочинения

 

Примеры ошибок

 

1. Как ни пытается Раскольников аннулировать эту мысль, она полностью овладевает им.

Слово аннулировать означает «объявить недействительным, отменить». Раскольников пытается избавиться от мысли (о преступлении), но никак не «отменяет» ее и не хочет «объявить недействительной».

2. Проблема совести является фактором размышления Пушкина.

Слово фактор означает «момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении». Проблема совести может быть предметом или объектом размышлений, но не его «существенным обстоятельством».

3. Каждый чиновник этого провинциального городишки вылезает вон из кожи, чтобы понравиться мнимому ревизору.

В русском языке существует фразеологизм лезть из кожи вон, но не «вылезать из кожи вон».

4. Хотя Куприн не играл столь большого значения в литературе конца 19 – начала 20 в., как Чехов и Толстой, а позже – Бунин и Андреев, многие его повести и рассказы не уступают произведениям этих писателей по глубине изображения характеров и мастерству.

Распространенное неправильное сочетание слов. Правильная сочетаемость: иметь значение, играть роль.

5. Первым, кто выдвинул в русской литературе тему лишнего человека, был Пушкин.

Выдвинуть тему – неправильное словосочетание, тему можно затронуть, раскрыть.

6. В эту глубокую бездну отчаяния постепенно погружается герой Достоевского.

Слово бездна имеет значение «глубокая пропасть», поэтому автор сочинения фактически написал: глубокая глубокая пропасть.

7. Толстой негодует от возмущения, когда показывает нам Наполеона в этом эпизоде.

Плеоназм: негодовать – испытывать возмущение.

8. На балу Онегин, чтобы позлить приятеля и отомстить ему за то, что тот притащил его в гости, танцевал с Ольгой, а Ленский начал хорохориться.

Слова притащил и хорохориться разговорные, они неуместны в сочинении.

9. Мне кажется, что А. С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси.

Анахронизм: о Руси мы говорим, когда речь идет о древней, сказочной, легендарной стране; о времени, когда жил А. С. Пушкин, следует писать Россия.

10. Для поэта все старое, все образы старого мира – враждебно.

Сказуемое в приведенных предложениях относится к ряду однородных членов и должно быть в форме не единственного, а множественного числа.

11. Самая любимейшая героиня Толстого – Наташа Ростова.

Степени сравнения прилагательных образуются либо с помощью суффиксов, либо с помощью вспомогательных слов, но не с помощью двух этих способов одновременно: или «любимейшая героиня», или «самая любимая героиня».

12. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего.

Непонятно, кому «ему»: Рогожину или Мышкину?

13. Чуткий художник, Тургенев откликается на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления.

Оба сказуемых должны быть употреблены либо в настоящем, либо в прошедшем времени.

14. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.

Деепричастный оборот должен обозначать действие того же субъекта, что и сказуемое.

Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.

15. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

Должно быть либо два придаточных предложения, либо два причастных оборота (в данном случае предпочтителен первый вариант). 1. На столе у Манилова лежала книга, которая была всегда открыта на одной и той же странице и которую он никогда не читал. 2. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и никогда не читаемая им.

Рассмотрим наиболее распространенные типы ошибок (фактические, логические, речевые, грамматические и др.).

 

Фактические ошибки

 

1. В романе два действующих лица: Онегин и Татьяна.

2. Алексей Максимович Горький родился в небольшом городке на Волге – в Горьком.

3. Как в старой Руси согрешившие и заблудшие выходили на площадь, становились в грязь, на колени, и каялись перед народом, так и Есенин каялся перед страной в том, что мешал ей своей песней.

1 – персонажи романа названы «действующими лицами», что возможно только в драматическом произведении, к тому же персонажей в романе «Евгений Онегин» значительно больше, наверное, имелись в виду главные персонажи;

2 – комментарий не требуется;

3 – допущена ошибка в трактовке творчества С. Есенина, использован неточный, противоречивый образ.

 

Логические ошибки

 

1. Окно выходило во двор, откуда Пушкин увидел Пущина по звуку колокольчика.

2. Фирс заботился по- матерински о Гаеве.

3. В его образе, может быть, доля одного из призывов Чехова к труду, к деятельности.

5. Базаров же с гневом и гордостью говорит о темноте народа.

