Формирование ритма взаимодействия и чувства безопасности во время кормления — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Формирование ритма взаимодействия и чувства безопасности во время кормления

2017-10-11 220
Формирование ритма взаимодействия и чувства безопасности во время кормления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правильная организация взаимодействия во время кормления грудью влияет не только на получение ребёнком пищи, адекватной его потребностям по составу и объёму, но и удовлетворяет его жизненно важную потребность в общении, необходимого для нормального развития не меньше, чем достаточное поступление питательных веществ. По существу, кормление грудью является первым очевидным поводом для социализации ребёнка и, по мнению Kenneth Kaye, это первый вид диалога между ребёнком и взрослым, при котором в качестве реплик выступают не слова, а голосовые, тактильные и визуальные сигналы (Kaye K., 1975). В ситуации кормления, как и при других вариантах общения, для обеспечения его эффективности необходимо, чтобы партнёры — мать и дитя — могли правильно распознавать сигналы, подаваемые друг другу и адекватно на них реагировать.

В любом детско-родительском взаимодействии организатором этого процесса является мать, поэтому важно учить её не только различать, правильно интерпретировать поведение ребёнка и вносить изменения в собственное поведение, но и подавать ребёнку сигналы отчётливо и с определённым темпом, оптимальным именно для этого ребёнка, именно в данном его состоянии. Темп и интенсивность сигнализации должны позволять ребёнку переработать информацию и реализовать ответную реакцию. Темп взаимодействия с ребёнком мама должна подстраивать под особенности темперамента её ребёнка, учитывая при этом актуальный уровень бодрствования, состояние здоровья малыша. Если ребёнок флегматичен, или заторможен по причине сонливости или из-за болезни, мама должна чуть медленнее говорить, медленнее совершать манипуляции с младенцем, дольше ждать ответной реакции, стимуляция сосательной активности у ребёнка должна наращиваться постепенно. Если ребёнок активен, движения матери, её речь и эмоциональные проявления должны быть более быстрыми.

Изменение матерью темпа общения в зависимости от состояния ребёнка очень важно, так как если мама будет общаться с ребёнком в слишком быстром темпе, он не будет за ней успевать воспринимать и подавать сигналы и вскоре перестанет это делать. То же самое произойдёт и при слишком отсроченных реакциях мамы на сигналы ребёнка: малыш не будет связывать свои сигналы с мамиными реакциями, у него сложится ощущение, что мама подаёт их кому-то другому. Отсутствие сонастройки поведения матери и ребёнка является самой частой главной причиной дисрегуляции пищевого поведения малыша, если же мать ориентируется на активность младенца, она может подстраиваться под его потребности и даёт возможность ребёнку «подсказывать» ей, когда и как его лучше покормить. В этом случае у ребёнка создаётся ощущение, что о нём думают, на него ориентируются, с его потребностями считаются, соответственно, появляется ощущение контроля им ситуации и уверенность, что рядом находится любящий взрослый.

Удивительно, но формирование «диалога» во время грудного вскармливания, по всей видимости, заложено генетически. Дело в том, что сосательная активность младенцев всегда осуществляется в виде повторяющихся периодов, каждый из которых состоит из фазы активного сосания, длительностью 7-9 секунд и 2–3 секундных пауз. Такая смена активности во время сосания наблюдается как при грудном, так и при искусственном вскармливании, не зависит от трудности сосания (величины отверстия в соске), не изменяется при увеличении продолжительности кормления и, видимо, является генетически детерминированной (Kaye K., 1975). Во время фазы активного сосания малыши выглядят погружёнными в свои телесные ощущения, они почти не обращают внимания на окружение, о чём свидетельствует их «плавающий» отсутствующий взгляд, низкая реактивность на стимулы. Во время паузы малыши не только перестают сосать, но и переключают своё внимание с внутренних ощущений на восприятие внешней информации. Видимо, инстинкт безопасности подсказывает ребёнку, что отвлекаться не желательно, нужно отслеживать внешнюю ситуацию. Эта древняя программа, о которой мы не задумываемся, но она у ребёнка реализуется автоматически и определяет его чувство безопасности. Разумеется, ребёнок сам оценить ситуацию не может, поэтому, чтобы сориентироваться, он во время паузы внимательно вглядывается в лицо мамы. Эмоция на лице матери является для младенца показателем благополучия и безопасности ситуации для его матери, а значит и для ребёнка. Его успокаивает, если во время паузы в сосании он видит, что мама спокойно и доброжелательно следит за ним, это порождает чувство уверенности и в ней и безопасности ситуации, соответственно, ребёнок может спокойно продолжить кормление, «отвлекаясь» от внешних стимулов на свои внутренние ощущения и переживания.

Для формирования у младенца чувства безопасности и уверенности в собственной матери очень важно, чтобы во время пауз малыш не только видел перед собой спокойное, внимательное и доброе лицо мамы, но и убедился, что мама замечает его внимание к ней, реагируя на смену активности ребёнка. Реакция матери может выражаться в движениях (в паузу чувствительные мамы чуть покачивают малыша, гладят по спинке, по головке, трогают ручки и т.д.), в изменении выражения лица (приветственное поднятие бровей, улыбка на лице матери). Кроме того, мама может откликнуться голосом, сказав спокойно что-то вроде: «Давай, давай кушай…» После этого малыш, убедившись, что вокруг всё спокойно, мама его любит и контролирует ситуацию, вновь до следующей паузы начинает сосать грудь.

Таким образом, мы видим, что во время сосания груди (как и при кормлении из бутылочки) малыш поочерёдно то сам совершает действия, то переключается на приём информации. Если мама поддерживает такую ритмичность, то у малыша происходит телесное насыщение параллельно с «насыщением» мамиными положительными эмоциями, ощущение благополучия поддерживает у него положительный эмоциональный фон, хороший аппетит, и ребёнок спокойно прекращает сосать после насыщения и засыпает сразу, либо после непродолжительного общения с мамой. Описанный нами способ взаимодействия и общения с ребёнком во время кормления не только обеспечивает психосоматическое благополучие младенца, но и является важной воспитательной процедурой. Мы уже говорили, что психологи рассматривают процедуры кормления как первые диалоги в жизни ребёнка, прообразы будущего стереотипа общения матери и ребёнка. От того, насколько внимательно мама будет прислушиваться к ребёнку, когда он подаёт ей сигналы через действие (сосание), как она отвечает на его «фразы», зависит успешность формирования у ребёнка привычки поочерёдно подавать и принимать сигналы, а не только подавать их, не обращая внимания на партнёра по общению, или слушать без реагирования. Дети, привыкшие к поочерёдному обмену сигналами, т.е. к своеобразному инстинктивному и условнорефлекторному диалогу, привыкают к согласованному поочерёдному взаимодействию и общению. В последующем эти дети растут более спокойными, более послушными, настроенными на партнёрство и доверяющими взрослым и сверстникам.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.