Особенности формирования психики ребёнка в раннем детстве — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности формирования психики ребёнка в раннем детстве

2017-10-11 357
Особенности формирования психики ребёнка в раннем детстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Тишевской И.А.

Организация взаимодействия и общения с ребёнком во время кормления

Медицинские работники на лекциях для родителей, говоря о пользе грудного вскармливания, обычно подробно рассказывают о пользе грудного молока, рассматривают технику кормления ребёнка грудью, но мало внимания уделяют пользе для психического развития ребёнка и его воспитания собственно общения с ребёнком во время кормления. Это делает лекции обезличенными, безэмоциональными и скучными, мотивируя женщину на грудное вскармливание, специалисты не показывают выгоды от грудного вскармливания для самой мамы в ближайшей и отдалённой персепктиве. Так как на таких лекциях основной упор делается на «технической стороне» беременные и кормящие женщины рассматривают кормление вне контекста общения с ребёнком и его воспитания.

Успешность грудного вскармливания и благополучие формирующихся в ходе этого вида взаимодействия отношений, определяются несколькими группами факторов. Во-первых, это распознавание матерью сигналов голода и насыщения, подаваемых младенцем, налаживание того, что называется «кормление малыша по требованию». Во-вторых, это способность матери в процессе кормления регулировать ритмичность обмена сигналами с младенцем и обеспечивать малышу ощущение безопасности во время кормления. И, в-третьих, это формирование ребёнком образа кормящей матери, который будет стимулировать и поддерживать у него пищевое поведение, и поможет в преодолении кризиса общения во время лактационных кризов.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Тишевской И.А.

Особенности формирования психики ребёнка в раннем детстве

Поведение ребёнка является внешним проявлением сложных психических процессов, которые осуществляются его центральной нервной системой ещё во время внутриутробного периода существования ребёнка и интенсивно развиваются и совершенствуются в раннем послеродовом периоде. Под психикой мы понимаем функцию организма, состоящую в отражении предметов и явлений окружающего мира. В первые месяцы жизни психика ребёнка очень лабильна и особенно тесно связана с его поведением, можно сказать, что ребёнок отражает мир только в момент взаимодействия с его факторами, и именно успешность и благополучность такого взаимодействия формирует психику ребёнка.

Восприятие объектов окружающего мира у младенца сильно отличается от восприятия взрослого человека, и это важно помнить, чтобы понимать особенности поведения малыша. Дело в том, что целостное восприятие какого-либо предмета или живого существа в виде целостного образа (перцепция) является результатом активной синтетической деятельности головного мозга по интеграции большого количества ощущений, возникающих в ЦНС при действии раздражителей разной природы (модальности). Взрослый человек при получении набора ощущений, каждое из которых отражает то или иное воспринимаемое качество предмета, формирует целостный внутренний образ этого предмета. Этот образ сопоставляется с теми образами, которые сформировались на основе предыдущего опыта взаимодействия с подобными предметами, и хранятся в памяти человека. Путём и в результате такого сопоставления мы идентифицируем объект и можем назвать (вспомнить) не только те его качества, которые воспринимаем здесь и сейчас, но и другие качества, ему вообще присущие.

Отличия ребёнка от взрослого проявляются как в сенсорных способностях, так и в особенностях перцепции (формирования целостного образа воспринимаемого объекта).

Различия в сенсорных способностях начинаются с того, что у младенцев другой приоритет использования органов чувств при получении информации об окружающем мире. Для взрослого наиболее информативным является зрение, а осязание, слух, вкус и запахи обычно второстепенны, но у ребёнка всё наоборот. Это объясняется тем, что за время внутриутробного периода большее развитие получают тренируемые органы чувств.

Сначала развиваются вкус и обоняние (на пренатальном периоде развития они не дифференцированы), ребёнок чувствует вкус заглатываемых околоплодных вод, более того, этот вкус ребёнок запечатлевает как символ благополучия пребывания в утробе матери. Именно поэтому вкус и запах материнского молока, сходного по своему составу с околоплодными водами, узнают все новорожденные, дети быстрее справляются со стрессом рождения и успокаиваются именно при раннем прикладывании их к материнской груди.

Слух также начинает развиваться в утробе матери, поэтому к рождению малыш пособен по интонации, громкости голоса и по частоте произнесения фонем чувствовать эмоциональное состояние говорящего; ребёнок способен «заразиться» эмоциями матери, поэтому контроль её собственного голоса является одним из факторов регуляции состояния младенца.

Тактильная и проприоцептивная чувствительность во внутриутробном периоде существования ребёнка развивается ограничено, что обусловлено тем, что малыш стеснён в матке и может совершать движения небольшой амплитуды. Наибольшей чувствительностью у ребёнка к моменту рождения отличается оральная область (кожа лица, губы, язык, верхняя часть дыхательного и пищеварительного трактов). Раздражение этих зон вызывает у ребёнка чувство удовольствия, умиротворения и радости, поэтому психологи первый год жизни ребёнка часто называют оральной стадией развития его психики. При недостатке оральной стимуляции, наиболее адекватной потребностям малыша в условиях грудного вскармливания, ребёнок не получает достаточного уровня положительной стимуляции, и у него может сформироваться преобладание отрицательного фона поведения, для преодоления которого ребёнок чаще «самоуспокаивается» за счёт сосания пальца, языка или отрыгивания и удержания во рту материнского молока.