6. Тяжелая жизнь рабочих наводит на него грустные и вместе с тем гневные мысли.

7. Простая деревенская девушка, наивная, но благородная, она не умела выразить свои ощущения.

 

Лексические ошибки

 

 

Непонимание значения слова

 

1. Половцев является руководителем контрабандистов, ненавидящих советскую власть.

2. Пугачев в повести показан как поработитель богатых, а не как тиран.

3. Залежи богатств Гобсека запрятаны в разброде везде.

4. Великие мастера слова – Пушкин и Бальзак – явили литературе два прообраза скупости: Скупого рыцаря и Гобсека.

5. В поэме передается импульс движения, проходящий через весь сюжетный строй. Его олицетворяет образ ветра.

6. От крапивы у Робинзона Крузо началась изжога.

 

Тавтология и плеоназм

 

1. Чацкий вырос в этой среде, с нею героя по-прежнему связывают родственные связи, даже чувство любви.

2. Для украшения сада устроены прекрасные по своему строению фонтаны.

3. Гринев увидел небольшую деревушку, огороженную частым частоколом.

4. Вопрос о невозможности всякого равнодушия и апатии.

5. Мы видим эгоизм и индивидуализм Печорина.

6. По мнению Базарова, жизнь требует безотлагательных изменений и преобразований.

7. Автор показывает Наташу глубокой патриоткой своей Родины.

8. Ленский не знает жизни и не занимается познанием действительности.

9. Гриша Добросклонов счастлив, потому что он борец за счастье русского народа, он верит в счастливое будущее русского народа.

10. О войне написано много произведений. Многие писатели обращаются к этой теме.

11. К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть, относится заискивающе.

12. Обычным для Некрасова было великодушие широкой русской души.

13. В своем романе «Война и мир» Толстой передает свое мировоззрение, свою философию.

14. Образом Т. Лариной автор изобразил тип русской женщины.

15. Это произведение поражает нас своей жизненностью, правдивостью и непростотой.

16. Работали молча, без слов.

1, 2, 3 – тавтология;

4, 5, 6, 7, 8 – плеоназм: патриот – это человек, любящий свою Родину;

9, 10, 11 – неоправданный лексический повтор или повтор однокоренных слов;

12 – тавтология, кроме того, великодушие не может быть обычным;

13 – плеоназм (мировоззрение, философия) и неоправданный повтор слова свой;

14 – тавтология (образом изобразил), не говоря о том, что тип русской женщины нельзя изобразить образом; неуместна и форма имени собственного (Т. Ларина);

15 – в данном случае автор использует слова жизненность и правдивость, фактически не различая их значения;

16 – комментарий не требуется.

 

Неточный выбор слова

 

1. Самолет Алексея обступили четыре немецких истребителя.

2. М. Ю. Лермонтов жил и творил в эпоху сороковых годов.

3. Романтизм явился для Пушкина подготовкой и переходом к реализму.

4. Все в ночлежке – разные люди, но доля у них одна – жить в этом подземелье, из которого не придется выбраться к солнцу.

5. Хлынул аккорд.

 

Грамматические ошибки

 

 

Неправильное образование формы слова

 

1. Отношения к героям и лирические отступления рисуют нам образ поэта.

2. Граждане проявляли массовые героизмы.

3. Передовые мировоззрения Чацкого.

4. Из здания медпункта в кругу своих будущих однополченцев вышел Боголепов.

5. Солнцу не хватало время разбудить всех лесных жителей.

6. Остап и Андрий вернулись из бурса.

7. От этого Мцыри кажется более таинственнее.

1, 2, 3 – отношение, героизм, мировоззрение – отвлеченные имена существительные, образование формы множественного числа у них или невозможно (героизмы) или требует другого контекста: наши отношения, разные мировоззрения;

4 – однополченцев – неправильное формообразование, следует – однополчан;

5 – не хватало времени;

6 – из бурсы (слово бурса – женского рода);

7 – неправильное образование формы сложной сравнительной степени, следует – более таинственно, более таинственным.

 

Штамп

 

Наташа – это многосторонняя, незаурядная личность, становление которой мы наблюдаем в течение всего романа.

На протяжении всего романа Левинсон показан прежде всего как руководитель отряда.

Только Кулигин на протяжении всей пьесы восхищается природой, и его первые слова были тоже о природе.

