Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста (организация познавательно-исследовательской деятельности детей, организация элементарных опытов и наблюдений и др.) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста (организация познавательно-исследовательской деятельности детей, организация элементарных опытов и наблюдений и др.)

2017-10-11 965
Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста (организация познавательно-исследовательской деятельности детей, организация элементарных опытов и наблюдений и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭВ – воспитание осознанно правильного отношения к окружающей действительности. Николаева: «в дошк. возр. закладываются основы экологической культуры человека».Саморукова, Веретенникова, Нечаева (экскурсии) и др. Задачи ЭВ: 1) Дать ребенку систему знаний о взаимосвязи и зависимостях в природе (формируется положительное отношение, ребенок любит то, что знает).2) Воспитание осознанного отношения к природе.3) Формирование эстетических чувств (на основе эмоций).

Дежникова, Цветкова говорили о понятии экологического воспитания дошкольника. Глазачев ввел термин «экологическая воспитанность».

Средства ЭВ: занятие, игра, наблюдение, экскурсия; специально организованная природная среда (уголок природы, экологическая тропа, сад, огород); предметная среда ДУ (игрушки, литература, пособия, экологический музей). Вопросом занимаются: Николаева, Рыжова и др. Современные программы (порциальные) на 3 группы:

I биоэкологической направленности (Николаева «Юный эколог», Рыжова «Наш дом природа»)

II эстетико-экологической направленности (Ашиковы «Семицветик»)

III эколого-социальной направленности (Кларина «Экономика и экология»).

Базовой основой ЭВ является программный раздел «Ознакомление детей с природой» (смысл – сориентировать детей в различных явлениях природы, доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи).

Задачи: 1) Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе (к ее живым и неживым объектам и явлениям).

2) Знакомить детей с ростом, развитием, размножением растений; с их потребностью в пище, свете, тепле.

3) Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

4) Знакомить детей с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар); с причинно-следственными связями.

5) Развивать первые представления о существенных признаках благополучного и неблагополучного состояния природы. Воспитывать бережное отношение к природе, умению ответственно ухаживать за растениями и животными.

Вопросом занимаются: Павлова, Лучич, Смирнова, Балуева, Парфенова и др.

Теория и технология экологического образования детей

34. Создание экологических пространств в дошкольной образовательной организации.

Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.

Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

Цель данной работы – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства. Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты: уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные); экологическая комната (комнатные растения и картотека к ним, карты звездного неба, зона коллекций, макеты, природный материал, оборудование для ухода за живыми объектами); м инилаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп, природный материал); библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы); территория детского сада (игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, различные породы деревьев); огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры); экологический театр (костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок, аудиозаписи); галерея (тематические выставки детских работ).

Кроме постоянных растений и животных в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы.

В помещении детского сада на полу и стенах, отдельно и в композициях - растения. Так же в уголках природы расположена зона коллекций, собранных родителями, детьми, воспитателями на участке детского сада, в местах проведения экскурсий и местах летнего отпуска. В равной степени это "экологическое пространство" может использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников.

В ДОУ оборудованы мини-лаборатории для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лабораториях позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.

С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого экологического пространства большую помощь оказали родители: изготовили атрибуты, декорации, сшили костюмы. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.

Огород традиционен для дошкольного учреждения, но он способен выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде в городе, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении.

На территории детского сада создана экологическая тропа. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.