В отличие от вышеперечисленных сенсорных способностей, зрительные способности новорожденного ограничены, младенцы начинают исследовать мир визуально лишь после рождения, поэтому зрение интенсивно развивается в первые 4–6 месяцев. Сразу после рождения младенцы воспринимают границы светотени, к 2 месяцам они фиксируют взгляд, в 3–4 месяца способны его фокусировать не хуже взрослого, различают основные цвета, однако предпочитают рассматривать простые изображения, видимо из-за того, что им проще формировать целостный зрительный образ простых предметов и изображений. Лишь к 6–7 месяцам зрение ребёнка сопоставимо со зрением взрослого человека (Крайг Г., 2000).

Особенности перцепции ребёнка обусловлены динамикой созревания его нервной системы. Первая особенность перцепции состоит в том, что в первые месяцы жизни ребёнок не способен долго удерживать ощущения, возникшие при сенсорной стимуляции, его реакции сиюминутны и не могут быть сильно отсрочены. Вторая особенность перцепции младенца, отчасти производная от первой, заключается в том, что он не может воспринимать сложные сочетания стимулов разных модальностей как целостный образ, для этого у него ещё недостаточно развиты высшие интегративные центры мозга.

Перечисленные особенности объясняют, почему регуляция поведения младенцев, особенно в первые месяцы жизни, осуществляется по типу рефлексов, возникающих в ответ на непосредственное предъявление отдельных стимулов. Позднее, примерно с 3–4 месяцев, ребёнок научается синтезировать целостные образы, сначала относительно простые, а потом всё более сложные. Однако сначала эти образы неустойчивы, если ребёнок не видит мамы или какого-либо предмета, он не может их представить, субъективно они для него не существуют. Лишь постепенно, по мере развития соответствующих структур мозга ребёнок научается удерживать образы в памяти. Этому во многом способствуют игры с выбрасыванием игрушек из кроватки, прятки, а также опыт наблюдения за мамой и её грудью, которые периодически исчезают из поля зрения ребёнка и появляются вновь.

С момента понимания константности существования предметов и людей ребёнок начинает интенсивно их исследовать, накапливать и обобщать знания о них. В результате формируются не только усредненные (абстрактные) представления об окружающих предметах, но и о людях, заботящихся о ребёнке, в первую очередь — о наиболее значимом для ребёнка человеке — матери. Эти представления несут в себе опыт взаимодействия ребенка с элементами среды, а значит и возможные варианты (стратегии и тактики) будущего взаимодействия с ними ребёнка, взаимодействия, помогающего беспомощному малышу выжить в непростой и изначально малопонятной окружающей среде.

 

Для интерпретации поведения ребёнка, в том числе в ситуации кормления, необходимо учитывать не только особенности переработки афферентной информации, но и механизмы, которые определяют его действия, направленные на объекты среды (поведение). Поведение младенца достаточно сложно организовано, на сегодняшний день в нем принято выделять два взаимосвязанных компонента: состояние (функциональное состояние) ребёнка и реакции. Состояния младенцев — это типичные, относительно длительные и стабильные виды активности ребёнка, которые в норме приблизительно соответствуют суточному циклу сна и бодрствования.

Чаще всего выделяют шесть поведенческих состояний ребёнка (Крайг Г., 2000): глубокий сон, поверхностный сон, дремота (полусон), спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик (плач) (табл.1). Преобладание в поведении ребёнка того или иного состояния и скорость перехода из одного состояния в другое определяются типом нервной деятельности (темпераментом), состоянием здоровья и количеством активирующих воздействий, поступающей из внешней среды (в первую очередь от матери). Состояние ребёнка во многом определяет скорость и интенсивность его реакций на внешние стимулы.

Реакции младенцев — это движения или физиологические изменения, вызываемые внешними и внутренними стимулами. Сразу после рождения большинство программ реагирования у младенца являются врождёнными, то есть рефлекторными и инстинктивными, и лишь небольшое число реакций обусловлено научением в пренатальный период жизни ребёнка. Однако с первых дней отдельного существования реагирование малыша всё больше определяется его опытом, накопленным на основе облигатного и факультативного научения.

Рефлексы младенца представляют собой автоматические движения, которые сохранились в процессе эволюции в силу их высокой значимости для обеспечения выживания новорожденных особей нашего вида. Так как маленький ребёнок может выжить только за счёт матери, наиболее важные рефлексы новорожденных обычно наблюдаются при их взаимодействии с нею. Здесь мы упомянём только те рефлексы, которые, так или иначе, обеспечивают эффективное взаимодействие с матерью. Некоторые из этих рефлексов обеспечивают поддержание физического контакта ребёнка с матерью (рефлекс Моро, хватательные рефлексы кисти и стопы), они достались человеку в наследство от обезьяноподобных предков, и их смысл становится понятен, если допустить, что наши предки были покрыты шерстью и передвигались на четырёх конечностях. Другие рефлексы (рефлекс «поиска груди», сосательный рефлекс) обеспечивают реализацию пищевого поведения, разумеется, при адекватной поддержке этого поведения со стороны матери. Очень важно помнить, что все перечисленные рефлексы, хотя и являются по своей сути автоматизмами, одновременно являются эмоциогенными сигналами для матери, говорящими ей о потребностях её ребенка в близости и питании. Цепляется ребёнок за мамину одежду и руки, или открывает рот при прикосновении материнского соска к его щеке — все эти действия малыша вызывают у матери умиление и радость, и эти эмоции имеют очень большое значение для формирования бондинга (связывания) матери и ребёнка.

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.