В комедии Грибоедова четко просматривается социальное и политическое противоборство героев.

Он четко обозначает моменты наивысшего напряжения, выделяет пики сюжетов, сосредоточивается вокруг одного героя.

В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил лучшие черты женского национального характера от Ярославны до наших дней.

Образ Павла Корчагина вбирает в себя все положительные черты поколения.

Главным представителем темы будущего в пьесе является Петя Трофимов.

А Чацкий несет в себе определенное историческое содержание.

 

Красивость

 

1. Она как бы попадает на островок завтрашнего дня.

2. Но коль речь зашла о природе, то следует отметить, что и любовь к природе – одно из «добрых чувств». Посмотрите только, как весело, оживленно и задорно написано «Зимнее утро».

3. Поэтический рассказ солдата о сражении звучит как торжественная симфония о героизме народных масс.

4. Мы вместе с Пьером Безуховым проходим сквозь огонь и дым. Видим его мужество. Ему приходит мысль, что ему необходимо убить Наполеона.

5. Смерть и война. Вот неразлучные подруги.

6. Раскольников все воспринимает чутко и тонко.

7. В поэзии Лермонтова нежно, с любовью, грустью, вдохновением, образно воспевается Родина.

8. «Онегин» – это наше духовное богатство, кладовая красоты.

9. В переплетении таких возвышенных чувств возникла и питалась ими в дальнейшем, на протяжении всего творчества, вольнолюбивая лирика поэта.

 

Работа над языком сочинения

 

Примеры ошибок

 

1. Как ни пытается Раскольников аннулировать эту мысль, она полностью овладевает им.

Слово аннулировать означает «объявить недействительным, отменить». Раскольников пытается избавиться от мысли (о преступлении), но никак не «отменяет» ее и не хочет «объявить недействительной».

2. Проблема совести является фактором размышления Пушкина.

Слово фактор означает «момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении». Проблема совести может быть предметом или объектом размышлений, но не его «существенным обстоятельством».

3. Каждый чиновник этого провинциального городишки вылезает вон из кожи, чтобы понравиться мнимому ревизору.

В русском языке существует фразеологизм лезть из кожи вон, но не «вылезать из кожи вон».

4. Хотя Куприн не играл столь большого значения в литературе конца 19 – начала 20 в., как Чехов и Толстой, а позже – Бунин и Андреев, многие его повести и рассказы не уступают произведениям этих писателей по глубине изображения характеров и мастерству.

Распространенное неправильное сочетание слов. Правильная сочетаемость: иметь значение, играть роль.

5. Первым, кто выдвинул в русской литературе тему лишнего человека, был Пушкин.

Выдвинуть тему – неправильное словосочетание, тему можно затронуть, раскрыть.

6. В эту глубокую бездну отчаяния постепенно погружается герой Достоевского.

Слово бездна имеет значение «глубокая пропасть», поэтому автор сочинения фактически написал: глубокая глубокая пропасть.

7. Толстой негодует от возмущения, когда показывает нам Наполеона в этом эпизоде.

Плеоназм: негодовать – испытывать возмущение.

8. На балу Онегин, чтобы позлить приятеля и отомстить ему за то, что тот притащил его в гости, танцевал с Ольгой, а Ленский начал хорохориться.

Слова притащил и хорохориться разговорные, они неуместны в сочинении.

9. Мне кажется, что А. С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси.

Анахронизм: о Руси мы говорим, когда речь идет о древней, сказочной, легендарной стране; о времени, когда жил А. С. Пушкин, следует писать Россия.

10. Для поэта все старое, все образы старого мира – враждебно.

Сказуемое в приведенных предложениях относится к ряду однородных членов и должно быть в форме не единственного, а множественного числа.

11. Самая любимейшая героиня Толстого – Наташа Ростова.

Степени сравнения прилагательных образуются либо с помощью суффиксов, либо с помощью вспомогательных слов, но не с помощью двух этих способов одновременно: или «любимейшая героиня», или «самая любимая героиня».

12. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего.

Непонятно, кому «ему»: Рогожину или Мышкину?

13. Чуткий художник, Тургенев откликается на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления.

Оба сказуемых должны быть употреблены либо в настоящем, либо в прошедшем времени.

14. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.

Деепричастный оборот должен обозначать действие того же субъекта, что и сказуемое.

Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.

15. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

Должно быть либо два придаточных предложения, либо два причастных оборота (в данном случае предпочтителен первый вариант). 1. На столе у Манилова лежала книга, которая была всегда открыта на одной и той же странице и которую он никогда не читал. 2. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и никогда не читаемая им.

Рассмотрим наиболее распространенные типы ошибок (фактические, логические, речевые, грамматические и др.).

 

Фактические ошибки

 

1. В романе два действующих лица: Онегин и Татьяна.

2. Алексей Максимович Горький родился в небольшом городке на Волге – в Горьком.

3. Как в старой Руси согрешившие и заблудшие выходили на площадь, становились в грязь, на колени, и каялись перед народом, так и Есенин каялся перед страной в том, что мешал ей своей песней.

1 – персонажи романа названы «действующими лицами», что возможно только в драматическом произведении, к тому же персонажей в романе «Евгений Онегин» значительно больше, наверное, имелись в виду главные персонажи;

2 – комментарий не требуется;

3 – допущена ошибка в трактовке творчества С. Есенина, использован неточный, противоречивый образ.

 

Логические ошибки

 

1. Окно выходило во двор, откуда Пушкин увидел Пущина по звуку колокольчика.

2. Фирс заботился по- матерински о Гаеве.

3. В его образе, может быть, доля одного из призывов Чехова к труду, к деятельности.

5. Базаров же с гневом и гордостью говорит о темноте народа.

6. Тяжелая жизнь рабочих наводит на него грустные и вместе с тем гневные мысли.

7. Простая деревенская девушка, наивная, но благородная, она не умела выразить свои ощущения.

 

Лексические ошибки

 

 

Непонимание значения слова

 

1. Половцев является руководителем контрабандистов, ненавидящих советскую власть.

2. Пугачев в повести показан как поработитель богатых, а не как тиран.

3. Залежи богатств Гобсека запрятаны в разброде везде.

4. Великие мастера слова – Пушкин и Бальзак – явили литературе два прообраза скупости: Скупого рыцаря и Гобсека.

5. В поэме передается импульс движения, проходящий через весь сюжетный строй. Его олицетворяет образ ветра.

6. От крапивы у Робинзона Крузо началась изжога.

 

Смешение паронимов (однокоренных слов, различающихся по значению и употреблению)

 

1. Такая дружба на проверку (поверку) не выдержала испытаний.

2. Виной (виновницей) тяжелой жизни ямщика является злодейка-жена.

 

Тавтология и плеоназм

 

1. Чацкий вырос в этой среде, с нею героя по-прежнему связывают родственные связи, даже чувство любви.

2. Для украшения сада устроены прекрасные по своему строению фонтаны.

3. Гринев увидел небольшую деревушку, огороженную частым частоколом.

4. Вопрос о невозможности всякого равнодушия и апатии.

5. Мы видим эгоизм и индивидуализм Печорина.

6. По мнению Базарова, жизнь требует безотлагательных изменений и преобразований.

7. Автор показывает Наташу глубокой патриоткой своей Родины.

8. Ленский не знает жизни и не занимается познанием действительности.

9. Гриша Добросклонов счастлив, потому что он борец за счастье русского народа, он верит в счастливое будущее русского народа.

10. О войне написано много произведений. Многие писатели обращаются к этой теме.

11. К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть, относится заискивающе.

12. Обычным для Некрасова было великодушие широкой русской души.

13. В своем романе «Война и мир» Толстой передает свое мировоззрение, свою философию.

14. Образом Т. Лариной автор изобразил тип русской женщины.

15. Это произведение поражает нас своей жизненностью, правдивостью и непростотой.

16. Работали молча, без слов.

1, 2, 3 – тавтология;

4, 5, 6, 7, 8 – плеоназм: патриот – это человек, любящий свою Родину;

9, 10, 11 – неоправданный лексический повтор или повтор однокоренных слов;

12 – тавтология, кроме того, великодушие не может быть обычным;

13 – плеоназм (мировоззрение, философия) и неоправданный повтор слова свой;

14 – тавтология (образом изобразил), не говоря о том, что тип русской женщины нельзя изобразить образом; неуместна и форма имени собственного (Т. Ларина);

15 – в данном случае автор использует слова жизненность и правдивость, фактически не различая их значения;

16 – комментарий не требуется.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.